Что такое креационизм в биологии определение 11 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее, общим для этой совокупности концепций является то, что эти концепции отвергаются большинством учёных как ненаучные по критерию К. Поппера] : выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, т. к. не могут быть проверены экспериментом.

Креационизм (от лат. creatio — создание, сотворение) (биол.) , ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию. Креационистами были многие исследователи 18 — начала 19 вв. Так, например, шведский учёный К. Линней считал, что все виды растений и животных существуют со времени "сотворения мира" и созданы богом независимо друг от друга; французский анатом и палеонтолог Ж. Кювье считал, что в течение истории Земли происходили обширные катастрофы, или катаклизмы, после которых опустошённые места заселялись организмами, пережившими катастрофу в отдалённых районах (см. Катастроф теория) . Сокрушительный удар К. нанёс Ч. Дарвин, доказавший своим учением изменяемость видов и преемственность между ними. Для современного К. характерны попытки "ассимилировать" эволюционное учение, подчинив его идее божественного творения. Однако даже современный католицизм вынужден признать (энциклика 1950 папы Пия XII) возможность происхождения человеческого тела от обезьяноподобных предков, относя акт божественного творения только к "душе" человека. В современной биологии встречаются разновидности ограниченного К. , признающего эволюцию лишь на видовом уровне. К. в любой форме служит орудием идеологической борьбы религии против научной биологии.

Эта теория является ответом в первую очередь на эволюционную теорию, которая объясняет разнообразие жизни, не прибегая к учению о Боге или какой-либо другой сверхъестественной силе. Креационизм может также не признавать модель возникновения Вселенной, основанную на Большом взрыве. Ведущие ученые, как правило, отвергают креационизм.

В самом широком смысле креационизм относится к Богу как к Творцу. Это важный элемент верований так называемых авраамических религий и основывается на утверждении, что Бог создал физический мир из ничего.

Креационисты выступают против идеи о том, что виды могут эволюционировать бесконечно, и обвиняют эволюционных биологов в том, что они неправильно определяют свои термины. Идея о том, что виды повсеместно считались неизменными до Дарвина, просто неверна — многие мыслители-креационисты классического периода вплоть до XIX века считали, что виды могут изменяться.

Креационизм в более ограниченном смысле влечет за собой ряд верований:

Креационисты (в этом узком смысле) известны как библейские буквалисты, а иногда, особенно когда они выдвигают научные обоснования своих убеждений, как научные креационисты.

Микроэволюция

Эволюция — это изменение видов с течением времени. Большинство эволюционных изменений незначительны и не приводят к созданию нового вида. Когда популяции со временем незначительно меняются, этот процесс называется микроэволюцией. Микроэволюция приводит к изменениям внутри вида.

Примером микроэволюции является эволюция комаров, которых нельзя убить пестицидами. Представьте, что у вас есть пестицид, который убивает большинство комаров. В результате случайной мутации некоторые комары обладают устойчивостью к пестициду. Из-за широкого применения этого пестицида большинство оставшихся комаров являются устойчивыми к нему. Когда эти комары размножаются, они производят больше комаров с подобной устойчивостью. Вскоре большинство комаров станут невосприимчивыми к пестицидам.

Это пример микроэволюции, потому что количество комаров с этим признаком изменилось. Однако это эволюционное изменение не привело к созданию нового вида комаров, поскольку устойчивые к пестицидам комары все еще могут размножаться с другими комарами, не устойчивыми к пестицидам.

Макроэволюция

Макроэволюция относится к гораздо большим эволюционным изменениям, которые приводят к появлению новых видов.

Макроэволюция может произойти:

  1. Когда микроэволюция происходит многократно в течение длительного периода времени и приводит к созданию нового вида.
  2. В результате серьезных изменений окружающей среды, таких как извержение вулкана, землетрясение или падение астероида на Землю, которые настолько сильно изменяют окружающую среду, что естественный отбор приводит к значительным изменениям в чертах вида.
  3. После тысячелетий изоляции друг от друга популяции дарвиновских вьюрков пережили как микроэволюцию, так и макроэволюцию. Эти популяции вьюрков не могут размножаться с другими популяциями вьюрков, когда они собраны вместе. Поскольку они не размножаются вместе, они классифицируются как отдельные виды.

Микроэволюция — это процесс, посредством которого организмы незначительно изменяются с течением времени.
Макроэволюция относится к более крупным эволюционным изменениям, которые приводят к появлению новых видов.

Креационисты также выступают против утверждений о полной адекватности дарвиновской версии теории эволюции, а именно:

История формирования теории креационизма

На протяжении всей записанной истории многие люди рассматривали Вселенную как сотворенную сущность. Многие древние исторические свидетельства со всего мира ссылаются или подразумевают сотворение Земли и Вселенной.

Оба типа креационистов, однако, считают, что изменения в организмах могут включать изменения внутри вида или изменения, такие как отрицательные мутации, но они не верят, что какие-либо из этих изменений могут привести к эволюции низшего или более простого вида в более высокий или сложный вид. Таким образом, теория биологической эволюции оспаривается всеми креационистами.

В начале XX века законодательные органы некоторых штатов США запретили преподавание эволюции на том основании, что оно противоречит библейской истории сотворения мира, которую они считали откровенной истиной.

Креационизм в значительной степени был провозглашен консервативными христианами-протестантами.

В 1950 году Папа Пий XII выпустил энциклику, подтверждающую, что между теорией эволюции и учением Римско-католической церкви нет внутреннего конфликта, при условии, что католики все еще верят, что люди наделены душой, созданной Богом.

Начиная с конца XX века, многие креационисты отстаивали точку зрения, известную как разумный замысел. Эта точка зрения, которая утверждала, что она опирается на современную науку, была современной интерпретацией аргумента замысла о существовании Бога, изложенного англиканским священником Уильямом Пейли (1743–1805).

Принципы данной теории

Основными положениями креационизма являются следующие:

  1. Вся жизнь была создана действиями Бога.
  2. Некоторые креационисты говорят, что Бог сделал это одним событием.
  3. Другие креационисты не ограничивают творение одним событием.
  4. Все формы жизни, существующие сегодня, были созданы действиями Бога.
  5. Организмы, созданные Богом, не могут создавать новые формы организмов — только Бог может это сделать.
  6. Наиболее распространенная теория следует описаниям в библейской книге Бытия, но у большинства религий есть своя собственная история сотворения мира.
  7. Современный креационизм использует научные доказательства в поддержку Священного Писания.
  8. Некоторые живые существа содержат определенные типы сложности, которые лучше всего объяснить как результат разумной причины.
  9. Некоторые аспекты Вселенной демонстрируют положительные свидетельства того, что они были созданы какой-то формой разума.

Креационизм учит, что:

  1. Все во Вселенной имеет Бога в качестве своей конечной причины.
  2. Природа жизни на Земле является прямым результатом творческих действий Бога.

Альтернативным способом изложения той же идеи является:

  1. Вселенная и все, что в ней есть, не могли бы возникнуть без того, чтобы высшее существо не заставило это произойти.
  2. Креационизм в значительной степени основан на религиозных верованиях.

Формы креационизма

Он бывает в различных формах, и наиболее распространенные перечислены ниже. Но существуют и другие формы креационизма, которые включают различные комбинации упомянутых идей:

Креационизм молодой Земли учит, что:

  1. Книга Бытия буквально говорит о том, что Земля и все формы жизни были созданы Богом за 6 дней, около 10 тысяч лет назад.
  2. Ученые почти единодушны в том, что возраст Земли составляет 4 млрд лет, и что теория Молодой Земли неверна.

Креационизм старой Земли учит, что:

  1. Земле столько лет, сколько говорят ученые (около 4 млрд лет).
  2. Вселенная, Земля и жизнь были созданы в результате процессов, в которых Бог принимал активное участие.
  3. На протяжении всей истории было бесчисленное множество божественных актов творения.
  4. Бог действует как путем непосредственного творения, так и путем руководства созданными им процессами.
  5. Человечество было непосредственно создано Богом.
  6. Разница между этой теорией и теистической эволюцией заключается в том, что в теистической эволюции Бог не играет активной роли после первоначального сотворения Вселенной и действующих в ней сил.

Креационизм разрыва

Креационизм разрыва добавляет некоторые пункты:

  1. Существовало два творения — одно до Адама, а второе, включавшее Адама и Еву, после длительного промежутка времени.
  2. Эта теория согласует возраст Земли с историей в Книге Бытия.
  3. Большинство ученых говорят, что геологические данные опровергают эту теорию.

Современный креационизм

Современный креационизм добавляет элемент, который примиряет длительный период времени, показанный летописью окаменелостей, с историей в Книге Бытия:

Прогрессивный креационизм

Прогрессивный креационизм принимает научное расписание творения и отводит эволюции небольшую роль в истории жизни:

  1. Бог создал различные виды растений и животных один за другим — в соответствии с графиком, указанным в летописи окаменелостей.
  2. Научное расписание творения отражает расписание, которое Бог использовал для создания жизни на Земле.
  3. Бог создал каждый вид организма таким, каким мы его находим.
  4. Различные формы организма являются отдельными творениями, а не результатом эволюции от более ранней формы.
  5. Некоторые созданные организмы действительно вымирают.
  6. Микроэволюция может происходить внутри определенного вида организма для создания тонких вариаций.
  7. Львы, тигры и кошки из семейства кошачьих.
  8. Различные размеры клюва у галапагосских вьюрков.

Интеллектуальный дизайн

Аргумент в пользу разумного замысла состоит из двух частей:

Мы не знаем, как Творец создавал наш мир, какие приемы и методы он при этом использовал, потому что в природе такие методы сейчас нигде не применяются. Вот почему мы считаем создание мира специальным актом творения. С помощью научных исследований мы не сможем узнать ничего существенного о креационистских методах, использованных Творцом.

Креационизм (от англ. creation — создание) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Наиболее известна библейская версия, согласно которой человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина - Ева. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи).

1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле

Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.

2) Движущие силы

Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.

3) Движущие силы и их проявление в настоящее время

Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.

4) Отношение к существующему миропорядку

Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

5) Факторы времени

Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.

В последние годы делаются попытки научного доказательства того, что описано в Библии. Примером здесь могут послужить две книги, написанные известным физиком Дж. Шредером, в которых он утверждает, что библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу. Одной из важных задач Шредера было согласование библейского рассказа о сотворении мира за шесть дней - с научными фактами о существовании Вселенной в течение 15 миллиардов лет.

Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них - лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.


Креационизмом в широком смысле называют религиозную веру и философскую концепцию, постулирующую сотворение мира духовным началом (Богом). В этом смысле креационизм, не относясь к науке, тем не менее, не противоречит никакой научной теории, в том числе и теории биологической эволюции, ибо можно допустить, что Бог творил, используя процесс эволюции.

Отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п.

Естественные процессы в настоящее время не создают жизни.

Библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу.

Живая природа совсем не похожа на результат сознательного творчества каких-либо разумных агентов, неравнодушных к морали и красоте. Силы, создавшие ее, явно не разделяли человеческих представлений об этике и эстетике. Они были к ним полностью индифферентны. Именно так и должен был действовать естественный отбор, работающий в интересах "эгоистичного гена", но от разумного и благонамеренного Творца мы ожидали бы совсем другого.

Гипотеза творения не может быть ни доказана, ни опровергнута, и будет существовать всегда вместе с научными гипотезами происхождения жизни.

КРЕАЦИОНИ́ЗМ (от лат. creatio – тво­ре­ние), ре­лиг. и фи­лос. уче­ние о тво­ре­нии ми­ра и че­ло­ве­ка Бо­гом. Пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния К. воз­ник­ли в про­цес­се раз­ви­тия кос­мо­го­нич. ми­фов бла­го­да­ря тер­ми­но­ло­гич. фик­са­ции от­ли­чия ак­та тво­ре­ния от др. дей­ст­вий бо­же­ст­ва (био­ло­гич. по­ро­ж­де­ния, ре­мес­лен­но­го из­го­тов­ле­ния, борь­бы и т. п.), вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве фак­то­ров кос­мо­го­нич. про­цес­са. В ла­тент­ной фор­ме креа­цио­ни­ст­ские эле­мен­ты при­сут­ст­ву­ют уже в ар­ха­ич. ми­фо­ло­ги­ях Древ­не­го Вос­то­ка (др.-егип., шу­мер­ской, ас­си­ро-ва­ви­лон­ской), од­на­ко наи­бо­лее яв­но тен­ден­ция к К. про­яви­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии ев­ре­ев. Как свое­об­раз­ный тип он­то­ло­гии, К. вы­ра­бо­тал­ся гл. обр. в рам­ках вет­хо­за­вет­ной и но­во­за­вет­ной тра­ди­ций, пер­во­на­чаль­но – в хо­де позд­не­ан­тич­ной ре­цеп­ции биб­лей­ско­го по­ве­ст­вова­ния (в осо­бен­но­сти в кн. Бы­тие и в Еван­ге­лии от Ио­ан­на) о Со­тво­ре­нии ми­ра. Пред­став­ле­ния о тво­ре­нии бы­ли так­же свое­об­раз­но пе­ре­ра­бо­та­ны в ара­бо-му­сульм. тра­ди­ции, сфор­му­ли­ро­вав­шей свою вер­сию креа­цио­низ­ма.

Читайте также: