Что такое интонация кратко 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
moy_konspekt.doc 59.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

во 2 классе на тему:

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Рычкова Алевтина Николаевна

Урок музыки во 2 классе, (2 четверть)

-научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов

-осмысление понятий “речевая интонация” и “музыкальная интонация”;

-определение на слух музыкальных интонаций в новых и ранее изученных произведениях.

-развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;

-освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

Предметные умения : формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок; осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные: с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, ретроспективы, репродуктивный;

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

метод эмоциональной драматургии, создание нравственных переживаний, ситуация занимательности, прием сопоставления, сравнение, анализ, игра.

-Ребята, мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться.

Прежде чем определить тему сегодняшнего урока , я предлагаю вам послушать обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” [1].

(По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Дети. У нее голос строгий.

Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации.

Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу” [3]. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. (По щелчку появляется надпись – “Какой он музыкант”). Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза [1].

- Какой он музыкант? (По щелчку появляется изображение мальчика-скрипача.)

Дети. Вы спросили.

Учитель. Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.

- Какой он музыкант! (По щелчку появляется изображение взрослого музыканта-скрипача.)

Дети. Это восклицательное предложение.

Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.

- Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. По щелчку появляется изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.)

Дети. Так говорят о плохом музыканте.

Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? (Знаки появляются по щелчку после ответа учащихся).

Дети. После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего – .

Учитель. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования.

А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.

Дети. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)

Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

Дети. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)

Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?

Дети. С восклицательной.

Учитель. Да, с восхищением!

Дети. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)

- Мы сейчас с вами что делаем?

- То есть вы слышите разговорную речь, которая пронизана различными интонациями. И на письме эти интонации обозначаются различными знаками – точкой, восклицательным или вопросительным знаками, запятыми.

-Например, в одной из сказок принцесса издала указ, в котором забыла поставить запятую, которая решала жизнь человека – казнить нельзя помиловать.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Как интонация разговорной речи может быть связана с музыкой?

- Как вы это понимаете?

-Зная тему, что вы сегодня хотите узнать на уроке?

- Музыкальная интонация вырастает из речевой. Её можно петь.

В музыке интонации бывают изобразительные (то есть изображают людей, животных, явления природы) и выразительные (то есть выражают чувства, мысли, настроение).

-Давайте послушаем музыкальные примеры.

Слушание музыки. Анализ.

- Может ли музыка нарисовать портрет?

- Сколько персонажей изобразила музыка?

Повторное слушание и выполнение заданий-ноток по рядам.

Задание по рядам:

1 – Нарисовать эти характеры.

2 – Описать словами характеры.

3 – Дать имена персонажам.

-Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Барто, а название этого стихотворения вы назовете сами.

Слушание аудиозаписи стихотворения.

-Как бы вы его назвали?

-Кто главный герой?

-Советский композитор С.С.Прокофьев сочинил музыку для этого стихотворения и вот что у него получилось.

- Какой была музыкальная интонация? (суетливая, болтливая, озорная, забавная, игривая и т.д.)

- Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?

- Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?

- Кто изображён в учебнике на стр. 33? (Граф Вишенка…).

Вновь без сладкого на ужин,

Никому я здесь не нужен!

Не согрет и не обласкан,

Так ужасно одинок…

- Определите, какая, по-вашему, здесь будет музыкальная интонация?

- Сравним ваши предположения с музыкальным произведением.

- Прослушайте, пожалуйста, его музыкальную речь. На столе у вас лежат карточки со словами, определяющими интонацию, выберите из них подходящую

К данному персонажу.

- Какой была музыкальная интонация? (жалобная, печальная, горестная, плачевная, тоскливая и т.д.)

- Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?

- Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?

- Молодцы! Вы как настоящие композиторы нашли точные интонации и смогли выразить характер персонажей.

Можно ли сказать, что, сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и музыкальных интонаций? (Да).

Мы выявили тесную связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью. Мы научились определять музыкальные интонации.

- С каким из персонажей: (Болтуньей или Графом Вишенкой) вы бы хотели подружиться?

- Смогли бы вы им помочь изменить свой характер?

- Молодцы, ваша добрая интонация помогла бы нашим персонажам подружиться.

Тест на понимание темы урока.

(Если время останется – разучить песню Д.Кабалевского «Кто дежурные?)

Нарисовать рисунок к музыкальным интонациям по теме урока.

1. На уроке я узнал…

2. Мне понравилось…

5. Хотел бы повторить…

6. Нужно поработать над…

- выявили разновидности интонации;

- узнали сходства и отличия речевой и музыкальной интонации;

- выявили тесную связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью;

- узнали, что, сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и музыкальных интонаций;


Синтаксический разбор предложения включает в себя не только определение членов предложения, но и его характеристику. В характеристике указывается, помимо прочего, и тип предложения по интонации.

Что такое интонация

Интонация – это мелодическое и голосовое оформление предложения. Когда мы говорим, мы произносим фразы громче или тише, спокойно или взволнованно, выделяем голосом разные слова. Это и есть интонация. Вместе с ударением она относится к тем единицам языка, которые не передаются буквами. Но представить нашу речь без этих элементов едва ли возможно. На письме они выражаются с помощью различных знаков препинания, выделения жирным шрифтом и т.д.

Ученые называют такие единицы просодемами.

Все предложения произносится с какой-то интонацией. У одного голос тихий, а у другого грубый, кто-то говорит мягко, а кто-то резко. С любимым котенком хозяйка может сюсюкать, а на соседку возмущенно кричать. Но сейчас речь не о такой интонации.

Когда говорят о разделении предложений на группы по интонации, имеют в виду лишь вопрос, произносится ли предложение с особым чувством. Впервые школьники узнают об этом во 2 классе на уроках русского языка и тогда же учатся определять виды предложений по интонации.

Интонация как характеристика предложения

Интонация – второй из критериев, который нужно указать, характеризуя предложение. Если предложение произносится эмоционально, громко, на его конце ставится восклицательный знак. Это значит, что предложение восклицательное.

Если же предложение произносится нейтральным, спокойным тоном, тогда восклицательного знака нет, а предложение невосклицательное.

При этом не имеет значения, какова коммуникативная цель высказывания: с особым чувством можно и утверждать, и спрашивать, и просить.

Характеристика по цели высказывания и по интонации

Иногда путают характеристику предложения по интонации и по цели высказывания. Но делать этого не следует.

  • О чем-то сообщить – предложение повествовательное.
  • О чем-то спросить – вопросительное.
  • О чем- то попросить или приказать что-то – побудительное.

Не следует путать эту характеристику с интонацией. Предложение, любое по цели высказывания, может быть восклицательным и невосклицательным.

Побудительные предложения часто бывают восклицательными. Но не всегда.

Приведем примеры:

Весна пришла – повествовательное невосклицательное

Весна пришла! – повествовательное восклицательное.

Ты сделал уроки? – вопросительное невосклицательное

Ты сделал уроки?! -вопросительное восклицательное.

Иди вперед. – побудительное невосклицательное

Иди вперед! – побудительное восклицательное.

Если предложение произносится очень экспрессивно, допустимо поставить не один восклицательный знак, а три.

Что мы узнали?

Кроме характеристики по цели высказывания, предложения характеризуются и по интонации. Интонация в общем смысле указывает, насколько эмоционально произносится предложение. Восклицательная интонация в устной речи передается голосом. На письме восклицательная интонация передается с помощью восклицательного знака. Любые по цели высказывания предложения могут быть и восклицательными, и невосклицательными.

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Музыкальная интонация” во втором классе общеобразовательной школы по программе “Музыка” В.В. Алеева и Т.Н. Кичак (урок № 12). Поскольку эта тема является обязательным компонентом содержательной линии “Основные закономерности музыкального искусства”, то может быть использована учителями музыки, работающими по другим программам.

Формирование понятий и способов действий начинается с постановки вопроса. Основополагающий вопрос урока “Как почувствовать музыку?” формулируется как проблемный. Учащимся предстоит ответить на этот вопрос, опираясь в процессе его обсуждения на собственный жизненный опыт и ранее полученные знания. “Добытые” в интеллектуальном поиске знания сразу применяются в разных видах музыкальной деятельности.

Презентация включает наиболее важные для урока музыки виды деятельности: освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, хоровое пение, пластическое интонирование, вокальную импровизацию с элементами музыкальной драматизации. Презентация построена таким образом, что учитель имеет возможность выбора необходимых ему на данном уроке видов деятельности при помощи гиперссылок.

Основную часть урока составляют разделы презентации – “Музыкальная грамота”, “С.Прокофьев “Болтунья” и “Р.Шуман “Первая утрата”. Остальные разделы презентации могут быть использованы на других уроках. Например, разделы “Песня “Кисточка” и “Песня “Весёлая неделька” можно включить в содержание предыдущих уроков при первичном знакомстве с песнями. А разделы “Викторина” или “Творческое задание” можно продемонстрировать на следующем уроке. Учитель также может использовать презентацию целиком на одном уроке, поскольку она включает в себя все необходимые этапы урока: опору на имеющиеся знания и навыки, освоение нового материала, закрепление его в различных видах практической музыкальной деятельности, рефлексию и домашнее задание.

Презентация позволяет учитывать природно-личностный потенциал обучающихся: ведущие сенсорные каналы восприятия, “природные возможности”, “зону ближайшего развития”. На уроке предусматриваются виды деятельности для “аудиалов”, “визуалов” и “кинестетиков”. Дифференцированные задания позволяют каждому обучающемуся чувствовать себя успешным.

  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
  • осмысление понятий “речевая интонация” и “музыкальная интонация”;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений С.С. Прокофьева “Болтунья” и Р.Шумана “Первая утрата”;
  • выразительное исполнение песен С.А. Халаимова “Кисточка” и “Весёлая неделька”;
  • определение на слух музыкальных интонаций в новых и ранее изученных произведениях.
  • освоение музыкальных интонаций призыва, зова кукушки, жалобы, вопроса;
  • импровизация мелодии на заданный текст (стихотворение Я. Акима “Откуда?”) в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием.
  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к сотрудничеству. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация” (Презентация). Смена слайдов презентации осуществляется по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос “Как почувствовать музыку?”. Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” [1]. (По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Дети. У нее голос строгий.

Учитель. Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу” [3]. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. (По щелчку появляется надпись – “Какой он музыкант”). Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза [1].

- Какой он музыкант? (По щелчку появляется изображение мальчика-скрипача.)

Дети. Вы спросили.

Учитель. Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.

- Какой он музыкант! (По щелчку появляется изображение взрослого музыканта-скрипача.)

Дети. Это восклицательное предложение.

Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.

- Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. По щелчку появляется изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.)

Дети. Так говорят о плохом музыканте.

Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? (Знаки появляются по щелчку после ответа учащихся).

Дети. После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего – .

Учитель. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования. А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.

Дети. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)

Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

Дети. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)

Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?

Дети. С восклицательной.

Учитель. Да, с восхищением!

Дети. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)

  • кто говорит: ребёнок, взрослый, девушка, старик (слова появляются по щелчку);
  • как они друг к другу относятся (слова на слайде появляются по щелчку);
  • о характере участников разговора;
  • о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил (слова на слайде появляются по щелчку);
  • какое у них настроение - сердятся они или печалятся;
  • о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах” [3] (слова появляются по щелчку.).

Тема урока – “Музыкальная интонация”. Музыкальная интонация вырастает из речевой. Чем же они отличаются?

Дети. Её, наверное, спеть можно.

Учитель. Или сыграть на музыкальном инструменте. Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ (эти слова появляются по щелчку). Вам уже знакомы эти карточки с направлением движения мелодии. Мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, а может скачком вверх или вниз. Послушаем фрагменты знакомых нам музыкальных произведений и определим, на какой интонации основаны мелодии, и какие образы они создают. (По щелчку звучит фрагмент балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

Дети. Это “Щелкунчик”. Мелодия спускается по лесенке вниз.

Учитель. Правильно. (По щелчку на экране появляется фото из балета). Скажите, эта интонация создаёт весёлое или грустное настроение?

Учитель. Да, ведь героям сказки столько пришлось пережить. Слушаем следующий фрагмент и определяем, как движется мелодия. (По щелчку звучит фрагмент пьесы Р. Шумана “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”.)

Дети. Мелодия идёт вверх.

Учитель. Да. На одном из предыдущих уроков мы уже слушали эту пьесу Роберта Шумана. Она начинается восходящим скачком в мелодии. (По щелчку на экране появляется картина с изображением крестьян.)

А теперь прозвучит ещё один фрагмент музыкального произведения. Определите, как движется мелодия. (По щелчку звучит фрагмент пьесы М.П. Мусоргского “Избушка на курьих ножках. (Баба Яга)”.)

Дети. (Показывают на карточку со стрелкой вниз.) Это Баба Яга.

Учитель. Правильно. (По щелчку на экране появляется картина И. Билибина “Баба Яга”.)

Неуклюжую Бабу Ягу на костяной ноге композитор Мусоргский изобразил большими скачками мелодии вниз.

Итак, мы с вами убедились, что с помощью разных интонаций можно создать разные музыкальные образы. Как правило, восходящая поступенно интонация создаёт весёлое настроение, а нисходящая – грустное. В каждой интонации виден человек со своим характером. Сейчас мы с вами познакомимся с одним интересным человеком.

Учитель. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Послушаем это произведение и ответим на вопрос, какие интонации создают образ Болтуньи. (Звучит музыка. 10 слайдов сменяются автоматически. Текст стихотворения А. Барто выведен на экран и сопровождён иллюстрациями. Это способствует пониманию детьми смысла интонируемого текста и позволяет сделать академическую манеру исполнения доступной для восприятия учащимися 2 класса.)


Дети. Эта девочка быстро и непонятно говорит. Она часто повторяет одно и то же.

Учитель. Да. В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. За своей спешкой, суетой и болтливостью Лида теряет смысл того, что ей говорят учителя. А какие интонации создают образ девочки Лиды?

Дети. Быстрые, болтливые.

Учитель. А когда она говорит о Вовке?

Дети. Тогда медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.

Учитель. Верно. А сейчас мы сами при помощи интонации создадим весёлое настроение, исполнив песню С. Халаимова “Кисточка”. Обратите внимание на слова Львёнка: “Наверно, я художник. Конечно, я художник!”. Какие интонации вы здесь слышите?

Дети. Львёнок как будто хвастается.

Учитель. Вот так и спойте эти слова. Мы исполним песню стоя, сопровождая её соответствующими содержанию движениями.

Дети. (Исполняют песню “Кисточка”. 8 слайдов сменяются автоматически.)


Учитель. Молодцы! Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится. А сейчас мы послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана “Первая утрата”. Скажите, пожалуйста, что такое “утрата”?

Дети. Это когда что-то потеряли.

Учитель. Да. А поскольку пьеса называется “Первая утрата”, то речь в ней идёт о маленьком ребёнке. Возможно, он потерял свою любимую игрушку во время прогулки. И эта первая для него утрата тяжела. Как вы думаете, какие интонации мы услышим в этом произведении?


Дети. Печальные, грустные.

Учитель. Послушаем внимательно и понаблюдаем, как движется мелодия, создавая печальное настроение. (После слайда с портретом Р. Шумана звучит музыка, и слайды сменяются автоматически).

Дети. Мелодия движется вниз.

Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано). Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Когда ребёнок теряет любимую игрушку, любящие родители обязательно покупают ему новую.

А сейчас мы сами создадим ещё один музыкальный образ, исполнив песню С. Халаимова “Весёлая неделька” о семье гномов.


Дети. (Исполняют песню. Слайды сменяются автоматически.)

Учитель. Молодцы! Какие здесь были интонации?

Дети. Ласковые, тихие.

Учитель. Верно. В этой песне слова очень ласковые: домик, человечки, рыбки, зайчатки, муравьишки и т.д.

С помощью интонации человек выражает свои чувства. Перед вами смайлики с разными выражениями лица. Определите, какие чувства они выражают? Прошу не повторяться.

Дети. (Называют по очереди все 12 смайликов).

Учитель. Сейчас вам предстоит послушать фрагменты знакомых музыкальных произведений и определить, какие интонации вы слышите в них? Вы можете подобрать подходящие слова сами или в рамочке найти подсказки. (Далее по щелчку звучат четыре фрагмента музыкальных произведений. Учитель по щелчку останавливает звучание, и на экране появляется картинка-подсказка о названии произведения. Дети называют интонации и, если помнят, название и автора музыкального произведения. После ответа детей учитель по щелчку выводит на экран правильный ответ. Звучит “Маленькая ночная серенада” В.А. Моцарта.)

Дети. В этом произведении интонации радостные, озорные, весёлые.

Учитель. А кто автор музыки?

Дети. Это Моцарт. “Маленькая ночная музыка”. Мы слушали её на прошлом уроке.

Учитель. Верно. Слушаем следующее произведение. (Звучит “Сурок” Л. Бетховена.)

Дети. Это “Сурок”. Здесь интонации печальные, жалобные, грустные, горестные.

Учитель. Правильно. Музыку написал Л. Бетховен. Слушаем следующую пьесу. (Звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)

Учитель. “Балет невылупившихся птенцов”. А музыку кто написал?

Учитель. М.П. Мусоргский. Что вы можете сказать об интонации?

Дети. Интонации в этой пьесе озорные, радостные, суетливые.

Учитель. Да. Интересно, узнаете ли вы следующее произведение? И какие интонации вы слышите? (Звучит “Танец феи Драже” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)

Дети. Это балет “Щелкунчик”. Композитор Чайковский. Здесь интонации волшебные, спокойные, сказочные, чудесные.

Учитель. Молодцы. На слух вы хорошо определяете интонации. А теперь попробуем их спеть.

Напоминаю, что музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ. Представьте, что нам нужно сочинить героическую песню, которая начинается с интонации призыва на слова “Вперёд!”. Попробуйте спеть её.

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации призыва. Учитель поёт её сам, ребята повторяют несколько раз.)


Учитель. Хорошо. А если нам надо сочинить печальную песню, которая начинается с интонации жалобы на слова “Жалко”? Споёте?

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации жалобы. Учитель поёт её, ребята повторяют несколько раз.)


Учитель. А как спеть интонацию зова кукушки на слово “ку-ку”?

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации зова кукушки. Учитель поёт её, ребята повторяют несколько раз.)


Учитель. Молодцы, эта интонация получается у вас лучше всех! Итак, мы познакомились с разными интонациями: призыва, жалобы, зова кукушки.

Можем приступать к сочинению какой-нибудь песни. Например, на стихи Я. Акима “Откуда?”. Прочитайте это стихотворение с выражением.

Дети. (Читают стихотворение).

Дети. (Читают стихотворение “по ролям” по очереди).

Учитель. А как нам спеть интонацию вопроса? Вы обратили внимание, что когда мы задаём вопрос, то наш голос повышается в конце предложения? Давайте попробуем спеть интонацию вопроса на слова, которыми заканчивается каждая строчка стихотворения.

Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется первая нотная запись интонации вопроса. Учитель поёт её, ребята повторяют. Затем по щелчку появляются поочерёдно ещё три нотных записи интонаций вопроса. Учитель пропевает их вместе с детьми.)

Учитель. Хорошо. А теперь мы можем сочинить песенку на эти стихи. Хотите, я начну? (Учитель поёт свой вариант.) Теперь давайте я буду петь вопрос, а один из вас – ответ.

Дети. (Выполняют задание).

Учитель. А сейчас вы сами попробуйте сочинить свою песенку “по ролям”. (Учитель поёт поочерёдно с учащимися.)

Дети. (Выполняют задание).

Учитель. Итак, сегодня мы с вами ответили на вопрос: “Как почувствовать музыку?”. И как же?

Дети. С помощью интонации.

Учитель. А что такое “музыкальная интонация”?

Дети. Это кусочек мелодии, который кого-то изображает.

Учитель. Да. Мы узнали, что с помощью разных интонаций композиторы создают разные музыкальные образы. Какие, например?

Дети. Болтуньи. Кукушки. Львёнка.

Учитель. Верно. Композиторы, создавая музыкальные произведения, сочетают в них разные интонации. Каждая интонация что-то обозначает.

Когда вы учились читать, то сначала учили буквы, потом соединяли их в слоги, а слоги в слова. Из слов получались предложения, которые вы тоже учились читать и понимать. Теперь для вас не составляет труда открыть книгу, прочитать и понять, о чём в ней написано. С помощью книг вы узнаёте много нового.

Так и в музыке, из интонаций получается целое музыкальное произведение, которое вы тоже научитесь “читать” как книгу, если будете понимать, что означает каждая интонация. Мы с вами уже начали “читать” эти музыкальные “книги”. Желаю вам успехов на этом пути познания.

Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций. (По щелчку на экране появляются два первобытных человека: улыбающийся и размахивающий дубиной.)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам эксперимент с интонацией для тех, у кого дома есть собака или кошка. (По щелчку на экране появляется рисунок собаки, а затем поочерёдно первое и второе предложения.) Скажите своему питомцу строгим голосом: “Хороший пёсик (или котик)”. И понаблюдайте за реакцией. А потом произнесите ласково: “Чудовище ты моё!”. На следующий урок расскажите нам, как вело себя животное.

Спасибо вам, ребята, за сотрудничество. (Учитель оценивает работу детей на уроке.) Урок окончен. До свидания!

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

Шепот

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это.

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Определение

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Виды

Какие бывают предложения по интонации

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Без интонации даже самая умная речь будет казаться монотонной и скучной, да человек и не может говорить без интонаций, хотя читать с выражением стихи не каждому дано.

С помощью интонации можно передать даже больше информации, чем через слова. Но, важно чтоб собеседник был расположен воспринять посыл.

У родителей часто в общении с детьми и дома, и на улице одна интонация — крик. Это очень печально. Я вот вспоминаю, как повышала голос на сына, и мне стыдно(((

Чтобы интонация была, нужно точно понимать суть того о чем говоришь, ну и верить в то о чем говоришь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 1. Интонация (Введение в понятие)

Образовательная цель: Воспитание слушательской культуры.

- дать детям представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение;

- дать представление о приёме скороговорки и об интонационной выразительности исполнения, проверить выразительность интонаций на практике, подчеркнуть общность речевой и музыкальной интонации;

- подготавливать мышление учеников к пониманию символики музыкальной речи;

- вызвать эмоциональный отклик на музыку, учить читать (расшифровывать) звучащую музыку;

- развивать творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности: пении, слушании, вокальных импровизациях.

Форма проведения урока: Интонационная викторина.

Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 38—39, 42—43.

2. Музыкальный материал:

3. Портреты композиторов (С. Рахманинов, С. Прокофьев, Л. Бетховен); ваза с колосьями.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

1) Музыкальное приветствие. Разминка (разогрев голосовых связок)

А) Пропевание приветствия с восхождением и нисхождением по полутонам

Б) Пропевание в мажоре-миноре

- А если бы я поздоровалась с вами вот так: … (учитель пропевает в миноре, медленном темпе)? Что произошло? Что изменилось?

- Стало грустно.

- Да, действительно, меняется настроение. Почему так произошло, как думаете?

- Спели по-другому – грустно, медленно, печально.

- Верно. Давайте попробуем все вместе.

Дети выполняют.

Дети выполняют.

- Укажите нужную карточку и скажите, что же изменилось в нашем исполнении? (На экране открываются карточки: РИТМ. МЕЛОДИЯ. ИНТОНАЦИЯ).

- Изменилась интонация.

- Узнайте произведения по музыкальной интонации.

Звучат интонации музыки, знакомой детям по урокам 1 четверти:

(Могут звучать различные яркие интонации музыки 1 класса, начала 2 класса: песенные, танцевальные, маршевые, смешанные.)

- Хорошо. Посмотрим теперь на вазу с колоском. Из чего появился, рос и развивался этот колосок?

- Из зёрнышка.

- Правильно. В зерне содержится зародыш, из которого не вырастет ни куст, ни цветок.

Предположительные ответы учащихся:

А полонез - это танец-шествие, которым открывались балы. Характер полонеза Глинки - важный, гордый, торжественный, яркий и очень громкий.

Сегодня мы будем говорить об интонации.

Вы узнаете, что такое интонация, зачем она нужна и какое имеет значение; научитесь находить сходство и различие в речевой и музыкальной интонациях, извлекать зерно-интонацию из музыкальных произведений.

3. Основная часть

1) Работа по теме урока

Итак, интонация. Что же это такое? Давайте разберёмся.

Послушайте небольшой литературный отрывок.

(Учитель читает без знаков препинания, без выделения сильных, важных слов, т.е. без выражения):

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны…

- А где аплодисменты? Кто не хлопает, почему? - Не соблюдались знаки препинания, невыразительно прочитано - всё одинаково, всё без разбора, всё подряд.

- Прочитано без пауз, на одной высоте – без понижений и повышений, без ускорений и замедлений, без акцентов.

- А почему я услышала даже смех? Может, вам вспомнилось, как говорят некоторые из вас сами, отвечая на уроке или рассказывая о чем-либо?

(Потом учитель читает выразительно, интонационно осмысленно - с паузами и знаками препинания, одни слова произнося быстрее, другие – медленнее, одни – громче, другие – тише).

- А теперь будете хлопать?

Дети хлопают.

1. Утвердительно: да. Какой знак препинания можно поставить?

2. С удивлением: да-а!

Да и вы сами так же часто придаёте своей речи определённую интонационную окраску.

Даже одно и то же слово произносят то вопросительно (да?), то утвердительно (да!), то неуверенно (да-а. ).

2) Интонация в устной речи

· Вопросительно: Да?

· Восхищённо, радостно: Да!!

· Ехидно: Да-а.

· Мечтательно: Да-а.

· Грустно, когда получил двойку: Да.

· Обиженно: Да.

Б) Игровой приём

Учитель подходит к ученику, говорит строго, на повышенных тонах:

- Ты что, не знаешь, где у тебя руки и ноги? (Ученик в растерянности, опускает голову – виноват.)

Затем учитель говорит то же самое с доброй интонацией. (Ученик улыбается, понял шутку.)

3) Интонация в письменной речи

- А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается?

- Паузы, знаки препинания.

- Послушайте маленькую, но очень поучительную сказочку:

А вы как считаете, какой приказ отдал король?

Ответы учащихся.

- Видите, как от одной маленькой запятой зависит чья-то жизнь.

Делаем вывод: в письменной речи интонация выражается знаками препинания.

4) Интонации речевые и интонации музыкальные

А) Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали!

- Все мы разные. Одни – молчуны, а другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу вам рассказать о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он называет её болтуньей. Действительно она такая или нет? – Послушайте стихи:

- Вовка не виноват? Почему?

- Обо всём Лида говорит без остановки.

- Но так могут говорить и когда торопятся, и когда волнуются, и так же могут говорить, когда хотят рассмешить.

А ещё так могут говорить, когда хотят научиться говорить отчётливо - человек начинает тренироваться на специальных ритмичных текстах, в которых сочетаются звуки, затрудняющие лёгкое произношение слов. Такие тексты и стихи называются скороговорками. Поучимся чётко и внятно произносить скороговорки.

Цель упражнения: тренировка чёткости и внятности произношения (на начальном этапе – без учёта скорости).

- Быстро проговаривать слова – дело непростое. Попробуйте в два дыхания проговорить две фразы:

1.Драмкружоккружокпофотоэтослишкоммногочтотовыбирайсебедружокодинкакойнибудькружок

2.Нуявыбралапофотономнеещёипетьохотаизакружокпорисованьютожевсеголосовали…

Ещё быстрее, ещё, как только можно быстро. Сбились? Попробуйте, начните сначала. А ведь ещё и спеть охота!

Интонация бывает и в речи, и в музыке. Хотя эти два вида речи вполне самостоятельны (мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим), тем не менее они имеют много общего, они довольно близки. Существует своеобразный приём произнесения (и пения!) — скороговорки, которые чаще всего носят шуточный характер.

Давайте произнесём несколько скороговорок и споём песенки-скороговорки, чтобы лучше почувствовать и понять близость разговорной речи и музыкальной.

В) Чистоговорки и песенки-скороговорки (Презентация 1)

· Наш Полкан попал в капкан;

· Ходит перепел между перепёлками со своими всё перепелятами;

— О чём может быть такая музыка.

Ответы учащихся.

В этой песне вы услышите и наверняка определите интонационные особенности музыки, раскрывающие характер главной героини.

Задание: Поднять руку там, где Лида поёт скороговоркой.

Слушание. Выполнение задания.

- Что мы теперь можем сказать о Лиде? Как она говорит?

- О своих школьных проблемах так может говорить только болтушка. Она болтает, тараторит, трещит. Речь её похожа на скороговорку.

- Значит, мы можем считать, что скороговорение является свойством, характеризующим натуру человека?

- А если бы вы сами сочиняли на эти слова песню, какая бы она была?

- Но тогда ещё вопрос: А почему девочка всё время опять начинает болтать?

Предположительные ответы:

- Болтуны не могут по-другому, они привыкли. А почему об одном и том же — привыкли всё разобъяснять, им всё кажется, что их не поняли.

- Самое главное: они не считают себя болтунами, потому что не слышат себя со стороны! Приобретая такую черту характера, они начинают пробалтывать всё, что только приходит им в голову или попадается на глаза.

С. Прокофьев очень убедительно связал музыкальную интонацию смешной девочки-болтушки с живым словом. Сама музыка Прокофьева — точная копия речи болтуна.

5) Интонационная природа музыки. Углубление в тему

Прослушаем ещё несколько новых интонаций-мелодий.

- Знакомы ли вам эти мелодии? Может, кто-то из вас слышал их раньше?

- Нет, не слышали.

— А какая музыка, по вашему мнению, может получиться из этих мелодий, из этих интонаций?

Б) Музыка живая! Работа с учебником

Дети выполняют задание.

Посмотрите, чем похожи и чем отличаются две мелодии-интонации в их графической (нотной) записи:



- Теперь представим, что перед вами на стене висит большой портрет Юрия Гагарина. Как вы думаете, герой ли он?

- Да, Гагарин – герой (первым полетел в космос).

- Тогда расскажите, каким он был героем?

- Сильный, бесстрашный, смелый, храбрый, уверенный.

Школьники произносят.

- Вы обратили внимание, что ритм у нас получился такой же, как в бетховенской интонации? Какая из бетховенских интонаций – первая или вторая - соответствует этому ритму, как думаете?

Предположительные ответы учащихся:

- Наверное, главная (героическая) интонация звучит не в начале, а в конце каждого из трёх построений.

Прослушаем теперь музыку бетховенского героя.

Прослушивание Экспозиции 3-ей части Симфонии №5 Л. Бетховена

Вывод. Мы увидели, как из одной интонации появилась совсем новая интонация, являя собой настойчивое предложение изменить уготованный исход поединка героя с судьбой.

Вот так, читая (расшифровывая) звучащую музыку, мы продолжим учиться понимать символику музыкальной речи и на последующих уроках.

4. Давай отдохнём! (Физминутка)

После физминутки – вдох-выдох под длинное арпеджио.

5. Вокально-хоровая работа

- Среди богатой россыпи интонаций есть особые – зимние: с весёлыми потехами, со снегом, санками, снежками, горками, коньками, а самое главное, зимними праздниками. Какими?

- Рождеством, Новым годом и новогодней ёлкой.

- Давайте готовиться к ним.

- Здесь зерно находится в начале песни.

- Какая это музыка, и с каким выражением мы будем её петь?

- Музыка добрая, светлая, радостная, праздничная, лёгкая, неторопливая. У неё новогодний характер.

2) Правила пения

- Сели ровненько, вспомнили правила пения:

· Внимательно слушай музыку;

· Во время пения стой или сиди прямо;

· Перед началом пения спокойно бери дыхание, не поднимай плечи;

· Не прерывай слово дыханием;

· При пении правильно произноси гласные и чётко согласные, чтобы были понятны все слова;

· Старайся, чтобы твой голос звучал легко и красиво, тяни звук;

· Начинай и заканчивай песню по знаку учителя.

3) Разучивание песни (по куплетам)

· Слушаем мелодию, слова, повторяем в медленном темпе, потом чётко проговариваем все слова – работают мышцы лица.

· Исполняем песню без музыки. Показываем рукой движение мелодии.

· Поём, помогая себе рукой.

· Исполняем песню стоя, с выражением, передаём характер песни, обращаем внимание на интонационную выразительность исполнения: точное выполнение пауз, сознательное выделение сильных (наиболее важных) слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, устремление к кульминации (вершине).

· Исполняем песню по рядам (1-й ряд – первый куплет, 2-ой – второй, 3-ий ряд – третий. Можно с соответствующими словам жестами.)

6. Рефлексия. Итог

- Что вам понравилось на уроке?

- Какую интересную тему мы начали проходить с вами?

- А что такое интонация?

- Выразительность речи и музыки.

- Важна ли интонация, когда люди общаются или поют?

- Научились мы находить зерно-интонацию?

Музыка имеет интонационную природу. Вся музыка существует как развитие интонаций. Интонация - явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Интонация - это заложенный в музыку смысл: она позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора - грусть, тревогу, радость.

В зерне-интонации содержится зародыш мелодии, ритма, а главное – настроение и характер музыки. Музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно и по высоте, и по длительности, т.е. отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты звука.

Читайте также: