При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины кратко

Обновлено: 03.07.2024

В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова

Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс

Как работать с учебником

В наступившем учебном году мы продолжим изучение курса общей биологии. Учебник 10 класса был посвящён процессам и явлениям, происходящим в основном на клеточном и организменном уровнях организации живой материи. В 11 классе мы поднимемся на следующие две ступени и рассмотрим особенности видового и экосистемного уровней.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания, подготовиться к любой форме контроля.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

История эволюционных идей

Современное эволюционное учение

Происхождение жизни на Земле

Происхождение человека

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по своему уникален. Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие? Почему каждый вид оптимально приспособлен к условиям своего обитания? Чем отличаются одни виды от других? Почему одни виды процветают, а другие вымирают и исчезают с лица Земли? Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие подобные им вопросы.

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.

Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.

Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

Конфуций (ок. 551–479 до н. э.), Диоген (ок. 400 – ок. 325 до н. э.), Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н. э.), Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. – ? умер в глубокой старости), Пифагор (VI в. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610 – после 547 до н. э.), Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.).

Ареал популяции. У разных популяций он может быть различным. Его пределы обра­зуют обычно географические и экологические преграды (водоемы, горы), а также популяции видов-конкурентов (см. 4.4). В результате из­менения численности особей ареал может со­кращаться или расширяться. Выход особей за пределы ареала приводит не только к расши­рению уже существующей, но и к формирова­нию новых популяций.

Численность популяции и ее динами­ка. Обычно измеряют не общую численность, а плотность популяции — число особей, оби­тающих на единице площади или в единице объема. Плотность популяции может коле­баться в зависимости от сезона и года. Она зависит также от соотношения рождаемости и смертности. Часто для описания процессов,происходящих в популяции, важно знать не общую численность, а эффективную — коли­чество организмов, способных к размноже­нию.

Состав популяции. Каждую популяцию образуют особи, различающиеся по полу и воз­расту. Возрастная структура — соотношение в популяции особей разного возраста. Половая структура — соотношение особей разного по­ла, которое из-за разной выживаемости сам­цов и самок не всегда составляет 1:1.

Вопрос 2. Как вы думаете, почему нельзя изу­чить все признаки и свойства популяции или вида на примере одной особи?

Признаки и свойства популяции или вида — это признаки и свойства группы особей, а не отдельной особи, т. е. они характерны для большинства особей совокупности. Отдельная особь может не обладать некоторыми призна­ками или, напротив, нести нетипичные для популяции (вида) черты. Например, кролик альбинос имеет нехарактерную окраску, а особь, родившаяся с дефектом сетчатки, теря­ет некоторые присущие виду признаки (напри­мер, способность различать цвета).

Очевидно также, что, изучая мужскую особь, мы далеко не всегда сможем предуга­дать характеристики самки, а по строению ли­чинки часто сложно судить о взрослом орга­низме. Наконец, многие видоспецифичные признаки (в первую очередь особенности пове­дения) проявляются только при взаимодейст­вии нескольких особей.

Вопрос 3. При каких условиях численность по­пуляции может быстро достичь максимально воз­можной величины?

Численность популяции может быстро до­стичь максимально возможной величины в следующих благоприятных ситуациях:

при большом урожае корма (популяции зайцев, мышей) либо просто появлении значи­тельного количества пищи (стакан молока для кисломолочных бактерий);
при попадании в новые регионы, где от­сутствуют враги и конкуренты (кролики в Ав­стралии);
при исчезновении видов, сдерживающих рост популяции (насекомые в Китае после ист­ребления воробьев);
при особо комфортных погодных услови­ях (цветение воды);
при поддержке человека.Во всех этих случаях быстро достигнуть максимальной величины может популяция только активно размножающегося вида (одно­клеточные, мелкие животные, растения и гри­бы, производящие большое количество семян либо спор).

Вопрос 4. От чего зависит возрастная структура популяции?

Возрастная структура популяции зависит от продолжительности жизни и частоты раз­множения отдельных особей. У однолетних растений в популяции все особи одного возрас­та. С другой стороны, популяция, состоящая из нескольких поколений, может иметь очень сложную структуру, на которую накладывают отпечаток климатические процессы, стихий­ные бедствия, эпидемии и др. Иногда возраст­ная структура популяции определяется фи­зиологическими особенностями вида, напри­мер размножением и последующей гибелью в строго определенный момент онтогенеза.

Вопрос 5. У каких популяций не определяется половая структура?

Половая структура не определяется у попу­ляций животных-гермафродитов, например у моллюсков и дождевых червей. Это же спра­ведливо для однодомных растений и растений с двуполыми цветками.

1) Что такое популяция?
2) Почему организмы живут в природе группами?
3)Почему нельзя изучить все признаки и свойства популяции на примере одной особи?
4)При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины?
5)От чего зависит возрастная структура популяции?
6) У каких популяций не определяется половая структура?
7) Какие свойства характеризуют популяцию?
8) Что является элементарным эволюционным явлением?
9) какие условия необходимы для осуществления эволюции?
10) как человек использует знание о видах и популяциях в хозяйственной деятельности?
11) Почему именно популяция а не вид в целом является элементарной единицей эволюции?

1) Что такое популяция? = население с фр. , Популя́ция (от лат. populatio — население) — это совокупность организмов одного вида, обитающих на одной территории. Этот термин используется в различных разделах биологии, демографии, медицине и психометрике.

2) Почему организмы живут в природе группами? так легче охотиться, защищаться и пр.

3)Почему нельзя изучить все признаки и свойства популяции на примере одной особи? я тоже белая и пушистая, но в группе могу быть другой!

4)При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины? врагов нет и пищи полно!

5)От чего зависит возрастная структура популяции?
от рождаемости, смертности, врагов и пищи!

6) У каких популяций не определяется половая структура? наверно, там где одни самки, как у тли!

7) Какие свойства характеризуют популяцию? так в вопрсах выше все было сказано!

8) Что является элементарным эволюционным явлением? мутация, наверно!

9) какие условия необходимы для осуществления эволюции?
наличие мутаций, борьбы .. и ест. отбора!

10) как человек использует знание о видах и популяциях в хозяйственной деятельности? я хочу сажать на огороде устойчивы к вредителям виды. хочу, чтобы из семян огурца выросли огурцы, чтобы урожайность большая была и т. д.

11) Почему именно популяция а не вид в целом является элементарной единицей эволюции? все события идут в конкретной групке, а понятие вид - синтетическое. мы его ввели для удобства. говорим = томат и понимаем о чем речь ведем!

Численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины в следующих благоприятных ситуациях:
• при большом урожае корма (популяции зайцев, мышей) либо просто появлении значительного количества пищи (стакан молока для кисломолочных бактерий);
• при попадании в новые регионы, где отсутствуют враги и конкуренты (кролики в Австралии);
• при исчезновении видов, сдерживающих рост популяции (насекомые в Китае после истребления воробьев, копытные при уничтожении волков);
• при особо комфортных погодных условиях (цветение воды);
• при поддержке человека.
Во всех этих случаях быстро достигнуть максимальной величины может популяция только активно размножающегося вида (одноклеточные, мелкие животные, растения и грибы, производящие большое количество семян либо спор).

один цікавий людський орган

Чем больше человек читает, тем он он больше узнает.книги-пища для мозга.человек умнее любого животного.в мире каждую секунду умирают около 4 человека.солнце больше остальных звезд.в мире есть множество организмов.сопрофиты- это вид бактерий.снег в дом не пронести.чем человек умнее, тем он сильнее.знания-вот лучшее оружие.желудок-наши часы.удачи!

Читайте также: