Что такое каданс в музыке определение кратко

Обновлено: 08.07.2024

кад а нс, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.).

1. То же, что каденция (муз.).

2. Ритм в танце (муз.).

3. Ритм в стихе (лит.).

Словарь музыкальных терминов

(фр. cadence )

см. Каденция (1-е значение).

Энциклопедический словарь

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. То же, что: каденция (1).
    2. Особый знак над паузой или нотой, указывающий на ее продление (в нотной записи).
    3. Танцевальный ритм.
    4. Поэтический ритм.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    или каденция (cadenza — итал., cadence — франц., Schlussfall, Tonschluss — нем.) — остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в мажоре, так и миноре и состоят из аккордов главных ступеней лада, из которых последний ставится на сильном времени такта. К. бывают следующие: а) полные (аутентические); состоят из аккордов пятой и первой ступеней. Полный К. называется совершенным, если оба аккорда не обращены и последний имеет положение октавы; в противном случае К. называется несовершенным. б) Неполный, или церковный (плагальный, или плагиальный) К. состоит из аккордов четвертой и первой ступеней. в) Половинный К., или полукаданс, состоит из аккордов первой и пятой ступеней. Аккорд первой может быть заменен аккордом второй или четвертой ступеней. Последование аккордов первой и четвертой ступеней тоже считается половинным К. г) Ложный или прерванный К. (Trugschluss, Cadenza d'inganno, Cadenza sfuggiata, Cadence rompue, Clausula falsa) состоит из аккордов пятой и шестой ступеней. д) Сложный или распространенный К. состоит из соединения двух К.; церковного и полного.

    Более простой вид распространенного К. состоит из последования аккордов первой, четвертой, пятой и первой ступеней, причем аккорд первой применяется в необращенном виде. Кроме распространенного К., есть еще и другие, также заключающие в себе четыре аккорда и получившие названия от старинных церковных ладов:

    1) ионийский К. в мажоре, состоящий из гармонизации верхнего восходящего тетрахорда мажорной гаммы. Гармонизация состоит из аккордов первой, четвертой, седьмой (секстаккорд уменьшенного трезвучия) и первой ступеней.

    2) Ионийский К. в миноре, состоящий из подобной же гармонизации верхнего восходящего тетрахорда минорной гаммы.

    3) Фригийский К. в миноре, состоящий из гармонизации нижнего нисходящего тетрахорда фригийской гаммы, т. е. гаммы ми без знаков. Он применяется в неискусственной гамме ля без знаков. Гармонизация состоит из аккордов первой, или шестой, третьей, четвертой, пятой ступеней. Этот К. применяется в качестве половинного К.

    4) Подобие фригийского К. применяется в мажоре. Оно состоит из гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда мажорной гаммы аккордами первой, третьей, четвертой к пятой ступеней.

    К., имеющие тоническое трезвучие в конце (полный, неполный, распространенный, ионийский), называются окончательными, другие же (половинный, прерванный, фригийский) — неокончательными. К разряду К. относится и органный пункт. К. — музыкальные знаки препинания: распространенный К. можно признать соответствующим точке, полный — точке с запятой, неполный — запятой, половинный — вопросительному знаку, прерванный — многоточию. Над последним аккордом К. нередко ставят фермату .


    Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.

    Классические каденции различаются по гармоническому строе­нию и местоположению в музыкальной форме.

    I. По гармоническому строению каденции различаются по ха­рактеру заключения (основной критерий деления); по функциональ­ному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).

    Основные типы каденций (по гармоническому строению).

    1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — за­канчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционально­го состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).

    2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).

    3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентиче­ская каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)

    II. По положению в форме различают каденции: заключитель­ные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); втор­гающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).


    1. Муз. То же, что каденция (в 1 знач.).

    2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с бо́льшим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса. Пушкин, Арап Петра Великого.

    3. Лит. Ритм в стихе, в прозе.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    КАДА'НС, а, м. [фр. cadence] (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.).

    када́нс

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно значение слова концессия (существительное):

    Синонимы к слову «каданс»

    Предложения со словом «каданс»

    • Кавалер даже сбился с такта, однако тотчас восстановил каданс.
    • Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса.

    Клавирные концерты Баха — написанные композитором концерты для клавесина (в наше время часто исполняются на фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо. Кроме того, известен его "Итальянский" концерт для клавира без оркестра, BWV 971. Концерты с оркестром включают девять концертов для одного клавира с оркестром, три концерта для двух клавиров с оркестром, два концерта для трёх клавиров с оркестром и один концерт для четырёх клавиров с оркестром на тему Вивальди, а также концерт для флейты, скрипки.

    Старинная концертная форма (концертная форма, форма старинного концерта) — музыкальная форма, основанная на чередовании ритурнеля (главной темы), транспонируемого при повторных проведениях, и промежуточных построений, называемых интермедиями, основанных на новом интонационном материале или на разработке материала главной темы.

    Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Период состоит чаще всего из 2 предложений, реже из трех, но может не делиться на предложения вовсе.

    Политона́льность (от греч. πολυ- и тональность) в гармонии — одновременное звучание двух или более тональностей. Условие политональности — тональная автономность каждого слоя полиструктуры, когда отчётливо слышатся одновременно две реализации тонального тяготения сразу к двум (или более) тональным центрам.

    Линеа́рность (нем. Linearität, от лат. linearis линейный) в многоголосной музыке — качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических (линейных) связей между звуками в каждом из голосов перед гармоническими (акустическими) связями созвучий .

    или каденция (cadenza — ит., cadence — фр., Schlussfall, Tonschluss — нем.) — остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в мажоре, так и миноре и состоят из аккордов главных ступеней лада, из которых последний ставится на сильном времени такта. К. бывают следующие: а) полные (аутентические); состоят из аккордов пятой и первой ступеней. Полный К. называется совершенным, если оба аккорда не обращены и последний имеет положение октавы; в противном случае К. называется несовершенным. б) Неполный, или церковный (плагальный, или плагиальный) К. состоит из аккордов четвертой и первой ступеней. в) Половинный К., или полукаданс, состоит из аккордов первой и пятой ступеней.Аккорд первой может быть заменен аккордом второй или четвертой ступеней. Последование аккордов первой и четвертой ступеней тоже считается половинным К. г) Ложный или прерванный К. (Trugschluss, Cadenza d'inganno, Cadenza sfuggiata, Cadence rompue, Clausula falsa) состоит из аккордов пятой и шестой ступеней. д) Сложный или распространенный К. состоит из соединения двух К.; церковного и полного.

    Более простой вид распространенного К. состоит из последования аккордов первой, четвертой, пятой и первой ступеней, причем аккорд первой применяется в необращенном виде. Кроме распространенного К., есть еще и другие, также заключающие в себе четыре аккорда и получившие названия от старинных церковных ладов:

    1) ионийский К. в мажоре, состоящий из гармонизации верхнего восходящего тетрахорда мажорной гаммы. Гармонизация состоит из аккордов первой, четвертой, седьмой (секстаккорд уменьшенного трезвучия) и первой ступеней.

    2) Ионийский К. в миноре, состоящий из подобной же гармонизации верхнего восходящего тетрахорда минорной гаммы.

    3) Фригийский К. в миноре, состоящий из гармонизации нижнего нисходящего тетрахорда фригийской гаммы, т. е. гаммы ми без знаков. Он применяется в неискусственной гамме ля без знаков. Гармонизация состоит из аккордов первой, или шестой, третьей, четвертой, пятой ступеней. Этот К. применяется в качестве половинного К.

    4) Подобие фригийского К. применяется в мажоре. Оно состоит из гармонизации верхнего нисходящего тетрахорда мажорной гаммы аккордами первой, третьей, четвертой к пятой ступеней.

    К., имеющие тоническое трезвучие в конце (полный, неполный, распространенный, ионийский), называются окончательными, другие же (половинный, прерванный, фригийский) — неокончательными. К разряду К. относится и органный пункт. К. — музыкальные знаки препинания: распространенный К. можно признать соответствующим точке, полный — точке с запятой, неполный — запятой, половинный — вопросительному знаку, прерванный — многоточию. Над последним аккордом К. нередко ставят фермату .

    Найдено 5 изображений:

    каданс м. 1) То же, что: каденция (1). 2) Особый знак над паузой или нотой, указывающий на ее продление (в нотной записи). 3) Танцевальный ритм. 4) Поэтический ритм.

    каданс
    м.
    cadence

    каданс см. ритм 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. каданс сущ., кол-во синонимов: 4 • знак (138) • каденция (5) • ритм (22) • такт (15) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: знак, каденция, ритм, такт

    (фр. cadence , от лат. cadere - падать). 1) в музыке, знак: ? требующий выдержки. 2) Размер, мера времени, равновесие в движениях относительно времени.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

    1) выдержка, такт, короткая остановка при исполнении музык. пьесы; 2) мирная походка хорошо выезженной лошади.

    Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

    1) такт в музыке, выдержка; 2) равновесие при движении; 3) мерная, ровная походка выдрессированной лошади.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

    франц. cadence , ит. cadentia , средневек.-лат. cadentia , случай, падение, от лат. cadere , падать.а) В музыке, знак и мера звука, управляющая движениями танцующих. b ) Последование стоп.

    Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

    Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

    каданса, м. [ фр. cadence ] (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.).

    Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

    КАДАНС а, м. cadence f . 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС-1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 1785. Суворов Письма 107. Cadence . Каданс. Есть наблюдение тех самых мер, каковыя делаются в танцах, когда шаги и движения тела последуют потом с мерой инструментов; таким образом говорится войти в каданс, вытти из каданса, совсем не быть в кадансе. 1790. Танц. сл. 60. [Глупилова:] Я ж для вас сейчас готова Любимую мою и песню прокричать; По коей можете вы танец сей начать. [Безумин:] А я хоть бить cadence , Так вот и все займемся. ( <безумин ей подтягивает и бьет каданс). 1796. Селявин Осмеян. вертопрах 63-64. < Хрунов>, вскочив с кресел, начал сперва притоптывать ногою в каданс и потом, как шаман, пустился из всей мочи в пляс. С. Д. Жихарев 499. [Графиня:] Что это .. как бишь .. да! Коммерческий баланс. Балансируешь ты, да только не в каданс, И закружился так, что скоро сломишь шею. Да, баланцер, мудри, транжирь своим добром Как хочешь, Бог с тобой! 1819. Шаховской Пустодомы. // Стих. ком. 2 337. Барышни смеются, что он <голицын> танцует зажмуря глаза и в ссоре с кадансом.1820. А. Я. Булгаков - брату. // РА 1900 3 569. По кадансу кто вздыхает, Кто любовь в цветущий век Лишь на стопы размеряет, Тот прежалкий человек. Давыдов Ответ на вызов написать стихи. Прелестные девицы и молодые кавалеры как зефиры летали в каданс по английским контрадансам. Забелин Моск. сады // З. 1875 2 504.

    2. устар. Равновесие при движении. Павленков 1911. Она же в танце на месте величиною в тарель более 600 раз обращается, храня верно каданцы. Афиша начала 18 в. // РС 1875 7 437.

    3. муз., устар. Трель, часто несвойственно называемая кадансом ( cadence ), есть попеременный и быстрый переход от одной ноты к другой соседственной. 1833. Фетис Музыка 191.

    4. Каданс. Равномерная поступь, которою идет ученая лошадь. Березин 1875. Мерная, ровная походка выдрессированной лошади. Павленков 1911. Ритмичность в выездке спортивной лошади. Энц. ФИС 1 187.

    5. В нотной записи - особый знак над паузой или нотой, указывающий на ее продление. Отметить каданс. БАС-1.

    6. Гармонический оборот, применяемый для заключения музыкального произведения или отдельных его частей, их разграничения. Каденция. БАС-1. || Композиционный прием в мелодии, имеющий характер заключения. БАС-1. Непосредственно перед кодой ложный каданс уводит музыку в область политональных наслоений. Федин Братья 3 353.

    7. лит. Стихотворный ритм; размеренность прозаической речи. Сл. 18. Каданс, размер, согласное падение части периода или целого периода. ФРЛ-1 1 144.

    8. Виртуозная импровизация в середине одной из частей сонаты, исполняемая солистом без солпровождения оркестра или фортепьяно. Каденция. БАС-1. Но дверь тотчас же затворилась, и Вронский не слышал конца фразы и каданса, но понял по грому рукоплесканий из-за двери, что каданс кончился. Толст. А. Каренина. - Лекс. Нордстет 1780: када_нс; Ян. 1804: каданс; Сл. 18: каданс 1757.

    Читайте также: