Проект сосульки в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
1. Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель).
Вспомнить свойства льда и парафина. Учить проводить и объяснять простейшие эксперименты с водой и парафином.
Закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек.
Закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов с использованием огня и горячего парафина.
2. Развивать умение детей заботиться о себе самостоятельно или с помощью взрослого. Развивать связную речь детей, упражнять в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова прилагательные; фантазию, мышление.
3. Формировать умение передавать в рисунке свои задумки, рисовать информационные рисунки.
4. Обогащать музыкальные впечатления детей, приобщать к музыкальной культуре.
1.Организационный момент.
Здравствуйте дети, сегодня у нас занятие по экспериментированию на весеннюю тему. А для начала мы проведем небольшое игровое упражнение.
-Ребята, как вы думаете:
- Если зимой выпало очень много снега, то зима какая?
-Если днем светит солнце, то день какой?
-Если ночью холодно, то ночь какая?
-Если утром сильный мороз, то утро какое?
-Если горка сделана изо льда, то горка какая?
-Снег-какой? Сосулька- какая?
Сегодня на занятии мы с вами многое узнаем о… А сейчас вы угадаете, о чем идет речь:
Прицепилась к крыше ловко
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз (сосулька)
-Ой, какая! Прозрачная стекляшка,
На проводах и крышах
3.Повторение и закрепление ранее изученного материала.
На прогулке мы с вами уже познакомились с сосульками.
-Длинная, большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая.
А что мы знаем о сосульках?
Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос- почему сосульки растут вниз головой?
Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?
-Это лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.
- Когда образуются сосульки?
-Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.
-Правильно, ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло, для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.
-Как образуется сосулька?
4. Постановка проблемного вопроса и эксперимент.
Почему сосульки растут вниз головой? Я предлагаю вам поэкспериментировать. Вы сами сейчас вырастите сосульку и тогда только будет понятно, почему сосульки растут вниз головой. Настоящие сосульки в наших условиях мы вырастить не сможем. А почему, как вы думаете?
- Тепло есть, а холода нет. Вода не сможет замёрзнуть.
-Правильно, ребята. Но мы с вами сможем вырастить парафиновую сосульку.
Все вы видели парафиновые свечи, а вот и свеча, посмотрите какая она!
-Парафин при нагревании плавится, а при остывании- застывает.
-Вот этими двумя свойствами парафина мы и воспользуемся, чтобы вырастить наши сосульки и будем внимательно наблюдать, что же происходит. Первую сосульку вырастим вместе в наших маленьких лабораториях. Но прежде чем приступим к исследованиям, повторим правила поведения при проведении опытов.
-1. Очень внимательно смотреть и слушать взрослого. Не толкаться.
2. Осторожно обращаться с огнём. Не подносить огонь к лицу.
3. Не капать парафином на руки. Когда парафин плавится, он горячий.
-Исследователи, занимайте свои рабочие места. Представьте себе, что банка – это дом, а тарелка на банке- это крыша дома. Выглянуло солнышко
(зажигаю свечку). Снег на крыше стал таять—капаю парафином на одно и тоже место. Что происходит?
-Парафин стекает капелька за капелькой вниз и застывает. Ч то появляется на крыше? (сосулька) Что происходит с сосулькой, когда я капаю парафином на одно и тоже место?
-Капли парафина стекают друг по другу и застывают.
-Куда стекают капельки? (вниз) Что происходит с сосулькой?
-Куда растёт сосулька?
-Сосулька растёт вниз.
-Вот какую замечательную парафиновую сосульку мы с вами вырастили. Какой же вывод мы сделаем? Почему сосулька растёт вниз головой?
Дети. Сосулька растёт вниз головой потому, что капельки воды, когда тают, стекают по крыше вниз, при похолодании – замерзает, поэтому и сосулька растёт вниз.
5.Физкультминутка:
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап. (повторяем движение капели быстром темпе.)
Сосульки, сосульки, скажите о чём
Вы плачете горько под нашим окном.
Сказали сосульки, сквозь слезы вздыхая
Мы плачем о том, что на солнышке таем.
Где наша сосулька? Я не вижу ее. Что с ней случилось?
-В комнате тепло, а лёд в тепле превращается в воду.
-Конечно, вы такие молодцы! Ой, очень хочется пить. А как вы думаете, можно пить эту воду? Почему? Не будем гадать. Мы сейчас эту воду профильтруем. Обратите особое внимание на фильтр. Не надо забывать о правилах безопасности при работе со стеклянной посудой. –Давайте посмотрим на фильтр. Какой он?
- Потому, что вода была грязная, сосулька была грязная.
-А почему сосулька грязная?
-Потому, что крыша грязная, ржавая, а по ней стекают капельки и они становятся грязными.
-Какой вывод вы сделаете из этого опыта. Можно пить эту воду?
-Э ту воду пить нельзя, потому, что сосулька была грязная. Можно заболеть.
-Молодцы. Будем грызть сосульки?
-Нет. Будем ими только любоваться
6. Закрепление материала, просмотр презентации о сосульках.
- Я предлагаю вам пройти в наш кинозал и полюбоваться красотой настоящих сосулек и послушать музыку капели.
- А чем опасны сосульки? Кто знает?
- Правильно! Сосульки могут упасть с крыши и поранить человека, еще примерзая друг к другу они образуют большую наледь на крыше и падая , образуют целые глыбы льда, которые могут убить человека. Поэтому под крышами домов весной ходить нельзя!
- Не все знают об опасности сосулек. Особенно маленькие дети. Сегодня мы с вами нарисуем рисунки, которые будет рассказывать всем об опасности сосулек во время оттепели. Как вы думаете, что можно нарисовать? ответы детей.
7.Рисование рисунков
Вы молодцы. Много знаете и сможете ответить на все вопросы. А теперь сюрприз от меня. Что бы вы всегда были живы и здоровы, я угощу вас сосульками, но не ледяными холодными и грязными, а сладкими леденцами. Кушайте на здоровье.
8 Рефлексия: Ребята вам понравилось быть исследователями? Что мы сегодня узнали нового?
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед руки “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
Разработчик проекта : Болдырева Е. В.
Участники проекта : Воспитатель, дети.
Проблема: Детский интерес, мотив к деятельности
Цель проекта : Педагогическая
Основные задачи проекта : Педагогические
Планирование детьми деятельности
• Узнать почему сосульки растут вниз
• Рассмотреть, где и как образуются сосульки
• Исследование сосулек, из чего они состоят и что с ними происходит в теплом помещении и на улице.
• Исследовать что есть внутри сосульки
Ожидаемые результаты реализации проекта
Характер контактов: внутри одной возрастной группы
Анализ и оценка результата проекта : Достигли ожидаемого результата
Перспективы развития проекта : Продолжать исследовательскую деятельность
Прикреплённые файлы:
- Сформировать навыки безопасного поведения в местах скопления сосулек.
- Изучение и анализ литературных источников и интернет – ресурсов;
В ходе наблюдений, бесед, мы выяснили, какие факторы влияют на появление, рост и размеры сосулек.
Через знакомство с литературными источниками мы получили занимательные сведения о видах сосулек: сталактитах и сталагмитах.
Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами интернет- ресурсов, с помощью анкет, экспериментов, во время интервью с медицинской сестрой, мы получили данные об опасности ледяных сосулек для здоровья человека.
- Процесс роста сосулек зависит от внешних условий: стороны света, сезона, температуры воздуха, формы крыши (покатая, плоская)
- В дошкольном возрасте можно сформировать навыки безопасного поведения по отношению к ледяным сосулькам (не ложить в рот, не находиться в местах нахождения сосулек)
Во избежании опасности, мы хотим предложить современный способ борьбы с образованием сосулек - конструированием крыш с подогревом.
Проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования ледяных сосулек, опасности ледяных сосулек для здоровья человека.
Предмет исследования – ледяные сосульки, растущие на территории детского сада и в разных районах города.
- появление, рост и размеры ледяных сосулек зависят от условий внешней среды;
- сосульки представляют опасность для здоровья человека.
Этапы и пошаговая реализация проекта
Подготовительный этап реализации проекта.
- Сбор информации.
- Работа со специальной литературой, интернет – ресурсами.
- Работа с художественной литературой.
Первый этап реализации проекта.
Второй этап реализации проекта.
Третий этап реализации проекта.
1. Оформление мультимедийной презентации к проекту.
У меня возникли вопросы:
- Как образуются сосульки;
- На что похожа сосулька;
- На плоских или покатых крышах больше сосулек;
- На какой стороне дома растут сосульки;
- Чем опасны сосульки?;
- Как уберечься от травм?
Что мы узнали о сосульках?
Сосулька рождается из замерзшей капли воды-льдинки. Когда льдинка подтаивает, вода стекает по ней вниз, снова замерзает - и так раз за разом. Чем чаще это происходит, тем длиннее и толще становится сосулька.
Сосульки обычно имеют конусообразную форму. Внутри сосульки нередко бывают полости. Сосульки образуют разнообразные причудливые формы.
При температуре выше нуля происходит уменьшение размеров массы сосульки за счет таяния.
Я заметил: сосульки чаще образуются на покатых крышах, на зданиях с плоской крышей и без козырька, расти сосулькам негде. В местностях, где выпадает много осадков дома строят с покатой крышей, где осадков мало - с плоской.
На какой стороне дома растут сосульки?
Растут сосульки там, где больше пригревает солнышко. На южной стороне дома.
Весной сосулек больше, чем зимой, так как весной днем начинает припекать солнышко, а ночью становится холодно.
Кроме того, мы узнали, что на Земле встречаются еще и соляные сосульки- сталактиты, растущие в пещерах. Образуются они также как и ледяные сосульки- с потолка пещеры капает вода. Но в образовании сталактитов ( в отличие от ледяных сосулек) в каждой капле воды растворены мельчайшие частицы камня, соли. Со временем из них вырастают причудливые фигуры. Со сталактитов капает вода, и внизу образуются сталагмиты, т.е. сосульки, растущие вверх.
Интересно, а среди сосулек, растущих в нашем городе, есть ли большие.
Следующая прогулка была посвящена поиску самой большой сосульки. Много времени ушло у меня нам это. Среди множества сосулек, выросших в нашем городе, мы тоже нашли большую.
Мои поиски показали, что большие сосульки растут и в нашем городе. Возможно, есть и еще больше. Чем больше сосулька, тем она тяжелее. Такие сосульки долго не держутся на карнизах и падают и бьются на мелкие осколки. Это явление очень опасно для жизни человека.
Как проводили исследование?
От всей увиденной информации и красоты мне еще больше захотелось попробовать сосульки изо льда.
Дома мы с мамой провели опыт.
На две стерильные салфетки поместили по 1 кусочку от каждой сосульки:
На одну - сколотую около проезжей части дороги ( образец слева)- мутную и не совсем прозрачную ( под лупой видны какие- то частички). На другую - сколотую во дворе дома ( образец справа) – прозрачную и чистую на вид. После того, как оба кусочка сосульки растаяли, на салфетках остались мокрые следы.
На первой – грязное пятно.
На второй – не очень грязное, но все равно цвет салфетки изменился.
Вывод: обе сосульки оставили после себя грязные следы, в разной степени. Следовательно, взятые нами обе сосульки могут быть опасны для здоровья человека. Поэтому сосульки нельзя грызть и сосать.
Как мы поняли, что снег и лед, который находится на крышах домов, из которых потом образуются сосульки, накапливают в себе очень вредные вещества. Все эти вредные вещества, в которые входят пыль, сажа, являются очень опасными для здоровья человека.
Это еще раз доказывает, что какой бы сосулька не была прозрачной, красивой, она таит в себе опасность, если ее облизнуть или съесть.
Список используемой литературы
4. Куликовская И.Э. Совгир Н.Н. Детское экспериментирование- Москва 2003г.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)
Возрастная группа : дети 3-5 лет
Участники : педагоги, дети и их родители
Актуальность:
К сожалению, зима приносит нам не только радость лыжных прогулок, катание на санках, Новый год, Рождество, но и проблемы связанные с понижением температуры. Одной из таких неприятностей являются ледяные наросты, которые образуют опасные сосульки на крыше. Резкий перепад температуры воздуха может привести так же к образованию сосулек огромных размеров на деревьях, заборах, отливах окон, проводах. Опасные последствия, которые таят в себе нависшие сосульки, приводят к травмам людей. Кроме того, большое количество льда, падающего сверху может повредить электропровода, стоящие внизу автомобили, сломать ветки деревьев и т. д.
Таким образом, возникла необходимость обратить внимание детей на места скопления сосулек и объяснить, какую они представляют опасность для жизни и здоровья человека.
Цель : cформировать навыки безопасного поведения в местах скопления
- дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека;
- сформировать представление о правилах безопасности, находясь в
непосредственной близости от скопления сосулек, уметь предвидеть
Линии развития личности :
- познавательно-речевое развитие дошкольников,
- художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
- организованная образовательная деятельность,
- совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Методы и приемы:
- сбор и обработка информации,
- работа с литературой,
Содержание работы:
Познавательно-исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
- пополнение РППС группы по теме проекта (макет).
Реализация проекта
Подготовительный этап:
-определение уровня знаний детей о том, чем опасен лед;
- определение темы проекта, задач, стратегии и механизмов;
- разработка модели взаимодействия всех участников проекта;
- создание РППС группы.
Основной этап
Задача : закрепить навыки безопасного поведения, знать: сосульки представляют опасность для жизни и здоровья человека.
Содержание работы:
Познавательное развитие:
Заключительный этап
Ожидаемые результаты
- имеют представление о правилах безопасного поведения на улице в гололед.
- участие в пополнении РППС группы;
- установление близких взаимоотношений с детьми в ходе совместной деятельности.
Слайды и текст этой презентации
Серебристая Морковка Прицепилась к крыше ловко. Уцепилась за карниз И растёт зимою вниз.
Изучение процесса образования сосулек и их свойств
Задачи:
Определить значение слова сосульки
Выявить особенности процесса образования сосулек
Найти интересные факты о сосульках
Выяснить, как влияют сосульки на здоровье человека
Практически определить свойства сосулек
Объект исследования:
явление природы – сосульки
Предмет исследования: процесс образования сосулек
Методы исследования:
– анализ; – наблюдение; – сбор информации из книг, журналов, интернета – анкетирование; – сравнение; – обобщение.
Гипотеза: можно предположить, что родство снега, льда и сосулек определено их общими физическими свойствами.
Теоретическое изучение данного вопроса
Сосулька
Обледеневшая при стоке жидкость в виде удлинённого конуса.
Заостренный книзу ледяной стержень, образовавшийся при стоке жидкости.
Если в оттепель, то как они замерзают?
А если в мороз, то откуда берётся вода для сосульки?
Необычные факты о сосульках
Социологический опрос учащихся.
Вы когда-нибудь пробовали на вкус сосульку ?
Почему вы это делали?
Есть ли сосульки гиганты ?
Вы когда- нибудь пробовали на вкус сосульку?
Почему вы это делали?
Есть ли сосульки гиганты?
Фельдшер нашей школы Баталова Н П
Выполняя исследовательскую работу, мы достигли основной цели, узнали, что сосулька – обледеневшая при стоке жидкость, свисающая с конструкции здания, провода, ветви дерева.
Узнали, что для образования сосулек необходима разная температура: одна для таяния - выше нуля, а другая для замерзания - ниже нуля.
Сосульки бывают различной формы и размеров, имеют интересные названия.
Проводя опыты, научились анализировать опытные данные и делать выводы. Узнали, что сосульки могут быть причиной заболеваний, несчастий.
А еще мы поняли, как интересно быть исследователем! Ведь в этом удивительном мире природы еще столько тайн, а значит, впереди столько открытий!
Читайте также: