Ведущая деятельность в дошкольном возрасте кратко

Обновлено: 28.06.2024

О ведущей деятельности в дошкольном возрасте обязаны знать все родители, а не только педагоги и психологи. Мамы и папы зачастую считают, что им лучше известно, чем полезнее заниматься ребенку. А между тем, существуют объективные научно обоснованные доказательства, какая детская вовлеченность приносит максимальную пользу и ведет за собой развитие ребенка.

Что значит ведущая деятельность и чем она важна

На каждом возрастном этапе есть та деятельность, которая поднимает развитие личности на новый более высокий уровень.

Игра - ведущая деятельность

Ее воздействие проявляется в форме признаков:

  • Появляются новообразования
  • Перестраиваются психические процессы
  • Зарождаются новые виды деятельности

Если представить образно, то ведущая деятельность как будто клубочек с множеством ниток, которые протянуты ко всему, чем наполнена и окружена личность. Образуется гибкая связка с окружающим миром и появляется простор для развития.

Такое преображение многим обязано ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Когда ребенок приобщен к этой деятельности, своевременно формируются нужные новообразования и познавательные процессы.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Применив перечисленные выше признаки ведущей деятельности к дошкольному возрасту, обнаружим, чем постепенно обогащается личность ребенка с 3 до 7 лет:

  • Дошкольник осваивает повседневные и социальные функции взрослого, а также нормы взаимоотношений
  • Из психических процессов в этот период бурно развивается воображение
  • Закладывается фундамент для последующей учебной деятельности

Эти приобретения накапливаются из разных источников. Дети видят семейные отношения, общаются со сверстниками, наблюдают за поведением посторонних взрослых людей.

Но внешних наблюдений недостаточно. Нужно пропустить общественно значимые отношения через себя, чтобы получить собственный опыт и сформировать определенные умения. Для этого существует такая понятная и доступная детям деятельность как игра.

Ведущее значение игры подкреплено вескими аргументами. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия.

Дошкольники в игре

Игра – это образец, калька реальных ситуаций, наблюдаемых ребенком. Роль – большая ответственность в детском понимании! Согласившись побыть в игре кем-то, дошкольник ведет себя так, как требуют общепринятые правила в соответствии с образом.

Главная задача в игровой деятельности заключается в выполнении условий и правил, которые регламентируют игру.

Дети идут от простого к сложному и включаются в ту деятельность, которая им понятна и посильна. Они используют ранее виденные модели отношений, проявляют активность в развитии сюжета, чутко воспринимают и задействуют воображение. При такой вовлеченности ребенок многому научается и приобретает ценный опыт, поэтому ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Игры детей 3-4 лет основаны на простых действиях и обязательно включают предметы. Сюжеты однообразны и не отличаются устойчивостью, да и те подсказываются игрушкой или постоянно наблюдаемым действием. Например, ребенок рулит как папа, моет посуду как мама, или играется как котенок. При этом малыш обязательно дает понять, что он находится в образе.

Что же дает ребенку игра, если она еще столь проста? Ценность заключается в том, что дети самостоятельно создают воображаемую ситуацию. Поведение ребенка в сюжетной игре, пусть даже на короткий срок в 10-15 минут, соответствует новой для него роли.

Младшие дошкольники 4-5 лет способны проигрывать более длительные сюжеты. Истории, как правило, бытовые или позаимствованы из любимого мультфильма. Игра может состоять из нескольких сюжетных линий и разнообразных социальных отношений (дочки-матери, парикмахерская, больница и пр). При этом воображение и мышление дошкольника активно задействовано в придумывании новых ролей.

Предметность игры как возрастная особенность

В раннем дошкольном возрасте практически каждая игра опирается на предметы – игрушки, мебель или вспомогательные материалы.

Предметность игры

Предметно манипулятивная стадия, когда ребенок увлечен перевозкой песка в кузове машинки или одеванием кукол, сменяется использованием предмета-заместителя.

Причем, важен не сам предмет, а то значение, которое ему приписал ребенок в данный момент.

Например, дети охотно используют стул в качестве автомобиля, но как только игра наскучит, они тут же забывают о таком интересном назначении стула.

В редких случаях дети обозначенного возраста могут играть, не используя игрушки или вспомогательный материал. По этой причине ведущим типом деятельности у младших дошкольников выступает игра с опорой на предмет.

Особенности игры в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники играют совершенно на другом уровне. Они исполняют роли, опираясь не на внешние атрибуты, а основываясь на представлениях, какие функции соответствуют их персонажу в реальной жизни.

Сюжеты игр в этом возрасте длительны и развернуты, а то и вовсе приобретают серийный характер. Дети старше 5 лет могут в последующие дни возвращаться к приостановленным действиям и дальше развивать сюжетные линии. Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте имеет ролевые и познавательные разновидности.

Ролевые игры

Активное формирование познавательных процессов и хорошо развитая речь позволяют старшим дошкольникам реализовывать свою потребность быть как взрослый.

Дети выстраивают воображаемые ситуации, в которых они воспроизводят взаимоотношения и поведение своих родителей, воспитателей, продавцов, докторов и других взрослых из реального окружения.

Дошкольники примеряют роли

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста выполняет важнейшие функции:

  • формируется устойчивое ролевое поведение
  • развивается речь, обращенная к партнеру по игре
  • проявляется первое сотрудничество (нужно договориться, кто кем будет, спланировать ход)

Ролевая игра старших дошкольников дополняется еще и внутренним взаимоконтролем. Дети ревностно следят, чтобы никто из участников не нарушал принятых правил. Возмущаются, если кто-то самовольно меняет поведение, предписанное персонажу ролью.

Познавательно исследовательские игры

Игра, предполагающая исследование нового, имеет особую ценность. Подобная деятельность не только развивает познавательные процессы, но и формирует целеустремленность дошкольника.

Столкнувшись с незнакомым предметом, механизмом или явлением, ребенок формулирует вопрос, который связан с потребностью получить новые знания. Этот вопрос может быть адресован другому человеку, но чаще он формулируется непроизвольно и принимает форму внутреннего побуждения проявить активность и получить информацию.

Познание в игре

Социализирующая функция игровой деятельности дошкольников

Игровая атмосфера является идеальной для развития у дошкольников навыков общения, понимания социальных ролей, что крайне важно для формирования социального интеллекта.

Социальная значимость игры

Родители нередко торопят события и не оставляют ребенку возможности последовательно через игровую деятельность сформировать потребность и желание школьного обучения. Многие современные дети больше посещают различных подготовительных занятий, чем занимаются сюжетно-ролевой игрой. Это ошибочный подход к воспитанию ребенку. Именно в игре развиваются все стороны личности детей. Другие виды деятельности дополняют опыт ребенка и занимают меньше времени и внимания в дошкольном детстве.

Дошкольники мыслят и фантазируют, моделируют ситуации, учатся соблюдать правила, общаться со сверстниками, проявлять эмоции и даже в определенной степени контролировать их проявление. Игра как ведущая деятельность дошкольника создает необходимые условия перехода на новый этап развития и подготавливает ребенка к обучению в школе.

Читайте также: