Что такое каденция в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Музыка обладает такой силой, потому что она динамична. Когда вы слушаете песню, вы чувствуете начало, середину и конец истории в течение нескольких минут. Мелодии и аккордовые прогрессии движут песней, но что приводит нас к ощущению революции? Именно здесь на помощь приходят каденции в музыке.

Понимание каденции необходимо для того, чтобы стать более сильным музыкантом и творцом. Ниже мы рассмотрим различные типы каденций в музыке и объясним, как каденция работает в песне. Давайте начнем!

Что такое каденция в музыке?

Итак, что же такое каденция в музыке? Каденции в музыке обеспечивают разрешение или завершение конца музыкальной фразы, аккордовой прогрессии, мелодии или всего произведения. Вы увидите, что каденции построены таким образом, чтобы создать сильную связь между конечной и заключительной нотами, тем самым вызывая у слушателя чувство законченности. Обычно вы переходите от доминантового аккорда или ноты к тоническому аккорду или тонической гармонии, но существует несколько разновидностей каденций, которые мы разберем ниже.

Каденцию можно рассматривать как музыкальный знак препинания. Если мелодии, аккордовые прогрессии и ритм помогают построить предложение в песне, то каденция создает "точку" или "восклицательный знак". Каденции были особенно важны в классической композиции, но их можно найти во всех жанрах музыки, даже сегодня. Даже песня "С днем рождения" наполнена каденциями на протяжении всей своей знаменитой мелодии.

Проще говоря, каденция в музыке описывает движение между музыкальными фразами. Все каденции можно разделить на открытые и закрытые. Открытые каденции в музыке обычно приглашают к продолжению, и музыкальные фразы в песне звучат так, как будто они могут продолжаться. Когда открытая каденция располагается в конце песни, она звучит незаконченно. Закрытые каденции, с другой стороны, обычно означают завершение мелодической идеи или композиции.

Музыкальная композиция может содержать несколько каденций в конце фразы и, скорее всего, будет иметь закрытую каденцию в конце песни, чтобы обеспечить треку мелодическое завершение.

каденция в музыке

Как работают аккордовые прогрессии?

Для того чтобы понять, как работают каденции в музыке, важно разделить аккордовые прогрессии. Аккорды строятся на основе 3 или более нот в определенном ключе или семействе нот. Каждый аккорд производит различное звучание, основанное на этих комбинациях нот.

Одна из лучших особенностей аккордовых прогрессий заключается в том, что отношения между нотами остаются неизменными, независимо от того, в каком ключе вы находитесь. Типы аккордов в пределах одного ключа следующие:

1-я (I) - тонизирующая

2-й (ii) - супертонический

3-й (iii) - Медиант

4-й (IV) - субдоминанта

5-й (V) - доминанта

6 (vi) - Посредник

7-й (vii°) - ведущий тон

Строчные римские цифры обозначают минорные аккорды, а прописные цифры связаны с мажорными аккордами в ключе. Вы обнаружите, что почти каждая распространенная каденция переходит от мажорного аккорда к тонике (которая также является мажорной). Между этими мощными аккордами легче всего построить сильное чувство разрешения, поэтому они хорошо подходят для того, чтобы служить музыкальной пунктуацией.

Чтобы применить все это на практике, давайте рассмотрим мажорный лад. В мажоре аккорды следующие: 1) до мажор 2) ре минор 3) ми минор 4) фа мажор 5) соль мажор 6) ля минор и 7) си уменьшенный. Движение от аккорда G к аккорду C в до мажоре создаст идеальную аутентичную каденцию, поскольку вы переходите от пятой степени к первой степени или тонической ноте.

Не волнуйтесь, если вам кажется, что вы не очень хорошо представляете себе, как создавать аккорды в контексте шкалы. Все, что вам нужно понять, - это то, что аккорды в ключе имеют свои собственные градусы шкалы, которые помогают определить и создать каденции, которые мы используем сегодня.

6 различных типов каденций в музыке

Как существует множество способов закончить музыкальную фразу, так существуют и различные типы каденций. Каждый из этих типов каденций может вызывать различные чувства у слушателя, что делает их мощным композиционным инструментом. Вот 6 основных каденций, встречающихся в западной музыке, и все они должны быть понятны вам как музыканту:

Аутентичная или совершенная аутентичная каденция

Аутентичный каданс, или совершенный аутентичный каданс (PAC), - это сильный, закрытый каданс, который обеспечивает слушателям удовлетворительное разрешение. Вы увидите, что совершенная аутентичная каденция часто используется в конце песен, чтобы завершить композицию.

В этом кадансе аккордовая прогрессия движется от пятого аккорда (V аккорд) к тоническому аккорду или V - I. Аккорды традиционно играются в корневой позиции, чтобы создать наиболее сильную связь между завершающим и финальным аккордом песни. Вы можете даже добавить 7-ю ноту к аккорду V, чтобы создать еще более сильную тягу к тоническому аккорду в корневой позиции.

Вы постоянно слышите идеальный аутентичный каданс в музыке, но один из наиболее очевидных примеров - национальный гимн США "The Star Spangled Banner". Аранжировка заканчивается на аккорде V, переходящем в тонический аккорд в корневой позиции:

Несовершенная аутентичная каденция

Несовершенная аутентичная каденция или IAC, как это не удивительно, очень похожа на совершенную аутентичную каденцию. Разница лишь в том, что доминантовый аккорд или тонический аккорд не обязательно находятся в корневой позиции, аккорды инвертированы (инвертированный IAC), или V аккорд заменен ведущим тоном (Leading Tone IAC).

В конце произведения Луизы Райххардт "Frühlingsleid" можно услышать несовершенную аутентичную каденцию:

Обратите внимание, что несовершенные аутентичные каденции все еще дают вам ту удовлетворительную связь между двумя аккордами, но она более тонкая, чем связь, созданная совершенной аутентичной каденцией.

Плагальная каденция

Плагальный каданс - это каденционная фигура, основанная на отношениях между субдоминантой или IV аккордом и тоникой. Плагальный каданс можно встретить во всех видах музыки, но поскольку он был популяризирован в гимнах XIX века, его иногда называют аминь-кадансом. Как вы увидите в этом примере, слово "Аминь" в "Preces & Responses" настраивается именно на этот аминь-каданс:

Вы также можете столкнуться с минорным плагальным кадансом. Вместо перехода от мажорного 4-го аккорда к тоническому аккорду минорный плагальный каданс использует минорный субдоминантовый аккорд. Вы по-прежнему найдете множество плагальных каденций в церковных гимнах, но они также присутствуют в современной популярной музыке.

Обманчивая каденция

Обманчивый каданс обманывает мозг, начинаясь с доминантсептаккорда V. Ваш мозг, естественно, надеется услышать разрешение в тонику, как в идеальном кадансе. Вместо этого обманчивая каденция переходит к другому аккорду. Чаще всего это IV или субдоминантовый аккорд, и окончание каданса кажется довольно открытым. Слушатели могут все еще ждать разрешения после окончания этой каденции.

Вы можете услышать обманчивую каденцию в песне The Beatles "Octopus' Garden" примерно на отметке 2:30, где они намеренно выдерживают раздел с обманчивой каденцией, чтобы создать окончательное удовлетворительное разрешение с завершающей совершенной каденцией, заканчивающейся на тоническом аккорде.

Полукаденция

Полукаданс можно определить как каданс, который заканчивается на доминантном аккорде или V аккорде. Полукаданс заканчивается на V аккорде, но ему может предшествовать любой другой аккорд. Она вызывает открытое чувство, которое жаждет разрешения, поэтому ее принято считать слабой каденцией.

Поэтому половинные каденции редко завершают произведение. Этот каданс держит вас в напряжении, заставляя искать решение в доминантовых аккордах. Половинные каденции можно найти в песне Боуи "Let's Dance":

Каденция шесть-четыре

Одной из более сложных каденций является каденция шесть-четыре. Эта форма каденции немного запутана, поскольку в ней говорится о чтении символов фигурного баса, которые помогают понять, что доминанта доминантсептаккорда инвертирована как басовая нота. Затем он переходит в инвертированный аккорд, который в некоторых случаях может быть интерпретирован как тонический аккорд.

Это может быть довольно запутанным, но каденция шесть-четыре, в двух словах, зависит от контекста, в котором каденция производит доминантсептаккорд.

В конце классической песни Элвиса "I can't help falling in love with you" на словах "love" и "with" можно услышать каденцию six-four:

Как использовать каденцию в музыке

Вы можете контролировать то, что слушатель ожидает от музыкального произведения, намеренно используя определенные типы каденций. Вот лишь несколько способов использования каденций в музыке:

Создайте предвкушение

Наши уши естественным образом создают тонические разрешения на основе контекста аккордов и мелодических фраз. Например, если доминантовый аккорд или аккорд доминантовой гармонии предшествует тонике, слушатель ожидает полного разрешения еще до ее исполнения.

Таким образом, использование доминантного аккорда в начале каденции создает естественное предвкушение. Это отличный способ создать естественные переходы на протяжении всей песни.

Проза Вопрос

Открытая каденция в конце песни или фразы может помочь вызвать ощущение тайны в произведении. Создание звукового знака вопроса особенно эффективно при использовании открытой каденции в конце песни, когда слушатель жаждет сильного разрешения и чувствует себя немного не в своей тарелке в его отсутствие.

Для создания напряжения

Каденции могут помочь вам создать напряжение и разрядку на протяжении всей песни, делая ее более динамически интересной. Это может помочь вам нарисовать историю вашей песни в более достоверном свете, вместо того чтобы застревать в типичных аутентичных каденциях, которые ожидаются в большинстве музыкальных произведений.

Завершить композицию

Некоторые песни требуют сильного, мощного финала, который может быть достигнут только с помощью силы и простоты подлинных каденций. Каденции можно встретить в любом месте песни, но чаще всего они сияют ярче всего, когда завершают последние такты композиции.

3 распространенных заблуждения о каденциях

Каденции - это легко недопонятые и, в конечном счете, недооцененные инструменты в мире музыки. Ниже мы проясним 3 распространенных заблуждения о каденциях.

Не все каденции происходят в конце композиции.

Помните, что каденции обычно наиболее заметны в конце песни, но они могут располагаться в любом месте композиции. Это имеет большой смысл, поскольку не все каденции предназначены для создания ощущения полного разрешения, которое можно найти в идеальных аутентичных каденциях или плагальных каденциях.

Обманчивые каденции или, например, половинная каденция предназначены для создания напряжения. Это напряжение может быть использовано для соединения различных частей композиции, даже если связь между двумя аккордами немного слабее. Каждый тип каденции имеет свое предпочтительное время и место.

Они больше не актуальны.

Многие музыканты просто игнорируют музыкальную теорию, лежащую в основе каденций, и настаивают на том, что они больше не актуальны. Это не может быть дальше от истины, поскольку каденции продолжают влиять на то, как мы наслаждаемся музыкой сегодня. Если вы потратите время на понимание взаимосвязи между одним аккордом и другим, вы, естественно, будете гораздо эффективнее вызывать определенные эмоции у слушателей.

Каденции не помогают современным музыкантам.

Каденции - это творческие инструменты, к которым следует относиться серьезно и с таким же благоговением, как к мелодии или гармонии. Современные шедевры, такие как "Dani California", не имели бы того уникального грува и привлекательности, которые они имеют сегодня, без помощи плагального каданса:

Как найти каденцию в музыке

Для того чтобы понять каденцию, необходимо иметь базовое представление о теории музыки . Мы расскажем вам, как найти каданс в любой песне или композиции.

1. Определите ключ произведения.

Для начала определите ключ произведения. Это можно сделать, прочитав ключевую подпись песни. Поскольку каденции полностью зависят от контекста, вам необходимо знать, в каком нотном семействе вы будете работать.

2. Определите аккордовую прогрессию песни.

Начните определять аккорды, созданные на протяжении всего музыкального произведения. Интерпретация аккордов может потребовать некоторой практики, но вы, несомненно, улучшите свои навыки, если будете достаточно много работать с нотами.

Изучите отношения между аккордами.

Для того чтобы облегчить интерпретацию каденций, имеет смысл классифицировать каждый аккорд по степени его шкалы. Например, тоника - I, доминанта - V, а субдоминанта - IV.

Определите каждый каданс.

Посмотрите на конец музыкальных фраз и начните выявлять взаимосвязи, анализируя движение от одного аккорда к другому. Поздравляем, вы успешно определили каденцию песни!

определение каденции в музыке

Таким образом, понимание рабочих отношений между совершенной каденцией, несовершенной каденцией, плагальной каденцией, обманчивой каденцией, половинной каденцией и таким отклонением, как каденция шесть-четыре, может помочь вам лучше выразить себя как музыканта. Надеемся, что это руководство облегчило вам включение каденций в вашу музыку и понимание теории музыки, стоящей за ними.


1. Полные (А), половинные (Б) и прерванные (В) каденции в тональности до-мажор (C-dur).

КАДЕ́НЦИЯ (от лат. cadens – падающий, оканчивающийся; род. п. cadentis), 1) в тональной музыке – типизированный гармонический оборот, завершающий любое построение. Типизированный завершающий гармонический или мелодический оборот в старинной европейской модальной и прототональной музыке называется также клаузулой (лат. clausula – заключение). Каденция в классико-романтической тональной музыке называется также кадансом (франц. cadence). Количество элементов к аденции в теории и практике композиции не нормировано; ключевыми являются последние два элемента – созвучия или звука. Термины для обозначения ключевых элементов к аденции в современной элементарной теории музыки отсутствуют; в теоретических трактатах 16–18 вв. последний звук (и связанное с ним созвучие) стандартно называется ультимой (лат. ultima [nota, vox] – последняя [нота]), предпоследний – пенультимой (лат. penultima – предпоследняя); реже выделяется третий от конца звук – антепенультима (лат. antepenultima – находящаяся перед предпоследней).

Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.

По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).

Основные типы каденций по гармоническому строению:

  1. Полная – заканчивающаяся на T53. Она бывает совершенной и несовершенной. Совершенная – T в мелодическому положении примы, в тяжелом такте, после D или S в основном виде, а не в обращениях. Несовершенная – если хотя бы одно из этих условий не соблюдается.
  2. Половинная – заканчивающаяся на D (реже на S). Встречаются и иные половинные каденции – в начальном предложении финала сонаты op. 2 №3 Бетховена каденция на DD.
  3. Прерванная (или ложная) – нарушенная полная автентическая каденция путём подмены тоники каким-нибудь другим аккордов: VI53, S6, T6, побочной доминантой и т.п.

По положению в форме каденции бывают:

  1. Заключительные (чаще наиболее совершенные заключения)
  2. Серединные (в середине построения, например, в конце первого предложения периода)
  3. Дополнительные (повторные кадансы после заключительных)
  4. Вторгающиеся (при наложении – когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).

Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях: 1) появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта; 2) появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу; 3) в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.

Классификация видов каденций принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра – автентической каденции. В музыке XX века смысловой эффект каденции может достигаться средствами новой гармонии.

Гармоническому типу каденций исторически предшествовали монодические каденции: в средневековой псалмодии – медиация (лат. mediation, срединная каденция) и терминация (лат. terminatio, заключительная каденция); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) – открытая (лат. apertum) и закрытая (лат. clausum). В теории полифонического многоголосия конца XV-XVI веков каденции назывались клаузулами (лат. clausula от claudo – замыкать, заключать) и делились на дискантовую, альтовую, теноровую и басовую (названия сохранялись вне зависимости от того, в каких голосах клаузулы находились).

В музыке существует множество интересных приемов, делающих каждую мелодию уникальной и оригинальной. Каденция – это одна из таких уловок. Без нее мотив теряет самые интересные моменты.

Каденция: определение

Каденция это

  • Каденция – это включение в мелодию, которое характеризуется свободой, виртуозностью и богатством музыкального окраса. В таком значении каденция использовалась в опере итальянских композиторов XVII-XVIII века. Таким же образом прием применялся в инструментальных соло XIX столетия.
  • Каденция – это мелодичная импровизация, включенная в основное музыкальное произведение.

Как правило, прием каденции использовался в конце инструментального соло или концерта. В процессе исполнения данного приема музыкант имел возможность проявить свой талант во всей красе.

История возникновения понятия

Французский теоретик музыки Жан-Филипп Рамо впервые описал классификацию каденции в тональности классического романтизма.

каденция музыка

Сначала прием использовался лишь в рапсодиях инструментального концерта. Как правило, это была импровизация, которая не записывалась при помощи нотной грамоты. Так было вплоть до XIX века. Впервые записать ноты каденции рискнул Людвиг ван Бетховен в создании своего Пятого концерта для фортепиано с оркестром.

Разновидности каденции

Основная классификация каденции была предложена Жаном-Филиппом Рамо. Сегодня известны такие основные виды приема:

  • По расположению в периоде мелодии каденция музыки бывает серединной (в конце первой музыкальной строчки), дополнительной (в конце периода).
  • По составу аккордов прием может быть автентическим. Тогда заключительный аккорд выполняется при помощи доминанты. Это, как правило, сочетание аккордов, которое вносит окончанию мелодии решительное и безапелляционное окончание (аккорды D-T, T-D-T).

каденция определение

Альтернативой автентической каденции является плагальная, то есть, окончание, построенное в субдоминантном направлении. Такое окончание мягкое и навевает сомнения. Прием проигрывается при помощи сочетания аккордов T-S-T, S-T, T-S и т.д.

  • Степень завершенности разделяет каденцию на половинную, полную и прерванную. Половинная каденция – это прием, когда доминантный аккорд не завершает период, а будто зависает в воздухе. Появляется впечатление некой незавершенности мелодии. Такая каденция используется, как правило, в середине произведения. Полный прием выполняется с задействием субдоминанты вначале, доминанты посредине и тоники, как окончательного аккорда. Полная каденция проявляет тональность со всех трех ее сторон. Прерванный прием предполагает кратковременную импровизацию и продолжение мелодии.
  • Еще один критерий разделения музыкального приема – звучание главного голоса мелодии. Такое мерило делит каденцию на совершенную и несовершенную. Совершенная приводит мелодию к тонике в сильную долю такта. Произведение кажется полностью завершенным. При несовершенной фантазии последний аккорд припадает на терцию или слабую долю. Такая мелодия является незавершенной.

В какой музыке используется каденция?

В современных мелодиях тоже используется прием каденции. Музыка с такими изворотами фантазии становится ярче и интереснее.

Каденция используется в классических музыкальных произведениях. При оркестровых концертах дирижер так выстраивает подачу мелодии, что фантазия в исполнении солирующего инструмента кажется свежей ноткой в ткани общей музыки. Без каденции мотив был бы серым и неинтересным.


Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.

Классические каденции различаются по гармоническому строе­нию и местоположению в музыкальной форме.

I. По гармоническому строению каденции различаются по ха­рактеру заключения (основной критерий деления); по функциональ­ному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).

Основные типы каденций (по гармоническому строению).

1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — за­канчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционально­го состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).

2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).

3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентиче­ская каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)

II. По положению в форме различают каденции: заключитель­ные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); втор­гающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).

Читайте также: