Что такое хор в музыке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Хоровое пение играет важную роль в музыкальной культуре. Это одна из древнейших традиций, которая не только не угасла за прошедшие тысячелетия, но и в своём развитии достигла новых вершин. По-настоящему высокий уровень этого вида искусства достигается в рамках музыкальных ансамблей, одной из разновидностей которых является хор. Рассмотрим специфику подобных объединений.

Что называют хором

Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.

Классификация

Мужской


Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.

Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.

Женский


В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.

Детский


Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.

Смешанный

Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.

Что такое хоровая партия

Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.

Дирижирование в хоре

Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:

  • при разучивании новых музыкальных произведений;
  • на репетициях;
  • наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.


Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.

У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.

Как подобрать репертуар

Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора. При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений. В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.


Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.

Песни для хора

Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.


Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.

Подведем итоги

Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен. В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре.

  • Хор (др.-греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Связанные понятия

Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.

Духово́й орке́стр — оркестр, состоящий преимущественно из духовых и ударных музыкальных инструментов.

Ка́мерная му́зыка — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

Упоминания в литературе

Среди всех видов вещания в программах Всесоюзного радио первое место по объему занимали музыкальные передачи: ежемесячно в эфире звучало до двух тысяч таких передач – более половины всего объема. В создании столь огромного количества передач самых разных форм и жанров решающую роль играли собственные музыкальные коллективы Всесоюзного радио: Большой симфонический оркестр, оперно-симфонический и эстрадно-симфонический оркестры, Академический большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, оперный хор, ансамбль песни, хор русской народной песни, оркестр народных инструментов, вокальная группа, которые входили в структуру Главной редакции музыкального радиовещания.

Связанные понятия (продолжение)

Духо́вная му́зыка (нем. geistliche Muik, итал. musica sacra, англ. sacred music) — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А.

Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.

Хора́л (лат. choralis , от др.-греч. χορός — хор, первоначально — хоровод, сопровождающийся пением) — многозначный музыкальный термин. Выделяются следующие значения хорала.

Альт (итал. alto, фр. hautecontre; от лат. altus — высокий) — первоначально назывался голос, который был выше тенора, исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырёх главных родов человеческого голоса: сопрано, альт, тенор и бас, и подобно трём остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объём первого простирается приблизительно от фа в малой октаве до фа.

Орга́н (лат. organum из др.-греч. ὄργανον ― инструмент, орудие) — клавишный духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Капелла (позднелат. capella, итал. cappella) — небольшой музыкальный ансамбль, первоначально только вокальный, ныне — также инструментальный.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.

А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Под арией может также подразумеваться музыкально-инструментальная пьеса певучего характера.

Фортепиа́но или фортепья́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Церковная музыка — вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестантской и православной), сопровождающая христианское богослужение.

Хорме́йстер (от хор и нем. Meister — мастер, начальник; нем. эквивалент Chorleiter) — руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий. Художественный руководитель хорового коллектива, на которого, помимо дирижёрских, возложены обязанности обеспечения художественного уровня творческой деятельности хора обеспечения называется главным хормейстером.

Тео́рия му́зыки — общее обозначение комплекса дисциплин (учебных и научных) музыковедения, занимающихся теоретическими аспектами музыки.

Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.

Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основной речитатива может быть как поэзия, так и проза.

Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства.

Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

О́пера (от итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн. ч. от opus) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией.

Музыка́льные инструме́нты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.

Труба́ (древневерхненем. trumba; итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Обладает.

Трио-соната (итал. trio - Трио и итал. sonare — звучать) — основная форма камерной инструментальной музыки XVII—XVIII веков (эпохи барокко). Обычно трио-соната сочинялась для трех инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом. Эпохой расцвета трио-сонаты во всех европейских музыкальных центрах был период с 1625 по 1750год, затем, ввиду отмирания basso continuo как функционально необходимого элемента композиции.

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

Правосла́вная му́зыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную, главным образом, с богослужением византийского обряда в Православной Церкви с православным богослужением Древней Руси. Однако под этим словосочетанием имеются ввиду различные виды как православного богослужебного, так и не богослужебного пения.

Упоминания в литературе (продолжение)

Родион родом из народной русской песни и хора . Из музыкального ансамбля братьев Щедриных, его дядьев. Он с детства непроизвольно тяготеет к многоголосию, жизненному и музыкальному полифоническому согласию – со всеми вместе, в ансамбле, в хоре, в оркестре, в опере. Он – часть музыкального сообщества, даже если солист.

Главное качество дирижера – умение воплотить свой замысел исполнения того или иного произведения и реализовать его с помощью музыкантов-исполнителей. А в оперном спектакле роль дирижера еще сложнее, поскольку он управляет не только оркестром и хором , но и солистами и должен всех их объединить в единый исполнительский ансамбль. Чтобы понять, откуда же он все-таки появился перед оркестром или хором, обратимся к истории.

Современники отмечали, что Фридрих также имел неплохие вокальные данные, хотя сколько-нибудь заметного развития они не получили. Самым примечательным в этом плане можно полагать выступление в составе Боннского хора на фестивале в Кёльне в 1865 году. Правда, в этом коллективе Ницше вряд ли был хоть чем-то заметен, ибо хор насчитывал примерно шестьсот человек – совершенно труднопредставимое количество участников.

С началом XV века в музыкальной культуре ряда европейских стран все отчетливее проступают черты, присущие эпохе Ренессанса. Несколько слов следует сказать о самых крупных музыкантах данного периода. Прежде всего это Джон Данстейбл в Англии – первоклассный мастер-полифонист, великолепный мелодист, автор крупных произведений для хора , в том числе мессы.

Из музыкальных средств, какими композитор пользовался в этом капитальнейшем из своих творений, следует назвать необыкновенно искусное и удачное употребление двух хоров , а из инструментов – орган и оркестр, весьма оригинально составленный. Инструментовка здесь отличается именно совершенным отсутствием, во-первых, медных инструментов, а во-вторых, инструментов ударных, что придает музыке необычайно изящный колорит, поражающий одновременно своей мягкостью и большой оригинальностью.

Песни традиционно исполнялись хором , в котором петь мог каждый человек. Но в каждом хоре были запевалы с хорошими голосами, зачастую они были создателями новых песен.

Мы уже говорили о первом произведении Жуковского, завоевавшем национальную известность, – его “Певце во стане русских воинов”, прославлявшем победу над Наполеоном. В 1827 году на сцене Большого театра состоялась премьера “музыкальной картины” Верстовского на эти стихи с участием двух солистов и хора , что побудило композитора изменить заглавие на “Певцы…” вместо “Певец…”. Здесь Верстовский показал, что ему подвластны и героические, пафосные моменты в новом национальном стиле. Всё это послужило своеобразной подготовкой для первой оперы Верстовского “Пан Твардовский”, о которой мы уже рассказывали.

При Большом театре существует детский хор . В его состав принимаются одаренные дети старше пяти лет, прошедшие прослушивание.

Какие-то темы стали нам интересны в связи с юбилеями тех или иных очень значимых, на наш взгляд, событий. Таким, например, стало столетие музыкально-художественного утра в Петербургской консерватории, состоявшееся 15-го апреля 1912 года, посвященное памяти художника-композитора Н. К. Чурлёниса, в котором приняли участие Вячеслав Иванов, С. Маковский, музыканты, хор и симфонический оркестр. В зале и фойе были выставлены произведения художника. На выставке были представлены 102 работы. Пребывание Чурлёниса в Петербурге добавило еще один штрих в художественную жизнь нашего города.

В начале 50-х годов А.П. Разумова и Ю.М. Зарицкий фиксируют репертуар Сегозерского народного хора (с. Паданы) и Петровского народного хора (с. Спасская Губа). Ю.М. Зарицкий выезжает в с. Ухту (Калевала) для записи рун и песен от Е. Хямяляйнен, В.Прохоровой, О. Лафеевой, Пяллинен, Калевальского народного хора, а также И.А. и И.Ф.Кондратьевых в д. Вокнаволок. Он же записывает впервые Шелтозерский народный хор (вепсы), записывает в Ведлозере карельский эпос и песни. Звуковые записи производятся также К.В. Чистовым, А.А. Беляковым и другими сотрудниками института. Ими фиксируются произведения карельского фольклора от Т.А. Перттунен, М. Михеевой, П.П. Ивановой, А.Ф. Никифоровой и Е. Хямяляйнен. Особенно активно проводит собирательскую работу В.Я. Евсеев. Собирается и финский фольклор в северной Карелии – это в основном записи В.Я. Евсеева, П.Я. Куйкка и В.И. Кийранен. В 1955 г. А.П. Разумова записывает заонежские песни от Д.Г. Кривошеевой из с. Космозеро.

На балах и маскарадах в клубе играли лучшие оркестры под управлением Степана Рябова, а также Сакса, Блезе и Крейнбринга. В бывший дом Петра Салтыкова съезжались не только известные и состоятельные предприниматели, но и приглашались представители культуры, среди которых был композитор Ференц Лист. На торжественном банкете в его честь в 1843 году угощали блюдами русской кухни. Трехаршинный осетр, которого внесли в зал несколько человек, вызвал у Листа бурные аплодисменты. Приготовившему осетра повару-художнику по имени Влас (некогда служившему у дяди Пушкина – Василия Львовича) пришлось выйти на поклон. Поразившее Листа выступление хора Ильи Соколова в дальнейшем вдохновило композитора на изучение цыганской музыки. В нескольких дискуссиях, в том числе о земельном вопросе и крепостном праве, в помещении клуба участвовал и уже упомянутый Лев Николаевич Толстой.

Дирижер нужен в опере и симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски – везде, где музыку исполняет большой коллектив.

В начале нынешнего и в конце прошлого столетия в нашем дворянском быту театр и музыка получили широкое развитие, наши баре тогда сосредоточили особенное внимание на сценических представлениях; и не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные артисты. Эти затеи баре, как ни были они иногда смешны и неудачны, но все-таки развивали в крепостных людях, обреченных коснеть в невежестве, грамотность и понятия об изящном. Многие из крепостных актеров впоследствии сделались украшением отечественной сцены.

Когда Котеча был ребенком, его отец работал в IBM и часто переезжал с семьей с места на место по всей стране. В Остине, где семья окончательно обосновалась, он спал на кушетке в гостиной – квартира была маленькой. Однажды он зашел в комнату сестры и увидел там музыкальную клавиатуру. Он присел, чтобы поиграть на ней. Внезапно что-то загорелось в нем. С того дня, говорит Котеча, он стал одержим сочинением и исполнением музыки. Он сам учился играть на фортепьяно, одновременно изучая теорию музыки. Он пел и в школьном хоре , и в бой-бенде. Он проглатывал книги по истории популярной музыки и справочники о фирмах звукозаписи и музыкальных издательствах.

1. Встреча со страшным. Звуковая картина, восходящая к фильмам ужасов и звуковой картине страшных сцен в романтических литературных произведениях. Сочетание очень высоких и очень низких звуков, орган и хор , напоминающие о церковной музыке.

Хор (др. -греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора) ; совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д. ) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.


Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Есть упоение в говне,
В нытье со страхом и упреком.
Но в этом я не вижу проку,
И это не по вкусу мне.
И пусть умру я под забором,
Как рок велел мне умирать,
Но петь не стану в этом хоре,
Под эту дудку танцевать.

Хор (др.-греч. χορός – толпа) – хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) – состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов;
  • хор мальчиков и юношей;
  • мужской хор – состоит из теноров и басов;
  • женский хор – состоит из сопрано и альтов;
  • детский хор.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры – поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
  • народные хоры – поющие в народной манере.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Очевидно, много тысячелетий назад наш древний предок, переживая очередной эмоциональный подъем, решил заменить обычный разговорный язык на иной – тот, который мы именуем песней. Простые и незатейливые мелодии напевов, так же как и первые образцы наскальной живописи, были первыми шагами древних в эстетическом осмыслении окружающего мира. Распространенность как сольных, так и совместных (ансамблевых) форм вокального исполнения обусловлена тем, что человек может использовать свой голос, как музыкальный инструмент, и этот инструмент всегда в его распоряжении.

Занимая одно из важных мест в жизни человека со времен глубокой древности, вокальная музыка развивалась как область народно-песенного творчества. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.

Из истории древнего мира нам известно о зарождении, расцвете и закате многих государств. Например, в древнем Египте, Вавилоне, Китае был достигнут высокий уровень цивилизации, коснувшийся и музыкального искусства. Трудно представить себе подлинное звучание музыки того времени, но известно, что музыкальные системы, или то, что мы называем музыкальным строем, в таких странах Востока как Китай, Индия, Египет, имели свои различия.

Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.

Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12-15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.

К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.

Начиная с XIII в. в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы и мотета, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, которая становится неотъемлемой частью их творчества. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах.В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.

Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI-XVIII вв.: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.

В ХIХ в. господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А. Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К. Эйца и З. Кодая.

Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.

В Х в. хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.

Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела.

Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.

Наряду с государевыми певчими с конца XVI в. существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора.

Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.

При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю. Н. Голицына. К концу XIX в. количество частных хоров значительно возросло.

Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 г.

Наряду с этими хорами во второй половине XIX в. в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллективаМолчанов пел в разных хорах. В 60-70-е гг. хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.

Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII в. получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения русских композиторов – А. В. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и других. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение.

Конец ХIХ в. – расцвет хорового исполнительства в России.

Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX в. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х г. – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В. Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В. К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.

Читайте также: