Что такое изо в детском саду расшифровка

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Доклад на тему:

Выполнила: Черных. Е.П.

Улан-Удэ 2017г

Типы и организация занятий по изобразительной деятельности


Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Типы занятий

Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).
Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.
В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.
В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.
Изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия — овладение умением правильно строить рисунок двух- или трехэтажного дома, окна которого расположений ровными рядами. Это — основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки.
На этом занятии не рекомендуется ставить перед ребенком и такую задачу — нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Выполнение ее потребует от ребенка большой творческой энергии, что ослабит его внимание к решению учебных задач. Такое задание можно дать на последующих занятиях, при закреплении пройденного материала.
Таким образом, инициатива детей должна быть направлена в первую очередь на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания.
В средней группах большое место будут занимать восприятие детьми словесных и наглядных объяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий. Самостоятельность ребят проявляется в выборе цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми деталями. В старшем дошкольном возрасте она проявится также при восприятии задания, но уже в форме анализа натуры или образца, при определении последовательности работы, решении вопросов формы, цвета, композиции.
Повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.
Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. При повторении программный материал может быть представлен различными темами. Например, при закреплении умения разрезать бумагу по прямой линии в средней группе можно дать ребятам задание на занятиях аппликацией вырезывать крышу для дома, парус для лодки и т. д.
Ставя перед детьми творческие задачи, педагог не должен забывать об основной цели занятия — закреплении полученных умений и навыков.

Организация занятий

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.
Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2—3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями на 10—15 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.
В средней и старшей — 15—20 минут, в подготовительной группе — 20—25 минут.
Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.
Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т. е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.
Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Подготовка к занятию

Математика, биология, русский язык, география.. ИЗО стоит в одном ряду с этими школьными предметами и его название не вызывает вопросов. Потому что привычно. И потому что созвучно с тремя первыми буквами словосочетания "изобразительное искусство".

Многие люди ошибочно полагают, что ИЗО – это сокращенный вариант слова "изобразительное", то есть три начальные буквы этого слова. Следуя этой логической цепочке, можно было бы тогда называть географию – ГЕО, а биологию – БИО. Но ведь этого не происходит.

Нет, ИЗО – это не сокращение одного слова, а аббревиатура из трех слов. Обратите внимание, что все три буквы здесь написаны заглавными. К словосочетанию "изобразительное искусство" ИЗО имеет лишь опосредованное отношение.

Забавно, но расшифровки этой аббревиатуры, как правило, не знают даже сами работники школы. Кроме завуча и учителя ИЗО конечно. Учителям других предметов это не особо интересно, а детям настолько привычно, что они над этим не задумываются. Большинство из них заканчивает школу, так и не узнав расшифровки.

Иногда вместо ИЗО в школьном расписании уроков стоит слово "рисование", и эти названия ошибочно считаются взаимозаменяемыми. Но это тоже ошибка. ИЗО – это не рисование. Вернее, не только рисование.

Люди не знают об этом, в первую очередь потому, что практически ни в каких школьных документа ИЗО не расписано по словам, а используется исключительно в аббревиатуре.

Так удобнее, так короче.

Нелогично выделять дополнительную строчку в дневнике/журнале/расписании под длинное название этого, прямо скажем, маловажного с точки зрения учителей, родителей и детей предмета.

Аббревиатура ИЗО берет начало из основ преподавания в советской школе

Вспомним, насколько разносторонним было образование в советской школе. Как много внимания уделялось развитию чувства прекрасного в подрастающем человеке.

Дети в советской школе:

  • рисовали карандашом (это называлось графикой);
  • осваивали технику рисования альтернативными материалами, например углём, сепией, сангиной;
  • рисовали красками (это называлось живописью, причем делилось по подвидам);
  • изучали декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву, выжигание);
  • лепили из пластилина и глины (лепка, скульптура);
  • составляли аппликации и коллажи;
  • учились вырезать фигурки ножницами;
  • делали оригами, гербарии и еще много всего интересного и полезного.

И все это было объединено одним ёмким определением.. искусство запечатления образов (образов окружающего мира). То самое ИЗО. Ведь запечатлеть окружающее можно несколькими способами, не только рисованием!

Искусство запечатления образов . Вот такое обширное понятие вкладывалось в короткую аббревиатуру.

Лет 30-40 назад уроки ИЗО в школах начали примитивизироваться, постепенно сократившись до рисования одной лишь акварелью/гуашью. Затем, в середине нулевых, вновь вернулась мода на развитие творческих задатков личности ребенка, и теперь уроки ИЗО вновь могут похвастаться разнообразием техник и приемов. Не во всех школах конечно, но все же.

Дети на занятии изо

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную ( художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям — формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Большинство взрослых, успевших стать счастливыми родителями, осознают всю важность развития любимого ребенка как разносторонней личности. Даже крохотный комочек, принесенный из роддома, уже пытается познавать окружающие его формы, цвета, очертания предметов. Многие из нас не подозревают, но маленькие пальчики крохотного чада очень хорошо чувствуют разницу между прикосновением к нежной маминой коже и более грубой ткани пеленки.

детская изобразительная деятельность в детском саду

И это только начало познания мира. В этом в основном оказывают помощь родители, бабушки и дедушки, няни – самое близкое и родное окружение.

Однако затем наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели.

Всестороннее развитие ребенка в детском саду с помощью занятий ИЗО

Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями.

изобразительная деятельность в детском саду младшая группа

Какие виды изобразительной деятельности включаются в программу ДОУ

Логично и рационально, что воспитатель детского сада не выдумывает из собственной головы то, чем будет заниматься его группа на занятиях по изобразительному искусству. Принято выделять четыре блока, согласно которым строятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду. К ним можно отнести:

  1. Рисование.
  2. Лепку.
  3. Аппликацию.
  4. Конструирование.

изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Каждый из вышеперечисленных четырех блоков имеет свои специализированные возможности для отражения в поделках и рисунках впечатлений детей об окружающем их мире, предметах, явлениях, формах, цветах и даже фактурах. Потому общие цели, стоящие перед всеми категориями ИЗО, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от специфики каждой из категорий занятий, своеобразия материала и методов работы с ним.

Характерно то, что каждый из видов, который включает в себя детская изобразительная деятельность в детском саду, применим в различных возрастных группах, и потому имеет свои индивидуальные особенности и подходы.

Особенности программ по изобразительной деятельности в младших группах детского сада

В силу возраста, а значит, психических и физических возможностей самых маленьких посетителей детсада, стоит начинать занятия по ИЗО с самых элементарных заданий. Причем около 60-80% объема конкретного задания будет выполняться самим воспитателем (либо же воспитателями заранее делаются специальные заготовки).

Малыш в два-три годика еще не обладает развитой моторикой пальцев, поэтому даже раскрасить рисунок, не выходя за его контуры, порой очень сложно. Создавать же самостоятельные образы в таком возрасте дети способны с очень большим трудом.

изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Потому при планировании и составлении заданий, которые предполагает изобразительная деятельность в детском саду, для младшей группы следует применять самые простые техники, такие как:

Крайне важно, чтобы все используемые на занятиях материалы были безопасными, ведь малыши часто все тянут в рот, роняют и пробуют на ощупь.

Что становится доступным для занятий по ИЗО в средней возрастной группе детсада

В три-четыре годика ребенок уже намного лучше контролирует и справляется с действиями своих рук, имеет большую физическую силу в сравнении с детьми младшей группы. Также с возрастом значительно расширяется словарный запас и мышление становится более образным. Многие навыки и умения уже закрепляются у ребенка как в сознании, так и на физическом уровне.

Изобразительная деятельность в детском саду для средней группы имеет свои особенности:

  • С детьми необходимо больше беседовать о предмете занятий, привлекать их к обсуждению результатов.
  • Можно усложнять техники рисования, добавлять краски (с крупными кистями).
  • При лепке допустимо использование не только пластилина, но и глины. Уже доступны техники выполнения овощей и фигурок животных.
  • Конструирование может проходить в более сложной форме (даже до двух десятков деталей и элементов, если это коллективное занятие).

планирование изобразительная деятельность в детском саду

Творческие способности у детей этой возрастной группы лучше всего будут развиваться, если занятия будут проводиться также в игровой форме. Детская изобразительная деятельность в детском саду для средней группы должна проходить в атмосфере заинтересованности и вовлеченности в процесс всех детей. В силу того, что не все ребята еще могут сосредоточенно выполнять поставленные задачи, воспитателю следует учесть данный момент. При потере интереса можно чередовать процесс рисования, к примеру, с рассказами самих детей о том, что они рисуют, какие используют цвета.

Старшая группа детского сада: что следует включить в программу занятий изобразительной деятельностью

Именно для дошколят старшей группы наиболее важен системный подход к занятиям со стороны воспитателя. Необходимо вырабатывать у детей большую усидчивость и сосредоточенность, аккуратность и прилежность выполнения поставленных перед ребенком задач.

изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Нужно помнить, что в 4-5-летнем возрасте у детей значительно расширяется сенсомоторный опыт. Поэтому следует делать упор на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада на активном развитии и совершенствовании графических и изобразительных умений и навыков.

Стоит включить в программу следующие элементы:

  • Использование нестандартных техник рисования (ватными палочками, поролоновыми спонжиками). Обязательно включается рисунок гуашью, акварелью, сангиной, пастелью. Используются сюжетно-ролевые игры и персонажи, воображаемые герои.
  • Аппликация имеет сложный состав. Ребенок самостоятельно под присмотром воспитателя вырезает ножницами, клеит. Приветствуется техника не только бумажной аппликации, но и создание картины с помощью природных материалов (гербарий, гречка, рис, горох и проч.).
  • Детская изобразительная деятельность в детском саду старшей группы дошкольников усложняется и при лепке. Теперь дети могут создавать даже игрушки из глины (Дымковская), делать сложные пластилиновые скульптуры.
  • Конструирование может предполагать многоэлементное строение. Не стоит бояться ставить перед детьми сложные задачи, с разнообразием форм и материалов.

На всех из вышеперечисленных видов занятий следует развивать самостоятельность дошколят, но в помощи воспитатель отказывать не должен.

Один шаг до школы: изобразительная деятельность в подготовительной группе детского сада

Именно для данной возрастной категории изобразительная деятельность в детском саду в подготовительной группе напоминает стандартный урок в школе. Хотя игровая форма также применима, но воспитателю следует делать упор на обязательности выполнения поставленной задачи перед ребенком.

Формообразующие движения должны быть на высоком уровне. Практически все техники рисования как карандашами, мелками, так и красками, уже входят в копилку умений дошколят. Чем лучше развито умение владеть движениями собственных рук, чем аккуратнее это получается, тем лучше в последующем будет почерк у ребенка.

методика изобразительной деятельности в детском саду

Что касается каждой из категорий ИЗО:

  • В подготовительной группе дети уже должны владеть представлениями об орнаментах, художественной росписи, различать свойства тех или иных материалов (красок, пастели). Самостоятельное создание образа – начиная от контура, закрашивание фона, правильное расположение предметов на листе (дальше – меньше, ближе – крупнее). Понимание того, что объемный предмет переносится на плоскость.
  • Лепка как изобразительная деятельность в детском саду в раннем возрасте должна соответствовать требованиям безопасности. Но теперь дошкольник уже понимает, как работать со стекой, как создавать картины с помощью пластилина и бумаги. Можно делать фигуры из теста с обжигом в духовке (с помощью взрослых).
  • Аппликация приобретает сложный характер. Теперь на листе бумаги должна создаваться аккуратная картина, края вырезаны ровно, следы лишнего клея отсутствуют.
  • При конструировании могут даже использоваться специальные модели (самолетики, кораблики из составных частей).

Важна систематичность проведения таких занятий. Поскольку задания могут быть уже в более сложной и крупной форме, то допустимо деление создания одного рисунка/поделки на несколько уроков.

Продолжительность занятий по изобразительной деятельности в детском саду для разного возраста

Есть примерные рекомендации, сколько должно длиться занятие каждой категории ИЗО для различных возрастных групп:

  • Для малышей в младшей группе – 15 минут.
  • Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе – 20-25 минут.
  • Старшая группа может сосредоточиться до 25-30 минут.
  • Дети в подготовительной группе занимаются от получаса до 35 минут максимум.

Как должна строиться программа занятий

Воспитателям следует тщательно подбирать тематику и содержание, когда планируется проводить занятия по ИЗО с детьми-дошкольниками. Лучше всего, если будет проанализирована методическая литература для ДОУ и выбран тот вариант, который подходит для каждой из групп детей по возрасту. Программа изобразительной деятельности в детском саду утверждается на год, а проводимые воспитателями занятия должны полностью ей соответствовать.

изобразительная деятельность в детском саду книги

Строится такое планирование занятий и тематики на определенных принципах:

  • Важна систематичность и последовательность (от простого к сложному, от близкого к далекому).
  • Принцип развивающего культурного и творческого характера.
  • Заинтересованность и вовлеченность детей в процесс изобразительной деятельности.
  • Важно не забывать о принципе взаимосвязанности с прочими дисциплинами.

Минимум раз в неделю должно проводиться занятие по рисованию, а дополнительно - еще занятия по выбору воспитателя: лепка/аппликация. Конструирование можно проводить раз в две недели (изобразительная деятельность в детском саду в младшей группе по конструированию возможна даже раз в месяц).

Также важно учитывать сезонность занятий. Логично, когда в зимний период дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с заснеженными пейзажами, вырезают снежинки, конструируют елочные украшения (гирлянды, фонарики) для новогодней елки. Осенью актуальна тема урожая: какие поспели овощи, как меняет лес свои цвета (из зеленого в багряный) и т. п.

Тематические книги в помощь воспитателям

Разрабатывать собственную программу решится не каждый воспитатель. Как правило, подбираются специальные материалы по дошкольной педагогике, в которых рассматривается изобразительная деятельность в детском саду. Книги, связанные с методикой проведения занятий по ИЗО, написаны различными авторами с предложениями индивидуальных методик и развивающих программ.

занятия по изобразительной деятельности в детском саду

Способы организации занятий по изобразительному искусству воспитателем в детском саду

Поскольку не все дети в группе имеют идентичные умственные и физические способности, обладают различным набором навыков и умений, то иногда воспитателю приходится прибегать к специфическим способам организации того или иного занятия.

В большинстве случаев занимается сразу вся группа (коллективно). Но можно и разбить выполнение задания по подгруппам. Формируются они с учетом нервной деятельности детей, развитию их творческих способностей, а также темпа проводимого занятия. Одной группе можно давать задания более простого характера (нарисовать гриб), а вторая подгруппа будет пытаться изобразить то дерево, под которым он растет. Очевидно, что для последних задание более трудоемкое и требует больше сил и умений для выполнения.

изобразительная деятельность в детском саду программа

Любая методика изобразительной деятельности в детском саду должна быть направлена на то, чтобы все дети в группе развивались в необходимом направлении. Но всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Случается так, что вся группа работает на занятии примерно на одинаковом уровне, а один ребенок отстает в определенном аспекте. Тогда грамотному педагогу-воспитателю следует провести индивидуальное занятие по этой теме, либо же уделить больше внимания отстающему.

Лидерам же можно давать задания по ИЗО с небольшим усложнением, чтобы развитие не тормозилось из-за остальных детей. Но лучше это также делать на индивидуальных дополнительных занятиях.

Читайте также: