При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины кратко
Обновлено: 03.07.2024
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова
Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс
Как работать с учебником
В наступившем учебном году мы продолжим изучение курса общей биологии. Учебник 10 класса был посвящён процессам и явлениям, происходящим в основном на клеточном и организменном уровнях организации живой материи. В 11 классе мы поднимемся на следующие две ступени и рассмотрим особенности видового и экосистемного уровней.
Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания, подготовиться к любой форме контроля.
Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.
• История эволюционных идей
• Современное эволюционное учение
• Происхождение жизни на Земле
• Происхождение человека
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по своему уникален. Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие? Почему каждый вид оптимально приспособлен к условиям своего обитания? Чем отличаются одни виды от других? Почему одни виды процветают, а другие вымирают и исчезают с лица Земли? Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие подобные им вопросы.
1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея
Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?
Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.
Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.
Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.
Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.
Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия
Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.
С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).
Конфуций (ок. 551–479 до н. э.), Диоген (ок. 400 – ок. 325 до н. э.), Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н. э.), Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. – ? умер в глубокой старости), Пифагор (VI в. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610 – после 547 до н. э.), Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.).
Ареал популяции. У разных популяций он может быть различным. Его пределы образуют обычно географические и экологические преграды (водоемы, горы), а также популяции видов-конкурентов (см. 4.4). В результате изменения численности особей ареал может сокращаться или расширяться. Выход особей за пределы ареала приводит не только к расширению уже существующей, но и к формированию новых популяций.
Численность популяции и ее динамика. Обычно измеряют не общую численность, а плотность популяции — число особей, обитающих на единице площади или в единице объема. Плотность популяции может колебаться в зависимости от сезона и года. Она зависит также от соотношения рождаемости и смертности. Часто для описания процессов,происходящих в популяции, важно знать не общую численность, а эффективную — количество организмов, способных к размножению.
Состав популяции. Каждую популяцию образуют особи, различающиеся по полу и возрасту. Возрастная структура — соотношение в популяции особей разного возраста. Половая структура — соотношение особей разного пола, которое из-за разной выживаемости самцов и самок не всегда составляет 1:1.
Вопрос 2. Как вы думаете, почему нельзя изучить все признаки и свойства популяции или вида на примере одной особи?
Признаки и свойства популяции или вида — это признаки и свойства группы особей, а не отдельной особи, т. е. они характерны для большинства особей совокупности. Отдельная особь может не обладать некоторыми признаками или, напротив, нести нетипичные для популяции (вида) черты. Например, кролик альбинос имеет нехарактерную окраску, а особь, родившаяся с дефектом сетчатки, теряет некоторые присущие виду признаки (например, способность различать цвета).
Очевидно также, что, изучая мужскую особь, мы далеко не всегда сможем предугадать характеристики самки, а по строению личинки часто сложно судить о взрослом организме. Наконец, многие видоспецифичные признаки (в первую очередь особенности поведения) проявляются только при взаимодействии нескольких особей.
Вопрос 3. При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины?
Численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины в следующих благоприятных ситуациях:
при большом урожае корма (популяции зайцев, мышей) либо просто появлении значительного количества пищи (стакан молока для кисломолочных бактерий);
при попадании в новые регионы, где отсутствуют враги и конкуренты (кролики в Австралии);
при исчезновении видов, сдерживающих рост популяции (насекомые в Китае после истребления воробьев);
при особо комфортных погодных условиях (цветение воды);
при поддержке человека.Во всех этих случаях быстро достигнуть максимальной величины может популяция только активно размножающегося вида (одноклеточные, мелкие животные, растения и грибы, производящие большое количество семян либо спор).
Вопрос 4. От чего зависит возрастная структура популяции?
Возрастная структура популяции зависит от продолжительности жизни и частоты размножения отдельных особей. У однолетних растений в популяции все особи одного возраста. С другой стороны, популяция, состоящая из нескольких поколений, может иметь очень сложную структуру, на которую накладывают отпечаток климатические процессы, стихийные бедствия, эпидемии и др. Иногда возрастная структура популяции определяется физиологическими особенностями вида, например размножением и последующей гибелью в строго определенный момент онтогенеза.
Вопрос 5. У каких популяций не определяется половая структура?
Половая структура не определяется у популяций животных-гермафродитов, например у моллюсков и дождевых червей. Это же справедливо для однодомных растений и растений с двуполыми цветками.
1) Что такое популяция?
2) Почему организмы живут в природе группами?
3)Почему нельзя изучить все признаки и свойства популяции на примере одной особи?
4)При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины?
5)От чего зависит возрастная структура популяции?
6) У каких популяций не определяется половая структура?
7) Какие свойства характеризуют популяцию?
8) Что является элементарным эволюционным явлением?
9) какие условия необходимы для осуществления эволюции?
10) как человек использует знание о видах и популяциях в хозяйственной деятельности?
11) Почему именно популяция а не вид в целом является элементарной единицей эволюции?
1) Что такое популяция? = население с фр. , Популя́ция (от лат. populatio — население) — это совокупность организмов одного вида, обитающих на одной территории. Этот термин используется в различных разделах биологии, демографии, медицине и психометрике.
2) Почему организмы живут в природе группами? так легче охотиться, защищаться и пр.
3)Почему нельзя изучить все признаки и свойства популяции на примере одной особи? я тоже белая и пушистая, но в группе могу быть другой!
4)При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины? врагов нет и пищи полно!
5)От чего зависит возрастная структура популяции?
от рождаемости, смертности, врагов и пищи!
6) У каких популяций не определяется половая структура? наверно, там где одни самки, как у тли!
7) Какие свойства характеризуют популяцию? так в вопрсах выше все было сказано!
8) Что является элементарным эволюционным явлением? мутация, наверно!
9) какие условия необходимы для осуществления эволюции?
наличие мутаций, борьбы .. и ест. отбора!
10) как человек использует знание о видах и популяциях в хозяйственной деятельности? я хочу сажать на огороде устойчивы к вредителям виды. хочу, чтобы из семян огурца выросли огурцы, чтобы урожайность большая была и т. д.
11) Почему именно популяция а не вид в целом является элементарной единицей эволюции? все события идут в конкретной групке, а понятие вид - синтетическое. мы его ввели для удобства. говорим = томат и понимаем о чем речь ведем!
Численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины в следующих благоприятных ситуациях:
• при большом урожае корма (популяции зайцев, мышей) либо просто появлении значительного количества пищи (стакан молока для кисломолочных бактерий);
• при попадании в новые регионы, где отсутствуют враги и конкуренты (кролики в Австралии);
• при исчезновении видов, сдерживающих рост популяции (насекомые в Китае после истребления воробьев, копытные при уничтожении волков);
• при особо комфортных погодных условиях (цветение воды);
• при поддержке человека.
Во всех этих случаях быстро достигнуть максимальной величины может популяция только активно размножающегося вида (одноклеточные, мелкие животные, растения и грибы, производящие большое количество семян либо спор).
один цікавий людський орган
Чем больше человек читает, тем он он больше узнает.книги-пища для мозга.человек умнее любого животного.в мире каждую секунду умирают около 4 человека.солнце больше остальных звезд.в мире есть множество организмов.сопрофиты- это вид бактерий.снег в дом не пронести.чем человек умнее, тем он сильнее.знания-вот лучшее оружие.желудок-наши часы.удачи!
Читайте также: