Что такое боги кратко

Обновлено: 05.07.2024

бо́ги в религиозных представлениях сверхъестественные существа. Для политеистических (политеизм - многобожие) религий характерна вера во множество богов, каждый из которых имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого (например, у древних греков: Зевс - бог неба, Посейдон - бог морей и океанов, Аид - бог царства мёртвых, Афина - богиня войны и победы, Афродита - богиня красоты и т.д.). В монотеистических религиях абсолютная власть над миром принадлежит единому Богу (в иудаизме - Яхве, в христианстве - Иисусу Христу, в исламе - Аллаху).

Всемирная история. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия . 2003 .

Смотреть что такое "боги" в других словарях:

боги — См … Словарь синонимов

боги — б’оги а) кумиры, идолы, фальшивые боги, которые в сущности не боги (Ис.42:17 ; Иер.2:28 ; Иер.10:11 ; Иер.16:20 ; Гал.4:8 ). Таким богам язычники поклоняются, надеясь умилостивить их и отвести от себя грозящие им беды. Господь строго запрещает… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

боги — б’оги а) кумиры, идолы, фальшивые боги, которые в сущности не боги (Ис.42:17 ; Иер.2:28 ; Иер.10:11 ; Иер.16:20 ; Гал.4:8 ). Таким богам язычники поклоняются, надеясь умилостивить их и отвести от себя грозящие им беды. Господь строго запрещает… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

боги — Pietų Afrikos didžiaakės statusas T sritis zoologija | vardynas taksono rangas gentis atitikmenys: lot. Boopsidea angl. Cape ladies rus. боги; капские большеглазки ryšiai: platesnis terminas – jūriniai karosai siauresnis terminas – Pietų Afrikos… … Žuvų pavadinimų žodynas

боги́ня — и, ж. В античной мифологии и некоторых восточных религиях: божество женского пола. Богиня Исида. || устар. О предмете поклонения, о любимой, обожаемой женщине. Мои богини! что вы? где вы? Все те же ль вы? другие ль девы, Сменив, не заменили вас?… … Малый академический словарь

Боги — … Википедия

боги — ів, мн., заст. Зображення Бога або церковних святих; ікони, образи … Український тлумачний словник

Боги — Появление богов в сновидении означает идеализированные желания, препятствия. Божества всегда наделены чертами в гиперболизированной форме – самый сильный, самый мудрый, самый красивый и т. д. Встретившись с этими божествами во сне, мы как… … Большой универсальный сонник

Боги Плоского Мира — пантеон богов вымышленной вселенной Плоского мира в серии книг Терри Пратчетта. Содержание 1 Общая характеристика 2 Боги различных регионов 2.1 Боги Дунмани … Википедия

У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге. 5 самых точных философских концепций о Боге Концепция №1 В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый […]

Есть ли Бог на самом деле и кто он такой — концепции верующих и атеистов

У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге.

5 самых точных философских концепций о Боге

Концепция №1

В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый или наделяющий. То же самое толкование имеет слово “Бог” на санскрите — bhaga. В славянских и индоевропейских языковых группах этот слово имеет и другие концепции толкования — богатство. В этой концепции представление о “Высшей Сущности” выражено состоянием блаженства и всесовершества, которое изливается на весь мир — людей и все живое.

Бог не дает материальных благ. Но он одаряет нас внутренним богатством и полнотой, когда мы становимся ближе к нему.

иисус христос бог

Концепция №2

Согласно греческой философии слово “Бог” происходит от глагола theein, что в переводе на русский означает “бежать”. Древние греки почитали только 5 Богов, которые олицетворяли Солнце, Луну, Землю, Небо и Звезды. Люди видели, как все перечисленные материи движутся и совершают кругообороты. Некоторые греческие народы (которые в современном обществе считают варварскими) до сих пор придерживаются этой концепции.

Древние видели в природе ее круговращении целенаправленный бег, указывающий на существование Высших сил. Ее не могли отождествлять с единым Божеством, но ассоциировали со множеством божественных сил.

Концепция №3

У германских народов происхождение слово Бог идет от глагола Gott — падать ниц. Согласно этой концепции этот глагол описывает то, что происходит с человеком, который осознал свою греховность после встречи с Богом или по мере просветления при жизни.

Единственное, что может сделать человек, осознавший свои ошибки — пасть ниц перед тем, кто дал ему осознание на жизненном пути.

Концепция №4

У еврейских народов “Высшие силы” именуют термином Yahweh . В переводе на русский оно означает — сущий или бытующий. Согласно концепции этот глагол отражает не только существование Бога, но и его действенное присутствие.

Концепция №5

В эзотерической концепции Бог есть многомерное существо. Как тень не может понять трёхмерность, так и трёхмерный человек не может понять многомерного Бога. С точки зрения эзотерической концепции Мы и есть Бог, проявление Его божественной мысли, и сами из себя представляем мысль. Находимся по сути у Бога в голове (у себя в голове). Изучает этот Бог себя самого с помощью нас.

Согласно эзотерической концепции Бог заставил людей забыть о том, кто они есть (что они и есть Божественная проявление), а сам развлекается таким образом (играет в жизнь), потому что Ему скучно. Он хочет смеха, Божеству нравится когда смешно. Энергия Бога это безмятежный смех, радость, счастье. Человек стремится воссоединиться с божеством посредством большой Вселенской радости.

Жизнь произошла посредствам Большого Божественного оргазма, и если Бог создал на по подобию своему, то этот момент интересен. Чтобы понять Божественное, необходимо уметь чувствовать, тонко ощущать этот мир. Каждый человек имеет свой набор инструментов на этой планете, чтобы познать Бога. Но для каждого методы и инструменты на пути к познанию будут отличаться.

Все философские концепции представления Бога являются не совсем точными, особенно религиозные. Однако содержат общее зерно истины, например как тот факт, что смысл жизни человека — вознестись душой, трансформироваться из одного состояния в другое, перейти в другую форму бытия.

Названия Бога в Разных религиях

На самом деле для всех Бог един. Это вытекает из простой и достоверной теории, о том, что он Всемогущ и Вездесущ. Если божественных сущностей было бы несколько, то каждый из них ограничивал бы власть и пространство другого. Эта теория доказала ложность языческих суждений — когда люди молились нескольким божествам и приносили им жертвы. Язычники поклонялись греховным божествам — бесам, которые в свою очередь оказывали на них сильное влияние. Так считает официальная религия.

Священники считают, что языческие и многобожие религии это прямой путь в ад. Потому что верующие и поклоняющиеся разным божествам контактируют с нечистыми силами.

Общепризнанных мировых религий всего 3 — это христианство, буддизм и ислам. Есть множество других религий, которые не будут рассмотрены, поскольку они относятся к узконаправленным.

название бога в разных религиях

В христианстве Бог — Иисус Христос, в Исламе — Аллах (или творец мира). В буддизме Бога нет: религия основана на том, что человек открывает божественную сущность внутри себя. С точки зрения христианства и ислама подобные религиозные действия являются греховными. Достаточно вспомнить простой пример из Библии: “Адам и Ева были изгнаны из рая за того, что хотели вкусить тайные знания и стать на одну ступень с Богом”.

Религии появились не потому, что у разных народностей разные Боги. Это произошло вследствие различий в традициях, климатических условий и культурного образования населения. Даже христианские каноны и нормы с течением времени претерпевают изменения.

Есть ли Бог на самом деле — 7 теорий подтверждающие его существование

В Псалме написано, что только глупец может отрицать отсутствие Бога в своем сердце. Однако в реальной жизни атеисты оказываются весьма умными людьми, как, например, выдающийся биолог Ричард Докинза.

Многие люди, которые с гордостью называют себя антагонистами призывают верующих и атеистов доказать состоятельность своих суждений, истинность убеждений.

Люди, которые веруют в Единого Отца Вседержителя, не нуждаются в доказательствах. Однако это не означает, что вера в Божественные силы иррациональна и противоречит разуму. Например, в Христианской религии существует мнение, что вера может быть достигнута с помощью логических размышлений.

философские концепции бога

Рино Камиллери в своей книге писал: “Мнение о том, что Бог сотворил людей, чтобы играть с ними в прятки, является ошибочным. Он дает достаточно посылов и сигналов, но не дает окончательной уверенности в полученных знаниях.”

Самые яркие доказательства, того существует или нет Бог будут рассмотрены ниже:

  1. Доказательство, вытекающее из теории воинствующих атеистов. Некоторые люди настолько одержимы своей теорией, что Бог становится смыслом их существования. В результате этого он является неотъемлемой частью их бытия, заставляя искать все новые доказательства для отрицания.
  2. Теория Вселенной и нас самих. Существует Библия и божественные книг, где рассказано о Высших силах. Но мы может и самостоятельно прийти к тому, что они существуют. Ведь Вселенная, Космос — не могли появиться ниоткуда. Творец создал то, что мы имеем независимо от стараний и усилий. Но человек и сам может быть Творцом. Бог творец, хочет творить. И творит — людей. А люди сами творят, в этом их предназначение, которое раскрывается посредством творчества. Творение происходит посредством мыслей и эмоций и со временем материализуется.
  3. Доказательства “чудес ”. Можно объяснить с точки зрения логики необычные вещи, происходящие с нами: исцеление или получение сверхспособностей. Ведь мы не может до конца изучить возможности нашего мозга. Однако, есть и такие вещи, которые нельзя объяснить с теоретической точки зрения: “Чудо Солнца” в Фатиме, образ Богоматери Гваделупской.
  4. Личный опыт верующих. В момента существования человечества миллиарды людей убеждались, в том что Бог есть на самом деле. Некоторые могут лично описать опыт общения с ним.
  5. Доказательства от желаний. Каждый человек испытывает реальные потребности — питаться, пить, размножаться. Желание приблизиться к Богу и узнать больше о нем — также является потребностью, скрывающей под собой реальное.
  6. Доказательства святого Ансельмы. Он представил самые яркие и необычные доказательства того. что Бог есть на самом деле, сказав, следующее: “Бог — это нечто за пределами нашего разума, то, где больше думать нельзя”.
  7. Доказательства морали. Каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал вину за содеянное. Это ощущение недоступно другим живым существам — только человеку. Стыд, осознание неправильности совершенных действий и исправление своих ошибок — это то, что помогает нам приблизиться к Творцу.

Атеисты приводят ряд доводов, почему Бог не существуют. В своих обоснованиях они основываются на следующие аргументы:

есть ли бог на самом деле

  • Эмпирические. Считается, что если Бог — это олицетворение любви и справедливости, то он не должен допускать существования зла в этом мире. Однако в реальности все происходит не так. Также Творец не дает четких знаков о своем существовании и его восприятие происходит только посредством одного инструмента — веры.
  • Дедуктивные. Согласно этому аргументы — Бог это высшая сущность, которая не имеет физического тела, как человек. Поэтому ему не нужно творить и создавать что-то, так как у него нет потребностей.
  • Субъективные. Человек считал свое мнение верным только потому, что так считает и чувствует. В опровержении своим словам он просил приводить доводы. Эти же аргументы используют и верующие люди.

Все аргументы атеистов о Боге подвергаются обсуждениям и критике не только со стороны священнослужителей. но и писателей, философов. Кто создал Бога?

Кто создал Бога?

Если коротко отвечать на вопрос, кто создал Бога, то можно сказать — никто. Его никто не сотворял. Необходимо постараться понять разницу между обусловленным бытием и абсолютным.

кто создал бога откуда возник бог

Простой пример. Существование человека обусловлено бытие: браком родителей, пищей, воздухом и множеством других причин. Все что мы видим вокруг себя — это обусловленное бытие. Все эти предметы, даже Солнце и галактика — не вечны. Они созданы какими-либо другими причинами извне, например, движением материй.

Все наши вопросы по поводу того: кто это такой, есть ли он на самом деле, и кто его создал не имеют смысла. Ведь наш разум способен понять только то, что относится к обусловленному бытию и не способен осознать абсолютное.


БОГ, -а, зват. (устар.) бо́же, м. По религиозному представлению: верховное существо, сотворившее мир и управляющее им, или (при многобожии) одно из таких существ.

Боже!; боже мой!; бог мой! ( в знач. междом.) — употребляется для выражения удивления, негодования, радости и т. п. И нынче — боже! — стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь. Пушкин, Евгений Онегин. [Анна Андреевна:] Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь! Гоголь, Ревизор. Потом приносят и гитару: И запищит она ( бог мой!): Приди в чертог ко мне златой! Пушкин, Евгений Онегин.

Бог знает (или бог весть) кто (или что, какой, куда и т. п.) — 1) неизвестно кто (или что, какой, куда и т. п.). Опять мы сбивались с дороги, ехали бог весть куда. Вересаев, На японской войне; 2) о ком-, чем-л. плохом, не очень хорошем. Ты тратишь свои лучшие годы на бог знает что ---. Роешься в старом, никому не нужном хламе. Чехов, Хорошие люди.

Не бог весть (или не бог знает) какой (или что) — о ком-, чем-л. не очень важном, не очень значительном. Актеры тоже не бог весть какие были. Мамин-Сибиряк, Нужно поощрять искусство.

Дай бог — употребляется при 101 пожелании чего-л. Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Пушкин, Я вас любил: любовь еще, быть может.

Не дай бог (боже); не приведи бог (боже); избави (или сохрани, упаси) бог (боже) — о нежелательности чего-л. — А студенты выучат тебя только трубку курить, да, пожалуй, — боже сохрани — вино пить. И. Гончаров, Обрыв.

С богом! ( устар.) — разрешение начинать что-л.; пожелание успеха, удачи при начале какого-л. дела. Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава.

Слава богу — 1) ( в знач. сказ.) хорошо. Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений в том, что дома все слава богу. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке; 2) ( в знач. вводн. сл.) к счастью. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Пушкин, Евгений Онегин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БОГ [бох], а, м. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. Б. есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Лнн. ◊ [Со словом бог в разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово уже потеряло свой смысл и к-рые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т. п.].

Бог знает (иногда произн. бо́знать, в том же знач. употр. чорт знает, см. чорт) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. — 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. п. Б. знает в нем какая тайна скрыта, б. знает за него что выдумали вы. Грбдв. Нищий ваш царевич, б. весть какой, б. весть отколь. Пшкн. Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы. Грбдв. Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь. Пшкн. 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением).

Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими.

Слава богу (разг. устар.) — 1) нареч. хорошо. Дела идут слава богу. 2) вводное слово, употр. для выражения удовлетворения чем-н.

2. перен. разг. мастер высшей квалификации ◆ В электронике он бог.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова жилетный (прилагательное):

Бог — Творец все­лен­ной, Отец наш Небес­ный. Бог есть Чистей­ший Все­со­вер­шен­ней­ший Дух, выше и совер­шен­нее Кото­рого никого и ничего нет и быть не может.

bog 1 - Бог

Видев­ший Меня видел Отца ( Ин.14:9 )

Боже­ствен­ное откро­ве­ние учит пони­мать духов­ность Божию как то, что Бог:

  • абсо­лютно бес­те­ле­сен;
  • без­мерно обла­дает пол­но­той всех лич­ност­ных совер­шенств (разу­мом, волей и др.).

Бог как Дух отли­ча­ется от всех прочих существ вообще тем, что они все огра­ни­чены и по бытию и по силам и, сле­до­ва­тельно, более или менее несо­вер­шенны, а Он есть Дух неогра­ни­чен­ный или бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях, иначе – все­со­вер­шен­ный.

… Все прочие суще­ства:

  1. огра­ни­чены по началу своего бытия и про­дол­же­нию: все они полу­чили бытие свое от Бога и нахо­дятся в посто­ян­ной зави­си­мо­сти от Него и частью друг от друга, – а Бог ни от кого не полу­чал бытия Своего и ни от кого ни в чем не зави­сит: Он само­бы­тен и неза­ви­сим;
  2. огра­ни­чены по образу или форме своего бытия; ибо неиз­бежно под­чи­нены усло­виям про­стран­ства и вре­мени и, сле­до­ва­тельно, под­ле­жат пере­ме­нам, – Бог выше всех усло­вий про­стран­ства: неиз­ме­рим и вез­де­сущ, выше всех усло­вий вре­мени: вечен и неиз­ме­нен;
  3. нако­нец – огра­ни­чены по силам в их коли­че­стве и каче­стве, – для Бога нет ника­ких границ и в этом отно­ше­нии: Он все­си­лен и все­мо­гущ.

Таким обра­зом глав­ные свой­ства, при­над­ле­жа­щие Богу по суще­ству:

Бес­пре­дель­ность или все­со­вер­шен­ство
Назы­вая Бога бес­пре­дель­ным, мы разу­меем, что Он не только сво­бо­ден от вся­кого огра­ни­че­ния и недо­статка, в каком бы то ни было отно­ше­нии, но вместе обла­дает всеми воз­мож­ными совер­шен­ствами и притом в высо­чай­шей сте­пени или без всякой сте­пени и меры.

Само­быт­ность
Само­быт­ным Бог назы­ва­ется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо дру­гому суще­ству, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.

Неза­ви­си­мость
Под именем неза­ви­си­мо­сти в Боге разу­ме­ется такое свой­ство, по кото­рому Он и в суще­стве, и силах, и в дей­ствиях Своих опре­де­ля­ется только Сам Собою, а не чем-либо сто­рон­ним, и есть само­до­воль­ный, само­власт­ный, само­дер­жав­ный. Это свой­ство Божие выте­кает уже из преды­ду­щего. Если Бог есть Суще­ство само­быт­ное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зави­сит, по край­ней мере, по бытию Своему и силам.

Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие
Неиз­ме­ри­мость при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он как Дух чистей­ший и притом бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях не под­ле­жит, в част­но­сти, ника­кому огра­ни­че­нию и про­стран­ством или местом, но напол­няет Собою все, a вез­де­при­сут­ствие – в том, что, напол­няя Собою все, Он есте­ственно нахо­дится во всяком месте и присущ вся­кому суще­ству.

Веч­ность
Когда гово­рится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще сво­бо­ден от всех усло­вий вре­мени.

Неиз­ме­ня­е­мость
Неиз­ме­ня­е­мость в Боге есть такое свой­ство, по кото­рому Он всегда пре­бы­вает один и тот же и в Своем суще­стве, и в Своих силах и совер­шен­ствах, и в Своих опре­де­ле­ниях и дей­ствиях.

Свой­ства ума Божия

Все­ве­де­ние
Это свой­ство выра­жа­ется в том, что Бог по есте­ству обла­дает все­со­вер­шен­ным зна­нием: знает Себя, Свою сущ­ность, Свои свой­ства и дей­ствия; знает всё воз­мож­ное и дей­стви­тельно суще­ству­ю­щее; знает при­чины и цели созда­ния каж­дого тво­ре­ния; знает их сущ­но­сти и осо­бен­но­сти; знает всё про­шлое, насто­я­щее, гря­ду­щее; знает наме­ре­ния каж­дого чело­века, каж­дого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого тво­ре­ния полезно, а что вредно или губи­тельно.
В отли­чие от чело­ве­че­ского веде­ния, пред­став­ля­ю­щего собой сумму раз­но­сто­рон­них накоп­лен­ных знаний, Боже­ствен­ное все­ве­де­ние пред­став­ляет про­стое, вне­вре­мен­ное созер­ца­ние всего суще­ству­ю­щего и условно воз­мож­ного разом, во всей пол­ноте.
Все­ве­де­ние Божье отно­си­тельно буду­щих собы­тий миро­вой исто­рии име­ну­ется пред­ве­де­нием.

Высо­чай­шая Пре­муд­рость
Под пре­муд­ро­стью Божьей ( Рим.14:26 ) под­ра­зу­ме­ва­ется та сто­рона Боже­ствен­ного все­ве­де­ния, кото­рая отно­сится к Боже­ствен­ным дей­ствиям. Пре­муд­рость Божия про­яв­ля­ется в том, что Богу известны и лучшие пути к дости­же­нию Своих целей, и лучшие сред­ства. Опти­мально исполь­зуя эти сред­ства для осу­ществ­ле­ния Своего замысла, Он всегда и везде дей­ствует без­упречно, наи­луч­шим обра­зом.

Свой­ства воли Божьей

Высо­чай­шая сво­бода
Сво­бода Боже­ствен­ной воли усмат­ри­ва­ется в том, что Бог не зави­сит ни от кого и ни от чего в при­ня­тии Своих реше­ний и опре­де­ле­ний, не нуж­да­ется в посто­рон­них сове­тах, дей­ствует, руко­вод­ству­ясь исклю­чи­тельно соб­ствен­ным разу­мом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и само­сто­я­тель­ность Боже­ствен­ных реше­ний.
Кроме того, это свой­ство про­яв­ля­ется в том, что воля Божья сво­бодна от каких-либо внут­рен­них коле­ба­ний и про­ти­во­ре­чий.

Все­мо­гу­ще­ство
Все­мо­гу­ще­ство при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать, – от чего назы­ва­ется без­раз­лично и все­мо­гу­щим или все­силь­ным, и Все­дер­жи­те­лем.
архи­епи­скоп Мака­рий (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие)

Бог един, но не оди­но­кий, потому что Бог един по Cвоему суще­ству, но тро­и­чен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – един­ство Трех, бес­ко­нечно любя­щих друг друга лиц: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ).

Свя­тость
Свя­тость Божья ( Ис.6:3 ) выра­жа­ется в том, что Бог абсо­лютно чужд какого-либо зла, неиз­менно пре­бы­вает в нрав­ствен­ной чистоте, дей­ствует на осно­ва­нии совер­шен­ных побуж­де­ний к Добру, одоб­ряет в разум­ных созда­ниях то, что соот­вет­ствует Его запо­ве­дям и закону и осуж­дает то, что про­ти­во­ре­чит Добру.

Бла­гость
Бла­гость Божья ( Пс.144:9 ) есть такое суще­ствен­ное свой­ство, согласно кото­рому Бог Сам в Себе — бес­пре­дель­ное Добро, желает и подаёт всем Своим тво­ре­ниям столько добра, сколько каждое может вос­при­нять в соот­вет­ствии с есте­ствен­ными и инди­ви­ду­аль­ными спо­соб­но­стями.
При­ме­ни­тельно к разным слу­чаям и обсто­я­тель­ствам бла­гость Божия обо­зна­ча­ется осо­быми наиме­но­ва­ни­ями: щед­рость, милость, про­ще­ние, освя­ще­ние и т. д.

Пра­вед­ность
Пра­вед­ность Божья ( Втор.32:4 ) состоит в том, что Бог и Сам всегда дей­ствует в рамках Добра, и тре­бует от разум­ных созда­ний испол­не­ния нрав­ствен­ного закона; не лице­при­ятно оце­ни­вает их мысли, наме­ре­ния и поступки, воз­даёт каж­дому по делам.

Свой­ства чувств (ощу­ще­ний) Божьих

Любовь
Боже­ствен­ная любовь про­яв­ля­ется в вечной без­гра­нич­ной любви Лиц Пре­свя­той Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем тво­ре­ниям (даже ко греш­ни­кам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь ( 1Ин.4-8 ), спо­соб­ствует про­яв­ле­нию любви в тех из Своих созда­ний, кото­рые обла­дают спо­соб­но­стью любить.

Все­б­ла­жен­ство
Все­б­ла­жен­ство Божие состоит в том, что будучи бес­пре­дель­ным, все­со­вер­шен­ным, Бог не имеет ни в чём недо­статка, нико­гда не испы­ты­вал и не испы­ты­вает ощу­ще­ний внут­рен­ней неудо­вле­тво­рен­но­сти; непре­станно пре­бы­вает в состо­я­нии без­гра­нич­ной внут­рен­ней радо­сти, сча­стья, доволь­ства ( Пс.15:11 ).

Гос­поди, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не име­ю­щий образа, для созер­ца­ния же пре­крас­ней­ший, Своей неизъ­яс­ни­мой кра­со­тою помра­ча­ю­щий всякое виде­ние! Ты более пре­кра­сен, чем может вос­при­нять зрение, ибо Ты пре­вос­хо­дишь все, без­мер­ный в свой­ствах, види­мый для тех, кому Ты поз­во­ля­ешь видеть, Сущ­ность пред­веч­ная, неве­до­мая и Анге­лам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим ( Исх.3:14 ), это мы и зовем Сущ­но­стью, ипо­ста­сью, вои­по­стас­ным именуя Того, Кото­рого никто нико­гда не видел, Трии­по­стас­ного Бога, единое без­на­чаль­ное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущ­но­стью или про­слав­лять в Тебе три раз­дель­ных ипо­стаси? И каково соеди­не­ние, кто это совер­шенно постиг­нет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него про­ис­хо­дит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Гос­поди, и Дух Твой, Дух же Гос­по­дом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и назы­ва­ется Духом, то никто ни из Анге­лов, ни из людей нико­гда не видел, не созер­цал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выра­зить? Как дерз­нуть назвать раз­де­ле­нием или соеди­не­нием, сли­я­нием или сме­ше­нием, или рас­тво­ре­нием? Как единое (назвать) тремя и три­еди­ным? Поэтому, Вла­дыко, на осно­ва­нии того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и сла­во­сло­вит дер­жаву Твою, так как все в Тебе совер­шенно, непо­сти­жимо, неве­домо и невы­ра­зимо для Твоих созда­ний. Ибо непо­сти­жимо уже бытие Твое, так как Ты суще­ству­ешь несо­здан­ным, равно как и родил Ты (несо­зданно). Да и как создан­ный ура­зу­меет образ бытия Твоего или Рож­де­ние Сына Твоего, Бога и Слова, или исхож­де­ние Боже­ствен­ного Духа Твоего? Чтобы и соеди­не­ние Твое он познал и раз­де­ле­ние постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал…
Но Ты Сам в Себе Самом суще­ству­ешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познан­ный, как соесте­ствен­ными. Прочие же видят как бы лучи солнца, про­ни­ка­ю­щие в дом, и то, если у них хоро­шее зрение, — солнца же этого совер­шенно не видят. Так видят очи­щен­ным умом свет Славы Твоей и оза­ре­ния Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по суще­ству и как Ты родил одна­жды или вечно рож­да­ешь и не отде­ля­ешься от Рож­да­е­мого от Тебя, но Он весь в Тебе, все напол­ня­ю­щий Боже­ством? Ты же, Отец, весь пре­бы­ва­ешь в Самом Сыне и имеешь исхо­дя­щего от Тебя Боже­ствен­ного Духа, все­ве­ду­щего и все испол­ня­ю­щего, — как Бог по суще­ству и Он не отде­ля­ется от Тебя, ибо от Тебя исте­кает. Ты – источ­ник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уде­ля­ю­щий и Анге­лам, и людям достойно, мило­сердно и чело­ве­ко­лю­биво. Никто, нико­гда ни из Анге­лов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несо­здан­ный. Ты сотво­рил все, и может ли сотво­рен­ное Тобою знать, как Ты рож­да­ешь Сына Твоего и как всегда исто­ча­ешь? И как про­ис­хо­дит от Тебя Твой Боже­ствен­ный Дух? И Ты отнюдь не рож­да­ешь когда-либо, родив, конечно, одна­жды. Но исто­чая – Ты не потер­пел оску­де­ния или ума­ле­ния, ибо Ты пре­бы­ва­ешь пре­ис­пол­нен­ным, неоску­де­ва­ю­щим, пре­выше всего, напол­ня­ю­щим Собою мир, види­мый и мыс­ли­мый, и в то же время нахо­дишься вне виде­ния и мыш­ле­ния. Боже мой, совер­шенно не допус­кая ни при­ра­ще­ния, ни убав­ле­ния, всегда пре­бы­вая недви­жи­мым, про­яв­ле­ни­ями Своими – Ты в вечном дви­же­нии. Ибо и Ты, Отец, непре­станно дей­ству­ешь, и Сын Твой содей­ствует спа­се­нию всех и Про­мыс­лом Своим усо­вер­шен­ствует, содер­жит, питает, живо­тво­рит и воз­рож­дает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца тво­ря­щим, так же и Сам творит, как сказал Он ( Ин.5:19 ).
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

О Ты, Кото­рый пре­выше всего! Что иное поз­во­лено мне изречь о Тебе? ибо Ты невы­ра­зим ника­ким словом. Как воз­зрит на Тебя ум? Ибо Ты непо­сти­жим ника­ким умом. Ты один неиз­ре­чен, потому что про­из­вел все, выра­зи­мое словом! Ты один непо­зна­ваем, потому что про­из­вел все, объ­ем­ле­мое мыслью. Тебе воз­дает честь все ода­рен­ное разу­мом! К Тебе устрем­лены общие жела­ния, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все вос­сы­лает моле­ния, Тебе все, пости­га­ю­щее Твои пове­ле­ния, изре­кает без­молв­ную хвалу. Тобою единым все пре­бы­вает, к Тебе все стре­мится, Ты (Начало) и конец всего.
О, Все­име­ну­е­мый! Как назову Тебя, еди­ного Неиме­ну­е­мого? Да и какой небес­ный ум про­ник­нет сквозь заоб­лач­ные покровы? Будь мило­сер­ден, о Ты, Кото­рый пре­выше всего! ибо что иное поз­во­лено мне изречь о Тебе?
Боже­ство бес­пре­дельно и непо­зна­ва­емо. В Нем совер­шенно пости­жимо только одно – Его бес­пре­дель­ность … Когда разум устре­мит взор свой на горнюю бездну и не нахо­дит, на чем оста­но­виться или где поло­жить предел своим пред­став­ле­ниям о Боге, тогда бес­пре­дель­ное и неис­сле­ди­мое он назы­вает без­на­чаль­ным. А когда, устре­мив­шись в доль­нюю бездну, испы­ты­вает нечто подоб­ное, тогда назы­вает Его бес­смерт­ным. Когда же сводит в един­ство то и другое, тогда име­нует вечным, ибо веч­ность не есть ни время, ни часть вре­мени, потому что она неиз­ме­рима (14, 155).
Един есть Бог без­на­чаль­ный, бес­при­чин­ный, не огра­ни­чен­ный ничем, ни прежде бывшим, ни буду­щим, объ­ем­лю­щий веч­ность, бес­пре­дель­ный; вели­кий Отец бла­гого, вели­кого Еди­но­род­ного Сына, Кото­рый в рож­де­нии Сына не потер­пел ничего свой­ствен­ного телу, потому что Он – Ум. Един есть Бог иной (по ипо­стаси), но не иной по Боже­ству-Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын Без­на­чаль­ного и Един­ствен­ный Един­ствен­ного, во всем равный Отцу (кроме того, что Один все­цело пре­бы­вает Роди­те­лем, а Другой – Сыном). Осно­ва­тель и Пра­ви­тель мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух – Бог от бла­гого Бога…
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Без воз­духа можно про­жить мак­си­мум 5 минут, с воз­ду­хом в сред­нем 80 лет, без воды можно про­жить мак­си­мум 5–7 дней, с водой можно про­жить в сред­нем 80 лет, без еды можно обой­тись в тече­ние 40–50 дней, а с едой можно про­жить в сред­нем 80 лет, без Бога можно про­жить в сред­нем лет 70–80, а с Богом можно про­жить веч­ность.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек Артю­хин

Во всех обще­ствах при­сут­ствует виде­ние Бога, только иска­жен­ное суе­ве­ри­ями этого обще­ства.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов


Основные элементы православного учения о Боге

3) Бог личностен и троичен. Действующий Бог — это не только Бог энергий, но Бог личностный. Когда человеческие существа причастны божественным энергиям, они ощущают себя не во власти какой-то смутной и безымянной силы, но стоящими лицом к лицу с личностью. И это еще не все: Бог — не просто одна личность, ограниченная собственным бытием, но Троица Лиц — Отца, Сына и Святого Духа, — каждое из которых пребывает в двух других силою вечного движения любви. Бог — не просто единство, но единение.

Божественные имена

Спасением, Искуплением, Избавлением, Воскресением называет Бога Священное Писание потому, что только в Нем (во Христе) осуществляется спасение человека от греха и вечной смерти, воскресение к новой жизни.

В Библии также встречаются имена Бога, заимствованные из природы и являющиеся не Его характеристиками, не попытками определить Его свойства, но как бы символами и аналогиями, имеющими вспомогательное значение. Бог сравнивается с солнцем, звездой, огнем, ветром, водой, росой, облаком, камнем, скалой, благоуханием. О Христе говорится как о Пастыре, Овце, Агнце, Пути, Двери, образе Божием. Все эти имена просты и конкретны, они заимствованы из повседневной реальности, из обыденной жизни. Но их значение такое же, как в притчах Христа, когда под образами жемчужины, дерева, закваски в тесте, семян на поле мы угадываем нечто бесконечно более великое и значительное.

Свойства Бога

Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Бога. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину, Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.

Безначальность

Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия:

Беспредельность

Неизменяемость

Неделимость

Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство. Что означает сущность простого естества? — спрашивает святитель Григорий Богослов. И, пытаясь ответить на этот вопрос, говорит о том, что разум, если хочет исследовать беспредельного Бога, не находит ни начала, ни конца, потому что беспредельное простирается дальше начала и конца и не заключено между ними; и когда разум устремляется вверх или вниз, пытаясь найти какие-то пределы или границы своим представлениям о Боге, он не находит их. Отсутствие всяких границ, делений и пределов является простотой в Боге.

Бестелесность

Непостижимость

Троица


Учение о Троице не является изобретением богословов — это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах:

Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.

Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16).

Полнота Божественной жизни в Троице

Бог Творец

Сотворение человека


Скептицизм в отношении концепции Бога

Атеизм

  1. Атеистом мы называем человека, совершенно отрицающего истину бытия Божия.
  2. Атеистами же называем очень часто и тех, у которых замечаем коренное извращение богопознания, превратное в самом существе своем воззрение на природу Бога и на Его отношения к миру и человеку. Поэтому под атеизм подводят иногда дуализм, пантеизм и даже деизм.
  3. Безбожниками называют язычников и людей, близких по своим воззрениям к ним.
  4. Очень нередко безбожниками называют даже протестантов и всех протестантствующих сектантов за непочитание ими Богоматери и святых.
  5. Если поклонники истинной религии и обладающие истинным богопознанием называют безбожниками врагов истинной религии, отступников от неё, а также не правомыслящих, то бывали случаи, что и, наоборот, люди с возвышенными и чистыми понятиями о Боге были обвиняемы в безбожии со стороны тех, которые сами имели иные, ложные понятия о Боге, ложную религию. Так, греки в классическую эпоху обвиняли в безбожии тех философов, которые признавали сказания о богах и народную религию вымыслом поэтов. Сократ, Платон, Анаксагор подвергались обвинению в безбожии со стороны своих современников-греков, несмотря на то что они провозглашали истину бытия единого Бога.
  6. Наконец, к безбожию очень нередко относится скептицизм как абсолютный, так и относительный. Первый, отрицая совершенно всякую возможность что-либо знать, конечно, тем самым отрицает и возможность религии. Второй, относительный, допуская возможность только опытного познания, отрицает возможность познания чего-либо из сверхчувственного мира (так называемый агностицизм). Обязываемый сущностью своего мировоззрения о Боге утверждать, что Он не может о чем-либо знать, он невольно как-то внутренне-побудительно, хотя и молчаливо, соглашается с теми, кто отрицает бытие Божие.

Из книги священномученика протоиерея Михаила Чельцова «Христианское миросозерцание«

Читайте также: