Анализ работы школьного ноу
Обновлено: 02.07.2024
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
- необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
- уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
- стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
- необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
- Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
- Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
- Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.
В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.
Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
- Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов общеобразовательного учреждения - учащихся, имеющихся развитые креативные способности.
- Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.
- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
- Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).
- Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.
- Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
- Талант - сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
- Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).
- Наследуются неспособности, а возможности их развития - задатки (Л.С. Выготский).
- Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
- Основное разделение по способностям - это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).
Содержание и формы работы НОУ
Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.
- Положение о НОУ (приложение 1)
- Устав НОУ (приложение 2)
- Тематическое планирование секций (предметных кружков) НОУ на учебный год.
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
- Работа кружков по направлениям;
- Индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;
- Олимпиады по различным областям знаний;
- Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
Планирование работы научного общества учащихся
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.
- Познавательно-коммуникативная работа;
- Научно-исследовательская деятельность;
- Творческая деятельность;
- Воспитательская деятельность.
Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.
- Посещение предприятий, научных учреждений;
- Знакомство с людьми, прославившими науку в данной области знаний.
Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.
- Ответственность перед другими людьми и окружающей средой;
- Способность к диалогу с представителями других сословий, наций, культур;
- Понимание и принятие законов гражданского общества;
- Понимание и потребность в принадлежности к национальной культуре;
- Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.
План каждой секции (предметного кружка) рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции (предметного кружка) в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.
По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.
Структура организации НОУ
С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности .
Высший орган НОУ - собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год (приложение 3), принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.
В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция (приложение 4). Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.
- Приказ "О проведении школьной научно-исследовательской конференции учащихся" (приложение 5)
- Приказ "О результатах работы школьной научно-исследовательской конференции учащихся" (приложение 6)
- Положение о научно-исследовательской конференции (приложение 7)
- Программа проведения предметных секций и конференции НОУ (приложение 8)
- Рекомендации членам жюри по оценке исследовательских работ учащихся (приложение 9)
- Оценочный лист исследовательских работ учащихся (приложение 10)
- Рекомендации участникам НОУ по подготовке к публичному выступлению (приложение 11)
Организация внутришкольного контроля за деятельностью НОУ
Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.
В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ (приложение 12, приложение 13)
- овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы,
- освоение учащимися методов и приемов научного исследования,
- овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками
И как результат - Старшеклассник, чувствующий вкус к поисково-исследовательской деятельности, пропагандист в значимой для себя области знаний.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
2019-2020 учебный год
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы школы. Она предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно –
исследовательской работы под руководством учителей школы.
Целью работы НОУ является: сохранение и непрерывное восходящее развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы.
Также, НОУ осуществляет следующие задачи:
формирование единого школьного научного общества со своими традициями
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка
создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов
диагностика одаренности детей и подростков, осуществление их поддержки в рамках учебного процесса школы
содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников школы
пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная
исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).
На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками
литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, муниципальных и областных НПК.
В рядах НОУ в 2019-2020 учебном году насчитывалось 35 человек. Некоторые учащиеся осуществляли работу в
разных секциях. Ученики нашей школы – члены НОУ принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах,
выполнили исследовательские работы, заняв призовые места. В ноябре прошла школьная предметная олимпиада, на
которой были выявлены победители, они и стали участниками районных олимпиад. В апреле прошла традиционная школьная научно-практическая конференция. Учащимися были представлены
исследования по разным темам.
Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение.
Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
в-третьих, они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и
в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
Активное участие принимали обучающиеся в спортивных соревнованиях.
Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях за 2019 – 2020 учебный год.
Приблизительный анализ работы научного общества за прошедший учебный год.
В сентябре на основе анализа работы НОУ за прошедший год был составлен план работы на текущий год. НОШ для начальных классов составили свой план работы- руководитель Горгун В.В.
15.09.2015г. состоялось установочное собрание НОУ. По итогам собрания был сформирован состав членов НОУ – 31 человек, и определились с планом работы на учебный год..
В ноябре МО активизировали свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Был обновлен банк тем для исследовательских работ.
В ноябре-декабре участники НОШ принимали участие в предметных олимпиадах школьного, городского, регионального уровня. Итоги прошедшего учебного года:
Диплом 3 степени Равкович Татьяна учащаяся 11 класса на олимпиаде по белорусскому языку, учитель Павлович В.А.
Диплом 2 степени Евич Ядвига на олимпиаде по русскому языку учитель Верес А.Ф.
Мониторинг участия участников НОУ в городских олимпиадах естественно-математического и гуманитарного циклов и олимпиад других видов.
Цель школьной конференции - поиск и отбор одаренных школьников в различных областях наук, активизация творческого потенциала учащихся, привлечение квалифицированных преподавателей и специалистов высшей школы к учебному процессу в школе-гимназии, сохранение традиций школы и престижа наук, популяризация научных знаний.
Задача школьной конференции заключалась в развитии интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей учащихся 1-11 классов.
Ф.И.автора проекта
Название проекта
Язык обучения
Ф.И.О. руководителя
"Сыртқы жарнамаларды орыс тілінен қазақ тіліне сапалы аудару мәселесі"
казахский язык и литература
Досбаева А.С, Асылханова Г.А.
"Таинственная пещера Коныр-Аулие"
"Удивительные праздники Великобритании и США"
"Падение грамотности школьников посредством Интернет - пространства"
русский язык и литература
"Какие секреты хранит мое имя?"
русский язык и литература
"Физика в сказках"
русский язык и литература
"Изменение, утрата , сохранение семантики в русских народных поговорках"
русский язык и литература
"Удивительный мир чисел"
"Оригами и математика"
"Батарейка как источник опасности для окружающей среды"
"Вы роботы - людей творенья"
"Почему небо голубое"
"Вся правда о шоколаде"
"Мороженое:вред или польза"
"Гречневый хлеб – польза или вред"
"Как влияет минеральная и водопроводная вода на рост цветка каланхоэ"
"Изучение свойств мёда"
"Су -тіршілік бесігі"
"Какую воду мы пьем?"
"Озеленение города Костаная как важная государственная задача"
"Экология моего города"
"Сатылымдағы ойыншықтардың пайдасы мен зияны"
"Форма фигуры и характер человека"
"Нетрадиционные техники рисования"
"Влияние цвета бумаги на активное восприятие информации"
"Парфюмерные ноты – ноты сердца"
Морская соль – профилактика респираторных заболеваний
"Происхождение английских и русских фамилий"
"Спортивная лексика в английском языке"
"Сопоставительный анализ алфавита английского языка и латиницы"
"Междометия в английском языке"
"Ағылшын тіліндегі сөздерді есте сақтау"
Ф.И.О автора проекта
название проекта
язык обучения
Ф.И.О.руководителя
"Бөдене жұмыртқасының пайдасы"
"Волшебные мыльные пузыри"
"Бесік жыры-балаға берілетін алғашқы тәрбие"
"Плесень - тоже гриб"
"Как влияет минеральная и водопроводная вода на рост цветка каланхоэ"
"Изучение свойств мёда"
Самохвалова Анастасия, Самохвалова Валерия
"Мои питомцы - хомяки"
"Экскурсия по городу Костаная"
"Яркие краски здорового питания"
"Нетрадиционные техники рисования"
изобразительное искусство и музыка
"Сатылымдағы ойыншықтардың пайдасы мен зияны"
"Сколько в соке сока?"
"Гольф-беспроигрышная инвестиция в здоровье"
"Таинственная пещера Коныр-Аулие"
"Жемчужина Казахстанской флоры - тюльпаны"
"Домбра- достояние казаха"
изобразительное искусство и музыка
"Озеленение города Костаная, как важная государственная задача"
"Создание сопоставительно го русско-англо-казахского словаря на основе изучения концепта "Семья""
"Семья смешанная, межэтническая: "ЗА" и "ПРОТИВ"
"Робототехника в жизни человека"
"Влияние цвета бумаги на активное восприятие информации"
"Английские идиомы в произведении Л.Кэролла "Алиса в стране чудес""
ФИ автора проекта
Название проекта
Язык обучения
ФИО руководителя
"Влияние физических упражнений на умственную деятельность учащихся и их взаимосвязь"
Здоровая природная среда - основа реализации стратегии "Казахстан-2030"
" Исследование физико-органолептических показателей продукциии молока производителей Костанайской области и города Костаная"
"Влияние различных ингибиторов на процесс коррозии металлов"
Тыщенко Владислав, Сагитов Алдиар
"Костанай и костанайцы в годы гражданского противостояния в 1919-1920 года"
Уразалин Жандос, Тимошенко Никита
"Костанай -купеческий и промышленный"
"Тұмар ханшайымның ерлік істері"
"Символика в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
направление
Тема выступления
ФИО руководителя
Лексикология и фразеология
Происхождение английских и русских фамилий
Удивительные праздники Великобритании и США
Литературоведение и стилистика
Использование эвфемизмов в английском и русском языках
Лексикология и фразеология
Сравнительно-сопоставительный анализ лакун английского и русского языков
Литературоведение и стилистика
Тема выступления
ФИО руководителя
Сравнительно-сопоставительный анализ лакун английского и русского языков
(в разрезе трёх лет)
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
(в разрезе трёх лет)
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
(в разрезе трёх лет)
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
(в разрезе 3 лет)
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
1. На заседаниях ШМО проанализировать результаты участия школьников в НПК
2. Активизировать участие в НПК учителей предметников и обучающихся по всем направлениям
3. Изучить систему работы педагогов школы, показывающих стабильно высокий результат научно-практической деятельности, приглашая их на заседания НОУ с мастер-классами
Читайте также: