Что такое кантилена и речитатив в музыке определение кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Применительно к средневековой музыке Западной Европе 13—15 веков кантилена обозначала два близких жанра. Прежде всего кантилена — это небольшое светское одноголосное или многоголосное вокальное произведение эпического или лирико-эпического жанра с инструментальным сопровождением [1] [3] . Кроме того, кантиленами называли и танцевальные песни.

Мелодия

Под определение кантилены как свободно льющейся напевной мелодии широкого дыхания подходят многие русские народные песни. Образцы кантилены можно встретить также в операх и ораториях Прокофьева, Шостаковича и произведениях итальянских композиторов.

Певучесть, кантиленность вокального исполнения — результат правильной техники голосообразования и звуковедения. Кантилена позволяет певцу наиболее полно раскрыть выразительные возможности своего голоса, мастерство владения им.

Музыкальные коллективы

Примечания

  1. 12Кантилена // Большая советская энциклопедия
  2. ↑Кантилена // Литературная энциклопедия
  3. ↑ Квятковский А. П. Кантилена // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Ссоветская энциклопедия, 1966. — С. 130.
  • Музыкальные термины
  • Музыкальные коллективы, появившиеся в 1981 году
  • Музыкальная форма
  • Поэтические жанры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кантилена" в других словарях:

КАНТИЛЕНА — 1) средневековое лиро эпическое произведение. 2) небольшая пьеса для пения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТИЛЕНА лат. и ит. cantilena, от лат. canere, петь. Песенка или романс. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка

КАНТИЛЕНА — КАНТИЛЕНА, кантилены, жен. (итал. cantilena напев, песня). 1. Певучесть, мелодичность, как свойство музыкального произведения (муз.). Чайковскому свойственна широкая, плавная кантилена. || Певучесть, мелодичность в исполнении музыкального, преим … Толковый словарь Ушакова

кантилена — ы, ж. cantilène f., ит. cantilena <лат. cantilena песня, рассказ. 1. Старинная лирико эпическая фр. песня. БСИС 1995. 2. Плавная, певучая мелодия. БСИС 1995. Лекс. Ян. 1803: кантилена; Даль 2: кантиле/на … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КАНТИЛЕНА — (итал. cantilena) напевная, плавная мелодия … Большой Энциклопедический словарь

кантилена — сущ., кол во синонимов: 2 • мелодия (23) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кантилена — ы; ж. [итал. cantilena пение, песня от лат. cantillare напевать] 1. Муз. Плавная, певучая мелодия; певучесть, мелодичность музыки. 2. Один из жанров средневековой западноевропейской поэзии небольшое лиро эпическое стихотворение, исполнявшееся в… … Энциклопедический словарь

Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение) 1) напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. 3) В 13 15 вв. в Западной Европе… … Большая советская энциклопедия

Кантилена — короткое сочинение для голоса, мелодия, песнь светского содержания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение; франц. cantilene; нем. Kantilene). 1) Напевная: мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному… … Музыкальная энциклопедия

ТЕМА СЕДЬМАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ (ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ)

8. Ещё один особый тип мелодии

Теперь попробуем сказать об этом коротко, но не упуская ничего важного.

Первые две фразы мелодии Шуберта отличаются ладовой устойчивостью. В них утверждается основная тональность — си-бемоль мажор. Подчёркивание светлого мажорного лада создаёт образ радости, которым наполнено всё произведение. Но эта радость не бурная, а тихая и нежная, очень спокойная. Это спокойствие создаётся медленным темпом и широкими мелодическими распевами.

Кантилена бывает не только вокальная, но и инструментальная. Вам уже знаком Полонез ля минор М. К. Огиньского. Наверно, вы обратили внимание на удивительную широту и напевность его первого раздела. Это инструментальная кантилена.

Посмотрим, как это сделано. Период единого строения состоит из пяти фраз. Вот они:

Михал Клеофас
Огиньский

Вместо этого Огиньский вводит совершенно новую фразу, более порывистую, неустойчивую. Внезапный скачок на верхнее ля воспринимается как кульминация.

Последняя фраза почти точно повторяет предыдущую (первое повторение в этой мелодии), но октавой выше. Ещё выше! Но в конце она опускается к тонике и завершает период. Если внимательно прислушаться, можно услышать перекличку между первой и последней фразами. Постепенный спуск от вершины фа к конечному ля в пятой фразе напоминает вторую половину первой фразы (тоже спуск от фа к ля).

Попробуйте и вы сочинить продолжение к первой фразе Полонеза Огиньского, стараясь и не очень повторяться, и не слишком блуждать в потёмках.

И ещё один пример — из очень известного произведения великого русского композитора Рахманинова Вокалз. А заодно познакомимся с новым жанром вокальной музыки.

Пример 92
(оригинал в до-диез миноре)

Если бегло взглянуть на ноты, то музыка может показаться быстрой и энергичной — из-за множества шестнадцатых и фигур пунктирного ритма. Но темп здесь очень медленный — Lentamente, а это то же самое, что Lento — протяжно. Шестнадцатые образуют плавный мелодический узор, а пунктирные фигуры не имеют ничего общего с маршем.

С. В. Рахманинов

Обратите внимание на то, что каждая фраза кончается неустойчиво, композитор избегает тоники, отодвигает её в самый конец. А когда конец третьей фразы попадает на первую ступень (в нашем примере — звук ре), то в гармонии звучит неустойчивый аккорд и эта ступень тоже кажется неустойчивой. А нет устойчивости, — значит, нет и конца. Поэтому мелодия и кажется такой бесконечной.

Возможно, вы уже не раз слышали эту музыку. Может быть, она запомнилась вам в инструментальном исполнении, без голоса. Существует много аранжировок, то есть переложений этого произведения для различных певучих инструментов, главным образом смычковых: скрипки, виолончели.

Вы узнали и услышали основные типы вокальных мелодий. Ваша задача — научиться распознавать эти типы в музыке, которую вы слышите или играете. А для этого потренируйтесь на очень простых и знакомых примерах. Подумайте сами, какой тип мелодии встречается в разных жанрах русских народных песен, а затем впишите заклички, колядки, былины, исторические и лирические песни в соответствующие места этой таблички (только лучше перерисовать её в тетрадку, а не заполнять прямо в книжке).

Мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Каждая мелодия имеет свой неповторимый рисунок. Он состоит из подъёмов и спадов, имеет форму волны. Этих волн может быть несколько. Мелодия делится на фразы, а фразы - на мотивы. Самый высокий подъём мелодии чаще бывает в конце, это самый яркий момент, который называется в музыке - кульминация.

· Послушаем "Мелодию" Рубинштейна. В ней 4 фразы: 1- восходящая, 2- нисходящая, 3- похожа на 1-ю, но поднимается ещё выше и достигает кульминации, 4 - завершающая, нисходящая, каденционная.

Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные.

Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные.

1. Песенные мелодии - неразрывно связаны с текстом. На каждый слог текста может распеваться один звук мелодии (в быстрых, подвижных песнях), а может – несколько звуков, образующих распев (в медленных, лирических песнях).

· "Лебедь" Сен-Санса.

3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. Например:

В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.

В инструментальной музыке тоже мелодии бывают разные.

4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках.

Пример танцевальной мелодии:

Примеры скерцозных мелодий:

5. Виртуозные мелодии.

По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.

Мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Каждая мелодия имеет свой неповторимый рисунок. Он состоит из подъёмов и спадов, имеет форму волны. Этих волн может быть несколько. Мелодия делится на фразы, а фразы - на мотивы. Самый высокий подъём мелодии чаще бывает в конце, это самый яркий момент, который называется в музыке - кульминация.

· Послушаем "Мелодию" Рубинштейна. В ней 4 фразы: 1- восходящая, 2- нисходящая, 3- похожа на 1-ю, но поднимается ещё выше и достигает кульминации, 4 - завершающая, нисходящая, каденционная.

Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные.

Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные.

1. Песенные мелодии - неразрывно связаны с текстом. На каждый слог текста может распеваться один звук мелодии (в быстрых, подвижных песнях), а может – несколько звуков, образующих распев (в медленных, лирических песнях).

· "Лебедь" Сен-Санса.

3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. Например:

В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.

В инструментальной музыке тоже мелодии бывают разные.

4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках.

Пример танцевальной мелодии:

Примеры скерцозных мелодий:

5. Виртуозные мелодии.

По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.

Слово "кантилена" имеет разные значения. Что обозначает это слово в музыке? Каковы истоки русской кантилены и как она повлияла на стиль певцов России? Как добиться кантилены в пении?

Значение слова "кантилена"

кантилена это

В первую очередь кантилена - это напевная мелодия, которая может быть как инструментальной, так и вокальной. Во-вторых, это напевность, плавность, текучесть самой музыки и ее исполнения. В-третьих, это возможности голосового аппарата к напевному исполнению написанной мелодии. Также это могут быть разделы григорианского хорала, преимущественно напевные. В 9-10-м веках это были литургические песнопения, изложенные в виде органума. В Западной Европе (13-15-й века) так назывались маленькие вокальные композиции светского характера. Они были одноголосные: эпические, лирические, юмористические; многоголосные: любовно-лирические; танцевальные песни, инструментальные формы. В 16-17-м веках кантилена - это уже любое вокальное многоголосное произведение. С конца 17-го века - песня либо сочинение с напевной мелодией спокойного характера.

Кантилена в музыке

кантилена в музыке

Это широкое, свободное, певучее, льющееся и связное исполнение мелодической линии. Используемая техника при данном виде звукоизвлечения - legato. При правильной технике образования голоса и ведения звука получается кантиленное исполнение. При этом не нарушается характер вибрато. Все это достигается хорошей дикцией и выровненными гласными. При многоголосии гораздо сложнее достигается кантилена. Хор должен быть хорошо подготовлен. Певцам необходимо следить за артикуляцией и дикцией.

Русская кантилена

Кантиленные сочинения композиторов разных стран и эпох несут определенные интонации и некоторые элементы национальной специфики. Русская кантилена ведет свои истоки от широких и распевных народных песен. Впоследствии уже в произведениях русских композиторов-классиков была достигнута глубокая психологическая выразительность. Под влиянием кантилены формировался вокальный стиль певцов России. Благодаря ей раскрывается мастерство владения голосом и его выразительные возможности.

Как добиться кантилены в пении

кантилена хор

Иногда при пении отсутствует целостность, слова произносятся как будто по слогам. Это связано не только с дыханием, но и неправильным пропеванием гласных. Но добиться желаемого результата помогут некоторые упражнения. В пении кантилена - это плавный переход из одной гласную в другую. Чтобы добиться желаемого результата, следует не форсировать и перестать излишне давить на связки. Нужно петь спокойно. Затем можно выбрать различные произведения (не выше ноты фа первой октавы). И пропевать слова с мелодическими, смысловыми и динамическими линиями. Петь фразы различным звукоизвлечением: мычанием, открытым ртом, носовым сонантом А или промычать с открытым ртом. Также можно пропевать отдельные фразы, при этом помогать себе рукой. Но этим способом не стоит злоупотреблять. Еще одно упражнение для того чтобы потом хорошо получалась кантилена, это представить мелодию в виде трех нот. Первая - это движение от начала к середине фразы. Вторая - это центр. Третья - заключение. Для тренировки можно взять первый вокализ Зейдлера или какой-либо романс для среднего голоса. Петь их грудным, но мягким "ху", затем на "N" и на "мычание". Самое важное - постараться поймать правильное напряжение в процессе пения. Избавиться от напряжения горла и форсированного звука.

Таким образом, слово "кантилена" имеет несколько значений. Их все объединяет одно - напевность. Не всем певцам удается добиться кантиленного звучания. Для достижения желаемого результата необходимо следить за дикцией и артикуляцией, петь спокойно и свободно, работать над разными упражнениями.

Читайте также: