Диагностики по изобразительной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность темы поиска одаренных детей в сфере изобразительного искусства с целью поддержки развития их таланта выражается в большом общественном значении данной проблемы, поскольку, как показывают специальные исследования, очень малый процент людей создает те новые культурные и технические ценности, которые составляют основу благополучия всего человечества.

Идентифицировать на практике одаренность очень сложно. В первую очередь потому, что трудно ответить на вопрос: кого считать одаренным? Особенно если поиск происходит среди детей, ведь их потенциальные возможности еще окончательно не проявились.

Целью данной работы является поиск наиболее эффективных методов, позволяющих диагностировать и развить художественные способности у одаренных детей на уроках изобразительного искусства.

Задачами данной работы являются:

  • изучить специальную литературу, посвященную работе с одаренными детьми;
  • исследовать содержание ключевых понятий одаренности;
  • определить практические направления для повышения эффективности работы с одаренными детьми на основе собственного опыта и опыта других учителей;
  • разработать рекомендации в сфере диагностики и развития талантов одаренных учащихся.

Основная часть

1. Особенности одарённости

Научный подход к такому явлению, как одаренность, возник в начале ХХ века, когда французскими учеными - психологом А.Бине и врачом Т.Симоном - была разработана первая шкала, которая позволяла определить уровень отклонений умственного развития детей от возрастной нормы.

Одаренность - это системное качество психики, которое развивается в течение жизни. Она определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, в сравнении с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Важным для педагога и психолога является своевременное выявление такой одаренности ребенка, диагностика определенных ее наклонностей, помощь в развитии его способностей.

Одаренность - это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку легко, быстро, на качественно-новом уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Согласно этого выделяются два вида одаренности:

  • специальная одаренность, создает возможность успеха в определенной деятельности;
  • общая одаренность, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов действительности.

Но одаренность не является единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Признаки одаренности - это те особенности ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены при наблюдении за его действиями. Признаки явной (выявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

2. Методы диагностики и развития художественных способностей одаренных детей на уроках изобразительного искусства.

Одной из важных задач, стоящих перед учителем изобразительного искусства на современном этапе развития образования, является развитие творческих способностей учащихся. Учителю необходимо выявить наклонности учащихся к тому, или иному виду творческой деятельности и помочь ребенку развить их, поддержать устойчивое развитие.

У каждого учителя есть свои педагогические наработки для достижения ощутимых положительных результатов в области развития творческих способностей своих воспитанников, поскольку каждый ученический состав, каждый отдельно взятый ученик - неповторим, имеет определенный запас творческих задатков.

На занятиях для развития творческих способностей учащихся мною используются знания, полученные из опыта работы лучших учителей, их педагогических достижений. Следуя этим знаниям, можно выделить следующие основные рекомендации для работы с одаренными детьми.

Коррекция педагогической деятельности. Для того, чтобы объективно оценить рост учащихся, чтобы учитель имел возможность скорректировать творческий потенциал ученика на верное решение учебной задачи, ученик должен выполнять задание под руководством учителя. Желательно избегать выполнения творческих задач в домашних условиях. Поэтому учителю необходимо так спланировать ход урока, чтобы ученик большую часть задания выполнял под его руководством. В качестве домашнего задания рекомендуется самостоятельная детализация выполненной с учителем работы.

Использование межпредметных связей. Перед выполнением учебного задания учитель создает на уроке творческую атмосферу, используя межпредметные связи (музыку, историю, литературу, народоведение, географию и др.) с целью активизации творческого потенциала ребенка и усвоения приобретенного им опыта.

Учебные задачи. На каждый урок учитель ставит одно конкретное учебное задание для учеников. При оценке знаний учащихся основное внимание необходимо уделить реализации задачи, стоящей перед учеником на уроке (форма, цвет, пространство, объем, композиция, восприятие действительности в произведениях искусств).

Для повышения эффективности деятельности учащихся, учителю необходимо использовать наглядные примеры. От уровня наглядности впоследствии зависит уровень выполнения ученических работ. Это не значит, что дети должны делать "копию" данного произведения, продемонстрированного учителем. Ученик, изучая произведения художников, должен сделать собственное произведение, тем самым обогащая свой внутренний мир.

Секреты художника. Подростки теоретически готовы к выполнению учебных задач. Они по собственному опыту знают и частично умеют дать объяснение явлениям и процессам, происходящим вокруг них. Но обосновать, найти причины их возникновения и передать их на плоскости и в объеме средствами изобразительного искусства они не могут. Они не знакомы с "кухней художника", поэтому очень важно, чтоб учитель помог практически понять, как именно художник в своих произведениях добивается ощутимых результатов. Это практическая демонстрация учителем процесса работы над произведением, показ последовательности работы над творческими задачами, которые должны сопровождаться комментариями педагога.

Техники. Ребенок приступает к выполнению учебного задания, которое перед ним поставил учитель. Учитель владеет информацией о способностях того или иного ученика. Педагог должен учесть этот фактор и дать ребенку возможность развить свои способности, выполняя учебные задания в различных техниках и материалах, чтоб ребенок имел возможность выполнять задания на бумаге разного качества и формата.

Материалы. Наличие доброкачественных материалов – одно из условий для развития творческих способностей учащихся (кисти, краски, мягкие графические материалы).

Цвет. Чтобы ребенок эффективнее работал в цвете, почувствовал, как образуются новые оттенки, необходимо научить его работать по увлажненной бумаге. Научить передавать средствами цвета настроение пейзажей, используя для этого кроме красок на материалах поролон, соль, воду, парафин и др.

Дифференциация. Исходя из предпочтений учеников к тому или иному виду деятельности, учитель выбирает учебное задание, учитывая дифференцированный подход к выполнению работы каждым учеником.

Фронтальная работа учителя. Во время выполнения учебного задания детьми, учитель направляет их усилия на верный путь решения задачи. Педагог учит как вовремя остановиться, чтоб не испортить работу, как подмечать и исправлять собственные недостатки, как найти оптимальный путь к воплощению творческого замысла на плоскости, в объеме.

Оценивание практических достижений учеников. Учитель для оценки практических достижений учеников использует два метода: индивидуальная оценка и групповая (коллективная).

Современные методы работы с ученическим коллективом доказывают, что оценка учебных достижений также может нести в себе воспитательные функции. Чтобы оценивание проходило эффективнее, педагоги-практики отдают предпочтение групповой форме оценки знаний, привлекая к этому учеников. Учат их оценивать, анализировать и находить ошибки в собственных творческих достижениях, сравнивая их с уровнем работ своих сверстников. Групповая форма оценки учебных достижений помогает объективно оценивать уровень развития практических навыков ребенка, но не дает возможности оценить усилия каждого ученика при выполнении практического задания. Учитель должен наблюдать за учениками во время урока, быть в состоянии определить приложенные к выполнению практической работы усилия каждого отдельного ученика. Ребенок, наиболее продуктивно работающий на занятии, должен поощряться оценкой, получить стимул для его дальнейшей творческой деятельности.

Формы работы с учащимися. Выполнение на уроках поставленных задач детьми как индивидуально, так и в составе творческой группы, дает возможность ребенку скорректировать свои знания, воображение, фантазию с учетом мыслей и взглядов своих сверстников, учит ребенка прислушиваться к мнению других людей.

Заключение

В процессе исследования проблемы в сфере диагностики и развития творческих способностей одаренных детей, мною была изучена специальная литература, на основании которой можно сделать вывод, что одаренность - это индивидуальное сочетание способностей, позволяющее ребенку легко и быстро, на высоком уровне приобрести новые знания и умения.

На основании проведенного анализа различных исследований в сфере детской художественной одаренности, мною были определены основные направления для повышения эффективности работы с одаренными детьми и разработаны рекомендации.

Рекомендации включают в себя обязательное использование на практике следующих методов и техник работ с учащимися: коррекция педагогической деятельности; использование межпредметных связей; учебные задачи; секреты художника; техники; материалы; цвета; дифференциация подхода к каждому ребенку; фронтальная работа учителя; оценивание практических достижений учеников; оценивание теоретических знаний учащихся; формы работы с учащимися.

Использование данных рекомендаций на уроках изобразительного искусства помогает наиболее эффективно выявить в коллективе одаренных детей, посредством развития в них интереса к данному виду деятельности. Результатом использования перечисленных методов является также общее повышение эффективности деятельности учащихся, развитие их творческих способностей, талантов.

На практике моя активная педагогическая позиция с использованием вышеперечисленных методов и техник выражается в участии в методической жизни школы и города. Учащиеся, следующие разработанным мною рекомендациям и под моим руководством, принимают активное участие в конкурсах и выставках, занимая призовые места.

Цель: мониторинг и оценка качества учебных достижений обучающихся по ОП "Удивительный мир красок" - изобразительное искусство.

Задачи:
-установить уровень индивидуальных учебных достижений обучающихся;
-учить работать с тестами открытой и закрытой формы, на установление соответствия и правильной последовательности;
-приучать к анализу воспринимаемой информации;
-формировать культуру работы с тестовым материалом.

Программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования разработана с учетом логики учебного процесса начального образования, межпредметных связей, формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся. В программе отобраны самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами. Они привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, красочными и интересными. Обучение осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей младшего школьного возраста 7-11 лет, без предварительного отбора. Состав групп постоянный, количество обучающихся в группах 15-20 человек.
Занятия по данной программе включают теоретическую и практическую части. В основном преобладает практический вид деятельности, где отрабатываются теоретические навыки.

Для выполнения заданий вам достаточно простого карандаша и стирательной резинки, на тот случай, если вы вдруг ошибётесь.

3. Образцы решения тестового задания
1.Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:



2. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа:



3. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного – это…
Варианты ответа:
-этюд;
-эскиз;
-набросок;
-зарисовка;
-рисунок


Правильный ответ: рисунок. На данной строке записываем правильное слово.

4. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Статика – это:
Варианты ответа:



Правильный ответ: D. Обводим кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа на данной строке.

1. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
Варианты ответа:
-стек;
-паспарту;
-палитра;
-ватман;
-панно.

2. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это …
Варианты ответа:
-муштабель;
-мольбрет;
-станок;
-стек

3. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Мягкие цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это …
Варианты ответа:
-гуашь;
-сангина;
-темпера;
-пастель;
- акварель.

Основы живописи.


5. Инструкция. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи – это:
Варианты ответа:





7. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:



8. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа:


10. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это …
Варианты ответа:
-набрызг;
-монотипия;
-тычкование;
-граттаж;
-графика.

11. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ниток выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. граттаж;
B. ниткография;
C. монотипия;
D. тычкование;
E. графика.

12. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи зубной щётки выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. батик;
D. напыление;
E. графика.

13. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ватных палочек выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. рисование мыльными пузырями;
B. рисование тычком;
C. рисование углём;
D. рисование солью;
E. рисование фактурами.

14. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи растений выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. фитографика;
D. батик;
E. графика.

1. ниткография;
2. рисование тычком;
3. рисование осенними листьями
4. печать осенними листьями;
5. графика


Виды графики.

17. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Линия, штрих, тон, пятно – основные средства художественной выразительности:
Варианты ответа:
A. живописи;
B. скульптуры;
C. графики;
D. архитектуры;
E. дизайна.

18. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Вид книжной графики, её основа.
Варианты ответа:
A. форзац;
B. иллюстрация;
C. переплёт;
D. суперобложка;
E. титульный лист.

Основы рисунка.

19. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. На блестящей поверхности отражается источник света и образует самое яркое место на предмете.
Варианты ответа:
A. свет;
B. рефлекс;
C. полутень;
D. блик;
E. собственная тень.

20. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел и основные композиционные средства.
Варианты ответа:
A. этюд;
B. эскиз;
C. набросок;
D. зарисовка;
E. рисунок.

21. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Условная исходная единица измерения в пластических искусствах, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
Варианты ответа:
A. модуль;
B. подмодуль;
C. пропорция;
D. часть;
E. узел.

22. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. За основу построения рисунка фигуры взрослого человека взят модуль:
Варианты ответа:
A. длина голени;
B. высота головы;
C. высота предплечья;
D. длина кисти;
E. длина стопы.

Основы композиции.

23. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Асимметричные предметы – это:
Варианты ответа:


24. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Динамика – это:
Варианты ответа:



Практическое задание.
25. Инструкция. Выполни графический рисунок.
Вопрос. Композицию, составленную из точек, линий и геометрических фигур преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур.


Ключи

1. палитра
2. мольберт
3. пастель
4. EGADBCF
5. ACE
6. BCEAD
7. B
8. B
9. монотипия
10. граттаж
11. ниткография
12. напыление
13. рисование тычком
14. фитографика
15. BGACDFEHJI
16. BECAD
17. C
18. B
19. D
20. B
21. A
22. B
23. D
24. E
25.


Для невербальной поддержки тестовых заданий использованы рисунки воспитанников:
1. Масликовой Сюзанны, 10 лет
2. Гатиной Елены, 10 лет
3. Гатиной Яны, 11 лет
4. Плотко Евгении, 12 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе обучения и воспитания обучающихся специальной (коррекционной) образовательной школы важное значение имеют уроки изобразительного искусства. Задача учителя состоит не в том, чтобы научить рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий преодолеть или сгладить присущее обучающимся недостатки.

Диагностика сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся с 1- 4 класса

В системе обучения и воспитания обучающихся специальной (коррекционной) образовательной школы важное значение имеют уроки изобразительного искусства. Задача учителя состоит не в том, чтобы научить рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий преодолеть или сгладить присущее обучающимся недостатки.

Особенность восприятия и передачи формы изображаемых предметов (определение формы предмета, величины, строение, цвета).

Отражение в рисунках пространственных отношений предметов (композиция- расположение, соединение частей в единое целое).

Цвет в рисунках обучающихся (использование цветов и оттенков, их сочетание)

Понимание различного вида инструкций (объяснения, указания, рекомендации).

Осуществление контроля за своей работы (восприятие, представление).

Самооценка результатов изодеятельности (установление и устранение допущенных ошибок).

Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся.

Расположение на листе;

Рисование с натуры;

Рисование по представлению;

Смешивание цветов и оттенков;

Применение цвета (орнамент в полосе, квадрате, круге и т.д);

Копирование элементов, дорисовывание.

Расположение на листе

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Смешивание цветов и оттенков

Копирование элементов, дорисовывание

Уровни освоения программы по изобразительной деятельности.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Ниже высокого

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Выше или ниже среднего.

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные] окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Выше низкого.

Карта «Анализ процесса изобразительной деятельности обучающегося _______________.


Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства. Губенко Е.Л.

Раздел: Преподавание МХК и ИЗО.

Поставленная образовательными учреждениями цель развития творческих способностей детей останется только декларацией, если нет надёжного способа контроля, диагностики и развития этих способностей. Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей в отечественной и зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. Каждый педагог может найти удобную для себя систему диагностики творческих способностей детей и применять в своей работе.

Содержимое разработки

Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства

Творчество- это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире.

Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.

Среди многообразия современных типов школ: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением естественно - математического и гуманитарного циклов- выделяются учреждения, специализация которых направлена на развитие творческих способностей детей. Речь идёт о специализированных школах с углубленным изучением изобразительного искусства и учреждениях дополнительного образования.

В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. Изобразительная деятельность способствует развитию всех видов мышления и воображения. В США, например, занятия изобразительным искусством используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования.

Поставленная учреждениями с углубленным изучением изобразительного искусства цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если нет надёжного способа контроля, диагностики и развития этих способностей.

Креативный человек- это тот, кто обладает особым видом мышления- дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление- противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы- путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более- фантазия. Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Дж. Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень близки к ней. В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

- гибкость- количество переключений с одного класса объектов на другие;

- оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе.

Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:

Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая- изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Оригинальность- редкость идей.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований.


-75%

Читайте также: