Что такое здоровьеформирующие технологии в доу

Обновлено: 05.07.2024

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить проявление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Здоровье формирующая технология – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представлений о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуюсь Конвенцией о правах ребенка, утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую защиту и помощь. Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

  1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитывать в семье.
  2. Защита прав каждого ребенка.
  3. Максимальная реализация каждого ребенка.
  4. Сбережение здоровья каждого ребенка.
  5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства.
  6. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. [1]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны задачи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. [2]

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания – главная задача воспитателя.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении. [3]

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в раннем возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, начинает формироваться характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться, и заботится о своем здоровье с детства. Важнейшим на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений о необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его по средствам здоровья формирующих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровье формирующих деятельности современного ДОУ является реализация здоровье формирующих технологий в условиях психолого-педагогического процесса, которые можно рассматривать и как технологическую основу здоровье формирующей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов (Н.К.Смирнов).

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. [5]

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. [3]

Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:

– внутренние (педагогические, физиолого-гигиенические, психологические);
– внешние (экологические, экономические, социальные).

Здоровье формирующие технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. [4]

В отличие от здоровьесберегающих технологий, здоровье формирующие направлены на формирование представлений о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. [4]

Принципы здоровье формирующих технологий:

Основные формы организации здоровье формирующих работ

– физкультурные занятия;
– самостоятельная деятельность детей;
– подвижные игры;
– утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
– двигательно-оздоровительные физическая минутки;
– гимнастика пробуждения;
– физкультурные досуги, дни здоровья;
– спортивные праздники;
– оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровье формирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы:

1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления.
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой воспитателя с детьми.
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников это основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровье формированию, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Литература

По статистике каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудным и другим, более серьезным заболеваниям.

Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний. В решении этой задачи принимают участие медицинские и педагогические сотрудники. Но их усилия должны быть направлены не только на снижение заболеваемости путем проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий, но и на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Активными участниками создания оздоровительной системы в дошкольном учреждении становятся сами дети. Как известно, закалить на всю жизнь нельзя. Поэтому дошкольный возраст нужно использовать как благоприятный период для формирования у детей осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью. Выполнение этой задачи требует также активного привлечения родителей воспитанников с целью поддержания здорового образа жизни в условиях семьи и продолжения проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий в течение жизни ребенка.

- формирование у детей мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Результатом реализации нашего проекта мы предполагаем следующее:

- формирование у детей стремления самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- снижение заболеваемости и повышение сопротивляемости детского организма к ОРВИ и простудным заболеваниям.

Основная гипотеза проекта

Осуществление в дошкольном учреждении комплексной системы оздоровительных мероприятий в режиме дня и проведение целенаправленной просветительской работы среди родителей является действенным средством формирования у детей потребности к здоровому образу жизни, улучшения состояния здоровья дошкольника в целом, улучшения его психологического благополучия, укрепления иммунной системы, снижения процента заболеваемости.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационная поддержка: специальная литература, ресурсы Internet.

Техническое оснащение : оборудованные физкультурный и тренажерный залы, зал лечебной физкультуры, спортивные уголки в группах, физкультурная площадка, медицинские кабинеты (физиотерапии, массажа, гидромассажа, кабинет психолога.

Человеческий ресурс: медицинские и педагогические сотрудники ДОУ, родители воспитанников.

Разработчики проекта :

Заведующий детским садом Е. А. Мартынова

Старший воспитатель Я. В. Солодихина

Старшая медсестра М. В. Пономарева

Врач ПТД №17 Л. А. Писковская

Воспитатель по физкультуре А. Д. Попова

Педагог-психолог И. Л. Арцишевская

Участники проекта: педагоги и медицинские работники детского сада, воспитанники и их родители

Раздел 1. Терминология проекта

Здоровьесберегающий педагогический процесс - процесс воспитания и образования детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Для организации такого процесса на помощь приходят новые технологии.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, это методы, приемы, способы.

Здоровьеформирующие технологии - это программы, технологии, направленные на сохранение здоровья детей, а так же методы организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью ребенка. В специальной литературе выделяются разные виды технологий.

Раздел 2. Технологии социально-психологического благополучия ребенка.

Технологии социально-психологического благополучия ребенка основаны на личностно-ориентированном подходе. Это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника.

Основная задача - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.

К этой группе технологий относятся :

Эмоционально-стимулирующая гимнастика – специальный комплекс упражнений, позволяющий создать в группе атмосферу эмоционального благополучия. Стоя в кругу, дети здороваются друг с другом, передавая по кругу хорошие пожелания, комплименты.

Важной составляющей оздоровительной работы в ДОУ является музыкотерапия. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Песочная терапия – популярный вид технологий среди педагогов-психологов. Это коррекционно-развивающая работа, способствующая гармонизации психоэмоционального состояния детей.

Раздел 3. Физкультурно-оздоровительные технологии

развитие физических качеств

организацию двигательного режима

валеологическое просвещение дошкольников (т. е. формирование у детей знаний о своем здоровье, воспитание бережного отношения не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих).

Основной формой решения задач физического воспитания являются непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. В теплое время года занятия проводятся на улице и служат для формирования правильных двигательных умений и навыков, содействует развитию разносторонних способностей детей. В холодное время года занятия проводятся в специально оборудованном зале с использованием различных атрибутов и тренажеров. Начиная с 4-летнего возраста, дети занимаются босиком. В связи с этим занятия имеют высокую моторную плотность.

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – привести ребенка в бодрое состояние и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.

Гимнастика пробуждения – проводится после дневного сна проводится в сочетании с самомассажем. Растирание кожи рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка.

Подвижные игры, спортивные досуги, туристические походы. Такая форма работы с детьми позволяет решать проблему увеличения двигательной активности дошкольников в условиях ДОУ, помогает развивать в детях физические, морально-волевые качества, умение преодолевать трудности, работать в команде.

Воспитанники подготовительной группы детского сада являются активными

участниками спортивных соревнований, турниров района, округа, города.

Для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду разработана и успешно внедряется система оздоровительных мероприятий, основанная на традиционных методах закаливания. Она включает в себя следующие виды закаливания:

Нахождение детей в помещении в облегченной одежде является обязательным условием эффективного закаливания. Педагоги совместно с медицинским персоналом борются с предрассудком о пользе теплой одежды для профилактики переохлаждения.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. Это прекрасное средство профилактики плоскостопия, к тому же во время хождения босиком происходит тренировка мышц стопы. Эта процедура имеет большое значение в формировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды. Хождение босиком мы практикуем во всех группах.

Самомассаж - снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка. Основной методический принцип сводится к тому, что вначале обтирают конечности (руки/, ноги, а затем переходят к обтиранию туловища (плечи, грудь). Обтирание сухой рукавицей проводится до появления на коже легкой красноты. Самомассаж проводится с использованием сухой рукавички, массажных мячей.

Прогулки на свежем воздухе. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В нашем детском саду прогулки проходят в любую погоду - 2 раза в день, общая продолжительность прогулок – 3-4 часа. Во время прогулки поддерживается активный двигательный режим благодаря использованию различных подвижных игр. Одежда детей на улице - адекватна температуре воздуха.

Соблюдение питьевого режима в течение дня как основа сохранения водно-солевого баланса в организме ребенка.

Полоскание рта и горла водой комнатной температуры является эффективной

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей

среднего и старшего возраста. Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем.

Ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий: обмывает кисти рук, мокрой ладонью проводит от кончиков пальцев до локтя рук, мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед, делает мокрой ладонью круговые движения по груди, мокрыми ладонями проводит по лицу, ополаскивает руки, вытирает их насухо.

Водные ножные ванны являются хорошим средством закаливания всего

организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. Имеют большое значение в формировании устойчивости организм ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.

Методика проведения: ноги опускаются в таз с водой при температуре + 36С. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается на 2-3 (1С) С и доводится до + 18 С (+25С) и ниже. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до легкого покраснения.

Раздел 4. Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе.

Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе – это конкретные способы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в момент занятия. Задача воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию, он продумывал не только познавательный материал, но думал о том, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей.

Физминутки – выполнение нескольких физических упражнений, сопровождаемых определенным стихотворным текстом, который по содержанию связан с темой занятия. Они вносят в занятие эмоциональную разрядку, снимают утомление, повышают работоспособность.

Неотъемлемым компонентом любого занятия познавательного цикла являются пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики. Регулярные упражнения рук и пальцев улучшают память, внимание, речь, устраняют эмоциональное напряжение.

Для снятия зрительного напряжения используем гимнастику для глаз, которая

позволяет тренировать глазные мышцы, способствует профилактике близорукости.

Учитывая, что многие воспитанники имеют речевые проблемы, мы используем

артикуляционную гимнастику. Все знают, что язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоциональное состояние ребенка, мешают ему полноценно общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

В работе с детьми широко используем элементы дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть одновременно и лечебной, и профилактической, оздоровительной и развивающей. Гимнастика позволяет:

сохранить высокую работоспособность,

улучшить обще самочувствие и настроение ребенка,

восстановить нарушенное носовое дыхание

повысить общую сопротивляемость организма, его тонус.

Снять физическое и умственное напряжение помогает точечный самомассаж,

приемам которого мы обучаем наших детей. В основе этого приема лежит массаж активных точек тела профессора А. А. Уманской. Массаж активных точек тела улучшает работу внутренних органов.

Увеличить двигательную активность детей на занятии можно за счет так

Фонопедические упражнения - Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Раздел 5. Лечебно-профилактические технологии.

Они обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала.

К ним относятся следующие технологии :

организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду, здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Медико-профилактические технологии осуществляются квалифицированными медицинскими работниками ДОУ.

Лечебная физкультура является политерапевтическим методом лечения, который объединяет взаимосвязанные средства: лечение положением,физические упражнения, массаж, естественные факторы природы,упражнения в воде. Разнообразное сочетание отмеченных средств лфк способствуют восстановлению нарушенных функций и оказывают оздоровительное воздействие на весь организм,уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии.

Важной составной частью физического воспитания, прекрасным средством гигиены тела и профилактики различных заболеваний является массаж.

Гидромассажные ванны улучшают крово- и лимфообращение, питание тканей, положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, вызывает у детей положительные эмоции.

Для укрепления здоровья детей в детском саду созданы условия для осуществления физиотерапевтических процедур: ингаляции, УФО, занятия на дыхательных тренажерах. Все процедуры проводятся по назначению врача, а также позволяют остановить заболевание ОРВИ на ранней стадии, сократить восстановительный период после болезни.

Раздел 6. Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными партнерами в решении задач сохранения и укрепления здоровья детей являются родители воспитанников.

совершенствовать методы педагогической пропаганды здорового образа жизни среди родителей;

приобщить взрослых и детей к практическому опыту телесного и духовного оздоровления,

вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.

На помощь приходят самые разнообразные формы взаимодействия с родителями: беседы, консультации, родительские собрания, показы, практикумы.

Раздел 7. Технологии здоровьесбережения педагогов.

Организация здоровьеформирующих мероприятий в ДОУ невозможна без участия педагога. Как известно, без здоровых педагогов нет здоровых детей. В связи с этим выделяется еще один вид технологий : технологии здоровьесбережения педагогов. Они включают в себя:

самообразование воспитателей по вопросам оздоровления,

укрепление своего здоровья, для чего в детском саду организован фитнес - клуб, как форма организации физической активности педагогов.

Возможности внедрения проекта

в систему дошкольного образования

Систему оздоровительных и закаливающих мероприятий можно осуществлять в любом ДОУ, имеющем квалифицированные педагогические и медицинские кадры и соответствующие условия.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Технологии музыкального.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Сказкотерапия оказывает многостороннее влияние на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического.

Оценить 823 0

ФГОС второго поколения

Санитарно-эпидемиологические правила нормативны к организации обучения

в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны

здоровья обучающих, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки РФ №2106 от 02.02.2011 г.);

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020года (Указ Президента РФ №690 от 09.06.2010 г.)

Осуществление в дошкольном учреждении комплексной системы оздоровительных мероприятий в режиме дня и проведение целенаправленной просветительской работы среди родителей является действенным средством формирования у детей потребности к здоровому образу жизни , улучшения состояния здоровья дошкольника в целом , улучшения его психологического благополучия, укрепления иммунной системы, снижения процента заболеваемости.

Какое должно быть ресурсное обеспечение ДОУ:

Информационная поддержка: специальная литература, ресурсы Inte r rnet.

Техническое оснащение : оборудованные физкультурный и тренажерный залы, спортивные уголки в группах, физкультурная площадка, бассейн, медицинский кабинет, кабинет психолога и логопеда.

Социальный ресурс: связь с медицинскими учреждениями.

Человеческий ресурс: медицинские и педагогические сотрудники ДОУ, родители воспитанников.

Здоровьеформирующие технологии - это:

организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьеформирующий педагогики.

Цель здоровьеформирующей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьеформирующих технологий:

Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

Здоровьеформирующие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксация, стретчинги, ритмопластика, игротренинги, игротерапия, коррекционные упражнения для формирования осанки);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, коррекционные дорожки.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

Здоровый сон, гимнастика после сна;

Бассейн, контрастный душ, точечный массаж для ног;

Спортивные праздники, досуги, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);

День здоровья, проекты.

III. Технологии музыкального воздействия.

IV. Технология коррекции поведения.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.

Дополнительно используются методы закаливания:

Умывание водой после дневного сна;

Полоскание рта и полоскание горла:

Хождение босиком по ребристой дорожке может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна, ортопедическая гимнастика.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, до, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Здоровьеформирующие технологии, которые применяются в работе с родителями:

Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;

Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;

Личный пример педагога;

Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

Дни открытых дверей;

Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги, семинары);

Выпуск газеты ДОУ и т.д.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт.

Медико-профилактические технологии (МПТ):

- рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)

- соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей);

- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня;

-мониторинг здоровья (проф.осмотры специалистами);

- контроль в обеспечении норм СанПина;

- здоровьеформирующая среда в ДОУ;

-создание атмосферы психологического комфорта (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия);

- технологии музыкального воздействия;

- технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, биологическая обратная связь (БОС);

- фонетическая ритмика терапия;

Таким образом, здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Применение в работе здоровьеформирующих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

Ссылки на интернет-ресурсы:

Список использованной литературы:

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Здоровьеформирующие технологии в ДОУ

Новицкая Е.Г. воспитатель дошкольной группы

В Стандартах образования по вопросам оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях придается большое значение процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит оздоровительной физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. Дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

Здоровьесберегающая технология (ЗСТ) имеет структуру и содержание, описание особенностей развития здоровых и часто длительно болеющих детей дошкольного возраста; классификацию технологий сохранения и укрепления здоровья детей; рекомендации по проведению мониторинга и оценке эффективности здоровьесберегающих технологий в детском саду; врачебно-педагогический контроль и рекомендации по проведению технологии оздоровления детей дошкольного возраста.

Целью ЗСТ в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были решены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.

2. Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.

3. Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.

Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.

Реализация здоровьесберегающей технологии осуществляется по блокам:

Здоровьесберегающая инфраструктура

состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;

оснащенность необходимым оборудованием и инвентарем;

наличие и оснащение медицинского кабинета;

организация качественного питания;

необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с воспитанниками (медицинские работники, , психологи, логопеды и т.п.).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.

Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников , направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;

введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);

рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития).

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.

Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:

полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;

организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;

регулярное проведение оздоровительных мероприятий.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей физической культуры, медицинских работников, психологов, всех педагогов.

Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками , направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:

· образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

· проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами , направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

· проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

· приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

· лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

· приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

· организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;

· привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, родителей детей детского сада.

Организация динамического наблюдения, проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья.

Показателями мониторинга являются: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого педагога;

· регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья детей и их обсуждение с педагогами, родителями

· создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.

Для внедрения ЗСТ в образовательный процесс дошкольного учреждения необходимы мониторирование и оценка физического развития, физической подготовленности, которую мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки их уровня, степени гармоничности; оценки состояния здоровья; изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности; оценки эффективности оздоровительных мероприятий

ЗСТ включает рациональную двигательную активность детей наряду с их самостоятельной деятельностью, которая обеспечивает многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. Каждое занятие решает задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых и семейный досуг.

Физкультурно-оздоровительные технологии являются логическим продолжением развития воспитательно-оздоровительной и организационно-педагогической деятельности в детских учреждениях. Оздоровительные технологии должны сочетаться с другими процессами, как в детском учреждении, так и за его пределами. Каждый блок физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками содержит вариант конструктивной составляющей организации технологии здоровьесбережения.

Структура и содержание программы оздоровительной физической культуры в детском саду

При создании структуры и содержания программы оздоровительной физической культуры необходимо решить задачу существенного повышения функциональных возможностей организма детей. На всех этапах обследования дошкольников проводились по следующей программе: 1) беседы с воспитателями, родителями, детьми; 2) анкетирование, сбор данных семейного анамнеза; 3) антропометрические измерения; 4) изучение состояния здоровья; 5) тестирование физической подготовленности. На основании практического опыта было доказано, что количество и разнообразие двигательных действий должно быть таким, чтобы можно было обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение дня, недели, учебного года.

Технология здоровьесбережения предполагает настроенность на определенную цель, специализированные (оздоровительные) нормы с дозированием нагрузок и временным ограничением их действия, а также системное использование ряда методик.

Методы по оценке эффективности развития и организации здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения на различных ее фазах предлагаются в виде экспериментальных проектов, диагностики, реализации, статистики, договоров о сотрудничестве всех инфраструктур дошкольного образования.

Методика сочетания занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду построена на основе базисного содержания дошкольного образования с учетом разнообразных форм занятий, описанных нами в программе оздоровительной физической культуры.

Читайте также: