Педагогическая деятельность директора школы

Обновлено: 05.07.2024

Национальная доктрина образования также ориентирует школьных управленцев на создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия полноценного, качественного образования всех уровней.

Успешность реформирования системы образования и модернизация конкретной школы напрямую связаны с квалифицированной деятельностью руководителя общеобразовательной школы.

Знание руководителями школы законов, нормативных правовых актов, регламентирующих работу общеобразовательной школы, и умение применять их в своей деятельности создают правовую основу эффективного управления образовательного учреждения.

Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы - определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно-ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности.

Современный руководитель общеобразовательной школы должен ясно представлять, что понимается под результатом образования, в какой образовательной парадигме осуществляется управленческая и педагогическая деятельность, уметь операционально ставить цели образовательной деятельности учреждения в целом и субъектов педагогической деятельности, прогнозировать результаты образования на перспективные, четвертные периоды, постоянно осуществлять сравнение целей и результатов, добиваясь поиска проблем в выявленных рассогласованиях, владеть инструментарием рассмотрения цели и результата в одинаковых измерителях и параметрах.

Авторский коллектив под руководством Э.М. Никитина соотносит уровень квалификации с профессионально-педагогической компетентностью.

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов, одним из которых является его правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое представление о законодательной основе образования, знание нормативно-правовых актов и правовых факторов, влияющих на эффективность управления общеобразовательной школой.|

- осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентации, социальных ролей и мотивов;

- оценка своих профессиональных возможностей (знаний, умений, навыков);

- соотношение профессионально важных качеств с их нормативом - общественно значимыми требованиями профессии;

- выработка собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости на основе самооценки себя как профессионала.

За основу эталонной модели принята «профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы, которая определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения руководителем своих профессиональных функций. Функции управленческой деятельности: информационно - аналитическая, мотивационно - целевая, планово - прогностическая, организационно - исполнительская, контрольно - диагностическая, регулятивно-коррекционная. Они взяты за основу моделирования профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной школы.

Осознание и оценка руководителем своих профессиональных качеств, знаний, умений и навыков в отношении функций деятельности определяется как содержание профессиональной компетентности, которая дополняется характером самооценки профессиональных потребностей и мотивов деятельности. Критериями развития профессиональной компетентности, по нашему мнению, могут быть:

- самооценка профессиональных качеств и притязаний;

- сформированность профессионального целеполагания;

- способность к выработке программы действий, ее реализации, анализу и коррекции.

Таким образом, показатели развития профессиональной компетентности руководителя школы определены через самооценки своих управленческих качеств и умений, мотивации в деятельности. В ходе исследования нами были выделены внешние и внутренние условия, которые воздействуют на развитие профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации.

Личностно-творческий компонент характеризует уровень личного саморазвития руководителя школы, степень овладения способами саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования, нравственного, жизненного и профессионального самоопределения, отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих актуализацию человеческого потенциала руководителя общеобразовательной школы, является его рефлексивная способность. Поэтому она рассматривается как одна из ведущих характеристик управленческой культуры.

Важно признать, что лично-творческий компонент придает управленческой культуре руководителя, кроме социальной направленности, различные субъективные свойства, характеризующие его творческую индивидуальность, субъектный опыт, индивидуально-личные способности. Личность руководителя обогащается в духовной, творческой, созидательной деятельности, направленной на преобразование школы.

Осваивая ценности, специальные, правовые, профессиональные знания, систему управленческих умений, технологию деятельности, руководитель трансформирует, адаптирует их благодаря личностным способностям к непрерывному образованию, к научному поиску, отношению к реальному уровню своей профессиональной компетентности.

Важнейшим личностным качеством, характеризующим уровень профессиональной культуры руководителя школы, является его индивидуальный стиль мышления.

Таким образом, личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя общеобразовательной школы раскрывает управление образовательным учреждением как творческий акт. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель школы преобразовывает, интегрирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. В управленческой деятельности руководитель общеобразовательной школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя школы включает в себя способы и приемы управления образовательным учреждением. Технология внутри школьного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя ориентироваться в области педагогического анализа, планирования, организации, контроля, регулирования и корректирования управленческой деятельности. Уровень управленческой культуры руководителя школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Технологический компонент профессиональной культуры руководителя школы включает в себя определение философского замысла логики управленческой деятельности и выработку на его основе идеологии, политики, способов и приемов управления педагогическим процессом. Творчески работающий руководитель создает свои управленческие технологии в соответствии с внутренними потребностями конкретной школьной системы и с учетом индивидуальных творческих возможностей. Технологичность профессиональной деятельности руководителя школы призвана способствовать достижению высоких результатов управления школьной системой. Важное место отводится овладению руководителем информационными, личностно-ориентированными технологиями управления.

Успешная реализация профессиональных знаний и умений руководителя общеобразовательной школы в значительной степени зависит от того, насколько ему присущи такие деловые личные качества, как:

- целеустремленность, организованность, реалистичность и последовательность;

- уверенность, умение формулировать и четко ставить цели, ясно и настойчиво стремиться к их достижению;

- способность и умение убеждать подчиненных в правильности принятого им решения;

- чувство нового, творческий подход к делу;

- аналитико-синтетические умения в проведении хода и результатов работы в их оценке;

- потребность в постоянном расширении и углублении своих знаний в вопросах педагогики, психологии, экономики, юриспруденции, теории управления общеобразовательной школой.

В последнее время все больше внимания уделяется такому аспекту управленческой деятельности, как работа с людьми. Профессиональное общение - это, прежде всего, внимание к людям, к их нуждам, уважение к ним. Все это зависит от профессионализма руководителя, его управленческой и общей культуры, его нравственной позиции.

Руководитель общеобразовательной школы - в первую очередь специалист по работе с людьми: сама должность требует от него умения строить взаимоотношения с подчиненными и вышестоящими руководителями, другими образовательными учреждениями, уметь обучать и развивать работников, обладать высокой психологической, педагогической, правовой, управленческой культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста подчиненных. Очень важное качество руководителя - способность регулировать свое поведение. Умелый руководитель не увлекается командованием людей, а заботится об успешном решении проблемы оптимизации условий, необходимых для их трудовой деятельности. Руководитель - это менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и безопасность, организует и координирует их усилия для решения задач, стоящих перед образовательной школой.

Нормальное функционирование школы зависит от правильного распределения власти в управленческой системе.

Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин и другие) отмечают, что компетентность деятельности, саморазвития, а также компетентность общения представляют основу всей компетентности руководителя. Главным орудием профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения и его профессиональной чертой (И.И. Зарецкая, И.А. Тватер) является общительность, которая может быть непосредственно включена в структуру коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность преломляется через способность руководить. По замечанию Л.С. Шубиной, коммуникативные способности являются обязательным компонентом организаторских способностей и способностей к руководству.

Развитие высоко деятельностной профессионально компетентной личности в условиях преобразования общества, общеобразовательной школы как его части и внутри школьного управления ставит проблему развития коммуникативной компетентности руководителя образовательного учреждения на достаточно высокий уровень актуальности. Коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой и представлять её как замкнутый индивидуальный опыт. Учитывая, что её целенаправленное развитие способствует повышению эффективности управленческой деятельности директоров во всех её проявлениях, необходима специальная организация образовательной деятельности руководителя общеобразовательной школы в рамках повышения квалификации. Следовательно, заслуживает внимания не только проблема определения роли и места коммуникативной компетентности, но и задача формирования профессиональной направленности на совершенствование коммуникативной компетентности, отбора содержания повышения квалификации, форм, методов, средств, техники формирования, развития и совершенствования коммуникативной компетентности при повышении квалификации, проецирования ценностного отношения к коммуникативной компетентности как элементу общей профессиональной культуры руководителей общеобразовательных школ, приобретающему важное значение в настоящее время.

К.Н. Ахлестиным и Т.Н. Шамовой выделяются три группы управленческих знаний и умений руководителя школы.

Первая группа. Управленческие знания и умения, связанные с реализацией функций управления, а именно осуществление информационно - аналитической функции, мотивационно - целевой, планово-прогностической, организационно - исполнительской, контрольно - диагностической, регулятивно - коррекционной.

Вторая группа. Знания и умения, связанные с организацией управления учебно-воспитательным процессом. Эти знания и умения характеризуют компетентность руководителя общеобразовательной школы в вопросах теории и практики обучения и воспитания, сущности учебно-воспитательного процесса. К ним относятся:

- знание закономерностей процесса обучения и воспитания;

- умение оценивать эффективность организационно-педагогических мер учебно-воспитательного процесса;

- умение делать выводы и конкретные предложения по устранению выявленных недостатков и развитию положительных тенденций образовательного процесса.

Эти знания составляют основу компетентности руководителя школы в управлении учебно-воспитательным процессом.

Третья группа. Управленческие умения, связанные с организацией личного труда руководителей общеобразовательных школ: - умение планировать свою деятельность на день, неделю, месяц; - четко определить цель и содержание своей деятельности в планируемый период;

- использовать рациональные методы и формы планирования личной работы, учета затраченного времени;

- умение организовать себя на выполнение личных планов; - умение осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности, ее результатов, видеть свои недостатки, проблемы, достижения; -умение выполнять и держать в поле зрения несколько дел одновременно; -умение соблюдать режим работы;

- умение длительно и напряженно трудиться в любых условиях;

- умение снимать трудовую усталость и психическое напряжение;

- организовать получение достаточной и необходимой информации, использовать ее в своей работе;

- умение применять рациональные приемы работы с документами;

- подводить итоги и определять результаты своего личного труда за день, неделю, месяц и т.д.)

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя, это совокупность наиболее профессионально важных знаний, умений и качеств руководителя, определенный уровень его управленческой, правовой и профессиональной культуры. Модель профессиональной культуры, по мнению Ю.А. Самсонова, должна соответствовать следующим требованиям:

- обусловленность социальным заказом и современным научным уровнем, конкретность, системность, диалектичность, полнота, типологичность и обобщенность.

- обусловленность социальным заказом и современным научным уровнем отмечает, что если раньше профессиограммы были представлены только в виде знаний, умений и качеств, то в последнее время, в связи с развитием социокультурного подхода, речь идет в том числе и об определенных областях культуры.

- конкретность - представленность модели в простой, ясной, чувственно-воспринимаемой форме или воспринимаемой на уровне предметно-образного мышления.

- системность - представленность модели и в процессе, и в результате, - диалектичность - представленность модели во взаимосвязи с другими явлениями и в развитии.

- полнота - всесторонняя представленность модели, а именно: наличие требований к профессиональной культуре.

- типологичность и обобщенность. Возможность классифицировать определенные качества или свойства модели по функциональному или структурному признаку и представлению их в виде обобщенных классификационных групп, типов.

Модель профессиональной культуры дает четкое представление о руководителях общеобразовательных школ. Составляющие профессиональной культуры руководителя систематизированы по двум измерениям.

- по областям профессиональной культуры: профессионально - педагогическая культура, профессионально-управленческая, правовая, нравственно-этическая и коммуникативная культура.

- по потенциально результативным характеристикам: знания, результативность.

Вместе с тем, на эффективность управления общеобразовательной школой оказывает сильное влияние наличие у руководителя профессионально-педагогической, правовой и профессионально-управленческой, которые реально имеют недостаточно высокий уровень сформированности.

Образование, наука

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

Таким образом, трудовой договор с руководителем образовательного учреждения заключается учредителем этого учреждения. Работодателем для руководителя является учредитель.

На основании изложенного, считаем, что учредителю следует подписать с руководителем дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного выше объема педагогической нагрузки с руководителем следует заключить договор внутреннего совместительства.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Должности руководителей образовательных организаций
  1. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Вопрос: В учреждении дополнительного профессионального образования предусмотрена должность заместителя директора по учебной работе. Должностной оклад заместителю директора как административному работнику выплачивается за работу при 40-часовой рабочей неделе. Помимо основной (административной) работы, заместитель директора по учебной работе принимает участие в экзаменах в рамках педагогической деятельности. Надо ли такое участие оформлять как внутреннее совместительство или производить доплату в соответствии с установленным объемом учебной нагрузки?

Ответ: Данная работа не будет являться внутренним совместительством, если не превышает 300 часов в год и будет осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Обоснование: Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Таким образом, количество часов педагогической нагрузки заместителю директора по учебной работе устанавливает руководитель учреждения. При этом в силу п. 2 Постановления N 41 работнику может быть поручена педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Данная работа не будет являться совместительством и не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя.

Руководителю учреждения следует подписать с заместителем директора дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор внутреннего совместительства.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

При оформлении работы по внутреннему совместительству с работником заключается отдельный трудовой договор, в котором установлены трудовая функция и оплата труда по должности согласно штатному расписанию, замещаемой работником-совместителем. Продолжительность работы на условиях внутреннего совместительства может быть определена сроком трудового договора.

Региональный информационный центр

Таким образом, директор музыкальной школы может осуществлять преподавательскую деятельность по разрешению вышестоящего органа (учредителя) в своем образовательном учреждении без занятия штатной должности. Размер учебной нагрузки для директора должен быть установлен в трудовом договоре или приложении к нему. На условиях почасовой оплаты руководитель образовательного учреждения может вести преподавательскую работу не более 300 часов в год. Работать по совместительству в другом образовательном учреждении директор вправе тоже только с разрешения учредителя.

Стимулирующие выплаты по должности преподавателя директор может получать, если они прописаны в его трудовом договоре и положении об оплате труда в учреждении.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Считается ли совместительством преподавательская работа руководящих работников (директора и его заместителей) образовательных учреждений в том же учреждении? Как правильно документально оформить такую работу? В какое время должна осуществляться эта работа: в рамках часов работы по основной должности или за пределами этого времени?

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны актуальные проблемы организационно педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения.Выделены факторы, способствующие успеху.

Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения

Материал предоставлен

Скобляковой Т. А .

Миссия школы сегодня: формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена: На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние. Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.

Миссия школы сегодня:

  • формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена:

  • На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние.

Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.

Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели. Для этого необходимо:

Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели.

Для этого необходимо:

Факторы, способствующие успеху: Уровень профессиональной подготовки кадров; Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике; Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому; Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе; Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;

Факторы, способствующие успеху:

  • Уровень профессиональной подготовки кадров;
  • Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике;
  • Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому;
  • Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе;
  • Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;

Факторы, способствующие успеху: приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы; Уровень учебно – материальной базы школы; Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы; Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей; Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.

Факторы, способствующие успеху:

  • приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы;
  • Уровень учебно – материальной базы школы;
  • Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы;
  • Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей;

Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.

В переходный период необходимо: Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;

В переходный период необходимо:

  • Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;
  • Место и роль каждого участника педагогического поиска в реализации этих целей и задач, характер организационных отношений между ними.

Опытно – экспериментальная работа (при поисковом режиме ) нуждается:

В теоретическом (аналитико – коррекционное обеспечение эксперимента составляет функция педсовета школы).

Методическом и информационном обеспечении эксперимента, которую осуществляет методический совет школы.

К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)

выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .

Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .

должно способствовать отбору и структуре содержания (что),

Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

оптимальной организации (как),

Формы проведения могут быть разнообразными,

методам, приемам и средствам (с помощью чего),

а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)

И объективные методы оценки результатов (так ли это).

Организационном и материальном обеспечении, что возлагается на школьный совет.

Четкая целевая направленность всех трех организационных структур способствует определению их места и роли в системе внутришкольного управления.

Методический совет Цель: организация и координация методического обеспечения УВП, методической учебы педагогических кадров . Содержание деятельности: -формирует цели и задачи методического обеспечения УВП ; -определяет содержание, формы и методы повышения квалификации педагогических кадров; -осуществляет планирование, организацию и регулирование методической учебы педагогических кадров, анализ и оценку ее результатов; -решает педагогические проблемы, связанные с методическим обеспечением УВП и методической учебой педагогических кадров; -разрабатывает систему мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.

В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета.

  • Авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в инструктаж;
  • Поверхностное обсуждение поставленных проблем;
  • Абстрактность докладов;
  • Почти полное отсутствие самостоятельной деятельности учителей;
  • Низкая результативность.

Совет школы

Цель: обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия школы, семьи и общественности при осуществлении перспектив развития школы.

Содержание деятельности:

  • Намечает перспективы в развитии школы и организует их реализацию путем объединения усилий учителей, учащихся и родителей;
  • Определяет и осуществляет на практике пути взаимодействия с творческими структурами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;
  • Разрабатывает и организует выполнение документов, регламентирующих деятельность школьного коллектива;
  • Обеспечивает централизацию и распределение средств школы для решения перспективных вопросов развития;
  • Осуществляет разработку системы мер по предупреждению

и ликвидации конфликтных ситуаций в школе и семьях;

  • Обсуждает вопросы, связанные с подготовкой школьных

мероприятий;

  • Координирует деятельность всех органов в соответствии с

целями и задачами развития школы;

  • Способствует развитию учебно – материальной базы школы.

Работа в творческих группах: Основная форма организации деятельности учителей на педсовете. Могут работать как над общим заданием так и над специфическим индивидуальным для каждой группы. Такая форма организации деятельности способствует обмену опытом, согласованному взаимодействию отношению взаимной ответственности и сотрудничества.

Состав группы лучше определять заранее, учитывая критерии:

  • личности (характер, интеллект, активность),
  • проблемности (взаимоотношения, симпатии).

Состав группы не более 10 - 12 человек.

Наглядность результатов деятельности:

Один из обязательных принципов эффективной деятельности. В процессе работы важна концентрация внимания и актуализация нужных факторов. Структурирование текста, различные графические изображения (схемы, таблицы, диаграммы) позволяет визуализировать мыслительный процесс (работа мышления становится очевидной).

Педагогический совет

Цель: мобилизация усилий педагогического коллектава на выполнение задач школы.

Содержание деятельности:

  • Формирует цели и задачи развития школьного коллектива;
  • Определяет содержание образования, формы и методы организации УВП в школе;
  • Организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению ПО;
  • Решает педагогические проблемы, связанные с совершенствованием УВП и обеспечением его высокого качества;
  • Осуществляет планирование, организацию и регулирование УВП, анализ и оценку результатов;
  • Разрабатывает систему педагогических мер, направленных на методическое обеспечение всех перспектив развития школы;
  • Организует и осуществляет подготовку и проведение аттестации педагогических кадров школы и ее руководителей.

К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)

выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .

Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .

должно способствовать отбору и структуре содержания (что),

Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.

оптимальной организации (как),

Формы проведения могут быть разнообразными,

методам, приемам и средствам (с помощью чего),

а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)

И объективные методы оценки результатов (так ли это).

Демократизация организационных отношений предполагает:

Раскрепощение отношений и развитие с их помощью сотрудничества детей и взрослых как равных участников педпроцесса

Преодоление безликого однообразия в отношениях «руководитель

бесконечного разнообразия

Гуманизацию отношений между руководителями школы и учителями,

руководителем школы и учащимися, руководителем школы и

родителями, учителями и учащимися и т. д.

Руководитель школы должен четко представлять

цель намеченного дела,

хорошо знать исполнителей, умело определять средства и методы

реализации цели.

Главные условия для реализации поискового режима работы школы: Повышение научного уровня управления УВП, а для этого включение в состав управленческого аппарата завуча – исследователя. Улучшение качества профессиональной подготовки учителей и методической работы с ними, с этой целью включение в состав управленческого аппарата завуча – методиста. Эффективное организационное обеспечение целостного УВП, для этого включение с состав управленческого аппарата завуча – администратора.

Главные условия для реализации поискового режима работы школы:

Повышение научного уровня управления УВП,

а для этого включение в

состав управленческого аппарата завуча – исследователя.

Улучшение качества профессиональной

подготовки учителей и методической работы с ними,

с этой целью включение в состав

управленческого аппарата завуча – методиста.

Эффективное организационное обеспечение целостного

УВП, для этого включение с состав управленческого

аппарата завуча – администратора.

Функциональные обязанности завуча - исследователя

Функциональные обязанности завуча - исследователя

Функциональные обязанности завуча - методиста

  • Осуществляет диагностику профессиональной деятельности учителя;
  • Организует методическую учебу, переподготовку, повышение квалификации учителей в школе, на основании диагностики профессиональной деятельности;
  • Анализирует состояние и результативность методической работы;
  • Участвует в исследовании УВП в школе и осуществляет на этой основе оценку результативности педагогического труда в школе;
  • Участвует в разработке комплексно – целевой программы развития как системы;
  • Организует разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями опытно - эксперименталь- ной работы в школе;
  • Планирует и организует работу методического совета школы;
  • Осуществляет аттестацию учителей;
  • Проводит инструктивно – методические совещания, педагогиче-

ские чтения, семинары – практикумы;

  • Создает школьный методический кабинет и организует на его

базе работу с педагогическими кадрами.

Осуществляет комплектование классов, гпд на основе развития учащихся Составляет и корректирует в соответствии с потребностями школы и условиями ее функционирования расписание занятий, кружков, ГИА Функциональные обязанности завуча - диспетчера Участвует в расстановке педагогических кадров и их тарификации Участвует в аттестации учителей Организует дежурство по школе

Осуществляет

комплектование классов,

гпд на основе

развития учащихся

Составляет и корректирует

в соответствии с

потребностями школы и

условиями ее

функционирования расписание

занятий, кружков, ГИА

Функциональные

обязанности

завуча - диспетчера

Участвует в расстановке

педагогических кадров

и их тарификации

Участвует в аттестации

Организует дежурство

Вывод: Естественно, решение перечисленных выше проблем в организа - ционно – педагогической деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не – сомненно, может.

Естественно,

решение перечисленных

выше проблем в организа -

ционно – педагогической

деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не –

Читайте также: