Методологические характеристики психолого педагогического исследования кратко

Обновлено: 03.07.2024

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Из философии знаем, что методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла.

Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний,

Заметно усилились связи между самими науками и научными направлениями. Так, все более условными становятся границы между педагогической теорией и общепсихологической концепцией личности;

Учитывая тот факт, что психология и педагогика все больше впитывают в себя достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, постоянно обогащая и расширяя свой предмет.

Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика, стали более разнообразны по методам исследования, вырисовываются новые грани в предмете их исследования.

В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований.

В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики.

В-пятых, человек является решающей силой в профессиональной деятельности. Данное положение как бы вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в развитии общества по мере социального прогресса. Правильно решить эти и другие сложные вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей.

Теперь необходимо уточнить что следует понимать под методологией, какова её сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.

Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода”. В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова – это учение о методах научного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности.

– во-первых, она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность

– во-вторых, направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель

– в-третьих, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении

– в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педагогики

– в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке

– в шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания

Эти признаки понятия “методология”, определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

– во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

– во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития.

– в-третьих, рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т. д.

– в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

– в пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности;

– и, наконец, в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:

– общая характеристика методологии науки, ее уровней;

– методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;

– объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

– научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

– определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;

– типология педагогических исследований;

– характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

– логика педагогического исследования и т. д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Рассмотрение данной темы включает в себя такие вопросы:

  • Специфичность научного психолого-педагогического исследования.
  • Характеристика принципов научного исследования.

Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования

Большую роль в методологии играют принципы исследовательской работы. Они предоставляют возможность соединить практику и теорию, также предоставляют правильные ориентиры в практике с научной точки зрения. Выделяют такие основные принципы психолого-педагогического исследования:

  • Объективность.
  • Системное изучение.
  • Генетический принцип.
  • Сущностный анализ.

Самым важным считается принцип объективности. Он выражается всесторонним учетом условий и факторов, в которых формируются и развиваются различные явления. Цель такого принципа – показание и оценка всех возможных вариантов решений, нахождение разных мнений по конкретному вопросу.

Принцип системности показывает разные стороны, отношения, компоненты, внешние и внутренние факторы развития и работы социально-педагогического процесса. Основа системного подхода – специфика сложной системы или объекта не меняется характеристиками её компонентов, а связывается с особенностями взаимодействия между всеми компонентами.

Большую роль играет генетический принцип. Он рассматривает факт или явление при помощи анализа условий его формирования и дальнейшего развития. Исследования постоянно меняются, что важно учитывать при их организации. Главная особенность – обязательность целенаправленной организации обучения.

Сущностный анализ методологических принципов заключается в том, он показывает законы функционирования и существования явлений, факторов и условий их развития. Также помогает найти пути их изменения. Принцип сущностного анализа движет мысли учёных от описания к объяснению и прогнозированию развития процессов и явлений в педагогике. Следует обращать внимание на непрерывное изменение, развитие компонентов и системы педагогики. Во время процесса функции всех компонентов меняются.

Для процесса воспитания и образования большую роль играют психолого-педагогические исследования. Они помогают обдуманно подойти к нововведениям и снижают уровень риска, чтобы не навредить ученикам.

Специфичность научного исследования

Научное исследование – это разновидность познавательной работы, который значительно отличается от стихийного познания, диагностики и познания в творчестве и искусстве.

Научное исследование характеризуется такими особенностями:

  • Применение специализированных методов исследования. Этой особенностью научное исследование отличается от житейски-эмпирического познания. Данный метод считается не таким стихийным, лучше организованным. Основа – научный метод.
  • Достоверность полученной информации. Познание в творчестве зависит от опыта и интуиции одного из субъектов познания. В свою очередь, научное знание основывается на определенных фактах, открытие которых становится более доступным из-за использования специальных методов исследования.
  • Проговаривание полученных результатов. Предоставляется возможность повторно получить данные, факты, закономерности другим людям при равных условиях, точнее по идентичной методике, которая уже применялась учёным.
  • Новизна полученных результатов. Эта является новизной не для одного человека, который проводит познавательный процесс, а для всего общества.

В исследовании получают такую информацию, которая ранее не была известна многим людям. Выделяют такие основные направления в исследовании для получения знаний:

  • Использование житейски-эмпирического познания явлений благодаря специальным методам с дальнейшим превращением в научно установленный факт.
  • Изучение известного явления в науке на новом материале. В таком случае информация будет поступать от особенностей выборки испытуемых. Если использовать специфическую выборку, то данные могут значительно отличаться. Новизна будет в том, что известная ранее особенность будет использоваться на новой выборке испытуемых.
  • Изменение качественного описания известных фактов на количественную особенность.

Исследование проводиться для получения новизны результатов. Исследование называют бесплодным, если оно не принесло никаких новых результатов.

Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования

В методологическом знании особую роль играют принципы исследовательской деятельности. Они помогают соединить практику и теорию, а также дают обоснованные с научной точки зрения ориентиры практике. Предлагаем остановиться на применении в психолого-педагогических исследованиях следующих принципов:

  • объективности;
  • системного изучения;
  • генетический;
  • сущностного анализа.

Главным принципом любого исследования - методологический принцип объективности. Данный принцип выражается во всестороннем учете условий и факторов, в которых появляются и развиваются те или иные явления. Суть заключается в том, чтобы выделить – и оценить все варианты решений, а также выявить все имеющиеся точки зрения по данному вопросу.

Многообразие сторон, отношений, элементов, внешних и внутренних факторов развития и функционирования социально-педагогического процесса определяют принцип системности. Системный подход изучения основан на том, чтобы специфика сложной системы (объекта) не исчерпывается особенностями ее элементов, а связана, с характером взаимодействия между всеми элементами.

Методологические принципы психолого-педагогического исследования

Для подобных исследований очень важно соблюдение генетического принципа, особенностью которого является рассмотрение того или иного факта или явления на основе анализа условий его возникновения и дальнейшего его развития. При организации исследования следует учитывать то, что сами эти явления постоянно изменяются, что влечет за собой обязательность целенаправленной организации процесса образования.

Следующий принцип, это принцип сущностного анализа. Соблюдение данного принципа связано с раскрытием законов функционирования и существования явлений, факторов и условий их развития, а также многообразие возможностей их изменения. Данный принцип предполагает движение мысли исследователей от описания к непосредственному объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических процессов и явлений. Необходимо также учитывать непрерывное изменение, развитие элементов и педагогической системы в целом. Функции большинства элементов в процессе развития значительно меняются, и эффективное средство уже на следующем этапе может оказаться не только вредным.

Готовые работы на аналогичную тему

Психолого-педагогическое исследование вплетается в реальный процесс воспитания и обучения, это подразумевает очень осторожный и обдуманный подход к нововведениям, чтобы снизить степень риска и не навредить воспитанникам.

Специфичность научного исследования

Научное исследование – это вид познавательной деятельности, который отличается от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для него характерны следующие неотъемлемые особенности:

  • Наличие специализированных методов исследования. Это один из основных признаков научного исследования, которое отличает его от житейски-эмпирического познания. Такой метод менее стихийный, более организованный и основывается в основном на научном методе.
  • Точность получаемых данных. Познание в искусстве опирается в большинстве случаев на опыт и интуицию того или иного субъекта познания, соответственно научное знание основывается на установленных фактах, открытие которых становится более вероятным благодаря применению специальных методов исследования.
  • Воспроизводимость результатов полученных в процессе исследования, это означает возможность повторного получения данных (фактов, закономерностей) другими людьми при прочих равных условиях, т.е. по идентичной методике, какая уже была использована исследователем, который получил эти данные.
  • Новизна полученных результатов. Под новизной результатов принято понимать новизну не для отдельного взятого человека, который осуществляет познавательный акт, а новизна для общества в целом.

Другими словами, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее не были известны обществу.

Направлениями в исследовании для получения новых знаний могут стать:

  • Изучение известного всем на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных методов с дальнейшим превращением в научно установленный факт.
  • Изучение известного науке того или иного явления на новом материале. В данном случае знание будет получено за счет особенностей выборки испытуемых. Выполняя исследование на особенной выборке, мы сможем получить иные данные. Новизна в данном случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность будет распространена на новую выборку испытуемых.
  • Переход от качественного описания известных фактов к количественной характеристике.

Новизна полученных результатов – это то, ради чего будет проводиться исследование. Если в исследовании не будет получено новых данных, оно бесплодно.

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения.

Методологические принципы психолого-педагогического исследования

Принцип объективности психолого-педагогического исследования

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объектах, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснования исходных посылок, логики исследования и его выводов.

Принцип сущностного анализа в психолого-педагогическом исследовании

Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

Педагогический процесс сложен, многофакторен и динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием явления необходимость учета непрерывного измерения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, а отдельные из них переходят в свою противоположность. Например творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные, детальные инструкции, из средства развития могут превращаться в препятствия, сковывающие развитие более высоких уровней самостоятельности и инициативы.

Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении (например установлено, что микросреда, сфера личностного общения и взаимовлияние сверстников в процессе неформального общения оказывают определяющее влияние на подростков, что приводит к изменению укоренившихся представлений о возможностях школы и целесообразных сочетаний прямых и косвенных воздействий на формирование личности школьника).

Генетический принцип психолого-педагогического исследования

Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных и психологических особенностей человека в онтогенезе.

Принцип единства логического и исторического

При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяется. С генетическим подходом также связан принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта(генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса(происхождения, становления) объекта. Из этого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип концептуального единства психолого-педагогического исследования

Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Этот принцип внутренне противоречив, принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются.

Системный подход в психолого-педагогическом исследовании

Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Существует пять положений, помогающих устанавливать свойства системных объектов и их совершенствования.

Принцип целостности психолого-педагогического исследования

Следует обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам- то есть, соблюдения принципа целостности в исследовании и очень осторожного подхода к вычленению в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого-педагогического процесса.

Структуру воспитания и обучения можно характеризовать как динамическую. Целостное изучение комплексного явления педагогического процесса, предполагает очень осторожный подход к формализации, введению строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и всего процесса.

Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно предполагает привлечения большого количества специалистов-психологов, социологов, врачей, педагогов и т.д. Из целостного подхода к изучению педагогического процесса вытекает требование сочетания аспектного, под определённым углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией результатов.

Деятельностный подход в психолого-педагогическом исследовании

Деятельностный подход является также конкретно-научным методологическим принципом. Он выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации результатов. Исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определённых жизненно важных задач. Человек выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определённую последовательность разного рода действий, в том числе психических. Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществленной деятельности.

Читайте также: