Методы и приемы оказания педагогической помощи семье в доу

Обновлено: 25.06.2024

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка – дошкольника.

При организации совместной работы воспитателя с семьями мы соблюдаем основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Работу с родителями строим, придерживаясь следующих этапов.

Форма – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на:

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно- информационные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно- информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуютсянетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

  • Семинары-практикумы
  • Тренинги
  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
  • Мини-собрания
  • Педагогический брифинг
  • Педагогическая гостиная
  • Устные педагогические журналы
  • Игры с педагогическим содержанием
  • Педагогическая библиотека для родителей
  • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  • Совместные досуги, праздники
  • Выставки работ родителей и детей
  • Кружки и секции
  • Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

  • Информационные проспекты для родителей
  • Альманахи
  • Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
  • Дни (недели) открытых дверей
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  • Выпуск стенгазет
  • Организация мини-библиотек
  • Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:

Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года:

1)Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей – популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

ВложениеРазмер
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей – по 21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье

Консультирование – целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Консультирование призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов, а также направлено на их профилактику, предупреждение.

Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей – популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения.

Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Алгоритм консультативного процесса.

При консультировании родителей важна психологическая атмосфера, ее положительный фон, поэтому важно:

- поощрять открытое, искреннее общение по проблеме, которую важно обсудить;

- проявлять уважение и взаимопонимание к родителям, не смотря на самую сложную и неграмотно сложившуюся педагогическую ситуацию;

- настроить родителей на положительную перспективу при активном совместном решении педагогических проблем.

Основными принципами консультирования являются:

1. гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход;

2. реалистичность – учет реальных возможностей человека и ситуации;

3. системность – рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;

4. вариативность – изменение форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого и возможностей педагога;

5. добровольность обращения родителя является важнейшим этическим принципом семейного консультирования;

6. конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию родителей и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования;

7. совместной выработки решений является логическим продолжением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности педагога.

Алгоритм консультативного процесса:

1. ориентировка педагога в проблеме;

2. установление контакта и деловых доверительных отношений с родителями;

3. выслушивание проблемы семьи;

4. анализ сложившейся ситуации вместе с родителями;

5. выработка программы мер по изменению проблемной ситуации.

Сравнительная таблица индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Цели оказания педагогической помощи семье, стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:

- оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;

- удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.

]Задачи деятельности педагов:

- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства;

- развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения;

- обогащение воспитательного потенциала семей;

- помощь в организации развивающей работы в семье;

- своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье.

1. Консультирование – целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Консультирование призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов, а также направлено на их профилактику, предупреждение.

2. Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций.

3. Организация педагогического просвещения родителей – популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

При консультировании родителей важна психологическая атмосфера, ее положительный фон , поэтому важно:

- поощрять открытое, искреннее общение по проблеме, которую важно обсудить;

- проявлять уважение и взаимопонимание к родителям, не смотря на самую сложную и неграмотно сложившуюся педагогическую ситуацию;

- настроить родителей на положительную перспективу при активном совместном решении педагогических проблем.

Основными принципами консультирования являются :

1. гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход;

2. реалистичность – учет реальных возможностей человека и ситуации;

3. системность – рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;

4. вариативность – изменение форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого и возможностей педагога;

5. добровольность обращения родителя является важнейшим этическим принципом семейного консультирования;

6. конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию родителей и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования;

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характерны и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения), нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания. Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Содержимое публикации

Консультация для воспитателей

на тему: «Методы и приемы оказания

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характерны и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения), нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Система работы по взаимодействию с родителями

Достичь высокого качества образования дошкольников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОО и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОО:

- Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОО как социального, психологического и педагогического явления;

- Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

- Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОО:

- Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

- Использование опыта деятельности других ДОО по взаимодействию ДОО с семьей;

- Расширение способов-методов работы с родителями;

- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;

- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Практика показывает, что для установления диалога с родителями важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать. Но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Планируя ту или иную форму работу, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используют разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

- коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

- наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

Современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье

Цели оказания педагогической помощи семье , стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:

- оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;

- удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.

Задачи деятельности педагогов:

- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства;

- развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения;

- обогащение воспитательного потенциала семей;

- помощь в организации развивающей работы в семье;

- своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.

Основные методы и приемы оказания педагогической помощи семье:

Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций. Цель: оказать родителям своевременную помощь, либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам. Ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.

Посещение семей воспитанников. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи:

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Определение уровня педагогической культуры родителей.

Выявление трудностей, испытываемых родителями.

Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

Проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем.

Выяснение условий подготовки к школе

Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения.

Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Читайте также: