Что такое кааба кратко

Обновлено: 30.06.2024

Кааба

Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.

Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.

В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.

Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.

Внешний вид

Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.

Каждый угол священной Каабы имеет свое название:

Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.

В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.

Кааба внутри

Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.

Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.

Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.

Вокруг Каабы

На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.

Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.

Тайна "черного камня Каабы"

черный камень Каабы

Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?

Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.

История создания

Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.

По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.

Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.

В Священной Книге Коран приводится аят, в которой рассказывается о том, как Всевышний привел в Мекку Ибрахима, и Ибрахим стал первым ханифом или благочестивым человеком, который отвергал поклонение идолам, которые были у каждого племени, а призывал к поклонению единому Богу, а также стал первым мусульманином. Именно Пророк Ибрахим с помощью своего сына Исмаила построил здание Каабы, а также стал тем, кем был установлен обряд совершения паломничества к Каабе - хадж.

история Каабы

В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.

Значение

Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.

Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.

Очищение от идолов

Кааба внутри

Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.

Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.

Реконструкции

Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.

Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.

Кааба сегодня

Реконструкция при курайшитах

В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.

Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр

В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.

После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.

После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.

Исторические события, связанные с Каабой

С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.

Группа мусульманских экстремистов захватила святыню в 1980 году, экстремисты захватили не только храм, но и Мекканскую мечеть. Эти экстремисты заявили, что в мире появился Махди, которым назвали Абдуллах аль-Кахтани. Спустя две недели Мечеть удалось взять штурмом, а сами боевики были уничтожены.

Правила посещения Каабы

Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.

Kaaba at night.jpg

605 — Реконструкция Каабы курайшитами
638 — Реконструкция Абдуллы ибн аз-Зубайра
693 — Реконструкция Абдул-Малика ибн Марвана
1629 — Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
1996 — Реставрация Каабы

Содержание

Этимология



Составные части Каабы

  • Чёрный камень (араб.الحجر الأسودаль-хаджар аль-асвад) — камень в юго-восточном углу Каабы. Видимая площадь поверхности камня примерно 16,5×20 см и он вмонтирован в восточный угол Каабы (Угол Чёрного камня) на высоте 1,5 м.
  • Дверь (араб.باب الكعبة) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метров от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно это было сделано для защиты от редких наводнений [2] . Высота самой двери 3,06 метра, а ширина 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999 пробы на сумму около 13 420 000 риалов. Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба.
  • Мизаб ар-Рахма (араб.مزرابводосточный жёлоб милости) — жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.
  • Цоколь (араб.الشاذروان), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.
  • Хиджр Исмаил (араб.حجر إسماعيل) или аль-Хатим (араб. الحطيم ‎‎) — низкая полукруглая стена. Высота около 1 метра, длина 17,75 метра. Паломники не заходят в пространство между этой стеной и Каабой, это место считается местом захоронения Исмаила и его матери Хаджар (Агарь).
  • Мультазам (араб.ملتزم) — часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.
  • Макам Ибрахима (араб.مقام إبراهيم) — стеклянное и металлическое огороженное место, на котором, как говорят, находится отпечаток ноги Ибрахима. Ибрахим, как говорят, стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.
  • Угол Чёрного камня (араб.زاوية الحجر الاسود) — угол в Юго-Восточной части Каабы в которой вмонтирован Чёрный камень.
  • Йеменский угол (араб.الركن اليماني) — Юго-Западный угол Каабы.
  • Угол Шама (араб.الركن الشامي) — Северо-Западный угол Каабы.
  • Иракский угол (араб.الركن العراقي) — Северо-Восточный угол Каабы.
  • Кисва (араб.كسوة الكعبة) — (или "кисвах") покрывало из чёрного шелка с аятами Корана наверху с вышитыми золотыми нитями длина которого около 41 метра, площадь 875 кв.м, а толщина 2 (и более) мм. Покрывало меняется один раз в год перед хаджем. После того как старый кисвах снимают его принято разрезать на лоскутки и раздавать на память паломникам. Также на полотне Каабы присутствует специальное шелковое покрывало для двери в Каабу.
  • Мраморная полоса (араб.شريط من الرخام) отмечает начало и конец каждого тавафа (обхода). До недавнего времени полоса была зелёного цвета и была заменена полосой белого цвета, что сделало её менее заметной.
  • Место стояния Ибрахима — место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.

Кааба в доисламскую эпоху

Kabaa.jpg


По мусульманским преданиям первое здание или палатку над чёрным камнем построил пророк Адам [3] , а собственно первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму.

Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.

Возможно, Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы [3] . В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

Ремонтные работы в мечети

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 февраля 2012.

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна — на восток, а другая — на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем — полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; — опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана
В 74 году Хиджра (или в 693 г. по григорианскому календарю) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду
Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.

Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами.

28 Раджаба 1377 года по Хиджре (1957 г.) один из историков подсчитал, что количество камней Каабы, имеющих разную форму, равно 1614, однако не были учтены камни, которые находились внутри стены.

Реставрация Каабы в 1996 году
Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Кааба изнутри

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 февраля 2012.

Доктор Музаммил Сиддики, президент Исламского Общества Северной Америки, имел возможность зайти внутрь Каабы в октябре 1998 года. В одном из своих интервью он рассказал о следующих деталях:

  • внутри две колонны (другие говорят о трех);
  • там находится стол, чтобы ставить на него какие-либо предметы, например, благовония;
  • к потолку прикреплены две лампы;
  • там может поместиться 50 человек;
  • внутри нет электрического света;
  • стены и полы сделаны из мрамора;
  • внутри нет окон;
  • верхние внутренние стены Каабы были закрыты занавесом, на котором была написана Калима (Шахада).

См. также

Примечания

Ссылки

  • Мечети по алфавиту
  • Кааба
  • Мечети Саудовской Аравии
  • Хадж
  • Мекка
  • Арабская мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кааба" в других словарях:

КААБА — (араб. kahba куб). Священный камень магометан, хранящийся и храме Кааба, в Мекке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КААБА (по арабски: четырехугольник) храм в Мекке, состоящей из четырех стен в 6 саж … Словарь иностранных слов русского языка

Кааба — (по арабски куб) главная святыня ислама, в храме в Мекке (Саудовская Аравия). Кааба почти кубическое сооружение. В восточный угол вмонтирован чёрный камень (вероятно, метеоритного происхождения) святая святых ислама. Согласно преданию, сначала… … Исторический словарь

Кааба — небольшое строение, которое находится в центре священного мусульманского храма Масджид аль Харам. Это наиболее древняя постройка в комплексе этого храма, выстроенная еще пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом. Она покрыта со всех… … Ислам. Энциклопедический словарь.

КААБА — (от арабского ка б куб), главная святыня ислама, храм в Мекке, имеющий форму куба. В Каабе находится черный камень , который считают посланным Аллахом. Кааба главный объект хаджа … Современная энциклопедия

кааба — мечеть, храм Словарь русских синонимов. кааба сущ., кол во синонимов: 2 • мечеть (3) • храм (5 … Словарь синонимов

КААБА — (от араб. ка б куб) мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба … Большой Энциклопедический словарь

Кааба — святилище г.Мекки. Самый гор. Мекка построен корейшитамитолько в V в. по Р. Хр., но храм К. был центром арабского паломничествас очень древних времен. Храм представлял собою четыре стены ( КАЪБА значит по арабски четырехугольник ), высотою в рост … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

kaaba 8

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба.

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф — ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее.

1488136557158161074

По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем.

Другая легенда повествует, что камень — это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека.

По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены — Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева — неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма.

Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным.

Время постройки Каабы и ее строители неизвестны.

По преданию, Каабу построил первый человек — Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол.

В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам.

Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза — исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба — дом Бога, и совершали к ней паломничества.

hqdefault

Благодаря этой святыне прославилась Мекка — ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, — источник пресной воды — Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом — Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила — родоначальника арабских племен.

От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен.

Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола — Хубала — он привез из Сирии.

200px Baal Ugarit Louvre AO17330

Курайшиты — еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед.
До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала — божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу.

Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.
Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс — вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху.

Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз.
Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане.

uhamed

Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них — иудеи, а также ха-нифы — праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе.

Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю — в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня — это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф.

Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м — потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад.

117784 1351076935 7506

Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом — кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи.

Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями.

За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа.

369948 119 281

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые — при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз.

Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

meteorit

Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике.

В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу — это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет.

мфифк


Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида — железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежит множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов.

Священная книга мусульман — Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин — произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Кааба

By Tahir mq - собственная работа, CC BY-SA 4.0" >

Ежегодно во время хаджа (исламского паломничества) площадь вокруг Каабы заполнена верующими, при этом их количество может превышать миллион человек единовременно.

Кааба в Мекке

Камень Каабы

Каждый мусульманин в своей жизни должен хоть раз посетить Каабу, чтобы совершить хадж. Паломникам необходимо семь раз обойти Каабу против часовой стрелки в начале хаджа и еще семь — по его завершению. Многие мусульмане мечтают дотронуться до чёрного камня, вмонтированного в основание восточного угла кубической постройки.

Согласно научной точке зрения, данный камень является осколком метеорита, либо частью застывшей вулканической породы, поскольку ландшафт Аравии богат на потухшие вулканы и геологические редкости.

В средние века Чёрный камень был расколот и похищен сектой карматов, это племя считало хадж актом суеверия. Убив смотрителей и вставших на пути паломников, они выкрали Чёрный камень и раскололи его на несколько частей. Впоследствии камень удалось собрать воедино. Историки говорят, что были найдены не все его фрагменты. Сейчас он представляет собой несколько скреплённых цементным раствором кусков в серебряной оправе.

Кааба является одним из самых посещаемых мест на земле, где в любое время суток тысячи верующих совершают таваф (священный обход святыни). Из-за гигантского людского потока в хадж далеко не всем удаётся даже увидеть Чёрный камень, не то что дотронуться до него. Люди часами кружатся в импровизированных и хаотичных очередях, сверху напоминающих виражи. Примечательно, что до появления систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы, но даже они не могли удержать верующих от совершения тавафа практически вплавь.

Кааба в Мекке на Гугл-панораме:

История

Дата основания самой Каабы является темой для дискуссий, ведь аравийские племена поклонялись ей задолго до возникновения ислама. Сперва на этом месте стоял бетиль, возведённый местными жителями для молитв. Позднее у Каабы установили 360 идолов различных божеств, которым поклонялись племена Аравии на пути в Мекку. Мусульмане захватили Мекку в 630 году, и пророк Мухаммед уничтожил бóльшую часть языческих идолов и росписей, пощадив лишь изображения Марьям и Исы (девы Марии и Иисуса).

Считается, что первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. Значимость Мекки и, как следствие, Каабы для верующих возросла во время переселения мусульманской общины из Мекки в Медину (хиджры), когда Мухаммед изменил направление для молитву. С тех пор мусульмане молятся, обратив свой взор именно сторону Мекки. Впоследствии в откровениях пророка были изложены правила совершения паломничества к Каабе. Первая, не дошедшая до наших дней мечеть у Каабы была возведена ещё в 638 году. Ныне существующая святыня датируется 1570 годом, однако на протяжении веков она неоднократно перестраивалась, поэтому от первоначальной постройки мало что уцелело. Во время правления династии Омейядов мечеть была украшена арками с мозаичной облицовкой, привезёнными из Египта и Сирии. Затем, когда к власти пришли Аббасиды, территорию расширили, а по центру поставили галерею. Также площадь вокруг Каабы реконструировали в эпоху османского султана Абд Аль-Маджида. В 1980-м году к комплексу добавили несколько зданий с молельнями, а также 2 минарета по указанию короля Саудовской Аравии Фахдома ибн ад Азиза.

Последняя на данный момент реновация осуществилась в 2015 году королём Салманом. Тогда мечеть вновь расширили, запустили кольцевую дорогу и оснастили трассу подземными проездами. В наши дни в здании установлены кондиционеры и эскалаторы, также там есть свои теле- и радиостанции. Прямая трансляция ведется круглосуточно. Освещение комплекса обеспечивают две электростанции. Пребывание в святыне сделано максимально комфортным для верующих.

Изначально святилище имело 6 минаретов, но когда у Голубой мечети в Турции возвели столько же, главный имам Мекки назвал это святотатством. Кааба должна была оставаться несравненной, поэтому по указанию султана Ахмеда I построили седьмой минарет, тем самым обозначив особый статус Каабы. Ещё две башни добавили уже в XX веке, и на данный момент их девять; каждая по высоте достигает порядка 100 метров.

Каждый год Каабу облачают в кисву — гигантское покрывало площадью 900 кв. м. В верхней части материи золотом вышиты суры из корана. Толщина ткани составляет 3 миллиметра. До 160 года по хиджре (летоисчисление ведется от переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году, это время и стало первым годом исламского лунного календаря), кисвы наслаивались друг на друга и в конечном итоге стали угрожать целостности постройки. Смотрители храма обратились к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. Халиф прислушался, и c тех пор Каабу разрешено покрывать лишь одной кисвой. Это правило неукоснительно соблюдается и в наше время.

Кааба на Google-панораме:

Что находится в Каабе в Мекке

В северно-восточной стене святыни на высоте около двух метров располагается дверь, к которой во время хаджа приставляется лестница. Внутри Каабы пол выложен мрамором, а потолок и стены обиты красным шёлком. Интересно то, что мусульмане молятся по направлению к Каабе, а значит, внутри самого здания можно молиться в любую сторону. Ранее дважды в неделю каждый имел возможность войти и совершить молитву внутри куба. Но быстрое увеличение числа паломников сделали такую практику невозможной. Сейчас Кааба открывается только дважды в год и лишь для особых гостей. В интернете можно найти массу видео, на которых птицы облетают Каабу, будто тоже совершают хадж. Природу феномена до конца установить не удалось до сих пор.

По древней традиции ключами от Каабы распоряжается одна семья. Ещё до появления ислама род Бани Шайба являлся хранителем ключей от входа в Каабу, и древние язычники для проведения своих обрядов должны были просить разрешения у представителя этого рода. После того, как пророк Мухаммед захватил Мекку, он не стал нарушать древнюю традицию передачи ключей, и оставил за семьей Бани Шайба право и дальше распоряжаться ими. С тех пор будь то халиф, султан или король — каждому приходилось исправшивать разрешение этой небольшой мекканской семьи, чтобы войти в Каабу.

Кааба - что внутри

На территории Заповедной мечети также находится Макам Ибрахима, где, согласно исламскому преданию, стоял пророк Ибрахим во время строительства Каабы. Его сын подносил камни, в то время как сам Ибрахим делал кладку. После того, как стены здания поднялись выше самого Ибрахима, сын прикатил ему большой камень. Взобравшись на него, пророк продолжил работу. На данном камне остался отпечаток ноги пророка Ибрахима. Сейчас на этом месте находится небольшая постройка с куполом.

Напротив Макам Ибрахима расположен священный колодец Замзам глубиной в 30 метров. Испитие воды из этого колодца является важным элементом хаджа. Вода из Замзама очень популярна среди мусульман, и её даже распространяют по всем континентам в бутилированном виде. Продажа воды в коммерческих целях строго запрещена, а покупатель лишь покрывает стоимость разлива и доставки.

Несмотря на то, что Кааба — символ объединения мусульман всех течений, она выступает целью нападения радикалов-исламистов. Так, в 1979 году около пятисот террористов захватили святыню. Их лидер, Джухайман аль-Утейби, объявив себя Махди, реформатором религии из мусульманского предания, взял в заложники несколько тысяч заложников с целью убедить власть отказаться от курса на сближение с Западом. По мнению аль-Утейби, вестернизация исламского мира привела к вольности нравов и излишествам. В результате ожесточенной перестрелки правительственным войскам удалось отбить Каабу. Потери были серьезными: в тот день было убито 255 человек и ещё 451 ранен. В 2014 году боевики ИГИЛ (запрещенной на территории Российской Федерации организации) грозили взорвать Каабу, аргументировав планируемый акт вандализма тем, что люди поклоняются камню, а не самому Богу.

Кааба на панораме Google Maps:

Как добраться

Планируя путешествие в Саудовскую Аравию необходимо учитывать массу нюансов. Это довольно закрытое государство, которое не очень активно принимает туристов, а въезд в Мекку немусульманам и вовсе запрещён законом.

Читайте также: