Что такое количественный счет в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Порядковый и количественный счёт: 5 отличий

Отличие 1: Цели

  • Количественный счёт применяется, когда нужно посчитать предметы. Т.е. определить, сколько их всего.
  • Счёт порядковый используется, чтобы узнать место предмета, его номер в упорядоченном множестве.

Итак, количественный счёт используем, чтобы определить общее количество элементов в множестве, порядковый — чтобы найти место конкретного элемента.

Отличие 2: Числительные

Для порядкового счёта нам нужны числительные порядковые, а для количественного, соответственно, — количественные. Напомним:

  • один, два, три и т.д. — количественные числительные (указывают на количество предметов);
  • первый, второй, третий и т.д. — порядковые числительные (указывают на порядок предмета в последовательности).

Отличие 3: Вопросы

Этот критерий, определяющий различие между порядковым и количественным счётом, очень легко и удобно использовать на практике.

  • Сколько лапок у котёнка?
  • Сколько бубликов в пакете?
  • Сколько звёзд на небосклоне?
  • На каком этаже мы живём?
  • На каком автобусе мы отправимся в гости в бабушке?
  • Какую конфетку ты уже кушаешь?

Отличие 4: Направление

Если мы хотим определить количество, то неважно, в каком направлении будут пересчитаны предметы. Наша задача — определить, сколько их всего.

Чтобы узнать порядковый номер предмета, нужно считать по порядку, в указанном направлении. А если направление счёта поменять, результат может оказаться совершенно другим.

Рассмотрим картинку, чтобы усвоить:

  • ВТОРОЙ слева квадратик — красного цвета,
  • ВТОРОЙ справа — голубого.

Поменяли направление — изменился результат. Но количество квадратов осталось прежним.

Отличие 5: Значение

  • При количественном счёте числительное обозначает всю совокупность предметов.
  • При порядковом счёте числительное используется для обозначения места конкретного предмета и, соответственно, только к этому предмету и относится.

Игры для закрепления навыков порядкового и количественного счёта

Игра 1: Кто в домике

Для проведения игрового занятия вам понадобится одна небольшая игрушка и 5 совершенно одинаковых по размеру и цвету коробочек, в которые эту игрушку можно усадить, как в домик.

Коробочки можно смастерить с малышом на занятиях творчеством. А можно заменить их чем-то подходящим — например, пластиковой посудой или даже листами цветной бумаги. Кстати, в последнем случае мы получаем ещё больше пользы от игры: тренируем воображение крохи, предложив ему представить, что этот простой лист — великолепной красоты домик, в котором живёт его любимая игрушка.

Наша задача: показать юному счетоводу, что собой представляет порядковый счёт, для чего он нужен и как им пользоваться.

  • Сколько у нас домиков? Давай посчитаем. Один, два, три, четыре, пять! Всего 5 домиков!
  • Домики одинаковые или разные? Они совершенно одинаковые.
  • В одном домике спряталась твоя игрушка. Ты можешь, не показывая пальчиком, сказать мне, где игрушка?
  • Чтобы правильно сказать, в каком домике есть постоялец, надо узнать место этого домика. Давай посчитаем: первый домик, второй, третий, четвёртый, пятый.

Правильно назвав, в каком домике игрушка, пусть малыш пересадит её во второй, четвёртый домик. Снова и снова задавайте ему вопросы:

  • Сколько у нас домиков?
  • Сколько у нас игрушек прячется?
  • В каком домике игрушка?

Игра 2. Цветные фишки

Как научить ребёнка считать

Для этого занятия вам нужно подготовить 5 одинаковых предметов, которые будут отличаться только цветом. Что можно использовать? Да что угодно:

  • прищепки;
  • детали конструктора или мозаики;
  • машинки из набора;
  • детская посудка;
  • флажки;
  • вырезанные из плотного картона кружочки — фишки.

Чтобы игра не надоедала, меняйте подручный материал. Главное — отрабатывать порядковый и количественный счёт.

Для начала расставьте предметы в линию. А теперь начинаем:

  • Какая по счёту синяя фишка?
  • На третьей позиции стоит фишка какого цвета?
  • Поменяй местами синюю и красную фишку. Какие позиции они стали занимать в нашем ряду?
  • Собери фишки в коробочку, а теперь выкладывай их так: первая — зелёная, вторая — красная, третья — синяя…

Меняйте задания, чтобы малыш хорошо освоился с понятием порядкового счёта. Не забывайте периодически напоминать, СКОЛЬКО всего фишек участвует в игре.

Чтобы не путаться с позициями, можно использовать карточки с цифрами, озвучив, что каждая цифра указывает номер фишки, её место в ряду. Как кресла в театре, как дома на улице или квартиры в доме…

Игра 3. Подарок для Незнайки

Приготовьте 5 одинаковых цветков. Их можно нарисовать на бумаге, выполнить в технике оригами, сделать аппликацией — неважно. Важно, чтобы возле цветка помещался маленький квадратик — подарок для Незнайки.

Цель этой игры — наглядно продемонстрировать, что при порядковом счёте важно, как считать.

  • Бабушка прислала Незнайке телеграмму, в которой написала, что спрятала для него подарок на полянке под третьим цветком. Но человечек никак не может отыскать его.

Малыш должен усвоить, что порядковый счёт должен однозначно указывать на предмет. Меняя направление счёта, мы получаем другую позицию, другой предмет, мы не находим подарок.

Поиграйте с цветочками, пересчитывая их справа налево, потом слева направо. А теперь посчитаем, сколько всего цветочков. Если уберём один, какой цветок исчез? А сколько их осталось на поляне? А если между третьим и четвёртым посадим ещё один цветочек, что изменится? Какой цветок теперь на пятом месте? А крайний справа цветок на каком месте?

Цель: Закрепление количественного и порядкового счет в пределах 10.

• Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10;

• Закреплять умение составлять число 10 из единиц.

• Совершенствовать навыки измерения величины предметов;

• Познакомить с зависимостью результата измерения от величины условной меры.

• Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

• Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

• Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении.

Образовательная область: познавательное развитие.

Методы и приемы: проблемная ситуация, мотивация,вопросы, художественное слово, поощрение, физкультминутка, загадки, анализ

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети сегодня я получила письмо, а от кого вы узнаете, тогда когда отгадаем загадку:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Воспитатель: - Вы отгадали кто это? (Маша и Медведь)

Воспитатель: - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они на экране.

- В конверте написаны задания.

Слушайте внимательно первое задание:

Крокодилу счет дают,

В этом счете десять блюд :

Блюдо первое- суп с фрикадельками.

Блюдо второе- картошка с сардельками

Блюдо третье- рыбный пирог.

На четвертое- сладкий творог.

Пятым подано- редька протертая.

На шестое- он съел винегрет.

На седьмое-с грибами омлет.

На восьмое- салат из печенки.

На девятое- банку сгущенки.

На девятое- банку сгущенки.

На десятое- выпил компот.

На компоте закончился счет.

Посмотрел на свой живот…

А потом вдруг как заплачет:

Это он наелся, значит!

Воспитатель: Какими числами в стихотворении обозначены блюда: порядковыми или количественными? Пересчитайте выложенные круги по порядку. На что указывает порядковое число? Как сосчитать,сколько всего блюд съел крокодил (ответы детей.)

На что указывает количественное число? Сколько всего кругов? Сколько кругов какого цвета? Какое число можно составить? Как вы составили число десять? Сколько единиц нужно взять, чтобы составить число десять (ответы детей.) Правильно, нужно взять десять единиц.

- Возьмем второе задание.

Открываю конверт и достаю цифры.

- Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали места цифр в числовом ряду. Ребята, давайте поможем им построить числовой ряд. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

В конверте есть еще одно задание для вас. Маша просит вас измерить ширину коврика, который ей подарил Мишка. Ребята я предлагаю вам измерить ширину коврика двумя способами: большими шагами мерами и маленькими шагами-мерами.

Давайте выберем двух ведущих, которые будут выполнять задание (при помощи считалки дети выбирают ведущих). Один ребенок измеряет коврик большими шагами-мерами, другой – маленькими. Дети считают количество шагов и на доске цифрами обозначают результаты.

Воспитатель: Какие числа получили при измерении ширины коврика? Что

можно сказать об этих числах? Ребята измеряли одну и ту же ширину? Почему числа получились разные. (ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, при измерении одной и той же величины разными шагами-мерами мы получили разные результаты: чем больше мера, тем меньше число при измерении, и наоборот- чем меньше мера, тем больше число при измерении.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Физкультминутка.

-Сейчас я возьму четвертое задание от Мишки и прочитаю. Ребята, помогите, пожалуйста, нам с Машей составить из геометрических фигур и счетных палочек предметы, о которых говорится в стихотворении.

Ребята, будьте внимательны.

Взял треугольник и квадрат, из них построил домик. И этому я очень рад: теперь живет там гномик. Какой предмет вы построили из этих фигур? (ответ детей.)

Воспитатель: -Я взял три треугольника и палочку- иголочку. Их положил легонько я и получил вдруг елочку. Какой предмет вы составили из трех треугольников (ответ детей.)

Воспитатель: Слушайте дальше.

Квадрат, прямоугольник, круг, еще прямоугольник и два круга… И будет очень рад мой друг: Машину ведь построил я для друга. Какая машина у вас

получилась? (ответ детей.)

Воспитатель: - Вначале выбери два круга-колеса, а между ними помести-ка треугольник. Из палок сделай руль. И что за чудеса- велосипед стоит. Теперь катайся, дошкольник!

-Ребята, получился у вас велосипед? Молодцы!

- Сейчас я возьму последнее задание и прочитаю. Ребята, помогите, пожалуйста, решить эти задачки:

Пять цветочков у Наташи,

И еще три дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет три и пять? (Восемь)

У маленькой Светы Четыре конфеты.

Еще дала три Алла. Сколько всего стало? (Семь)

Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки: Три сынка, а сколько дочек? (Три)

Воспитатель: - Ребята, кому мы сегодня помогали выполнять задания? Какие задания были для вас интересными? В чем вы испытывали затруднения? (ответы детей.)

Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

Открытое занятие по теме: Счет предметов в пределах 5. Закрепление понятий о геометрических фигурах Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по Формированию элементарных математических представлений в средней.

Как научить считать дошкольника? Всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ребята в возрасте 4-5 лет очень любознательные. Главное, вовремя подхватить интерес ребёнка и увлечь его занимательными играми. Мы подобрали для вас 5 интересных занятий, которые помогут освоить большой мир чисел.

Содержание

К четырём годам малыши неплохо справляются с количественным счётом до десяти. Некоторые даже знают 2―3 порядковых числительных. Пришло время учить детей применять оба вида математического счёта и правильно использовать вопросы.

В чём отличия количественного и порядкового счета

В первом случае не важно, как считать ― с начала или конца ряда. Количество будет одинаковым. При порядковом счёте обязательно задаём направление: прямое или обратное.

Обучение детей порядковому счёту начните с доступного рассказа о его отличительных признаках. Используйте элементы игры, наглядность. Выложите на стол 6 разных игрушек.

учимся считать количественный и порядковый счет

Сейчас будем считать по-другому. Нужно узнать, в каком порядке стоят игрушки с начала ряда. Мишка какой по счёту? Правильно, первый. А зайка? Второй. Ёжик третий, лев четвёртый, Хрюша пятый, матрёшка шестая.

Давай поиграем. Возьми 5 разноцветных кубиков. Сейчас я буду спрашивать, а ты называть порядковый номер. Красный кубик какой по счёту (второй)? Молодец. Жёлтый кубик который по счёту (пятый)? Умница!

Занятия счету с детьми

Регулярные занятия помогут научить ребёнка отличать количественный счёт от порядкового, правильно понимать и задавать вопросы.

Математический счёт — это действие, позволяющее определить количество чего-либо. Счёт может быть количественным или порядковым.

Количественный

Количественный счёт — это определение количества предметов. Количественный счёт позволяет ответить на вопрос сколько? .

Например, чтобы узнать количество парт в классе или сколько деревьев растёт в саду, необходимо их сосчитать. Количественный счёт заключается в том, что, отделяя каждый раз один предмет за другим (на самом деле или только мысленно), мы называем количество отделённых предметов. Например, считая парты в классе, мы мысленно отделяем одну парту за другой и говорим: один, два, три, четыре, пять и т. д. Если при отделении последней парты мы сказали, например, восемь, значит, в классе всего восемь парт. Число восемь в этом случае является результатом счёта.

количественный и порядковый счет предметов

Результат счёта — это количество предметов, полученное в результате их счёта.

Результат счёта не зависит от того порядка, в каком считаются предметы.

Так, считая парты в классе, мы получим одно и то же число независимо от того, считаем ли мы от передних парт к задним или наоборот — от задних к передним. Важно только, чтобы при подсчёте парт, ни одна парта не была пропущена и ни одна не сосчитана два раза.

Число, при котором есть наименование тех единиц, от счёта которых оно получилось, называется именованным. В нашем случае, так как мы считали парты, число восемь является именованным (восемь парт). Число, у которого отсутствует наименование единиц, называется отвлечённым.

Порядковый

Порядковый счёт — это определение количества предметов и место каждого предмета относительно других. Порядковый счёт позволяет ответить на вопрос какой? (например, какой по счёту? или какой по порядку? ).

Например, для определения количества карандашей можно воспользоваться количественным счётом и посчитать карандаши в любом порядке:

количественный счет

Но если нужно узнать какой по счёту зелёный карандаш, то следует воспользоваться порядковым счётом. В этом случае каждый карандаш получает номер, указывающий каким по счёту он идёт:

порядковый счет

Так как карандаши расположены друг за другом, то зелёный карандаш будет третьим, если считать слева направо, и четвёртым, если считать справа налево.

При порядковом счёте, если считаются все предметы, то результатом счёта будет номер, указывающий порядок последнего посчитанного предмета. В нашем случае, так как последний посчитанный карандаш является шестым, то и общее количество предметов равно шести.

Номер — это порядковое число предмета в ряду других предметов.

Читайте также: