План урока в малокомплектной школе по окружающему миру

Обновлено: 01.05.2024

- Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос (Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части)

- В каждой группе растений очень много видов.

- Рассмотрите рис. на стр. 74 учебника. К какой группе относятся растения? (К группе цветковых растений).

- Сколько видов растений вы видите? (три. Подорожник, одуванчик, клевер).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

План-конспект урока

предмет: окружающий мир

учитель: начальных классов

I квалификационной категории

формировать умения ориентироваться по компасу;

узнать где и кому необходим компас.

узнать о жизни кошек и собак;

найти ответ на вопрос темы урока.

Цели урока

познакомить с компасом и с приемами ориентирования с помощью компаса;

научить обучающихся работе с компасом;

развивать наблюдательность и внимательность.

познакомить с породами кошек и собак;

научить правильному уходу за домашними любимцами;

воспитывать любовь к животным.

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности ; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Личностные: обсуждать отношение к домашним питомцам; оценивать свои достижения на уроке; понимать значение знаний для человека; отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи; расширение представлений о кошках и собаках; знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой, их назначением.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика; практическая работа в парах, в группах; воспитание милосердия.

Оборудование

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

II. Мобилизующий этап

Формулирование учащимися темы и цели урока

Загадки

Только – На припеке у пеньков
Отдернешь ладонь: Много тонких стебельков
Ожигает трава, Каждый тонкий стебелек
Как огонь. Держит алый огонек.
(Крапива) Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки (Земляника)

Стоит Аленка: Шел я лугом по тропинке,
Платок зеленый, Видел солнца на травинке,
Тонкий стан, Но совсем не горячи
Белый сарафан. (Береза) Солнца белые лучи. (Ромашка)

(Слова-отгадки учитель записывает на доске)

– Как одним словом назвать все слова-отгадки? (Растения)

– Сформируем тему урока РАСТЕНИЯ

Тема урока 1 класса: ЧТО ОБЩЕГО У РАСТЕНИЙ
Тема урока 2 класса: ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

– Исходя из темы сформулируем цель урока:

1 класс – узнать, какие части есть у растения
2 класс – узнать особенности и различия культурный и дикорастущих растений

2 класс

Работа с учителем

– Вспомните на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)

У каждого ученика карточка с названием растения на доске три конверта

Ученикам предлагается разместить свои карточки по конвертам

– А на какие группы делятся растения по виду листьев? (Хвойные, лиственные)

Самостоятельная работа

Детям предлагается выполнить задание на карточках

1 класс

Самостоятельная работа

Дети на карточках раскрашивают хвойное и лиственное дерево

Работа с учителем

Практическая работа

Детям раздаются гербарии (работа проводится в группах)

Как называется растение? Прочитай название
Есть ли у растения корень? Найди и покажи
Есть ли у растений стебель? Найди и покажи
Есть ли у растений стебель? Найди и покажи
Есть ли у растений цветок? Найди и покажи

Что появилось на месте цветка, когда он отцвел? Найди плод с семенам и покажи его

Физминутка

– Ребята, сегодня мы поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Инсценировка сказки

Действующие лица: Дед, бабка, Василий, Русалочка.

Дети надевают на руки кукольных героев, часть детей держат декорации, часть детей зрители. Учитель читает текст, дети с помощью пантомимы изображают сказку.

Учитель. Сейчас мы покажем вам украинскую легенду. (Звучит украинская песня. Появляется, вздыхая, бабка.)

2 класс

Работа с учителем по презентации (Приложение 1)

– Скажите, какое значение для человека имеют растения? (1 слайд)
– Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны поделить все эти растения на две группы.
– Итак, чем похожи, и чем отличаются ель и яблоня (2-3 слайды)
– Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник (4-5 слайды)
– Чем похожи и чем отличаются мать-и-мачиха и помидор (6-7 слайд)
– На какие же группы можно поделить все растения? (8 слайд )

Самостоятельная работа

1 класс

Самостоятельная работа

Детям раздаются части растения
Задание – собрать все части и склеить их на карточке
(Работа проходит в группах)

Работа с учителем

Итог урока

– Из каких частей состоит растение? (9 слайд)
– На какие две группы делятся растения? (10-11 слайд)
– Приведите примеры растений каждой группы (12-13 слайды)

Домашнее задание

1. Выполнить задания в рабочей тетради
2. Прочитать текст в учебнике с 64-65
3. Придумать сказку о любом растении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был составлен специально для классов-комплектов по предмету познанию мира, темы сходны. Цель урока: создание условий для формирования начального понятия о воздушном слое и функциях каждого слоя воздуха, расширение знаний детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека, выделения экологических проблем защиты воздуха.

Урок познания мира в малокомплектной школе во 2, 4 классах

Цель урока: создание условий для формирования начального понятия о воздушном слое и функциях каждого слоя воздуха, расширение знаний детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека, выделения экологических проблем защиты воздуха.

- Формировать начальные понятия о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем воздуха, сушей и деятельностью человека; расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека;

- Учить наблюдать, делать выводы, обобщать, читать схемы, выделить экологические проблемы;

- Развивать внимание, память, мышление, внимание, устную речь;

- Воспитывать бережное отношение к природе, расширить знания об экологии.

Оборудование: иллюстрации с изображением летательных аппаратов, глобус, схемы, карточки, иллюстрации, наглядный материал, тесты, портреты космонавтов.

Этапы 2-й класс 4-й класс

1 этап Общий этап работы с учителем
2 этап Работа с учителем. Знакомство с новой темой

3 этап Общий этап работы с учителем. Проведение опытов

4 этап Самостоятельная работа. Работа с тестовыми заданиями
5этап Работа с учебником. Практическое задание

6этап Подведение итогов урока. Общий этап работы с учителем

I. Общий этап работы с учителем

1. Самоопределение учащихся к деятельности.

- Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём
Дружно наш урок начнём.

2. Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы снова будем говорить о воздухе, его свойствах и поговорим о его значении в жизни человека, о том, как человек научился применять эти свойства, о воздушном слое и его функциях.

3. Проверка домашнего задания: (10-12 минут) Загадки:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем
(воздух)

Что занимает весь мир

Что пролезет в любую щель.

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (О воздухе)

- А что такое воздух? (Это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета).

Фронтальный опрос

(Начиная беседу с второклассников, учитель даёт возможность четвероклассникам уточнять, дополнять, приводить примеры. В результате у младших, как говорилось ранее, формируется сознание, пример старших естественно стимулирует развитие младших. У старших знания разностороннее, полнее, поэтому появляется уверенность в себе, в своих силах, учебных возможностях.)

- Проверку домашнего задания мы проведем в виде фронтального опроса

1. Какие газы входят в состав воздуха?

2. Что используется при сгорании твердого, жидкого и газообразного топлива?

3. Чем дышат живые организмы?

4. Почему же не кончается кислород, содержащийся в воздухе? Сделайте вывод.

Какую часть общего объема воздуха у поверхности земли составляет кислород?

Какой газ в воздухе самый распространенный, какую часть воздуха он составляет?

Чего меньше в воздухе, меньше - углекислого газа или кислорода? И во сколько раз?

Какие еще газы имеются в воздухе?

Работа по карточкам

Состав воздуха. Вычеркните лишнее.


Покажите стрелочками, что загрязняет воздух


II. Работа с учителем.

Постановка учебной задачи.

(стр.26-28) Появились ли новые слова в название темы? (Нет.)Чему будем учиться?

- Сегодня мы поговорим о свойствах воздуха и о том, где люди применяют эти свойства.

- Что нужно сделать, чтобы почувствовать, что воздух вокруг нас?

(Закрыть нос и рот)

(Помахать рукой или предметом)

- Что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться на улице?

- Действительно, когда воздух начинает быстро двигаться, начинается ветер.

прежде чем люди научились использовать силу ветра.

- Возьмите ручки и запишите, что изобрели люди, чтобы использовать воздух и силу ветра?

- Чтобы нам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использовано, и как люди используют это свойство воздуха.

1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин разрезан и закрыт от глаз)

-Почему вы почувствовали запах апельсина? Какое свойство воздуха? (Воздух находится в постоянном движении)

- Где используется это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)

- Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха)

- Где ещё люди стали применять это свойство? (Автомобильные шины)

3) Надуть два разных по форме шара.

- Почему они увеличились? Почему разной формы? (Воздух занимает место и принимает форму того предмета, в котором он находится)

- Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.

4) Шарик положить на воду.

- Почему он не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает)

- Где используется это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)

5) Накрыть свечку стаканом.

- Почему погасла свечка? (Воздух не поступает под стакан. Воздух поддерживает горение)

- Как использовать это свойство при тушении пожара?

- Что делать, чтобы разжечь затухающий огонь в печи?

6) Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство воздуха здесь?

(Воздух плохо проводит тепло)

-Где ещё люди применяют это свойство воздуха? (Двойные и тройные стёкла в оконных рамах)

7) На ладони у меня лежат мелкие бумажки. Я дунула на них. Что произошло?

- Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.)

- Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)

- Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.)

8) Я держу руку высоко над свечкой.

- Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх)

А это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей.

- Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать и это свойство. В древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на верёвках.

-Что изобрёл Крякутной? (Воздушный шар)

- Неизвестно, чем закончились эти попытки. Но гораздо позже в 1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье

соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.

Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана.

Шар поднялся в воздух и благополучно приземлился. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.

- Как вы думаете, для чего можно использовать воздушный шар?

(Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями, и др.)

-Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?

- Ученые мечтали создать летающий аппарат, которым можно управлять.

Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащён рулём и гребным рулём, что позволило менять направление полёта. Но дирижабли были очень огромны, неуклюжи и тихоходны. Поэтому позже их вытеснили самолёты и вертолёты.

-Какое свойство воздуха использовано для создания воздушного шара?

II. Работа с учителем.

- А хотите узнать больше о воздушной оболочке земли? Откройте учебник на странице 63. Сегодня мы переработаем текст особым способом.

Текст на странице 63-65 читаем про себя и пометим прочитанные абзацы простым карандашом. То, что вы уже знаете – галочкой. То, что вы узнали, что оказалось новым + закончили работу.

Давайте обратим внимание на таблицу и посмотрим пометы в тексте и заполним таблицу в тетрадях. Записываем самое главное. На доске в таблице новые понятия

Читайте также: