Что является заключительным этапом звукового анализа слова в доу

Обновлено: 02.07.2024

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и их учеников разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Этапы проведения звукового анализа.

Звуковой анализ слова проводится в несколько этапов:

1этап. Вводится понятие звук и при помощи фишек одного цвета показывается графическая звуковая модель слова.

2 этап. Вводится понятие “гласный звук” и на графической модели показывается принцип замены гласного звука заместителем – фишкой красного цвета .

3 этап. Вводится понятие “согласный звук” и на графической модели показывается принцип замены всех согласных звуков фишкой нейтрального (например, серого) цвета.

4 этап. Вводится понятие “твердости” согласных звуков, на графической модели показывается принцип замены твердых согласных звуков заместителем-фишкой синего цвета.

5 этап. Вводится понятие “мягкости” согласных звуков, на графической модели показывается принцип замены мягких согласных звуков заместителем-фишкой зеленого цвета.

6 этап. На примере двух-трех-сложных слов показывается принцип замены всех звуков на графической модели заместителями-фишками соответствующего цвета.


Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало.

Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж.

Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Эльконин разработал позиционный принцип чтения. Его суть - ориентация на последующую букву. Его задача – научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконин для дошкольников Л.Е. Журова.

Процесс звукового анализа – это особый мыслительный процесс. И как любое умственное действие оно проходит несколько этапов.

· научить детей выделять любые звуки в словах – интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого.

· выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность – картинку, предмет).

Важно! К схеме надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их мест о в слове. Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.

Алгоритм (последовательность выполнения) – слово произносится протяжно – выделяется 1 звук ааа – выделяется 2 звук ууу. Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.

И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько одноцветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный; серый, желтый. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки или другое графическое обозначение являются заместителями – символами звуков. В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы.

Алгоритм – выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.

Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм – выделение ударного слога – выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения.

3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки, это уже школа).

Так же через игровую ситуацию происходит знакомство детей с твердыми и мягкими звуками. Например, вносят 2 куклы. Кукла в синем костюме, нахмуренная, сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так – несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове (как вариант). Далее дети замещают куклы фишками синего и зеленого цвета.

Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

Какое первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных. Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором.

Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям).

Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком – он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком – тот называет 2 звук и т.д.

Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Сделать вместе с детьми.

использовать верную методику на занятиях. Из Шумаевой только некоторые подходящие элементы. первичен звук, а буква вторична.

каждый раз произносить звук, слушать, давать характеристику, условно обозначать, проверять себя, прочитывать запись, определи ударный слог, проверь, прочитай запись.

использовать буквы в самую последнюю очередь, когда четко разберетесь со звуками вместе с детьми. автоматизировать разбор самых простых слов с фишками или графически (без букв).

можно, чтобы не путаться самим и не путать детей в определении звуков и букв – называть не согласная (гласная) буква, а буква согласного, буква гласного (так рекомендуют лингвисты, это истина).

пусть перед глазами будет подсказка в правильном названии букв: А – а Б – бэ В – вэ Г – гэ Д – дэ Е – е Е – е Ж – жэ З – зэ И – и Й – и краткое К – ка Л – эль М – эм Н – эн О – о П – пэ Р – эр С – эс Т – тэ У – у Ф – эф Х – ха Ц – цэ Ч – че Ш – ша Щ – ща Ъ – твердый знак Ы – ы Ь – мягкий знак Э – э (оборотное) Ю – ю Я - я

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконина для дошкольников Л.Е. Журова.

Этапы звукового анализа

1. этап. Интонационное выделение звуков.

2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки).

4. этап. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

ВложениеРазмер
kartateka_zvukovoy_analiz_slova.docx 64.75 КБ

Предварительный просмотр:

По изучению темы

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконина для дошкольников Л.Е. Журова.

Этапы звукового анализа

Процесс звукового анализа - это особый мыслительный процесс. И как любое умственное действие оно проходит несколько этапов.

- научить детей выделять любые звуки в словах - интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно - нельзя отрывать один звук от другого.

- выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность - картинку, предмет).

- формировать умение произносить звуки изолированно и выделять первый звук в слове.

- определять место звука - в начале, середине, конце слова.

То есть, первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук.

Важно! К схеме надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их мест о в слове. Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.

Алгоритм (последовательность выполнения) - слово произносится протяжно - выделяется 1 звук ааа - выделяется 2 звук ууу. Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.

И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько одноцветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный; серый, желтый. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки или другое графическое обозначение являются заместителями - символами звуков. В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы.

2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

Алгоритм - выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.

Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм - выделение ударного слога - выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения.

3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки).

Так же через игровую ситуацию происходит знакомство детей с твердыми и мягкими звуками. Например, вносят 2 куклы. Кукла в синем костюме, нахмуренная, сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так - несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове (как вариант). Далее дети замещают куклы фишками синего и зеленого цвета.

4. этап. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

Приемы обучения звуковому анализу слов

·Интонационно выделить 1,2… звук.

·Интонационно выделить заданный звук.

·Количественный и порядковый счет звуков.

·Какое первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных? Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором.

·Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям).

·Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком - он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком - тот называет 2 звук и т.д.

·Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Сделать вместе с детьми.

Игры и упражнения при обучении детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой стороны речи является игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка и позволяет преодолевать различные затруднения в речи.

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Цель приведенных ниже игр - учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова; учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

Наглядный материал: предметы, находящиеся групповой комнате.

Наглядный материал: игрушки (птичка, мишка, зайка).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что некоторые слова звучат похоже (например: сверчок, паучок, жучок). Затем педагог предлагает подобрать похоже звучащие слова к игрушкам: птичка, мишка и зайка (например: птичка-невеличка-синичка).

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию.

Наглядный материал: Петрушка, ширма.

Петрушка сообщает детям, что он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Например:

Петрушка: На солнышке грелся черноухий котено…

Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян.

Наглядный материал: игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате.

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.

Цель: развитие внимания, фонетического слуха; закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова

Описание игры. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, ”трава“. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – ”т“, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего ”а“. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Описание игры. Для игры применяют домики для слов, но без окошек. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Цель: закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова, развивать внимание, память, воображение, мышление.

Цель: обучение осмысленному чтению

Описание игры. Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РЕ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРЕ, и РЕКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги, развивать внимание.

В результате такого последовательного, поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова ребенок учится слышать и выделять в любом слове все звуки, хорошо ориентироваться в звуковом строении слова, а также твердо запоминать указания, формулировки и задания взрослого, относящиеся к звучащему слову, и осмысленно их выполнять. Данные игры и упражнения способствуют речевому развитию и развитию мышления дошкольников, обеспечивают положительные эмоции детей на протяжении всего процесса подготовки к обучению грамоте.

Таким образом, из сказанного выше следует, что в одну из задач подготовки ребёнка к обучению в школе входит формирование определённого уровня речевого развития, в частности, правильного произношения и восприятия речи. В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольника грамоте. В данной картотеке подобраны игры, которые помогут научить ребенка выделять звуки.


картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.


Картотека дидактических игр на тему:"Звуковой анализ слова"

Материал создан для проведения мастер - класса на РМО по развитию речи. Игры можно использовать на ООД "Подготовка к обучению грамоте" в старшей и подготовительной группах детского сада.


Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Сборник рекомендованых упражнений и заданий по развитию речи.


Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слова

Звуковой анализ включает:1. определение первого и последнего звука в слове.2. определение наличия звука в слове;3. определение места звука в слове.

В данной картотеке предлагается лексический и дидактический материал по развитию простых форм звукового анализа с использованием Су-Джок. Картотека состоит из 40 карточек с соответствующим.

Читайте также: