Рекомендации для воспитателей доу как научить ребенка общаться

Обновлено: 30.06.2024

Памятка воспитателям: "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".
Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания
одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры
человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский).
Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве
владеют актёры.
Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать ин­дивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста – оно осуществляется только с помощью взрослых!

Последовательность развития навыков общения ребёнка:

- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;

- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;

- стимулирование интереса к окружающим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста:

*Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.)

*Игры, способствующие развитию эмоций

*Упражнения на подражание, инсценировки, этюды

*Музыкальные игры, потешки, песенки

*Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т. п.

*Обыгрывание новых игрушек

*Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций

*Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.

Развитие средств общения детей раннего возраста:

-Активизация речи в быту

-Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций

-Чтение стихотворений, рассказывание сказок

-Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы

-Знакомство со считалками, мирилками

-Наблюдения, опыты на прогулках

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым

-Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов

-Обучение способам снятия напряжения

-Просьба оказания помощи

-Пересказ любимого мультика сверстникам и взрослым

-Коллективные развивающие игры

-Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр

-Совместная творческая деятельность

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребёнка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении:

  • Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, выражении несогласия
  • Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания
  • Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге
  • Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, чрезмерных ласках
  • Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врождённая речевая, моторная и коммуникативная недостаточность
  • Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения. Таким образом, педагог:

1.Владеет знаниями о способностях ребенка.

2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.

3.В общении с детьми и коллегами проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.

4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.

5.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Советы для педагогов – чтобы ребенок рос общительным…

Должен быть психологический комфорт в коллективе – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.

Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

  • постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
  • оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";
  • дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

  • барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
  • барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
  • барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

  • для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
  • если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
  • для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
  • для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
  • для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
  • для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
  • Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ.

Рекомендации педагогам

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;
  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

  • Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  • Не возникает ли желание его перебить?
  • Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
  • Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

  • исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
  • обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  • как часто вы улыбаетесь детям;
  • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

  • чаще анализируйте собственную деятельность;
  • стремитесь ставить себя на место ребенка;
  • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  • требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
  • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  • оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
  • возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
  • предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
  • вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

  • предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
  • ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
  • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
  • разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

Почему дети не умеют общаться друг с другом? Как научить их правильно общаться между собой? Как разрешить конфликтные ситуации, возникшие в процессе общения среди детей? И т. д.

Общение ребенка подразумевает не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать.

Принципиально важным обстоятельством является то, что каждый участник диалога имеет право высказать свои мысли, воспринимать информацию, излагаемую собеседником, проявлять к нему внимание и уважение, знать нормы и правила, которые необходимы в процессе общения с окружающими. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать всю его жизнь.

Всему этому ребенок учится в общении со взрослыми – родителями, педагогами и воспитателями. В процессе наблюдения за детьми воспитатели часто видят нестандартные ситуации общения.

Правила общения с ребенком в игре (по С. Хромовой)

- Играя с ребенком, не опускайтесь до занудства.

- Долой ожидание быстрых результатов!

- Подсказывайте, но осторожно.

- Прежде чем играть с ребенком, задумайтесь над тем, дорос ли он до этой игры.

- Игра должна помогать формированию характера ребенка.

- Не бойтесь разнообразия в игре.

- Играя, учитывайте пол ребенка и его индивидуальные особенности.

- Играя с детьми, дайте им возможность оставаться свободными.

Предлагаемые варианты игр помогут педагогам решить сложившиеся проблемы в общении между детьми.

Поступаем правильно (4-6 лет)

Цели: дать детям понятие о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их; развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность.

Материал: парные картинки. Каждая пара картинок посвящена одной теме. Но одна из картинок изображает плохой поступок, а вторая – хороший. Всего используется от 10 до 20 пар.

Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно назвать хорошими, а какие – плохими, после чего предлагает привести примеры хороших и плохих поступков. Затем воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется общаться с другими игроками, сравнивать рисунки на своих карточках с другими. Важно проследить, чтобы дети работали аккуратно, спокойно, обращались друг к другу вежливо. После того как все пары будут найдены, игроки должны разъяснить на какой из них изображен хороший поступок, а на какой – плохой, и почему они пришли к такому мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.

Кто я? (4-6 лет)

Цели: учить детей составлять свой портрет, адекватно оценивать свои поступки.

Покажи и скажи (5-6 лет)

Цели: развивать эмоционально-чувственную сферу, творческое воображение, мимику и пластику движений, эмоциональную сторону речи и умение работать в коллективе.

Второй вариант – воспитатель предлагает детям назвать слова, которые передают эмоциональное состояние животных. Выигрывает та подгруппа, у кого больше названных слов.

Музыка рассказывает (5-6 лет)

Цели: развивать умение составлять рассказ на основе восприятия музыкального произведения, работать в коллективе; способствовать развитию творческого воображения.

Участники игры сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям послушать музыкальный фрагмент, после чего предлагает играющим составить рассказ на тему прозвучавшего музыкального фрагмента. Каждый участник игры по кругу, самостоятельно составляет предложение. А остальные дети вместе с воспитателем оценивают составленный рассказ.

Комплименты (4-6 лет)

Цели: развивать навыки культурного общения, вежливость, доброту, умение увидеть свои положительные стороны, понять, что ребенок принимаем и ценен другими детьми.

как научить дошкольника общаться

Приятный в общении человек легко заводит новые знакомства, уверенно чувствует себя в любой компании, способен быстро завоевать расположение окружающих. Но как научить ребёнка общаться? Давайте разбираться!

Совет 1. Уважайте с пелёнок

В общении с карапузом нужно проявлять должное уважение. Знания, навыки и жизненный опыт — дело наживное, а их отсутствие в дошкольном возрасте — явление естественное и вовсе не повод относиться к малышу свысока.

Общайтесь с ребёнком как с равным собеседником:

  • советуйтесь с ним,
  • позволяйте ему иметь собственную точку зрения;
  • пусть он с детства учится защищать своё мнение.

Совет 2. Проявляйте терпение

В наш стремительный век мы так привыкли к высоким скоростям, что нередко и общаемся так же стремительно, перекидываясь фразами, словно мячиком в пинг-понге. Отбил, не отбил — лови следующий. Но в общении с маленькими детьми такой подход недопустим. Тут важно не количество озвученных мыслей, а их качество.

Задавая ребёнку вопрос, будьте готовы проявить терпение и дать малышу достаточно времени, чтобы собраться, подобрать нужные слова и выложить ответ.

  • не торопите;
  • не навязывайте свой вариант фразы;
  • не осуждайте и не высмеивайте медлительность.

Совет 3. Учите не только говорить, но и разговаривать

Важно понимать, что речевые навыки — это не только способность чётко произносить звуки, верно употреблять слова и грамотно вплетать их в предложения. Для полноценного общения важно понимать, ЧТО, КАК и КОГДА уместно говорить. Чтобы научить ребёнка общаться со сверстниками, позволяйте ему высказываться, не отвлекая внимание на логопедические проблемы.

  • исправлять малыша, конечно, надо;
  • заниматься развитием речи, безусловно, нужно;
  • но делать это следует аккуратно.

Не отбейте чрезмерными замечаниями всяческое стремление к живому общению.

Совет 4. Читайте хорошие детские книги

Соответствующая возрастным особенностям ребёнка детская литература отлично развивает коммуникативные навыки, стимулирует воображение, учит понимать родную речь и чутко воспринимать её мелодию и структуру. Читайте всегда, когда это возможно. А иногда можно не читать в прямом смысле слова, а фантазировать на тему того, что может быть написано в этой красивой красочной книжке. Рассматривайте с ребёнком иллюстрации и вместе сочиняйте свои собственные истории.

  • обращайте внимание на характер и поведение персонажей;
  • анализируйте описанные в книге ситуации;
  • учите ребёнка делать выводы.

Совет 5. Фильтруйте информационную среду

  • задумывайтесь, какие образцы общения окружают ребёнка;
  • тщательно выбирайте мультики, фильмы и передачи для детского просмотра;
  • контролируйте собственный стиль общения.

Совет 6. Поощряйте полные ответы

как научить дошкольника общаться

Выясняя, как прошёл день ребёнка в детском саду, что нового он видел на прогулке с папой или в какие игры он играл в гостях у бабушки, поощряйте малыша давать полные, развёрнутые ответы. Для этого избегайте простых вопросов в пользу открытых.

Задавайте больше уточняющих вопросов, просите подробностей, проявляйте искренний интерес ко всему, что говорит ребёнок. Таким образом вы формируете хорошую привычку к полноценному, здоровому общению.

Совет 7. Больше играйте

Игры дают навыки, необходимые для эффективного общения:

  • работать в команде;
  • следовать правилам;
  • не зазнаваться при успехе;
  • достойно принимать поражение.

Используйте разные варианты игр: подвижные и музыкальные, словесные и настольные. Очень хорошим помощником в развитии коммуникативных навыков признана сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать для детей самые разнообразные ситуации из всех сфер человеческого общества.

Совет 8. Давайте больше самостоятельности

  • будьте рядом, оставаясь в стороне;
  • не вмешивайтесь в детские игры без необходимости;
  • позвольте малышам попробовать разобраться с намечающейся ссорой без участия взрослых.

Совет 9. Учите принимать отказ

Важно с раннего детства формировать у ребёнка уважение к личному пространству — собственному и чужому. Не путайте общительность с назойливостью. Малыш должен понимать и принимать право других детей:

  • не делиться игрушками;
  • не пускать в игру новых участников;
  • не проявлять заинтересованность в знакомстве.

Прорабатывайте такие ситуации, обучая принимать отказ без ущерба для собственной самооценки. Учите искусству искать компромиссы.

Совет 10. Формируйте культуру общения

Азбука вежливости для детей — основа полноценного общения. Дети должны уметь:

  • начинать разговор;
  • поддерживать беседу;
  • прощаться.

Предлагайте разные варианты приветствия и окончания беседы. Отрабатывайте разные стили общения (деловое, дружеское, ситуативное). Обращайте внимание на необходимость внимательно слушать собеседника, не перебивая и не вмешиваясь в чужой разговор.

10 упражнений на развитие коммуникативных навыков

Помните: дети впитывают всё, что видят вокруг себя. Хотите научить ребёнка здоровому общению? Будьте достойным примером! Счастливого вам родительства, друзья!

Читайте также: