Что такое иконостас какие иконы в нем присутствуют всегда ответы кратко

Обновлено: 05.07.2024

В православных храмах особенно величественно и значимо выглядит алтарная часть храма, которая отделена от средней части специальной перегородкой. На этой стене в несколько ярусов располагаются иконы, которые отражают историю христианства и непрерывную заботу Бога о людях. Эта перегородка называется иконостас.

История появления иконостаса

Иконостас получил особое распространение в православных русских церквях по причине особенностей храмостроения на Руси. Если в южных странах храмы строились в основном из камня, то и стены их расписывались фресками от пола до купола. Именно так они приобретали неповторимый вид, величественность и красоту.

А вот в русских землях каменные храмы были большой редкостью и имелись в основном в крупных городах. Большинство церквей строились из самого доступного материала – бревна. Поэтому иконы в них были отдельными от стен. И их, конечно, стали крепить на переднюю часть храма, ближе к алтарю. Так появилась традиция украшать перегородку между алтарем и средней частью церкви иконостасом, на котором размещены изображения Господа, Богородицы, исторических сюжетов, небесных сил.

Строение иконостаса

Количество икон, которые могли бы полно раскрыть все богословские и исторические этапы христианства, довольно большое. Поэтому их размещают в несколько ярусов – обычно от трех до пяти. Но в некоторых, особенно величественных, соборах, имеется до 7 ярусов иконостаса. Рассматривать их можно от верхнего, где отражены ветхозаветные события, к нижнему ярусу, на котором находится изображение Иисуса Христа, Богородицы, Архангелов, храмовые иконы и изображения особо почитаемых святых. Классическим называют пятиярусный иконостас, он характерен для большинства российских церквей.

Ярусы иконостаса

Справа от Иисуса Христа помещается икона храмового праздника, или святого, чье имя носит храм. А слева от Богородицы можно увидеть икону наиболее почитаемого в данной конкретной местности праведника. На Царских вратах имеются образы четверых евангелистов – Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Здесь же помещают сюжет Благовещения.

Пятый ряд – праотцы, жившие в самом начале человечества. Это Авраам, Исаак, Иаков и другие. Центр отдан иконе Святой Троицы.

Но в обязательном порядке иконостас венчается Крестом Господним, как символом любви, жертвенности и искупления.

Духовно-символическое значение иконостаса

Иконостас в православном храме – это часть Предания. Он напоминает молящимся, что во время богослужения их взоры должны быть обращены не столько на земное – людей, сколько на Небесное. Красота иконостаса, его величие, призваны показывать людям красоту Горнего мира, его насельников — святых праведников. Орнамент обрамления должен напоминать о главном событии, происходящем в алтаре – Таинстве Евхаристии. Это виноградная лоза, колосья пшеницы, плоды и цветы.

Зная о строении и значении иконостаса, молящиеся в определенные моменты богослужения, при чтении Евангелия, могут обращаться к тем или иным образам, присутствующим на нем.

Тогда они сердцем обратятся к Богу, не отвлекаясь на окружающих и не блуждая мыслями вне богослужения.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Как устроен иконостас?

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Иконостас резной с позолотой

Иконостас – это один из главных предметов убранства православного храма. Конструктивно он представляет собой перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения, украшенную иконами. Облик иконостаса формировался и видоизменялся на протяжении практически всей истории христианства. В разных христианских странах иконостас может иметь различный облик и конструкцию, но есть и общие принципы.
Будучи значимым объектом в архитектуре храма, иконостас, как правило, благолепно украшается. Основное его назначение – способствовать молитве верующих во время богослужения.

Материалы изготовления

Варианты изготовления

Помимо традиционных методов, в наши дни иконостасы нередко создают с помощью современных технологий: изображение наносится на фанеру или пластик методом печати, так что и резьба, и сами иконы оказываются напечатанными на основе.
Встречаются храмы, в которых алтарь отделен от основной части глухой стеной, на которой написан иконостас. Такие иконостасы именуются фресковыми.

Особенности конструкции

Иконостас представляет собой сложное сооружение. Иконы в нем располагаются рядами. Число этих рядов может составлять от 1 до 8. Наиболее распространены сегодня четырехъярусные иконостасы.

Иконостас четырехъярусный

В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. По сторонам – две дьяконские двери.
Как правило, иконостас, сколько бы ни было в нем рядов, делается выше человеческого роста. В наши дни все чаще появляются исключения из этого правила. Они восходят к самым древним образцам алтарных преград, которые создавались в то время, когда иконостас еще не нес функции закрывать от мирян происходящее в алтаре. Низкие алтарные преграды, создаваемые сегодня, вызывают серьезные дискуссии. Одни говорят, что они помогают лучшему восприятию молящимися богослужения, другие опасаются профанации службы, исчезновения благоговения.
По стилистике убранства иконостасы подразделяются на 2 главных типа: тябловые и рамочные.
Тябловый иконостас состоит из ровных балок, на которых и стоят иконы, иногда разделенные между собой столбиками. Балки эти именуются тяблами. Они могут быть украшены резьбой – как правило, низкорельефной, или росписью. В тябловом иконостасе декор алтарной преграды имеет вспомогательное значение, основное внимание уделяется иконам. Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия, а также самобытные иконостасы Русского Севера.

Элементы тяблового иконостаса

Рамочный иконостас обычно бывает украшен значительно более пышно, нежели тябловый. Он представляет собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Встречаются иконостасы, в которых основной акцент и вовсе сделан не на иконы, а на декор: объемную резьбу. Иногда в таких иконостасах встречаются скульптуры, что в целом не свойственно убранству православного храма. Эти иконостасы относятся к некоторым ответвлениям стиля барокко, а также к классицизму. Впрочем, в соответствии с назначением иконостаса предпочтительно, чтобы иконы в нем занимали основное место, а декор играл вспомогательную роль. В большинстве храмов сегодня иконостасы имеют рамочную конструкцию, но иконы в них достаточно крупные, что способствует молитвенному сосредоточению внимания. Их можно отнести к стилям нарышкинского барокко, умеренного классицизма, русского модерна, историзма, эклектики.

Размещение икон в иконостасе

В зависимости от размеров и стилистики, в иконостасе может быть различное число икон. Но есть практически обязательные образы.

Схема храмового иконостаса


Царские врата

В первую очередь, это иконы Христа и Богоматери, которые находятся в нижнем ряду алтарной преграды, по сторонам от Царских врат. Они именуются местными иконами, а нижний ряд иконостаса – местным рядом.
Справа от образа Спасителя в местном ряду традиционно помещают икону святого или события, которому посвящен храм.

На Царских вратах мы, как правило, видим образы четырех евангелистов (апостолов, написавших Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова). Также на Царских вратах обычно помещают икону Благовещения. Над Царскими вратами – образ Тайной Вечери. Эта икона входит в пространство Царских врат, то есть относится к нижнему ряду иконостаса. Нередко Царские врата украшают фигуркой голубя, который символически указывает на Третье Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, Которым совершаются церковные Таинства.

Ряды иконостаса

Над деисусным рядом располагается ряд двунадесятых праздников. Иконы в нем, как правило, имеют меньший размер, нежели в других рядах. Помимо изображений главных праздников Православия, в нем могут находиться иконы Страстей Христовых. Впрочем, существуют иконостасы, в которых выделен особый страстной ряд.

Еще выше мы видим пророческий и праотеческий ряды, в которых расположены образы ветхозаветных угодников Божиих. Во многих иконостасах эти ряды соединены в один.
В центре иконостаса, венчая его вершину, устанавливается крест. В русских храмах этот крест, как правило, не велик. В греческих же, сербских и болгарских церквях высота креста на иконостасе может быть сопоставима с размером самых крупных из икон. На иконостасах Греции и Балкан нередко можно увидеть необычную для нашего взора композицию: крест, установленный на змее или драконе, попирающий его. Этим зримо выражается идея победы Христа над грехом, смертью и адом.
На боковых – дьяконских вратах иконостаса обычно изображают древних святых дьяконов: Стефана и Лаврентия. Встречаются иконостасы, на одной из боковых дверей которых изображен благоразумный разбойник, введенный Спасителем в рай.

Полезный совет

Облик иконостаса определяет восприятие храмового убранства. Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовал архитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выглядели до разрушения. Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными в каноничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.

Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в.

Первые алтарные преграды, известные нам, появились в IV веке по Р.Х. Они представляли собой невысокий парапет, решетку. Нечто подобное было в античных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.

С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.

После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко, затем – классицизма, готики, модерна. В наши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная с византийского.

Духовно-символическое значение

Иконостас православного храма является частью Предания Церкви. Скрывая от взоров мирян происходящее в алтаре, духовным образом он являет им Небесную Церковь, Горнее Царствие. Таким образом, главное его назначение – напоминать молящимся, что в храме следует смотреть не столько на временное и человеческое (личность священника, отношения между людьми), сколько на вечное, Небесное. Иконостас являет нам тайну попечения Божия о спасении человечества. Мы видим праотцев, пророков, ангелов, главные события Священной истории, новозаветных святых. И, конечно, иконостас показывает нам Царствие Божие: Пресвятую Троицу, восседающего на престоле Господа, предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова.
Декор иконостаса, обрамляя иконы, напоминает о красоте Горнего мира. Элементы этого декора глубоко символичны. Это крест в различных его формах, орнаменты в виде трав и цветов – знаки христианских добродетелей и рая, а также символические изображения. Особенно распространены изображения, напоминающие о Таинстве Евхаристии – главном, что совершается в храме. Это виноградная лоза и грозди, колосья пшеницы и т.п. На некоторых иконостасах можно увидеть древние христианские символы: якорь – тайное изображение креста, знак верность и стойкости; рыбы – зашифрованное имя Спасителя.

Иконоста́с (от греч. εἰκονοστάσιον (ико­но­ста­сион) (от εἰκών — образ, изоб­ра­же­ние, и στάσις — место сто­я­ния)) — пере­го­родка, раз­де­ля­ю­щая алтарь и сред­нюю часть храма. Пред­став­ляет собой стенку с рас­по­ло­жен­ными по ярусам ико­нами, отоб­ра­жа­ю­щими исто­рию попе­че­ния Бога о чело­веке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рас­смат­ри­вать, начи­ная от верх­него яруса к ниж­нему, ибо такая схема после­до­ва­тель­но­сти ука­зы­вает на исто­ри­че­скую после­до­ва­тель­ность обо­зна­ча­е­мых этими ико­нами собы­тий.

ikonostas 2 - Иконостас

– В сере­дине ниж­него яруса нахо­дятся Цар­ские врата, справа (на южной сто­роне) от врат рас­по­ло­жены икона Иисуса Христа и икона свя­того или празд­ника, кото­рому посвя­щен храм. Над Цар­скими вра­тами поме­ща­ется икона Тайной Вечери.

Ико­но­стас непре­менно вен­ча­ется Кре­стом, как вер­ши­ной Боже­ствен­ной любви к пад­шему миру, отдав­шей Сына Божия в жертву за грехи чело­ве­че­ства.

Домашний иконостас В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить. Какие иконы нужно иметь дома Важно помнить, что Не количество икон определяет […]

Домашний иконостас В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить. Какие иконы нужно иметь дома Важно помнить, что Не количество икон определяет […]


Домашний иконостас

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Важно помнить, что

Где разместить домашний иконостас

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

  • Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

как устроить домашний иконостас

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

домашний иконостас - икона

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Читайте также: