Что такое информационное пространство в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Дошкольное образование – первая ступень воспитания, образования, социализации и становления человека как личности. Инновации не обошли стороной и его. В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется качеству предоставления образовательных услуг в области дошкольного образования. ФГОС ДО предъявляет новые требования к образов анию подрастающего поколения, внедрению новых технологий и подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информационные технологии – это процессы и методы получения информации и ее обработки. Часто под информационными технологиями понимают также технические и программные средства реализации информационных процессов. Сущность информационных технологий составляют способы получения, переработки, передачи, хранения и воспроизведения информации с помощью технических средств.

Взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (детей, педагогов, сотрудников, родителей) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. К их числу можно отнести:

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

технологии игровой деятельности;

технологии ТРИЗ и др.

Остановимся на информационно-коммуникационных технологиях, так как они дают возможность человеку получать информацию о событиях не только в данном месте и в настоящее время, но и на других территориях, в прошлом и настоящем времени .

Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.

Информация – это совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.

Способы получения, хранения, переработки, передачи и воспроизведения информации с помощью технических средств составляют сущность информационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии обмена информацией, коммуникации. Их реализация возможна благодаря:

представлению информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение;

использованию информационных носителей : DVD , CD , карт флэш-памяти;

применению мультимедиа : игровых компьютерных программ, презентаций и др.;

использованию аудиовизуального оборудования : компьютера, ноутбука, проектора, интерактивной доски.

Информатизация современного общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Средства информатизации необходимы для более качественной организации всей деятельности ДОУ. Современные информационные технологии в дошкольном образовании открывают педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику последних методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей и интенсификацию воспитательно-образовательного процесса.

ИКТ в работе современного педагога включают в себя:

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (через сканирование, поиск в Интернете), его распечатку, создание презентаций.

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а набрать один раз форму и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Педагог является для ребенка проводником в мир новых технологий, формирует основы информационной культуры его личности.

Большое значение для связи с родителями и общественностью имеет сайт детского сада, а так же сайт или страницы сайта каждой возрастной группы. Наличие собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписании занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера и профессионального родителей и педагогов. В стремительный век информационных технологий необходима обратная связь, когда родители оперативно могут включиться в образовательный процесс, задать вопрос или информировать педагогов о событии, мероприятии и т.д.

Создание сайта или страницы сайта каждой возрастной группы поможет воспитателям в организации родителей, обеспечит оперативное информирование участников образовательного процесса, повышение познавательной мотивации родителей, установление контактов, открытости и доверия. На сайте группы воспитатель может представить участие детей в различных видах деятельности, вовлечение родителей в мероприятия детского сада, личные успехи ребенка, а так же достижения воспитателей группы. Схематично информационное обеспечение в ДОУ можно представить таким образом.

В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и детским садом как общественной образовательной структурой. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования. Их компетентности с помощью установления партнерских отношений в едином информационно – образовательном пространстве.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы: родительские собрания, дни открытых дверей, совместные развлечения, взаимное консультирование, совместные проекты, памятки, встречи за круглым столом, сайт МБДОУ.

Основная задача - Повышение психолого – педагогической компетенции родителей.

Для повышения педагогической компетенции родителей в МБДОУ организовано информационное пространство, которое представлено в различных формах:

1. Информационно-стендовые технологии. Благодаря данной форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.

Совместно с родителями проводятся, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения, проводится оформление зимних и летних участков, озеленение территории детского сада, природоохранные акции. Ежеквартально проводятся дни открытых дверей с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности.

Благодаря посещению дней открытых дверей родители ближе знакомятся с учреждением, условиями содержания, образования и развития детей.

В саду организовываются конкурсы чтецов, совместные выставки рисунков, конкурсы поделок из природного и бросового материала, совместные праздники и развлечения. Педагоги нашего сада стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива.

Такая форма работы, безусловно, способствует повышение педагогической компетенции родителей.

Материалы освещают физкультурно – оздоровительную работу; статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими с детьми;

Таким образом, у родителей сформированы представления о сфере деятельности детского сада:

- о нормативно – правовой базе системы дошкольного образования:

- о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;

- о педагогической деятельности в целом;

- об особенностях образовательного процесса в детском саду;

- о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.

3. Наиболее эффективной информационно – просветительской формой работы коллектива считается создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

4. Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входит во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания. Компьютерные технологии не просто дополняют обучение, а становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность

Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работать на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио, работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, можно сохранить все ваши записи для последующего использования. Все как при работе с компьютером и даже больше. Смотрим презентации и видео-файлы, рисуем и пишем как на обычной доске, играем в компьютерные игры.

Интерактивные доски можно использовать на родительских собраниях, методических объединениях, досуговых мероприятиях.

Системно обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий педагогом-воспитателем позволит оптимизировать воспитательный процесс в современном образовательном учреждении, направленный на создание условий, позволяющих обеспечить возможность личностного становления учащихся, их готовность к жизненному самоопределению в культурно-образовательном пространстве информационного общества; совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении актуальных проблем воспитания.

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства – не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.

Нурыева И. Н. Воспитатель 1 категории МБДОУ № 24 "Космос" г. Сургут Тюменской обл.

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Памятка по работе с родителями КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ Коррекционная работа даст положительный результат только в.




17 декабря, 2014 admin


1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Желательно, чтобы все компьютеры детского сада были объединены в единую локальную сеть.
Отсутствующую связь всех ПК в локальную сеть может заменить сайт ДОУ, связанный гиперссылками с групповыми сайтами и сайтами специалистов.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями , учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей. Происходит информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т.д.
В комплекс мероприятий для родителей следует включить:
— создание электронной библиотеки для родителей;
— консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.


В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
• создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
• смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
• активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
• владеть навыками поиска информации в Интернете;
• владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
• разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Читайте также: