Приоритетным направлением в здоровьесберегающей деятельности фельдшера в школе является

Обновлено: 02.07.2024

3 6. К внутреннему элементу здоровьесберегающей среды относится (укажите два правильных ответа): а) знания о здоровье; б) периодический контроль состояния здоровья; в) наличие инфраструктуры; г) уровень материального достатка; д) навыки здоровьесбережения. 7. К методу пропаганды ЗОЖ относится (укажите два правильных ответа): а) наглядный; б) произвольный; в) комбинированный; г) сочетанный; д) словестный. 8. Наглядный метод пропаганды ЗОЖ состоит из (укажите два правильных ответа): а) движущихся объектов; б) средств массовой информации; в) видеозарисовок; г) натуральных объектов; д) изобразительных средств. 9. Лично-ориентированный подход в обучении это: а) организация образовательного процесса с приоритетом устранения факторов, тормозящих развитие человека, применением инновационных технологий, развивающих творческие способности обучающегося; б) организация образовательного процесса, в котором приоритет отдается созданию условий для развития ресурсов человека, творческих возможностей с применением инновационных технологий; в) организация образовательного процесса, в котором приоритет отдается потребностям и интересам человека, созданию условий для развития его ресурсов, творческих возможностей, устранению факторов, тормозящих развитие человека. 10. Основным компонентом здоровьесберегающей технологии выступает (укажите два правильных ответа): а) аксиологический; б) профилактический; в) восстановительный; г) эмоционально-волевой; д) природный.

6 в) студенты с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями. 6. К группе здоровья II относят студентов: а) студенты, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями; б) студенты с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями; в) студенты здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клиниколабораторной ремиссии не менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функций, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям. 7. Медицинское обследование студентов бывает (3 правильных варианта): а) итоговое б) повторное; в) дополнительное; г) дистанционное; д) первичное. 8. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляется по показателям (2 правильных варианта): а) АД; б) количества шагов; в) массы тела; г) ЧСС; д) глубины дыхания. 9. К абсолютным медицинским противопоказаниям к занятиям физической культурой относятся (3 правильных варианта): а) активная фаза ревматизма, миокардит; б) миопия более 5 диоптрий; в) инфекционные заболевания в острой фазе; г) гипертония II III степени, ретинопатия III степени; д) аневризма аорты. 10. Средствами ЛФК являются (3 правильных варианта):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное состояние человеческого общества, его быстрые темпы развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Сохранение здоровья учащихся и форми­рование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача начальной школы. Существует много определений понятия здоровья. Что же это такое? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Признаками здоровья являются показатели роста и развития, функциональное состояние и резервные возможности человеческого организма. По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников уже имеют хронические заболевания.

Цель здоровьесбережения – обеспечить ребёнку возможность сохранить своё здоровье на каждом уроке в школе, сформировать у него необходимые знания по здоровьюсбережению, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья каждый конкретный учащийся, с учётом всех индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки. Ученик, для которого школа – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Известно, что урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса.

Важной частью здоровьесберегающей работы в школе является рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние здоровья и учащихся.

Остановлюсь на требованиях, которые следует соблюдать учителю к уроку с позиций здоровьесбережения:

Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4—7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.

Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.

Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.

Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.

Темп окончания урока:

спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Структура рациональной организации урока

Уровень гигиенической рациональности урока

Плотность урока, т. е. количество времени, затраченное школьниками на учебную работу.

Не менее 60% и не более 75%

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

Частота чередования видов учебной деятельности

Смена не позднее, чем через 7-10 минут

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа

Наличие эмоциональных разрядок (число) шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

А значит, дети будут здоровы и успешно учиться.

Организуя воспитательно-образовательный процесс в школе необходимо обратить внимание на создание рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Являясь основным организационным документом общеобразовательной школы, расписание уроков определяет характер и продолжительность учебной нагрузки учащихся в школе и дома на протяжении дня, недели. От учебного расписания во многом зависит динамика учебной активности и умственной работоспособности учащихся. А это, в свою очередь, либо предотвращает, либо способствует наступлению таких опасных для здоровья школьников состояний, как утомление и переутомление.

В современной школе составляется оптимальное учебное расписание, которое создает наилучшие в конкретных обстоятельствах условия для ее нормального функционирования и сохранения здоровья учащихся, но не является идеальным. Как правило, оно не соответствует гигиеническим требованиям и является фактором риска для здоровья учащихся.

Негативные для здоровья учащихся последствия такого учебного расписания часто усугубляются еще и тем, что многие учителя не видят место своего предмета в системе учебного дня конкретного класса, а, следовательно, не учитывают предыдущую и последующую нагрузку учащихся, не анализируют и не прогнозируют динамику их учебной активности и умственной работоспособности на своем уроке, не замечают время наступления утомления.

Одним из направлений в здоровьесберегающей деятельности учителя должна стать организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей может помочь детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома. Регулярные занятия спортом, организуемые учителями физической культуры и начальных классов школы, и родителями, веселые спортивные соревнования между классами, выполнение различных специальных комплексов упражнений, совместные прогулки, экскурсии на природу, походы, соблюдение режима дня - все это помогают снизить утомляемость, усталость, справляться с учебными нагрузками, а значит, добиваться успеха.

Начало школьного обучения связано не только с изменением режима ребёнка, уклада его жизни, но и ведёт к повышению заболеваемости. Младший школьный возраст составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность ЦНС обуславливает её быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания. С учётом физиологических возможностей детского организма для учеников 1-х классов продолжительность урока составляет 35 минут. Для снятия утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуется в обязательном порядке проводить физкультминутки в начальной школе. Самая утомительная нагрузка в начальной школе, является нагрузка, связанная с поддержанием рабочей позы на уроке.

Хочется сказать ещё о том, что высок процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки. Развитию дефектов осанки способствуют и несоответствующая мебель, и неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, садятся на согнутую под себя ногу). С приходом ребят в школу, проблем с осанкой становится больше. Наблюдается искривление позвоночника (сколиоз), плоскостопие и ассиметричное положение плеч.

Основными средствами формирования правильной осанки и коррекции её нарушений являются занятия физическими упражнениями.

Возможным является и использование на уроке такого лечебного и оздоровительного метода, как релаксация. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Наши дети каждый день испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Обучая детей методам релаксации, учитель помогает им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя.

В основу организации физкультминуток с младшими школьниками можно положить дыхательную гимнастику Стрельниковой. Данную дыхательную гимнастику можно сочетать с элементами самомассажа. В комплекс включены упражнения дыхательной гимнастики, улучшающие кислородный обмен, дающее хороший оздоровительный эффект. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела ребёнка. Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной и плечевой пояс и вызывают общую физиологическую реакцию всего детского организма. Конечно, необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У учащихся начальных классов отсутствует мотивация сохранения и укрепления своего собственного здоровья. Поэтому следует провести вводную беседу о важности таких упражнений.

Немаловажную роль в деятельности учителя занимает обучение ребёнка общеучебным принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

Итак, если правильно организовать деятельность на уроке, а именно, строго дозировать учебную нагрузку, строить урок с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдать гигиенические требования, соблюдать режим дня, создать рациональное расписание учебных занятий, обучать ребёнка способам и методам охраны и укрепления здоровья, то здоровье детей можно сберечь.

Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом:

Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.

Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКА

Горбунова Т. Н., Дубилина Д. А.

4 курс, специальность "Лечебное дело"

Научный руководитель: Ивонина Татьяна Викторовна,

преподаватель УФ ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”

По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Соответствующие показатели составили в 2012 г. – 105130, в 2016 г. - 157597 на 100000 детей. Распространённость болезней возросла на 94% (2012 г. – 104358, 2016 г. – 202435 на 100000 детей). За последние 5 лет, среди подростков старшего возраста наметилось заметное увеличение распространённости хронических болезней (у детей до 14 лет этот рост составил 23%, в 15 - 17 лет –26%).

Одна из главных причин возникновения хронических заболеваний состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, медицинских работников и педагогов к вопросам гигиенического воспитания школьников. В связи с чем, роль фельдшера образовательной организации в проведении профилактических мероприятий у школьников весьма существенна. Этим обусловлена актуальность выбранной нами темы.

Проблема исследования заключается в том, что большинство родителей даже не задумывается о том, что при проведении профилактических мероприятий возникновения и прогрессирования заболеваний у школьников можно избежать.

Цель исследования: обосновать роль фельдшера образовательной организации в создании здоровье сберегающего пространства школьника.

Задачи: изучить специальную литературу и другие источники информации по данной теме; обосновать роль фельдшера образовательной организации в создании здоровье сберегающего пространства школьника; проанализировать заболеваемость учащихся образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск.

Гипотеза исследования : если грамотно организовать деятельность фельдшера образовательной организации с учащимися и родителями по созданию здоровье сберегающего пространства школьника , то можно избежать риска возникновения патологии у детей, а так же, добиться снижения заболеваемости.

В ходе работы нами изучена нормативно-правовая документация, в соответствии с которой осуществляется профилактическая деятельность фельдшера. Она предусматривает:

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных данных и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- разработку индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания;

- участие в формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в образовательных организациях профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации. Из выше изложенного следует, что на фельдшера образовательной организации возлагается высокая ответственность и ведущая роль в создании здоровье сберегающего пространства учащихся школ.

Анализ заболеваемости учащихся образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск по результатам ежегодных осмотров детского населения и данным кабинета медицинской статистики детской поликлиники ГБУЗ Урюпинская ЦРБ показал, что нарушения зрения занимают первое место в структуре общей заболеваемости. Причем в большей степени они выражены среди учащихся школ нового вида – Лицея и Гимназии, что вероятно связано с большей учебной нагрузкой. Количество детей, отстающих в физическом развитии, постепенно снижается. Так же, в общем, имеет место тенденция к снижению заболеваемости плоскостопием, сколиозом и нарушениями осанки, что, по нашему мнению является результатом профилактической работы фельдшера, а так же физического воспитания подрастающего поколения в школе и возможностью посещать большое количество спортивных секций и кружков в городе.

Учитывая, что задачей санитарно - просветительной работы фельдшера образовательной организации является обучение учителей, родителей и детей, как сохранить здоровье, как предупредить болезнь. Члены научного кружка под контролем фельдшера МБОУ Лицей городского округа г. Урюпинск в рамках Школ здоровья провели занятия со школьниками начальной и средней ступеней образования по согласованной с администрацией образовательной организации утвержденной тематике. Причем, для максимальной эффективности проводимых профилактических мероприятий была организована работа с родителями по одноименной тематике на классных собраниях, так как именно родители смогут повлиять на режим дня своих детей и проконтролировать соблюдение ими рекомендаций по чередованию режима труда и отдыха в домашних условиях. В общей сложности количество детей, принявших участие в профилактических мероприятиях, составило 300 человек. Нами проведено общегородское родительское собрание по теме “Гигиена пубертатного периода”, на котором присутствовали родители учащихся городских школ (87 человек), разработаны следующие памятки: "Для вас, родители" (Гигиена пубертатного периода), "Памятка для школьника при работе за компьютером". Накопленный методический материал может быть использован в дальнейшей профессиональной деятельности фельдшера.

Таким образом, в ходе исследования нами изучена специальная медицинская литература по данной проблеме; обоснована ведущая роль фельдшера образовательной организации в создании здоровье сберегающего пространства школьника, проанализирована заболеваемость учащихся образовательных учреждений городского округа г. Урюпинск, а также проведены профилактические мероприятия по выявленным проблемам.

Федеральный закон [Текст] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ;

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ Текст] Об образовании в Российской Федерации: федер. закон. – М.: 2012. - 350 с.

Приказ Минздрава РФ № 761 [Текст] О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы утвержден Указом Президента РФ от 01.06.2012 года;

Ахутина, Т. В. [Текст] “Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья”: учебник/ Т.В. Ахутина. - Т.7. N2. 2000 года;

Башвец, Н.А. [Текст] “Проблемы здоровье сбережения”: учебник/Н.А.Башвец; отв. ред. А.В.Горбенко. Издательский центр “Де-факто”, 2009 года.C.90;92.;

Савостина, Н.М, Пронкина, С.А. “Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе” [Текст]:/ учебное пособие / Н.М. Савостина, С.А. Пронкина.- 2010года. – с. 76.

Тесты онлайн по различным предметам и дисциплинам. Большая подборка полезных тестов онлайн включающая экзамен охранника, мигранта, по охране труда, в ГИМС, по русскому языку, литературе, а также для получения лицензии на оружие, психологические тесты и тесты для проведения профессионального отбора (профотбора) поступающих на службу в силовые структуры - такие как вооруженные силы РФ, в том числе в военные училища (проводят военкоматы), органы внутренних дел (полицию), в том числе институты МВД РФ, министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Тесты онлайн разработаны специально для повышения своего уровня знаний, и подходят для людей различных профессий, а также учащихся различных учебных заведений, как средних так и высших. Многие учащиеся школ, СПТУ, колледжей, институтов, академий воспользовались нашими тестами онлайн, для подготовки к успешной сдачи экзаменов. Грамотно и удобно разработанный интерфейс тестов позволяет отлично подготовится и успешно сдать экзамены.

Основные направления здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Современный ритм жизни, ухудшение экологической ситуации – все это оказывает негативное влияние на здоровье подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Учреждения образования наряду с обучением и воспитанием в приоритетном порядке должны решать задачу сохранения здоровья учащегося. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования. Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности нашей школы играет грамотная организация учебного процесса. Для всех детей учебные занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 45 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физическиеПроблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Современный ритм жизни, ухудшение экологической ситуации – все это оказывает негативное влияние на здоровье подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Учреждения образования наряду с обучением и воспитанием в приоритетном порядке должны решать задачу сохранения здоровья учащегося. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования. Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности нашей школы играет грамотная организация учебного процесса. Для всех детей учебные занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 45 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические

osnovnye_napravleniya_zdorovesberegayushchey_deyatelnosti_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx

Читайте также: