Что делает похожей обломовку на островок золотого века кратко

Обновлено: 08.07.2024

ВложениеРазмер
son_oblomova.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Молодость Обломова. Былые духовные увлечения героя.

  1. Вступительное слово учителя. Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.
  1. Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы.

Служба, увлечение светом (73-74) – через них прошёл герой, прежде чем обосновался на диване.

  1. Но 6 главка неожиданно вносит в одноплановую характеристику Обломова новые, диссонирующие с уже известными человеческие приметы.

Обломов, собственно, не гоголевский персонаж, а скорее сын Маниловых – подсказывает автор романа.

Но такое возвращение невозможно. Благодаря 6-й главке, казалось бы, крепко сцементированное представление об Обломове как гоголевском персонаже, дало глубокую трещину.

Перебранка с Захаром из-за сора.

разговор с доктором – комический элемент: обличается пошлость пошлого человека, кА и в 1-х эпизодах

Но это не движение по кругу. Теперь за поступками встаёт психология.

Социальная психология Обломова – это психология барина-помещика, сознающего своё право ничего не делать и принимающего труд на себя других как должное.

Погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

а) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды, характера и обстоятельств, настойчиво обращается к дням детства , годам воспитания своих героев.

Для раскрытия характера своего героя автор выбирает мотив сна.

Давайте послушаем, какую роль играет мотив сна в художественном произведении.

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма).

Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.

Сновидения вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.

Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны .

Учитель : Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

- Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Кто рассказывает нам сон?

(Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.)

Сон позволяет зримо представить среду , взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. В условиях жизни ищет искусство разгадку человеческой судьбы.

Так появились знаменитые пушкинские строфы :

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня…

. В этом признании Гончарова квинтэссенция ( Квинтэссенция (в переносном значении) — самое главное, самое важное, наиболее существенное, основная сущность , самая тонкая и чистая сущность, концентрированный экстракт ,основа, на которой строится мир . ). сна Обломова .

Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Что такое идиллия?

(Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 3.мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).)

Жанр главы близок народной волшебной сказке, в которой мир непоколебимо держится на добре, и , конечно, идиллии. Жанр этой главы можем отнести и к жанру идиллии.

Как вы думаете, какие черты идиллического мира?

( Основные черты идиллического мира:

-единение человека и природы

Учитель: Какова композиция главы?

Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения — картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и градации . Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек . Изображение самой дикой природы основано на градации —усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку.

Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей.

Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

2. Описание времён года.

5.Представления о мире.

6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).

7. Утро маленького Илюши.

9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).

11. Послеобеденный сон – подобие смерти.

12.Мечты о будущем Илюши.

15. Учение Илюши.

16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)

18. Приём гостей.

19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).

20. История с письмом.

21. Учение, мечты об аттестате.

22. Игра в снежки .

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью , или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

(благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире

. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих х олмов , с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись

Природа здесь как ласковая мать заботится о тишине , размеренном спокойствии всей жизни человека. И даже грозы не страшны, а благотворны там: Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.

УЧИТЕЛЬ Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти — это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности.

Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой

- Какие детали крестьянского быта появились в тексте ? ( Весна, подготовка крестьянина к труду, ожидание и приветствие дождя. По полям и деревне ходят коровы, куры, овцы

Сказочная атмосфера царит в Обломовке.

Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращённых матерью-природой.

в) Характерные черты Обломовки : Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

Из жизни, как из окружающей природы, изъяты сильные движения, весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, какого – либо напряжения…

Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда 127и сон .

В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий.

Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

Учитель: В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

Вспомним, что пирог в народном мировоззрении — один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни.

От пирога исходят тепло и благоухание; пирог — центральный и наиболее архаический символ народной утопии.

- Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, - причастность к миру сказки, легенды, мифа .

- Отношение обломовцев к труду . Труд воспринимали как наказание : , избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

- Как обломовцы воспринимают время и пространство?

Найдите описание течения времени в Обломовке .

«Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Учитель:Смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон .

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой. В этом есть определенная закономерность.

Какие слова повторяются чаще? Почему?

Учитель: Какой можно сделать вывод?

(Вывод: никто не стремится выйти из этого мира, ибо там чужое, враждебное. Их вполне устраивает своё житьё-бытьё. Любовь, рождение, брак, смерть этот жизненный круг неизменен, как времена года. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции).

Эта обессмысленность узаконена традиционным повторением такой жизни из поколения в поколение. Не разум, а традиция, привычка, - главный аргумент в этом мире, иррациональном по существу.

. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали, что в 80-ти верстах о них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове. И о Москве, Питере, что «120.

Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Учитель:Часть главы похожа на сказку.

Почему в Обломовке сказка играет такую важную роль ?

( Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает.

Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного ( лентяя) , которого все обижают, и осыпает его добром. ).

- Обряды, обычаи обломовцев .

Учитель:Каковы обычаи, обряды обломовцев. Найти в тексте .

Учитель: Вывод: Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Это свидетельствует о мифологическом сознании людей. То, что для иных естественно, здесь – таинственно, свято.

Особое отношение к времени суток – тоже мифологическое: вечернее время опасно, послеобеденное обладает могущественной силой.

Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба .

Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость .

Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала 124

Учитель:В этой главе очень много образов-символов. Расшифруйте символическое значение оврага.

(Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов.

«Норма жизни была готова и преподана Обломову родителями, а те приняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Так и текла река жизни, в лени, апатии.

Чем же заняты родители Ильи Ильича? (чтение уч-ся)126-127

Как родители относятся к Илюше? А окружающие? Зачитайте . 131

Учитель:Еще один немаловажный момент в жизни обломовцев . Каково отношение обломовцев к просвещению, книгам?

Обломовцы – люди невежественные, суеверные.

Вот и « Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю .

О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие.

Гончаров прибегает к перифразе , чтобы читатель осмыслил услышанное и понял отношение автора к сказанному.

Учитель:Понимают ли взрослые обломовцы необходимость просвещения ?139-140

(Старики – да , но только внешнюю сторону. О внутренней потребности обучения они имели очень смутные представления. Им необходимы для Ильюши только некоторые блестящие преимущества).

Учитель:Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью?137

(Штольц , получивший трудовое практическое воспитание ).

Имело ли новое влияние успех ?156-158

Есть ли в этом отрывке черты сказочности ?

( Нет . Менятеся слог повествования. Эта часть больше подходит взгляду Штольца, который, по мысли автора, должен противостоять обломовскому сну, развенчивать сказочное сознание Ильи, сделать его современным).

( Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки ?161

Учитель:Каково значении фамилии героя?

Такой смысл вполне соответствует мягкокруглому человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине.

Учитель: Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.

Итак, нравственный идеал Обломова — цельная гармоничная личность, социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни.

Вывод. По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впе чатления формируют натуру будущего человека . Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы с . 117 ; кормление булочками – 102 , история с письмом с. 124 .) навсегда остались для И. И. идеалом настоящей жизни – спокойной, сытой.

И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьёзно поколебать.

А главное, с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни.

Нет никаких намёков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребёнке воспитанием .

задания : 1) Штольц: портрет - гл. 2, часть 2. История Штольца (краткий пересказ).

2) Сцена гл. 3, части 2. Та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Как они изменились? О чём говорят?

5) Часть 2, гл.5 . Ольга: - найти черты сходства с Татьяной.

Что подчёркнуто в её облике?

6) Почему пробудил Штольц интерес Ольги к Обломову? ( Часть 2, гл. 6 )

Что общего между Ольгой и Обломовым?

Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о “золотом веке”.

Схожесть Обломовки с представлениями греков о Золотом Веке:

Первая схожесть - спокойствие. В Греции, в период золотого века, все жили весело, не заботясь о проблемах, так как тогда они сводились к нулю, сам Золотой Век, по мнению греков, является зарождением искусства и науки. Тогда все люди были на ровне и ни каким образом не делились.

Вообще вся жизнь в обломовке протекала медленно и спокойно, никаких особых событий не происходило, кратко говоря – всё было однообразно.

Пример из текста:

Потом уже начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают место другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят подобных себе — и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы.

Вторая схожесть - духовная щедрость. В то время, у всех людей было сострадание к страдающим, все пытались как-то помочь другим, они считали, что они обязаны помогать.

Пример из текста:

Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.

Пример из текста:

Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами; оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго; мужчины в сорок лет походили на юношей; старики не боролись с трудной, мучительной смертью, а, дожив до невозможности, умирали как будто украдкой, тихо застывая и незаметно испуская последний вздох. Оттого и говорят, что прежде был крепче народ.

Четвёртая схожесть и последняя – понятие смерти как переход в вечный сон. Смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон, объясняется это маленькой смертностью в Обломовке.

Пример из текста:

В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.А если кто от старости или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю.

Также для жителей “золотого века” одним из основных качеств грека была любознательность, а в образе обломовцев акцентировалось внимание на полное отсутствие любознательности. Одно из подтверждений – в начале главы. Там говорится, что скажут жителям Обломовки, в то они и поверят, даже не убедившись в этом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Вступительное слово учителя. Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

2. Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы.

Благодаря 6-й главке, казалось бы, крепко сцементированное представление об Обломове как гоголевском персонаже дало глубокую трещину.

В чём разница между мечтами Манилова и Обломова? Пусть основная сфера духовной жизни Обломова мечтательность. Но в его мечты врываются соображения, чуждые Маниловым. Мечты Манилова анекдотичны. И пусть, рисуя мечтания Обломова, автор прибегает к иронии –перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках.

Так каков же Обломов?Его образ однозначен?

а) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды, характера и обстоятельств, настойчиво обращается к дням детства, годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. В условиях жизни ищет искусство разгадку человеческой судьбы.

Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире. Как природа оказала влияние на характер Обломова? На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись.

Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.

в) Характерные черты Обломовки: Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

- Из жизни исключены всякие движения, потрясения – правильно и невозмутимо совершается там годовой круг; обломовский мир искусственно отделён от большого мира.

Из жизни, как из окружающей природы, изъяты сильные движения, весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, какого – либо напряжения… Какой характре сформировался усилиями матушки и няньки Обломова? Постоянные запреты, неутомимая опёка, в итоге формировался характер бесформенный, пассивный.

Какие Первейшие жизненные потребности обломовцев? еда и сон.

В этом описании мы видим главным образом глаголы конкретного действия (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает, мчится). Причём подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчёркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать; слушал, прислушивался; смотрит, осмотрит; ср.: следил глазами, наблюдал). Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженное активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих: на цыпочках, пристально, с замирающим сердцем, с наслаждением, боясь дохнуть, всласть, дрожа от страха, ни жив ни мёртв.

- Расскажите об Отношении обломовцев к труду. Труд воспринимали как наказание, избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

- Как влияет на характер обломовцев то, как они воспринимают время и пространство? Эта обессмысленность узаконена традиционным повторением такой жизни из поколения в поколение. Не разум, а традиция, привычка, - главный аргумент в этом мире, иррациональном по существу. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали, что в 80-ти верстах о них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове. Всё, что дальше – и вовсе неизведанные земли.

Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

- В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружён и взлелеян Илья Ильич.

- Вспомним, насколько знаковы Обряды и обычаи для обломовцев? Кажется, вся жизнь их состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Что будет, Если в зимний вечер погаснет свеча? И дальше начнётся заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается.

Индивид – е задания : 1) Штольц: портрет - гл. 2, часть 2. История Штольца (краткий пересказ).

2) Сцена гл. 3, части 2. Та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Как они изменились? О чём говорят?

5) Часть 2, гл.5. Ольга: - найти черты сходства с Татьяной.

Что подчёркнуто в её облике?

6) Почему пробудил Штольц интерес Ольги к Обломову? (Часть 2, гл. 6)

Что общего между Ольгой и Обломовым?

- к 6-му уроку: С какой целью было написано письмо Обломовым Ольге? (10 гл., ч. 2.)

1) сколько лет не чинилось крыльцо барского дома в Обломовке? (16)

2) куда не пускали маленького Обломова? (в овраг)

4) На какой улице в Петербурге проживал Обломов до переезда? (На Гороховой)

5) Каково было отчество Захара? (Трофимыч)

7) Что нашёл Захар на письменном столе на следующий день после Ольгиного посещения? (Маленькую перчатку)

8) Сколько было детей у вдовы Пшеницыной и как их звали? (2: Маша и Ваня)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Цели урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа.

Кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия.) (По 1 главе).

Приёмы характеристики Манилова и Обломова одинаковы. Это особенно бросается в глаза при разности характеристик по существу:

Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально полностью раскрывается через быт.

3) Символичен образ халата (с. 20) в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина.

4) Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощённости мелочами, - они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на квартиру.

Но для писателя важно не только уловить самый тип – он хочет обосновать его художественные признаки.

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

Опыт натуральной школы с её антикрепостническим пафосом (стихи Некрасова, повести Панаева, рассказы Тургенева) Гончаров по-своему синтезировал, обобщил. Пороки крепостничества свёл воедино, объяснил через одно понятие – обломовщина.

Обломовская пассивность питается постоянным сознанием, что кто-то за него всё сделает – значит, и уметь что-либо делать нет необходимости.

Глубокая проявленность нравственного содержания обломовщины делает роман Гончарова чрезвычайно современным.

Нравственные недуги обломовщины заявляли о себе не только в недавнем прошлом, но и заявляют сегодня безынициативностью, равнодушием. Просто ленью.

Д. з. 1) Пересказ-анализ 5 главы. Кто такой Обломов. Его жизнь в Петербурге (5 гл.) Где учился, служил? Каково его отношение к начальнику? Увлекался светом? Почему оказался на диване?

2) 6 глава. - Образование Обломова.

- Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, к хозяйственным вопросам.

- Что потрясло его эмоциональную натуру в молодости? Что возбудило высокие мечты, отвратило от пошлых забот о служебной карьере?

- Чем неожиданно авторское резюме в конце главы? В чём его неожиданность?

- Почему в начале главы звучит выпад против моря?

Идиллический пейзаж Обломовки: природа и человек слиты. (Роль неба)

- Какова среднерусская природа? (холмы, реки)

- О чём здесь заботится природа?

- Какие здесь бывают грозы?

- Есть ли страшные бури, разрушения?

- Каков природный ландшафт в Обломовке?

- Каковы характеры людей, взращённые матерью-природой, в Обломовке?

Характерные черты Обломовки:

- Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

- Как совершается там годовой круг (95/5);

- Есть ли связь с внешним миром?

- Как обломовцы воспринимают время и пространство?

- Отношение к чужакам.

- Как происходит воспитательный надзор за сыном?

- Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон. Пересказать его кратко.

- Гончаров, чтобы изобразить лень и апатию во всей её широте и закоренелости, опирается на язык. В целях воспроизведения однообразной, спокойной, сонной жизни обломовцев, использует пространные конструкции, характеризующиеся замедленным ритмом, предполагающие перечисление однородных членов предложения. Найдите примеры.

И здесь преимущественно глаголы недейственной семантики Привести примеры.

- Каковы первейшие жизненные потребности обломовцев?

Пересказать эпизод с поеданием пирога.

- Причастность обломовцев к миру сказки, легенды, мифа. Какие сказки слышал Илюша в детстве? В чём их особенность? Как воспринимал их ребёнок? Что сказки, мифы заронили в душу Илюши?

- Отношение обломовцев к труду.

- Какой характер носит любовь в Обломовке?

- Обряды, обычаи обломовцев. Особое отношение к времени суток.

Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, что мать строго наказывала?

- Особое отношение у обломовцев к приметам: Если в зимний вечер погаснет свеча…?

Читайте также: