Любовная лирика что это кратко и понятно

Обновлено: 07.05.2024

Любовная лирика – это отдельное поэтическое направление, характерное для русских писателей и зарубежных поэтов. Авторы повествуют о душевных переживаниях, рассказывают про свои личные, интимные чувства. Ключевой образ в таких стихах – это романтическая, возвышенная личность.

Любовная лирика Пушкина отличается своими уникальными особенностями. Поэт говорит, что невозможно написать стихотворение в жанре романтизма, не будучи влюбленным. Каждая возлюбленная автора становилась его вдохновением. Пушкин очень быстро увлекался женщинами. Он любил любить – так говорили его современники. У Александра Сергеевича в жизни были мимолетные связи и серьезные отношения. По характеру стихов можно понять, какие эмоции переживает писатель, создавая строки. Это может быть чувство восторга, влюбленности, любви, тоски или другие ощущения.

Тема любви в лирике Пушкина

Красота стихов Александра Сергеевича заключается в душевной теплоте, которую он вкладывает в свои произведения. Для него любовь – это только положительное чувство. Расставаясь с возлюбленной, он оставлял память только о счастливых моментах, никогда не держал зла или обиды.

Отношение лирического героя к разлуке – философское, он полагает, что каждая связь приносит ему определенный опыт. Произведения Пушкина о любви – это легкая, приятная лирика, наполняющая душу позитивными эмоциями. Если появляются мотивы грусти, то это приятная, добрая тоска. Слова Пушкина о любви – фразы из стихотворений:

Любовная лирика Пушкина – кратко

При прочтении творчества Александра Сергеевича можно заметить, что каждое стихотворение отличается от предыдущего. Основные чувства, которые передает автор:

  • Неразделенная любовь;
  • Единство душ;
  • Сладкая печаль разлуки;
  • Виденье совместного будущего;
  • Восторг и благодарность за проведенное вместе время.

Каждая строка любовной лирики Пушкина наполнена светлым чувством. Главной героиней поэзии является красивая женщина. Для нее характерна нежность, доброта, таинственность. У автора большое сердце, он влюбчивый, эмоциональный человек. Ему необходимо делиться своими ощущениями, которые его переполняют. Для этого Пушкин выбирает чистый лист и прекрасный образ. Характерные черты любовного творчества:

  • Элемент непредсказуемости, требовательности любви;
  • Изменчивый характер сюжетной линии;
  • Женщина – источник переживаний, размышлений автора;
  • Отсутствие эгоизма, страданий, боли, терзаний.

Писатель относится к влюбленности как к светлому чувству. Он благодарен судьбе, что она посылает ему это ощущение, дает им насладиться. Пушкин не понимает любви, требующей самопожертвований, мучений, приносящей боль. Он воспринимает разлуки как шаг к новому этапу жизни.

Любовная лирика Пушкина – стихи, список

Любовный посыл поэт передает в стихах многим женщинам. Воронцова – страстная любовь автора, ей он посвятил следующие произведения:

В статье рассматривается специфика любовной лирики с точки зрения риторических позиций: характеризуются особенности уместного речевого анализа любовной поэзии, а также жанровый репертуар (внешний и внутренний) стихотворений о любви.

ВложениеРазмер
lyubovnaya_lirika_kak_predmet_kommunikativnogo_analiza.docx 42.14 КБ

Предварительный просмотр:

г. Новокузнецк (Россия)

КАК ПРЕДМЕТ КОММУНИКАТИВНОГО АНАЛИЗА

LOVE LYRICS AS A SUBJECT OF COMMUNICATION ANALYSIS

Аннотация. В статье рассматривается специфика любовной лирики с точки зрения риторических позиций: характеризуются особенности уместного речевого анализа любовной поэзии, а также жанровый репертуар (внешний и внутренний) стихотворений о любви.

Ключевые слова: любовь, любовное общение, любовная лирика, жанры любовного общения.

Annotation . The article considers the specifics of love lyrics from the point of view of rhetorical positions: the features of appropriate speech analysis of love poetry, as well as the genre repertoire (external and internal) of love poems are characterized.

Key words: love, love communication, love lyrics, genres of love communication.

Любовная поэзия является оригинальным литературоведческим феноменом, независимо от того, в какие времена к ней обращались мастера слова. Тема любви всегда интересовала людей творческих: они пытались раскрыть в своих произведениях уникальную природу феномена любви, неповторимого, таинственного и в связи с этим завораживающего. Наверное, нет в образцах современного и классического искусства художников, кто не отразил бы в этой теме свой опыт или хотя бы философское представление о нем. Не исключением является и художественная литература, ставшая своеобразной энциклопедией любви для вдумчивых и глубоких читателей. Однако литература о любви, в том числе поэзия, во многом исследована известными литературоведами и критиками (см. работы Э. Герштейн, Ю. М. Лотмана, А. В. Севрюк, Л. Б. Шнейдера и др.), если рассматривать ее как явление классической филологической науки. Совершенно иначе мы можем сказать о речеведческой характеристике данного феномена, так как риторическую природу стихотворений о любви не рассматривает практически никто. Анализ доступных нам источников показал, что в современной лингвистической науке любовная лирика не рассматривается как образец использования в ней свойственных любовному общению жанров речи, а, следовательно, авторитетные выводы о том, что любовная лирика может считаться идеальным речевым образцом, помимо литературного совершенства, никто не делает. Этим были обусловлены наш интерес к заявленной проблеме и актуальность изучения поднятого вопроса. В качестве основного направления своей работы мы выбрали исследование коммуникативной (и в частности риторической) сущности любовной поэзии (с учетом литературоведческого аспекта ее характеристики), а для этого нам необходимо было обратиться к различным понятиям речеведения, психологии, психолингвистики, чтобы определить терминологический минимум работы. Обратимся к его характеристике.

Признание в любви – высказывание, содержащие в себе слова любви как доказательство истинности чувств коммуниканта. Этот жанр характерен только для любовного общения и предполагает обязательную ответную реакцию. Охарактеризуем образец этого жанра на примере любовной лирики В. Тушновой.

Швырлова Дарья Олеговна 1 , Македон Маргарита Олеговна 1 , Селезнёва Полина Алексеевна 1
1 Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия


Аннотация
Статья посвящена изучению темы любви в русской поэзии. Показано многообразие чувств и оттенков, разнохарактерность любовной лирики.

Shvyrlova Darya Olegovna 1 , Makedon Margarita Olegovna 1 , Seleznyova Polina Alekseevna 1
1 Nizhny Novgorod state agricultural Academy


Abstract
Article is devoted to studying of a subject of love in the Russian poetry. The variety of feelings and shades, a raznokharakternost of love lyrics is shown.

Русская литература богата темами и мотивами. Одно из первых мест занимает любовная лирика, к которой обращается в той или иной мере любой поэт [1]. Любовная картина мира поэтов отличается образами героев, характером отношений, репрезентацией чувств в художественно-речевой системе, композиционно-структурной заданностью художественного пространства, организованной замыслом художника [2; 3; 4].

Кто для сердца всех страшнее?

Кто на свете всех милее?

Я стыжусь; мне, право, больно

Странность чувств моих открыть

И предметом шуток быть.

Сердце в выборе не вольно.

Что сказать? Она… она…

Странность, непредсказуемость и необъяснимость любовного чувства являются темой этого стихотворения. Не найдем ни одной жестко закрепленной черточки в облике милой. Поэт доискивается истоков этого всепоглощающего странного чувства, пытается в нем разобраться. Композиция стихотворения подчинена этой задаче. Несколько строф соотнесены по принципу антитезы, то есть противопоставления. Возможно, говорится в первой из них, что страстное чувство к девушке есть результат пылкой любви к герою самой этой девушки. Ведь уверяют же опытные люди, что “любовь рождает”. Но, нет! – говорится в другой строфе. Девушка вовсе не любит лирического героя. И больше того, “в сердце ее лед, не кровь”. Ответного чувства нет и в помине! И чтобы усилить впечатление от горестной участи влюбленного героя, Карамзин завершит эту строфу сравнением с участью Эхо, древнегреческой нимфы, которая от неразделенной любви к Нарциссу иссохла так, что ничего от нее не осталось, кроме отзвуков голоса. Сравнение с Эхо – кульминация стихотворения, то есть его высшая смысловая и эмоциональная точка. А затем идет финальная часть: последняя строфа, в которой поэт раскрывает себя. Мы догадываемся, что лирический герой – это одновременно и он сам, автор стихотворения. Он переживает подобную ситуацию и делится с читателями своими соображениями по поводу природы любовного чувства.

XIX век является временем расцвета российской поэзии. Начало творческого восхождения было положено Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым и многими другими.

В любовной лирике В.А. Жуковского лирические образы сентиментально-романтичные, овеяны грустью:

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была! (Когда я был любим…)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Любовь в творчестве Ф.И.Тютчева скорбная, надрывная.

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой —

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Как ночью на небе звезда… (Еще томлюсь тоской желаний)

Стихотворение посвящено памяти первой жены поэта Элеоноры Петерсон. Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста – это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Несмотря на то, что героиня недостижима “как ночью на небе звезда… “, автор ещё не потерял надежду быть вместе. Героев связывает давнее знакомство (“в сумраке воспоминаний). В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

Одной тебе, тебе одной,

Любви и счастия царице,

Тебе прекрасной, молодой

Все жизни лучшие страницы!

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена. Есенин вспоминает о своих ошибках, падкости на женщин и алкоголь, безудержном веселье. Он признается, что готов отречься от всего ради любви к женщине, оставить не только развлечения, но и мысли о родных местах, природе. Интересно, что в самой первой строфе поэт отмечает, что он поет о любви впервые. Все его чувства настолько свежи, покоряют яркостью и первозданностью, что ему начинает казаться, что он вовсе и не любил до этого момента.

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Я дважды пробуждался этой ночью

и брел к окну, и фонари в окне,

обрывок фразы, сказанной во сне,

сводя на нет, подобно многоточью

не приносили утешенья мне.

Сердце под ладонью

Бегство и погоню,

Чувству на свободе

Точно рвет поводья

Лошадь в мундштуке.

Безусловно, окружающие поэта события, сильно отражаются в его произведениях. Потому что любой человек литературы – это, в первую очередь, человек творчества. А творцы обязательно проживают не только свою жизнь, но и жизни близких людей; и все происходящее вокруг обязательно будет синтезировано из слов в замысловатые формулы, воспевающие, или, наоборот, бранящие все человеческое – любовь, страсть, одиночество и чувства в целом.

  1. Санцевич Н.А. Моделирование вариативности языковой картины мира: автореф.дис… канд.фил.наук. М., 2003 21 с.
  2. Севастеенко А.В. Культурно-исторические формы экзистенциального переживания: Тема любви и ее дискурсивные трансформации. Екатеринбург, 2002. 172 с.
  3. Кочнова К.А Языковая картина мира писателя: аспекты и методы исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, журналистика. 2015. № 3. С. 53-57.
  4. Кочетовская Е.Г. Философская рефлексия любви как традиция русской литературы. Волгоград, 2006. 156 с.
  5. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
  6. Шапинская Е.Н. Отношение любви как социокультурная универсалия и его актуализация в литературном дискурсе. Москва, 1997. 434 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Лирическая картина

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Лирика - что это..

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Отличительные особенности лирической поэзии

В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.

Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.

Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.

Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.

Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.

Из истории лирики

  1. Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.

В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.

В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.

Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.

Шекспир

Баллада

Виды и жанры лирики

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  1. философская;
  2. религиозная;
  3. гражданская;
  4. любовная;
  5. о природе.

Виды лирики на примерах

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  1. стихотворение;
  2. сонет;
  3. ода;
  4. баллада;
  5. эпиграмма;
  6. эпитафия;
  7. посвящение.

Лирические жанры

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Примеры лирических произведений

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.

Читайте также: