Что такое имамат в кавказской войне кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вторая половина 1840-х – первая половина 50-х гг. – время наивысшего экономического и военного расцвета первого общекавказского государства, которое было создано имамом Шамилем . Символами этого расцвета стали поход войска Мухаммед-Амина на Карачай и попытка армии Имамата под командованием сына Шамиля Гази-Мухаммеда соединиться в 1853 г. с наступавшими на Закавказье османскими войсками.

Однако сила и влияние кавказского исламского государства оказались недолговечными. История народов Северного Кавказа еще не знала государств с такой сложной административной структурой, и у кавказских мусульман просто не было соответствующих навыков государственного управления. Все уровни власти в Имамате вскоре были охвачены коррупцией и произволом военно-административных начальников . Кавказцы, привыкшие подчиняться веками устоявшимся обычаям, а не писаным законам, которые часто изменялись, все хуже слушались государственную власть. Наибы часто саботировали не нравившиеся им указания имама, превращались в новых феодалов, в условиях военного разорения облагая подвластное население жестокими поборами. В народе стало расти недовольство созданной Шамилем государственной системой, а также его собственным стремлением укрепить личную власть. Шамиль десятками смещал и даже казнил наибов, но новые назначенцы оказывались не лучше .

Сходные процессы происходили и в адыгском исламском государстве Мухаммед-Амина, где население вообще не знало, что такое государственность.

Первые волнения измученного бесконечной войной и поборами наибов населения начались в Чечне , где, как и на Западном Кавказе, никогда до Шамиля не было государственной власти. Многие чеченские старшины за спиной имама начали вести переговоры о принятии российского подданства.

1 апреля 1859 г., несмотря на героическое и отчаянное сопротивление мюридов, пала столица Имамата – Ведено. Остатки исламской армии, сам Шамиль с семьей эвакуировались в горный Дагестан . В пути Шамиль был ограблен отошедшими от него собственными приближенными. После вступления российских войск в горы Дагестана наибы и военачальники Имамата массово стали сдаваться и переходить на сторону России. Большинство боеспособного населения уже погибло за военные десятилетия – таковы были итоги Кавказской войны.

В августе Шамиль с семьей и четырьмя сотнями оставшихся верными ему мюридов при четырех орудиях был окружен российскими войсками генерал-майора барона Г. Врангеля и полковника И. Лазарева в считавшемся неприступным селении Гуниб на высокой горе. Ультиматум о сдаче прибывшего к месту последнего боя имама царского наместника на Кавказе князя А. Барятинского был категорически отклонен.

24 августа русские войска, применив специальное снаряжение для подъема на отвесные скалы, начали штурм Гуниба. К утру 25 августа 1859 г. им удалось захватить часть укрепления. Посовещавшись, мюриды решили прекратить сопротивление. Встретившись лично с А. Барятинским, Шамиль посетовал ему на предательство народа и своих военачальников и, признав русских победителями, заявил о своей сдаче.

20 ноября 1859 г. в обмен на гарантии, что адыги сохранят право исламского вероисповедания и останутся жить на своей земле, с двумя тысячами своих гвардейцев (муртазиков) сдался российскому командованию и принес присягу верности русскому императору Мухаммед-Амин. В течение года российские войска подавили оставшиеся очаги сопротивления на Восточном Кавказе, при этом в Дагестане активно использовалась так называемая горская милиция – иррегулярные войска, набранные из местного же населения.

Так завершило свое существование первое в истории единое общекавказское государство.

Карта Кавказского Имамата (западная часть представляет Абдзах земли, которые были черкесский племя, которым правил имамат Наиб, Мухаммад Амин)

1. ^ официальный [2] административный [2] и религиозный язык. [2]
2. ^ Вкл. Чеченский, Аварский, Даргин, Лезгин, Кумыкский, Лак, Табасаран, Рутул, Агуль, и другие.

В Кавказский имамат, также известный как Кавказский имамат (арабский: إمامة القوقاز ‎ Имамат аль-Кавказ), было государство, созданное имамы в Чечня и Дагестан в начале-середине 19 века в Северный Кавказ, бороться против Российская империя вовремя Кавказская война, где Россия стремилась завоевать Кавказ, чтобы обеспечить связь со своими новыми территориями к югу от гор.

Содержание

Раньше на Северо-Восточном Кавказе с незапамятных времен существовало множество государств.

Кавказская Албания существовало в Южном Дагестан, на протяжении большей части своей истории вассал под прямым управлением Парфяне а позже Сасанидские персы, но в конечном итоге большинство обратилось в ислам после Мусульманское завоевание Персии, как это сделали их повелители. Странствующие арабы сыграли важную роль в этом, и после того, как они уехали, они оставили новые мусульманские государства Лезгию (с центром в Исламском учебном центре Дербента), Лакию (с центром в другом, конкурирующем городе исламского образования, Кумухе) и их меньшинство. важные соседи. В этих регионах (Южный и Юго-Восточный Дагестан), где часто имели место межэтнические конфликты, ислам выполнял объединяющую роль, и зачастую клерикалы выступали посредниками в спорах.

Ислам был гораздо менее укоренившимся, но все еще очень важным в Чечне. Этот регион всегда находился далеко за пределами влияния Кавказской Албании и яростно отбивался от арабских захватчиков. [3] Грузинские летописи отметили существование Дзурдзукетии (Дзурдзукс, Грузинский имя вайнахов, предков чеченцев и ингушей), которые, по всей видимости, время от времени поглощались Аланией, составляя важную часть последней. Сарир был самым сильным. Сарир временами принимал христианство в качестве номинальной, но не официальной религии. [3] В разное время оно было сведено к марионеточному государству Алании, Хазарии или Сарматии. В этой области царства возникали и пали или часто покорялись, и Дидоны были низведены до своего нынешнего состояния.

В Чечне ислам укоренился значительно меньше, чем в других утверждениях имамата. Ислам только начал вторгаться в Чечню в XVI веке, и даже тогда не имел большого значения, поскольку Вайнахская религия все еще держится. Только в момент угрозы русского завоевания люди начали массово обращаться к исламу как к способу мобилизации скоординированного сопротивления вторжению России. Таким образом, ислам распространился среди чеченцев в основном благодаря Шейх Мансур. Тем не менее, как обнаружили Шамиль и его предшественники, реальная приверженность чеченцев исламу была удручающе незначительной. Язычество оставалось на практике до начала 19 века.

Однако, хотя ислам действительно имел чрезвычайно важное значение в некоторых частях Кавказа, а также являлся объединяющей силой для сопротивления России, политическому исламу бросали вызов многие различные группы. Ислам в Центральном и Северном Дагестане и Чечне в то время был преимущественно накшбанди. [4] Однако накшбандиизм, носивший в высшей степени мистический характер, имел внутренние разногласия по поводу того, должен ли он быть политическим или действительно политический суфизм запятнал чистоту религии. [5] В частности, движение за установление закона шариата встречало сопротивление на многих фронтах. Прежде всего, коренные государства Кавказа, которыми управляют авары, кумыки, лезгины, лакцы и другие (особенно вдова-правительница Паху Байк, Королева Ханство Аварии) выступили против этого, поскольку это, казалось, лишало легитимности их собственных позиций. [6] Шариат также противоречил Адатсистема права коренных народов, которую многие, особенно народы, такие как чеченцы, считают выше шариата. [6] По этим и другим, более тонким причинам, в большинстве областей, которые Имамат считал своей областью, фактически, это просто рассматривалось как меньшее зло для России.

Учреждение

Часть мусульманского населения начала радикализироваться из-за хищнической активности России и налогообложения и призывала к Газават (Священная война) и соблюдение Шариат. Два радикальных имама, Имам Гази Мухаммад и Имам Шамиль, пытались инициировать газават, к которому они призывали, пытаясь захватить столицу Хунзаха у хан Пакку-Бекхе в 1827 году. Атака провалилась, и поэтому имамы, разочаровавшись, выжидали, пока различные мусульманские племена согласятся друг с другом. В 1828 году они снова атаковали, на этот раз в Северном Дагестане, и с успехом.

Русские, которые в то время правили Северным Дагестаном, привыкли сражаться на открытых полях сражений в Европе, а не в густых лесах Кавказа, и поэтому были очень не готовы к войне. партизанский тактика двух имамов, приведшая к победе Гази и Шамиля. Однако это действие запустит Кавказская война [ нужна цитата ] , война между имаматом и Россией, которая в конечном итоге приведет к захвату всего Кавказа Российская империя.

Здесь был сформирован имамат, первым лидером которого стал Гази. Высший орган управления имамата - Государственный совет (Диван), который состоял из суфийских мусульманских ученых и студентов, а также военных лейтенантов Шамиля, его Наибы.

Для военных деталей см. Мюридская война.

Расширение

Во время войны имамат встретил поддержку со стороны других мусульманских племен, со временем объединившись с Чечней, частями Ингушетии и остальной частью Дагестана во время имамства имама Шамиля. Западные племена, Адыги попали бы под контроль имамата и во время правления Шамиля, но возникла проблема в виде кабардинцев и осетин, которые сидели между восточными и западными племенами Шамиля, поэтому этими племенами управляли в основном Шамильские племена. наибы кто отправился на запад вместо Диван сам.

Политика

Первым лидером имамата был имам Гази Мухаммад, правивший с 1828 по 1832 год, когда его сменил Гамзат-бек четыре года спустя. Когда он был убит в 1834 году бандой, в которую входили Хаджи-Мурат, Шамиль стал третьим имам. Имамат достиг своего расцвета при Шамиле, охватив весь мусульманский Северный Кавказ.

Имамат был очень милитаристской страной, находившейся в состоянии войны с момента своего основания. Его политика всегда была связана с распространением ислама или Кавказской войной. Таким образом, единственными людьми, которые когда-либо заседали в его совете, были мусульманские ученые или военные. наибы.

Война и сдача имамата

Судьба имама Шамиля

Как отмечает Чарльз Кинг,

В то время как предыдущие враги империи были заключены в тюрьмы, убиты или сосланы, Шамиль стал национальной знаменитостью [в России]. После капитуляции он поселился в комфортабельном уединении в Калуге, к юго-востоку от Москвы. [7]

Четвертый имамат

После Русская революция 1917 года, попытка восстановить имамат с помощью индюк, в марте-апреле 1918 г. изготовлен сыном одного из наибов Шамиля, Наджмуддин Хотсо. Это название происходит от дагестанского поселения Гоцо (когда он был награжден благородство к Царь). Он был объявлен четвертым имамом Северный Кавказ и низложил Советский власть, но вскоре был побежден Советами. У Хотсо была поддержка только в Дагестане, и там он продолжил свою борьбу (в Чечне, тем временем, северокавказские националисты разных вероисповеданий аналогичным образом вступили в партизанскую войну против русских). Оба были окончательно подавлены в 1925 году. [9]

ИМАМА́Т, в 1830-х гг. – 1859 во­ен.-тео­кра­тич. му­суль­ман­ское го­су­дар­ст­во на Сев.-Вост. Кав­ка­зе, офи­ци­аль­но вхо­див­шее в со­став Рос. им­пе­рии. Воз­ник­ло на тер­ри­то­рии Сев.-Зап. Да­ге­ста­на и Юж. Чеч­ни в ре­зуль­та­те по­яв­ле­ния идео­ло­гии мю­ри­диз­ма , кон­со­ли­ди­ро­вав­шей раз­роз­нен­ные гор­ские об­ще­ст­ва в еди­ную си­лу под ру­ко­во­дством ду­хов­но­го ли­де­ра. Впер­вые по­пыт­ки соз­да­ния И. пред­при­ня­ты в кон. 1820-х – нач. 1830-х гг. пер­вы­ми има­ма­ми Да­ге­ста­на и Чеч­ни – Га­зи-Ма­го­ме­дом и Гам­зат-бе­ком . Фор­ми­ро­ва­ние И. за­вер­ше­но в сер. 1830-х гг. има­мом Ша­ми­лём , ли­к­види­ро­вав­шим Авар­ское хан­ст­во (его тер­ри­то­рия ста­ла ос­но­вой И.) и сою­зы сель­ских об­ществ (Дар­гин­ский, Кой­су­бу­лин­ский, Са­ла­тав­ский, Гум­бет­ский и др.). На про­тя­же­нии су­ще­ст­во­ва­ния И. его тер­ри­то­рия по­сто­ян­но ме­ня­лась. Осн. цен­тра­ми в разл. вре­мя бы­ли Ахуль­го (взят рос. вой­ска­ми во вре­мя Ахуль­го штур­ма 1839 ), Дар­го (1840–45; сож­жён в хо­де Дар­гин­ской экс­пе­ди­ции 1845 ) и Ве­де­но (1845–59). И. де­лил­ся на на­иб­ст­ва (их чис­ло в разл. пе­рио­ды ко­ле­ба­лось от 20 до 50), а они – на уча­ст­ки (воз­глав­ля­лись ма­зу­на­ми).

Мусульманское теократическое государство и один из столпов шиитского ислама. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, четвертым сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Имамат делится на два вида: имаматуль кубра (великий имамат, то есть, правитель исламского государства) и имаматуль сугра (руководитель намаза).

Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать следующим требованиям: быть мусульманином, быть здравомыслящим человеком, достичь совершеннолетия, быть представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. Управление государством фасыком – лицо, известное своими неприглядными поступками – считается макрухом. И поэтому, если это не вызовет смуты и волнений, рекомендовалось снять с поста такого человека.

Одна из форм мусульманской теократии, как писала БСЭ во второй половине 1970-х годов: «в истории народов СССР имамат - государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение имамат получил в годы правления имама Шамиля (1834—59).

Большая Советская Энциклопедия. Кавказский узел. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Словари и энциклопедии на Академике.

Автор: Кавказский Узел

Читайте также: