Что такое каллиграфия каковы ее место и в искусстве китая кратко

Обновлено: 06.07.2024

Познавательно об очередном культурном феномене Китая - искусстве красивого письма.

Китайская каллиграфия - уникальный культурный феномен, который завораживает своим процессом, затрагивая тайные струны нашей души. Наверняка те, кто когда-либо гулял в китайских парках, останавливался перед пожилым китайцем, массивной мокрой кистью выводящим изящные иероглифы на асфальте. Несмотря на то что искусство каллиграфии имеет историю длиной в несколько тысячелетий, оно живо до сих пор и китайское общество уважительно относится как к мастерам своего дела, так и к новичкам-любителям.

Основа китайской каллиграфии - иероглифы. Корни иероглифов уходят к примитивным наскальным рисункам, которые со временем трансформировались и приняли современный вид из упорядоченной совокупности черт.

  • сами черты и порядок их написания
  • графемы и ключи (более сложные структурные единицы, состоящие из черт)
  • базовые принципы написания черт/графем/целого иероглифа

История китайской каллиграфии

Инструменты каллиграфа

КАБИНЕТ.jpg

Кисти обычно делают из шерсти животных (хорьков, зайцев, волков, овец, оленей, лис). Для создания более твердых или более мягких щетинок зачастую могут использовать комбинацию различных видов шерсти. Размеры и формы кистей бывают совершенно разные - от миниатюрных для ювелирной вырисовки черт до тяжелых и массивных.

Тушь традиционно изготавливают из сажи или угля. Для рисования ее смешивают с водой, чтобы получились чернила. Пигменты чернил хорошего качества не тускнеют и не свертываются комками во время письма. При смешивании с чернилами разного количества воды они могут приобретать разные оттенки.

Тушница - это инструмент, служащий для смешивания чернил с водой. Она также имеет название чернильный камень, хотя также для ее изготовления, помимо самого распространенного материала - камня, могут использовать бронзу, железо или глину.

Подобно предметам из чайного набора, отдельные инструменты из кабинета каллиграфа в Китае могут стоить как копейки, так и достигать баснословных сумм, в зависимости от качества, возраста (бумаги) и бренда-изготовителя.

Стили китайской каллиграфии

В Китае есть старая поговорка: “чтение иероглифов подобно встрече с человеком”(见字如见人 jiàn zì rú jiàn rén). Даже в КНР XXI века считается очень важным обладать умением красивого письма, так как по иероглифам можно определить характер человека, уровень его культуры и образования.

При написании китайских иероглифов особое внимание уделяется изменению штрихов и линий, а также расстоянию между символами и строками. Также важны красивая композиция и сильное художественное чутье. В китайской каллиграфии насчитывается 5 стилей - чжуаньшу, лишу, кайшу, синшу и цаошу - каждый из которых живет по сей день и обладает неповторимыми особенностями.

Чжуаньшу ( 篆书, zhuànshū )

чжуаньшу.jpg

Характерными чертами чжуаньшу является вытянутость иероглифов и одинаковая толщина черт. Сегодня этот стиль до сих пор используют в печатях, которые выступают в качестве альтернативной формы подписи своих картин каллиграфами и художниками.

Лишу (隶书 ,lìshū)

лишу.jpg

Кайшу (楷书,kǎishū)

кайшу.jpg

Синшу (行书,xíngshū)

синшу.jpg

Цаошу (草书,cǎoshū)

цаошу.jpg

Возможно ли стать каллиграфом?

группа.jpg

В истории Китая очень мало людей, известных исключительно за счет своего таланта и мастерства в создании каллиграфических шедевров. Все они - аристократы, чиновники или ученые. Если же Ваш интерес заключается в поиске нового хобби, а руки тянутся к кисти и тушнице, то для развития навыков необходимо

Каллиграфия (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу) , искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в. ; кисть в дальневосточных странах) , так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. — Ван Си-чжи (4 в.) , Сюань-цзун (8 в.) , Ми Фэй (11 в.) . В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов — мастера шрифта "насхи" Ибн Мукла (10 в.) , Ибн Бавваб (11 в. ) и Якут Мустасими (13 в. ) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта "насталик" Мир Али Теб-ризи (14 в.) , Султан Али Мешхеди (15 в.) , Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.) . В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века К. , очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К. , начиная с "Остромирова евангелия" (переписано в 1057 дьяконом Григорием) , известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К. , а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе ("чистописание"), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т. д.) .
Лит. : Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. — Л. , 1947; Истрин В. А. , Развитие письма, М. , 1961; Bonacini С. , Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; L'art de l'écriture, P. — Baden-Baden, 1965.
Яндекс. Словари›Большая советская энциклопедия

Эт тебе на китайский рынок надо, они тебе и расскажут.

Каллиграфия - это искусство правильного написания письменных знаков. В Китае правильное и в нужном стиле написание иероглифов считается обязательной частью в некоторых стилях живописи. Правильно написанный (каллиграфически исполненный) текст на картине во-первых, неотъемлемая часть самой картины, а во-вторых, несет в себе смысл и назидание (назидание является традиционной частью любого вида искусства в Китае) . В наше время не все такие стили живописи актуальны.

Китайская каллиграфия, насчитывает пять тысяч лет, она всегда отражала духовное состояние китайского общества. Это сущность китайской культуры и предмет гордости китайцев. Сегодня по всему миру растет интерес к китайской каллиграфии и живописи.

Для того чтобы овладеть китайской письменностью потребуется выучить 5000 иероглифов, комбинация которых дает около 20 000 слов. Это одна из самых объемных из известных систем письменности. Количество китайских иероглифов в знаменитом Словаре Канси (康熙字典 Zìdiǎn Канси, который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв. и был составлен по заказу императора Канси династии Цин) составляет около 47 035. Хотя справедливости ради стоит заметить, что большинство иероглифов в словаре архаичны.

В своей основе иероглифы происходят от рисунков, которые для простоты написания подверглись упрощению. Иероглифы означают звуки, слога, слова или части слов грамматически значимые.

Китайская каллиграфия это искусство и невероятное явление в сокровищнице человеческой культуры. Феномен китайской каллиграфии заключается в том, что это не только посменный язык и средство общения, но и инструмент выражения внутреннего мира художника.

Китайскую каллиграфию можно назвать живописью настолько сильно она оказывает на зрителя влияние разнообразием стилей и богатством форм. И на самом деле китайская живопись и каллиграфия как две родные сестры. Они не разлучные. Каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником.


Даже китайские императоры были хорошими мастерами в каллиграфии. Император Цянь Лун правивший во времена династии Цин оставил после себя много своих работ на стеллах в храмах.

Четыре основные группы иероглифов

Пиктограммы — знаки в схематическом виде отображающие предмет или явление и являются первоначальной разновидностью письменности.

Идеограмы — тесно связанны с пиктограммами, но в отличии от них могут означать некую идею.

Заимствованные иероглифы — иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов.

Китайские иероглифы берут свое начало от идеографического письма, которое, в свою очередь, произошло от пиктограмм. Система пиктографического письма это изображение объекта, примитивный рисунок. Со временем рисунки упрощались. Китайская каллиграфия произошла от таких рисунков и развилась в оригинальный национальный шрифт.

Стили китайской каллиграфии

Наиболее известны пять стилей китайской каллиграфии, при помощи которых обычно изображаются знаки.

Стиль каллиграфии Чжуаньшу

Стиль каллиграфии Лишу

Лишу (кит. трад. 隸書, упр. 隶书), официальное письмо — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов. Иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.

Этот стиль каллиграфии был создан посредством переработки чжуаньшу, так возникла потребность в более быстром способе письма. Этому стилю свойственна некая жесткость структуры и перпендикулярность черт.

Стиль каллиграфии синшу

Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书), ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии.

Стиль каллиграфии Синшу получил широкое распространение, так как довольно удобен и можно достичь значительной скорости написания иероглифов.

Стиль каллиграфии Цаошу

Цаошу (кит. трад. 草書, упр. 草书) — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов. Название стиля можно перевести как небрежное письмо.

Все разновидностям скорописного письма обладают упрощенностью и безотрывностью в написании, плавностью, экономичностью.

Стиль каллиграфии Кайшу

Кайшу — и один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился между правлением династии Хань и Троецарствием. Это самый популярный стиль каллиграфии.

Именно с изучения этого стиля начинают свой путь обучения каллиграфии новички.

Современный музей каллиграфии

Попадая сюда, посетитель окунается в мир прекрасных символов, идеальных линий и абсолютной гармонии.

В музее находятся уникальные образцы письма, шедевры мирового значения, рожденные знаменитыми мастерами каллиграфии. Здесь размещаются работы европейского письма, образцы арабской и еврейской школ каллиграфии. Есть работы древней и современной японской и китайской письменности.

Так же в музее находятся множество книг по искусству каллиграфии зарубежные и отечественные.

В музее представлены работы мастеров из сорока стран и художественный фонд постоянно пополняется.

Интересно то, что экспозиция устроенная не по привычным правилам, а с учетом особенностей визуального восприятия.

Но это еще не просто музей, это еще и международный образовательно-культурный центр, где проводятся не только экскурсии, но и выставки, и мастер-классы. Это не просто музей, это замечательная творческая мастерская, где легко может поменяться местами признанный мастер и зритель.

Современный музей каллиграфии в Москве

Современный музей каллиграфии в Москве

Обучение китайской каллиграфии в Москве

Обучение китайской каллиграфии в Москве

Приглашаем вас на курсы китайской каллиграфии. У нас в клубе мы познакомим вас с материалами, которые используют каллиграфы, так же познакомим вас со всеми принципами построения черт. На наших занятиях вы научитесь от простого к сложному писать иероглифы.

По ходу прохождения курса, мы вас познакомим с историей каллиграфии от древних пиктограмм, до современных стилей написания.

Друзья, иероглифы это не набор крякозябров, все они имеют логику и смысл. Мы уверены, что обучение китайской каллиграфии и изучение иероглифов станет для вас простым и увлекательным занятием.

Китайская каллиграфия: история и стили

Китайская каллиграфия имеет богатую историю, знать которую не помешает тем, кто хочет освоить этот вид искусства. Кроме того, нужно изучить основы культуры, философии Поднебесной, а также понимать китайский язык. Это поможет почувствовать энергию каллиграфии, которую по психологическому и физическому воздействию на человека приравнивают к цигуну.


Возникновение каллиграфического мастерства

Китайская каллиграфия – древнее искусство. Она насчитывает не один десяток веков. Некоторые стили появились еще до нашей эры и со временем практически не изменились. Например, так называемые иероглифы печати – чжуаньшу – зародились в VIII веке до н. э.

В те времена владеть искусством каллиграфии было обязательно для каждого образованного человека, и даже сам император регулярно упражнялся в начертании иероглифов.

Появлялись разные стили написания, более или менее простые, геометрические или плавные, но отношение к каллиграфии оставалось прежним. Как тогда, так и в наше время это не просто умение красиво писать, это способ выразить свой, уникальный, внутренний мир, расслабиться и забыть о ежедневной суете.

Важно правильно настроиться, прежде чем приступать к занятиям. Все мышцы тела нужно максимально расслабить, сосредоточиться, выкинуть из головы все мысли и заботы.



Если тело будет расслаблено, оно не только не устанет и не затечет, наоборот, получит заряд свежих сил и бодрости. А сосредоточиться на самой технике легче, если знать, что именно воспроизводится на бумаге. Нужно не просто механически отображать те или иные символы, но помнить, что каждый из них имеет свое значение, и понимать, что же именно означает иероглиф.

Такое отношение к каллиграфии выработала сама история развития этого искусства. Древние мастера считали ее сродни цигуну по воздействию на психоэмоциональное состояние человека. Возможно, отчасти поэтому каллиграфия была искусством для образованных (а значит, и более состоятельных) людей – не только из-за наличия средств для покупки всех необходимых материалов, но и потому, что у людей простых не было времени на сосредоточенное и вдумчивое выведение иероглифов.


Стилевое разнообразие

Прежде чем приступать к занятиям каллиграфией, нужно получить хотя бы начальные знания о языке и научиться его понимать.

Письменность Китая является словесно-слоговой, то есть каждый отдельно взятый иероглиф передает или слово целиком, или его грамматически значимую часть. Произошли иероглифы от рисунков, которые были максимально упрощены для удобства и скорости письма. В китайском языке насчитывается около 5 тысяч символов, и их надо изучить перед тем, как браться за кисть.

Все это множество иероглифов можно разделить на несколько категорий.

  1. Пиктограммы. Это изображения, которые и стали основой письменности, ее первоначальная разновидность.
  2. Идеограммы. Изображают отдельные элементы реального мира, идеи. Находятся в тесной связи с пиктограммами.
  3. Фоноидеограммы. Включают в себя две составляющие – одна указывает на значение, другая – на звучание слова.
  4. Заимствованные иероглифы. Эти символы имеют свое значение, но используются для того, чтобы записывать другие слова.



Необязательно запоминать все символы по группам, главное – изучить значение китайской письменности, научиться понимать ее.

Что касается стилей каллиграфического письма, то их существует 5 – чжуаньшу, лишу, синшу, цаошу, кайшу и эдомодзи.

Одним из самых древних считается стиль чжуаньшу. Первые работы, выполненные в этой стилевой направленности, датируются VIII-III вв. до н. э. Это было официальное письмо царства Цинь, сейчас же является наиболее часто используемым стилем. Однако несмотря на распространенность, использование чжуаньшу ограничено только каллиграфией, поскольку даже коренные китайцы не могут прочесть текст, написанный этим письмом.




Цаошу – практически тот же курсив тоже является безотрывным, как и синшу. Надписи цаошу можно прочесть, если владеть специальными навыками.


Самым популярным на сегодняшний день является стиль кайшу. Он берет свое начало от стиля лишу и считается наиболее поздним стилем написания иероглифов. В кайшу черты, которые образуют символ, отделены друг от друга.


Стиль эдомодзи, вообще, не имеет отношения к китайской каллиграфии. Этот стиль пришел из Японии и используется при оформлении рекламных вывесок, плакатов и тому подобного.


Из всех этих стилей сложно выбрать наиболее легкий, что подошел бы для начинающих. В каждом есть свои особенности, тонкости, которые так сразу освоить будет сложно. Но те стили, в которых линии выводятся отдельно, новичку будет несколько легче изучить. Безотрывное письмо сложнее, неопытному каллиграфу будет труднее его изучить без базовых навыков.

Знание китайского языка относится к тем самым базовым навыкам, без которых трудно будет освоить искусство каллиграфии, о каком бы стиле ни шла речь. При этом необязательно знать язык в совершенстве, главное – понимать его.


Инструменты

Для занятий каллиграфией потребуются:




В древнем Китае эти предметы называли четырьмя сокровищами ученого, относились к ним с соответствующим почтением и выбирали очень тщательно.

Так, бумага бралась специальная, при изготовлении которой использовалась измельченная древесная кора и рисовая солома. Еще раньше до изобретения бумаги в Китае писали на белом шелке. Стоимость этих (в частности) материалов для письма и сделала каллиграфию искусством для образованных, а значит – обеспеченных людей.

Для изготовления кистей бралась козлиная или заячья шерсть, которая хорошо впитывает воду и удерживает чернила. Форма кисти тоже имеет значение – она должна быть округлой по бокам и заостренной к кончику. Острый кончик позволяет выводить аккуратные, четкие линии, обеспечивает необходимую упругость письма. Для рукоятки использовались такие материалы, как бамбук, слоновая кость, нефрит, хрусталь, фарфор, сандал, рог быка, даже золото и серебро.



Тушь должна быть однородной, без комочков и крупных частичек, которые могли оставить пятна на бумаге. Производились чернила из сосновой сажи, свиного жира, растительных масел и ароматических веществ. Последние обеспечивали туши блеск и предохраняли от потускнения. Все эти ингредиенты смешивали, просушивали и формировали в брикеты.

Прежде чем использовать чернила, их растирали в тушечнице, к которой тоже предъявлялись свои требования. Ее стенки должны были быть негладкими (чтобы можно было легко растереть вещество) и не слишком шероховатыми, иначе частички получились бы крупнее, чем нужно. Только мелкозернистая поверхность позволяла растереть чернила так, как нужно.



Сейчас широкий выбор материалов для любого творчества, в том числе и для каллиграфии. Однако понимание, какие именно чернила, кисть или бумага подходят лучше всего, можно получить только в процессе работы, экспериментируя с материалами разных производителей.

Обучение китайской каллиграфии смотрите в следующем видео.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое каллиграфия? Каковы ее место и в искусстве Китая?

Каллиграфия (греч. kalligraphía — прекрасный почерк, от kallós — краса и grápho — пишу), искусство прекрасного и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в старом мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только лишь преследует цели удобства чтения, да и докладывает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет или к ясности очертаний, способности чтения на расстоянии, или к экспрессивному скорописному курсиву, или к декоративной узорности, тотчас идущей во вред лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась в особенности высоко как искусство сказать графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как суть слова, так и идея, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти в почти всех образчиках К. Китая, Кореи, Стране восходящего солнца. Известные мастера кит. К. — Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (11 в.). В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, нередко сочетающихся с геометрическим либо растительным узором, даже с изобразительными элементами. Посреди огромнейших каллиграфов — мастера шрифта "насхи" Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта "насталик" Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.). В Европе в древнюю эру были сделаны традиционные эталоны греческого и латинского письма, чёткого и гармонического по пропорциям; в средние века К., очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от традиционной корректности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся эталоны К., начиная с "Остромирова евангелия" (переписано в 1057 дьяконом Григорием), известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перебежала к гравёрам, также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области внедрения К., а с возникновением машинописи она сохранилась в главном как предмет обучения в младшей школе ("чистописание"), также в ряде областей, где используются художественные рисованные шрифты (оформление книжки, плакат, промышленная графика и т.д.).
Лит.: Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. — Л., 1947; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; L'art de l'écriture, P. — Baden-Baden, 1965.
Yandex.Словари›Большая русская энциклопедия
Эт для тебя на китайский рынок нужно, они для тебя и скажут.
Каллиграфия - это искусство правильного написания письменных символов. В Китае правильное и в подходящем стиле написание иероглифов считается неотклонимой частью в неких стилях живописи. Верно написанный (каллиграфически исполненный) текст на картине во-1-х, неотъемлемая часть самой картины, а во-2-х, несет внутри себя смысл и поучение (поучение является классической частью хоть какого вида искусства в Китае). В наше время не все такие стили живописи животрепещущи.

Читайте также: