Типовой проект школы интерната

Обновлено: 12.05.2024

Требования к школам-интернатам весьма различны в связи с крайне разнообразными требованиями педагогов. Это особенно относится к взаиморасположению квартир для учителей и спален школьников, к устройству общих столовых, ванных и т.п.

Спальные комнаты ориентируют на восток. Комнаты в зависимости от возраста устраивают на 1, 2, 4, 8 и до 15 — 20 учащихся. Площадь на одного учащегося 5, лучше 6 м2. Объём воздуха на одного учащегося 20 м3. Устройство двухъярусных коек не допускается. 1 — 2 небольшие палаты на 1 — 2 учащихся. При палатах уборная, ванна и кабинет врача, одновременно служащий процедурной. 1 душ на 8 девочек или 10 мальчиков. 1 умывальная (площадь на 1 учащегося — 1 м2). 1 ванна на 25 учащихся. 1 очко на 15 девочек или на 45 мальчиков. 1 писсуар на 15 мальчиков.

1 шкаф вместе с прилегающей площадью 1 м2 на каждого учащегося, для девочек шкаф размещают в помещении, связанном с душевой.

Рабочие и жилые помещения проектируются из расчета не менее 4,5 м2 на одного учащегося. Площадь комнат, рассчитанных на 1 и 2 учащихся, — в среднем 6 м2 на каждого учащегося.

Комнаты для учителей размещаются между спальнями и комнатами дневного пребывания каждой школьной группы.

Комнаты для холостых учителей: кабинет 16 — 20 м2; спальня 10 — 15 м2 с умывальником, встроенным шкафом и т.п.

Квартиры для семейных учителей: общая комната и спальня по 20 — 25 м2 каждая; три-четыре небольшие комнаты и кухня — по 12 — 15 м2 каждая; кроме того, кладовая, кладовая для продуктов, уборная и ванная, прачечная и т.д. общей площадью около 85 — 100 м2.

Столовая: один-два зала на всю школу. Площадь зала на одного учащегося 1 м2. При входе и выходе не должно быть встречных потоков. Размеры помещений или расстояния между колоннами определяются расположением обеденных столов.

Кухня: площадь определяется из расчета 0,5 м2 на одного учащегося; высота помещения ≥ 3,5 м. При кухне длинная раздаточная с шкафами для подогрева пищи, просторная моечная с шкафами для посуды или моечными машинами, сушилкой и чисткой столовых приборов, кладовые для хранения продуктов, холодильные камеры, подвал, заготовочная и т.д.

1 – актовый зал; 2 – комната для занятий; 3 – кабинет естественных наук; 4 – учебная комната; 5 – библиотека; 6 – кабинет директора; 7 – общая комната (гостиная); 8 – спальня; 9 – спальня персонала; 10 – кухня и хозяйственные помещения; 11 – гардеробная; 12 – умывальная; 12 – контора.

план территории школы

Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.

Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.

Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.

Этапы строительства

План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.

проект школы

Готовый проект школы и прилегающей территории

  • выбор территории расположения;
  • разработка проекта;
  • определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
  • установка срока строительства с распределением по годам;
  • подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
  • согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
  • план организации конкурса подрядчиков;
  • непосредственное строительство.

Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.

 школа интернат

Современный проект школы-интерната

План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.

Основные виды школьных комплексов

Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:

  • средние;
  • неполные средние;
  • начальные.

По направлению организации обучения:

  • музыкальные;
  • с глубоким изучением некоторых дисциплин;
  • с обучением на иностранных языках;
  • со спортивным уклоном и др.

Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.

планировка школы

Типовая планировка школьного здания

Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.

Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.

Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.

территория школы

Проект и планировка территории школы

План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.

По композиционному устройству школьные комплексы бывают:

  • централизованные;
  • павильонные;
  • блочные.

Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.

планировка школы

Расположение учебных заведений на плане школы

Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.

План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.

Блочный комплекс

Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:

  1. Три функциональных блока: два боковых учебных и один на всей пришкольной территории в качестве открытой зоны.
  2. Просторный вестибюль со свободным доступом в любую часть школьного здания. Он может быть централизованным или разделённым отдельно для каждой возрастной группы.
  3. Подъезд, обеспечивающий вход не только здоровых детей, но и инвалидов-колясочников. Для этого он оборудуется пандусом, пешеходными дорожками с небольшим уклоном и пониженными поручнями.
  4. Ограждение территории с удобными подходами со стороны больших микрорайонов города.
  5. Изоляцию от школьного двора парковочных участков как для машин своих сотрудников, так и для временной стоянки автомобилей родителей, подвозящих детей.

обустройство школьной территории

Проект обустройства школьной территории

Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.

Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.

Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.

школьная лаборатория

Обустройство и дизайн школьной лаборатории

Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.

Во втором блоке размещают:

  • спортзал с раздевалкой, душем, туалетами для девочек и мальчиков;
  • столовую с баром для витаминных напитков;
  • библиотеку, читальный зал;
  • мастерские для уроков труда;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал с эстрадой, костюмерной;
  • лыжную базу;
  • школьный медпункт.

В наши дни строятся четырёхблочные школьные комплексы, в которых четвёртый блок полностью предназначается для учащихся подготовительных и начальных классов, групп продлённого дня. Малыши имеют оборудованные специально для них учебные помещения, свои гардеробы, санузлы. Им необходимы спальни, кабинет логопеда.

Всё это в рамках этого же здания. Такой тип учебных заведений соответствует европейской психологической модели, проповедующей изоляцию возрастных групп, в отличие от американской теории, предлагающей их тесный контакт.

Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.

Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.

обустройство территории

Обустройство прилегающей школьной территории

План примыкающей к школе территории должен включать:

  • физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, спортплощадками для игры в волейбол, баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разного возраста;
  • площадку со скамейками для бесшумного отдыха;
  • хозяйственную зону;
  • по возможности наличие учебно-опытных участков.

Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.

Требования к школам-интернатам весьма различны в связи с крайне разнообразными требованиями педагогов.

Это особенно относится к взаиморасположению квартир для учителей и спален школьников, к устройству общих столовых, ванных и т.п.

Спальные комнаты ориентируют на восток.

Комнаты в зависимости от возраста устраивают на 1, 2, 4, 8 и до 15 — 20 учащихся. Площадь на одного учащегося 5, лучше 6 м2. Объём воздуха на одного учащегося 20 м3. Устройство двухъярусных коек не допускается. 1 — 2 небольшие палаты на 1 — 2 учащихся. При палатах уборная, ванна и кабинет врача, одновременно служащий процедурной. 1 душ на 8 девочек или 10 мальчиков. 1 умывальная (площадь на 1 учащегося —1 м2). 1 ванна на 25 учащихся. 1 очко на 15 девочек или на 45 мальчиков. 1 писсуар на 15 мальчиков.

1 шкаф вместе с прилегающей площадью 1 м2 на каждого учащегося, для девочек шкаф размещают в помещении, связанном с душевой.

Рабочие и жилые помещения проектируются из расчета не менее 4,5 м2 на одного учащегося. Площадь комнат, рассчитанных на 1 и 2 учащихся, — в среднем 6 м2 на каждого учащегося.

Комнаты для учителей размещаются между спальнями и комнатами дневного пребывания каждой школьной группы.

Школьная группа может включать 10—40 учащихся.

Комнаты для холостых учителей: кабинет 16—20 м2; спальня 10—15 м2 с умывальником, встроенным шкафом и т.п.

Квартиры для семейных учителей: общая комната и спальня по 20—25 м2 каждая; три-четыре небольшие комнаты и кухня — по 12—15 м2 каждая; кроме того, кладовая, кладовая для продуктов, уборная и ванная, прачечная и т.д. общей площадью около 85 — 100 м2.

Столовая: один-два зала на всю школу. Площадь зала на одного учащегося 1 м2. При входе и выходе не должно быть встречных потоков. Размеры помещений или расстояния между колоннами определяются расположением обеденных столов.

Кухня: площадь определяется из расчета 0,5 м2 на одного учащегося; высота помещения ≥ 3,5 м.

При кухне длинная раздаточная с шкафами для подогрева пищи, просторная моечная с шкафами для посуды или моечными машинами, сушилкой и чисткой столовых приборов, кладовые для хранения продуктов, холодильные камеры, подвал, заготовочная и т.д.

1 – актовый зал; 2 – комната для занятий; 3 – кабинет естественных наук; 4 – учебная комната; 5 – библиотека; 6 – кабинет директора; 7 – общая комната (гостиная); 8 – спальня; 9 – спальня персонала; 10 – кухня и хозяйственные помещения; 11 – гардеробная; 12 – умывальная; 12 – контора.

Часть II, раздел Л

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

Дата введения 1964-04-01

Глава СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" разработана НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Министерством просвещения РСФСР, НИИ школьной гигиены и физического воспитания и НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, Институтом гигиены детей и подростков и Институтом питания Академии медицинских наук СССР, Гипропросом Госстроя РСФСР, Гипроторгом Государственного комитета по торговле при СНХ СССР, Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР при участии ЦНИИЭП жилища и НИИ архитектуры сооружений (Киев) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, НИИ строительной физики Госстроя СССР, Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института Государственного комитета по электротехнике при Госплане СССР, Московского НИИ санитарии и гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР.

С введением в действие главы СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" с 1 апреля 1964 г. утрачивают силу § 6 главы II-В.11 СНиП издания 1958 г. и "Нормы и технические условия проектирования зданий общеобразовательных школ" (СН 22-58).

Редакторы: инж. В.Д.Несов (Госстрой СССР); арх. Д.В.Кулаков (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР); арх. Г.Д.Леладзе (НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР).

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР) 30 декабря 1963 г.

ВЗАМЕН § 6 главы II-В.11 СНиП (издания 1958 г.) и СН 22-58

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов.

Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных, для слепых, глухонемых, умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением.

Примечания: 1. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора.

2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами.

1.2. Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми, причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.).

Примечания: 1. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ.

2. Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении 1, номенклатура школ-интернатов - в приложении 2

Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2, следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке

3. Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них веранд для дневного сна учащихся - при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов - при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету).

1.3. Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более:

в школах-интернатах - 560.

1.4. Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило, II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест.

1.5. Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл.1.

Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности

Степень огнестойкости (не ниже)

Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов

V (при вместимости до 320 ученических мест)

III (при вместимости более 320 ученических мест)

Спальные корпуса школ-интернатов

Примечания: 1. Здания школ, учебных корпусов и отдельных спальных корпусов школ-интернатов рекомендуется проектировать не выше трех этажей. В стесненных условиях городской застройки или при специальных обоснованиях допускается проектировать четырехэтажные здания школ вместимостью не менее 960 ученических мест.

2. Степень огнестойкости пристраиваемых веранд должна соответствовать степени огнестойкости зданий школ. Веранды V степени огнестойкости должны быть вместимостью каждая не более 50 учащихся и расположены в первом этаже.

3. Ограждающие конструкции зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов V степени огнестойкости следует защищать изнутри от возгорания.

4. Допускается проектировать двухэтажные спальные корпуса вместимостью не более 140 спальных мест и здания школ вместимостью не более 320 ученических мест деревянные рубленые и брусчатые V степени огнестойкости при защите стен и перегородок изнутри от возгорания.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Площадь земельных участков для школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл.2.

Читайте также: