Что такое игрушка кратко

Обновлено: 27.04.2024

Тема: Понятие игрушки и причины ее возникновения.

Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит главной цели воспитания - всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Ее использование содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности, ловкости, гибкости. В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия.

Игрушка - предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать мир, приучает его к целенаправленной осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций (большая советская энциклопедия).

Игрушка - название различного рода предметов, используемых в игровой сфере. Эстетический уровень игрушки позволяет считать ее разновидностью искусства вообще и декоративно-прикладного в частности. Художественные особенности игрушки связаны с историко-культурнымразвитием общества (гуманитарный словарь).

Игрушка - специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки - изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение, способствует развитию различных форм общения (современная энциклопедия).

Игрушка - предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания; произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства. Идейно-художественный характер игрушки связан с историко-культурным развитием общества (художественная энциклопедия).

История появления игрушек.

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни. Соответственно делали эти игрушки из разных материалов и каждая игрушка отображала образы и особенности деятельности того племени, в котором она создавалась. Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В дальнейшем, с возникновением рабовладельческого строя и скотоводства, начали изготавливаться игрушки другого плана, они были достаточно реалистичными. Так, в Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными с характерными для отображаемых образов движениями, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошлихудожественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки : мячи, серсо, волчки и т. д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н. э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т. д.). Много было игрушек военного содержания : фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т. д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т. д. Также актуальны были и спортивные игрушки. Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение.

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVIIв. в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г. г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей. Вот какая непростая и длинная история появления игрушек…

Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XXв. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек. Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрофицированные игрушки. В самом начале XXв. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.

С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появилисьэлектронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молноиносной скоростью заинтересовали людей. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры. В современном обществе ведутся многочисленные споры на сколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.

Педагогические требования к игрушке :

1. Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н. К. Крупская)

3. Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой - куклы, животные и др.) А. Е. Флерина это требование сформулировала так: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.

4. Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).

Вывод: все вышеуказанные требования очень важны; не учет хотя бы одного из них приводит к тому, что ребенок не сможет играть данной игрушкой, либо она будет неполноценно решать воспитательные задачи.

Виды детской игрушки

Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек : первая- А. С. Макаренко; вторая - Е. А. Флериной

Классификация игрушек А. С. Макаренко:

Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

Игрушки-материалы (песок, глина, Куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

На основе исследования Е. А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Классификация игрушек Е. А. Флериной

Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком

Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Спортивно-моторные игрушки ( предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр : настольные крокеты, баскетбольные мячи.

В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить) .

Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Дидактические игрушки ( предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).

Вывод: при подборе игрушек в группу важно учитывать классификацию Е. А. Флериной и стараться собрать все виды игрушек с целью гармоничного развития дошкольников.

Подбор игрушек для разных возрастных групп.

Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей.

В раннем и младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются:

- охрана и укрепление здоровья ребенка;

- развитие действий с предметами;

Соответственно этим задачам подбираются игрушки :

- без острых углов, нетяжелые, безопасные для детей;

- крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки (их дети перевозят с места на место, возят на них кубики, катают кукол);

- матрешки, бочонки, пирамидки, вкладыши (они должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., то есть решать задачи сенсорного воспитания в этом возрасте);

- сюжетно-образные игрушки : куклы, животные, предметы обихода (по содержанию они отражают окружающий мир, близкий детям);

-обязательно нужны игрушки-забавы (их малыши сами еще не приводят в действие - это делает воспитатель; дети лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек);

-строительные игрушки-материалы (деревянные или пластмассовые кубики, кирпичики, досточки);

-музыкальные игрушки (дудочка, губная гармошка и т. д.)

В средней группе воспитательные задачи усложняются. Кроме того, у дошкольников более отчетливо выделяются роли в игре. Следовательно, усложняется и подбор игрушек :

-шире становится подбор сюжетно-образных игрушек (куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы разных национальностей, дополнительные предметы к ним: шапка матроса, халат врача и т. п.)

-шире становится подбор строительного материала, так как дети уже создают более сложные конструкции (он должен быть в разных наборах, с дополнительными деталями: арки, дуги и т. д.)

-усложняются в подборе музыкально-озвученные игрушки (детское пианино, барабан);

Дошкольники старших групп шире соприкасаются с жизнью, они уже могут использовать игрушки, дающие возможность для развития сложных сюжетов. Поэтому в этих возрастных группах должны быть представлены все виды игрушек в разнообразном ассортименте. Большое значение приобретают технические, спортивно-моторные, театральные игрушки.

Вывод: правильный подбор игрушек содействует полноценному развитию ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. И. помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. И. широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества (см. Игры детские, Детское творчество). Типы, характер, содержание и оформление И. определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства И., особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.

Содержание и формы И. находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.

С древнейших времён известны И. в виде образов людей, животных, орудий труда, предметов быта: куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи (Древний Египет, 3-е тыс. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены И. — куклы, фигурки животных, предметы быта, обручи, волчки, погремушки и др.; по свидетельству Плиния и Плутарха, уже в эту эпоху существовали И. с заводными механизмами. В Афинах и Риме получила развитие торговля И. На современной территории СССР древнейшие И. найдены среди предметов фатьяновской культуры (См. Фатьяновская культура) (2-е тыс. до н. э.). Известны И., найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (6—8 вв. н. э.); глиняные свистульки в виде фигурок животных, куклы, посуда — из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (10—18 вв.). Кустарные промыслы И. стали развиваться в феодальном обществе. Для детей привилегированных сословий создавались дорогие И. Некоторые И. предназначались для развлечения взрослых, например французские и немецкие заводные И. В Западной Европе центры производства И. сложились в Рудных горах, Нюрнберге, Тюрингии, Лиможе. На территории СССР первые промыслы И. возникли в 12 в. в Новгороде; с 17 в. широкое распространение получила народная кустарная И. В 17—19 вв. выпуск керамических, деревянных токарных (вятская, бабенковская И.) и резных И., часто с яркой росписью, а также И. из папье маше или мастики (И. Сергиева Посада, ныне г. Загорск) стал областью деятельности некоторых русских народных художественных промыслов (см. Дымковская игрушка, Гжельская керамика, Богородская резьба, Городецкая роспись, а также иллюстрации к ним). С конца 19 в. началось промышленное производство И. из металла, резины, целлулоида, затем в начале 20 в. — из пластмасс и синтетических материалов, которое потребовало специализации производства и значительных капиталовложений.

К И. предъявляются определённые педагогические, эстетические, гигиенические, технические и экономические требования. Существуют различные классификации И. Различают образные И., дидактические и игры-пособия, технические, театральные, карнавальные и музыкальные, спортивно-моторные, И.-забавы. Деление И. на такие группы условно, так как с помощью одной и той же И. могут решаться различные воспитательные и образовательные задачи, проводиться игры разного содержания и характера. В основе промышленной классификации И. — материал для их производства: И. пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые, мягконабивные; куклы, музыкальные, электромеханические, полиграфические и др.

Лит.: Воронецкий А. М., Кустарное производство игрушек. 1889, в кн.: Отчёты и исследования по кустарной промышленности в России, т. 1, СПБ, 1892; Игрушка, её история и значение. Сб. ст., под ред. Н. Д. Бартрам, М., 1912; Оршанский Л. Г., Игрушки. Сб., П., 1923; Церетелли Н. М., Русская крестьянская игрушка, [М.], 1933; Лебедева Н. Т., Как выбрать игрушки детям, М., 1959; Россихина С. В., Русская народная игрушка, М., 1959; Флёрина Е. А., Эстетическое воспитание дошкольника, М., 1961; Эйдельс Л. М., Техническая игрушка в трудовом воспитании детей, [М.], 1962; Арбат Ю. А., Поющее дерево, М., 1962; Гаврилова Л. А., Друг детей, М., 1962; Коссаковская Е. А., Ребёнку купили игрушку, М., 1967; Детям — хорошая игрушка. Сб., М., 1963; Ильина Т. А., Игрушка — не игрушка!, [Л. — М., 1964].

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

1. Вещь, служащая детям для игры. Детские игрушки. Кроме камешков и раковин у ребенка не было других игрушек.

2. перен. Послушное орудие чужой воли; то, чем распоряжаются по своей прихоти или произволу (книж.). Он был игрушкой в руках заговорщиков.

3. в знач. сказуемого и в сравнениях. О ком-чем-нибудь изящном, нарядном (разг. фам.). Паровоз выпустили - прямо игрушка!

Фразеологический словарь русского языка

Как игрушка - о ком-либо, чем-либо красивом, нарядном, изящном

Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь

То же, что игра 3 в значении 3.

◘ Божится, клянётся, что трудился для меня всю ночь, да говорит, никак игрушка не шла! П.И.Григорьев. Герои преферанса, или Душа общества, 1844.

Словарь Ожегова

ИГРУШКА, и, ж.

1. Вещь, служащая для игры (см. играть в 1 знач.). Детские игрушки (также перен.: о чёмн. лёгком для выполнения; разг.). Как и. (о ком-чёмн. красивом, изящном). Магазин игрушек. Игрушку сделать из чегон. (перен.: сделать чтон. очень красивым, хорошим).

2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли, внешних сил. Быть игрушкой в чьихн. руках. И. судьбы.

• Ёлочные игрушки украшения для новогодней ёлки.

| уменьш. игрушечка, и, ж. (к 1 знач.).

| прил. игрушечный, ая, ое (к 1 знач.). Игрушечное ружьё.

ИГРУШКА, специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки - изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение, способствуют развитию различных форм общения. Игрушка воспроизводит существенные черты цивилизации (с 18 в. распространились механические игрушки, в 20 в. - электрические и электронные) и отражает вместе с тем особенности мира детства, например предрасположенность к игровой деятельности, фантазию и др.

Смотреть что такое ИГРУШКА в других словарях:

ИГРУШКА

предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, И. служит целям умственного, нравственного, эстетическ. смотреть

ИГРУШКА

ИГРУШКА, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры (см. играть в 1 знач.).Детские игрушки (также перен.: о чем-н. легком для выполнения; разг.). Каки. (о ком-чем-н. красивом, изящном). Магазин игрушек. Игрушку сделать изчего-н. (перен.: сделать что-н. очень красивым, хорошим). 2. перен. Тот, ктослепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли, внешних сил.Быть игрушкой в чьих-н. руках. И. судьбы. * лочные игрушки - украшения дляновогодней елки. II уменью, игрушечка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил.игрушечный -ая, -ое (к 1 знач.). Игрушечное ружье. смотреть

ИГРУШКА

игрушка ж. 1) а) Предмет, предназначенный для игры детей. б) перен. То, что находится в полной зависимости от кого-л., чего-л. 2) перен. То, к чему относятся несерьезно, как к забаве, распоряжаясь по своему усмотрению, не считаясь с чьими-л. интересами или желаниями. 3) перен. Что-л. изящное, красивое.

ИГРУШКА

игрушка ж.toy; (перен.) plaything ♢ это не игрушки — this is not to be trifled with

ИГРУШКА

игрушка матрешка, хиханьки да хаханьки, побрякушка, неваляшка, хиханьки-хаханьки, погремушка, безделка, хлопушка, потеха, развлечение, чебурашка, игралище, удовольствие, пугач, ванька-встанька, игрушечка, игра, безделушка, безделица, кубарь, шутка, цацка, смех, волчок, снегурочка, забава Словарь русских синонимов. игрушка 1. цацка (разг.); игралище (устар.) 2. см. развлечение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. игрушка сущ., кол-во синонимов: 52 • аппорт (4) • безделица (26) • безделка (24) • безделушка (23) • бильбоке (3) • бирюлька (6) • бирюля (5) • брунчалка (5) • буркалило (9) • ванька-встанька (25) • воздушный шарик (2) • волчок (4) • гудалка (4) • жеска (2) • жужжалка (6) • забава (27) • змей (17) • игра (318) • игралище (3) • игрушечка (2) • йо-йо (1) • киндер-сюрприз (1) • кубарь (5) • матрешка (6) • неваляшка (3) • пистолет (52) • пищалка (14) • побрякушка (16) • погремушка (9) • полкан (12) • послушное орудие чужой воли (2) • потеха (31) • пугач (4) • развлечение (27) • секс-игрушка (7) • смех (49) • снегурочка (2) • сожительница (21) • суперигрушка (1) • тамагочи (1) • техноигрушка (1) • удовольствие (38) • хиханьки да хаханьки (20) • хиханьки-хаханьки (6) • хлопушка (10) • цаца (26) • цацка (15) • чебурашка (7) • член (95) • шутка (56) • щелкунчик (4) • юла (32) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аппорт, безделица, безделка, безделушка, бильбоке, бирюлька, бирюля, брунчалка, буркалило, ванька-встанька, воздушный шарик, волчок, гудалка, жеска, жужжалка, забава, змей, игра, игралище, игрушечка, кубарь, матрешка, неваляшка, пистолет, побрякушка, погремушка, полкан, послушное орудие чужой воли, потеха, пугач, развлечение, секс-игрушка, смех, снегурочка, сожительница, суперигрушка, тамагочи, удовольствие, хиханьки да хаханьки, хиханьки-хаханьки, хлопушка, цацка, чебурашка, член, шутка, юла. смотреть

ИГРУШКА

ИГРУШКА

ИГРУ́ШКА - название разл. рода предметов, используемых в игровой сфере. Эстетич. уровень И. позволяет считать ее разновидностью иск-ва вообще и декоративно-прикладного в частности. И. использует выразит. средства скульптуры, дизайна. Худож. особенности И. связаны с ист.-культ. развитием об-ва. Существуют разл. виды И. - от примитивных до высокопрофессион. Примитивностью отличаются И., создаваемые детьми. Их делают из соломы и тряпок, используют корни, сучки деревьев, мох, еловые шишки, щепочки, бумагу и пр. побочный материал. Есть И., к-рые делаются взрослыми для забавы детей.

В древности И. воплощали образы языч. верований. Фигурки животных, птиц и человека изготавливались к определ. праздникам по случаю сева, жатвы, к сбору урожая. В антич. времена И. изготовлялись из терракоты, дерева, ткани (куклы, марионетки, фигурки животных и т. д.); существовали также заводные И. В ср. века появляется рыцарская И. (доспехи, фигурки воинов, оружие), выполн. как модель с оригинала. В эпоху Ренессанса И. выделяется в самостоятельную отрасль ремесла: изготовляются И. индивидуальной работы из дорогих материалов, что ставит их в ряд произв. иск-ва. Крупные центры произ-ва И. появляются во Франции и Германии. С 19 в. произ-во И. связывается с последними достижениями технич. мысли. В большинстве развитых стран мира существуют музеи И.

В России изготовление И. начинается с 6-8 вв., о чем свидетельствуют раскопки слав. городищ в др.-рус. городах Москве, Новгороде, Твери. В Киевском гос-ве (9-11 вв.) формируются осн. типы рус. И. (глиняные фигурки людей, животных, свистульки, погремушки, мячи). В 17-19 вв. вблизи городов с развитыми ремеслами и крупными ярмарками (в Подмосковье, Поволжье, на Сев. России) существовало массовое изготовление И. Игрушечное мастерство, так же как и мн. др. крестьянские ремесла, передавалось из поколения в поколение. Нередко в таких работах была занята вся семья. Распространению И. в 19 в. способствовало развитие кустарных ремесел. Крупные промыслы нар. И. развивались и продолжают развиваться в 20 в.в Моск. (резьба богородская, гжельская керамика), Нижегородской (городецкая роспись, Полховской Майдан и др.), Вятской (дымковская И.), Архангельской (г. Каргополь), Тульской (с. Филимоново), Пензенской (с. Абашево) и мн. др. обл., отличаясь стилевым многообразием. Пром. пр-во И., организованное в 1870-х гг., к нач. 20 в. достигает масштабов зап.-европейских. Осн. мат-лом для рус. И. были глина и дерево. Вятка, Череповец, Тамбов, Рязань, Гжель и др. места, богатые глиной, стали известными центрами изготовления глиняных И. Гончары наряду с предметами обихода обязательно изготавливали и И., обычно лепя их, не прибегая к помощи гончарного круга, затем просушивали и обжигали в горне, иногда расписывая красками. Из-за хрупкости мат-ла и сложности перевозки такими И. обычно торговали на ближайших ярмарках и базарах. Почти повсеместно в лесной полосе изготавливаются дерев. И. Центром их произ-ва стала Моск. губерния. Ремесло особенно процветало в стенах Троицкого мон. Сергиева Посада. Игрушечным промыслом занимались и в соседних губ.: Владимирской и Нижегородской. Лучшими мат-лами для дерев. И. считаются липа, ольха, осина и береза. Особого умения требовала подготовка мат-ла. В одних р-нах И. делались "в белье" (не расписывались), в др. - красились дешевыми клеевыми красками или дорогими - акварельными, масляными и эмалевыми. Наиб. крупный центр пр-ва токарной И. находится в д. Бабенки Моск. обл. Бабенцы изготавливают пасхальные яйца, бирюльки, крокеты, кегли, шашки, шахматы, куклы- "матрешки".

В 1-й пол. 19 в. в Сергиевом Посаде начали делать И. из бумаги (папье-маше). С сер. 19 в. там же начинают выделывать лепные И. из особой мастики, составл. из мела, клея, воска, кашеобразной бумажной массы, олифы и глицерина. В 20-х гг. появляются И. из жести, а затем и механич. Кустари Моск. губ. славились также выделкой фарфоровых И. - птиц, животных и зверей, игрушечных чайных и столовых сервизов.

Любимые персонажи И. - животные, птицы и звери, разл. герои сказок, профессион. типы. Есть звуковые И. (свистульки, погремушки, трещотки, "соловьи", игрушки с пищиками), разнообразные двигающиеся И. (волчки, акробаты, ковали, карусели) мячи, городки, бирюльки и пр. В 1918 открыт музей И. в г. Сергиев Посад Моск. обл.; здесь же в 1932 создан НИИ игрушки.

Лит.: Бенуа А. Н. Рус. нар. игрушки. СПб., 1905; Игрушка, ее история и значение. М., 1912; Церетели Н. Рус. крестьянская игрушка.

М., 1933; Динцес Л. А. Рус. глиняная игрушка. М.; Л., 1936; Тарановская Н. В. Деревянные игрушки // Добрых рук мастерство. Л., 1981.

Читайте также: