Что означает страшный суд согласно учению ислама кратко

Обновлено: 08.07.2024

В Коране содержится очень мало предзнаменований страшного суда. Но имеющиеся здесь места, посвященные страшному суду, тщательно изучались и пространно излагались толкователями Корана. Если богословы проявили сдержанность, то знатоки священного предания и авторы поучений собрали много подробностей.

Страшный суд не будет всеобщим. Например, некоторые предания гласят, что несколько тысяч верующих войдут в рай, не отчитываясь за свои дела, и, как полагают некоторые мусульманские богословы, там уже пребывают души воинов, павших на поле брани во время священной войны и почитаемых в качестве мучеников.

В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.

Киямат

Как самая молодая из авраамических религий, ислам вобрал себя аксиомы из иудаизма и христианства и дополнил их собственными догмами. В результате сформировалось мусульманское видение конца света, которое несколько отличается от вышеуказанных религий. Упоминаемый как в Коране, так и в сунне пророка Мухаммеда, киямат знаменует собой смерть мироздания и воскрешение мёртвых, за которым следует Страшный суд.

На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.

Признаки киямата

Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.

О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.

Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.

Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.

Страшный суд

О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.

Страшный суд в христианстве


В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.

Киямат

Как самая молодая из авраамических религий, ислам вобрал себя аксиомы из иудаизма и христианства и дополнил их собственными догмами. В результате сформировалось мусульманское видение конца света, которое несколько отличается от вышеуказанных религий. Упоминаемый как в Коране, так и в сунне пророка Мухаммеда, киямат знаменует собой смерть мироздания и воскрешение мёртвых, за которым следует Страшный суд.

На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.

Признаки киямата

Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.

О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.

Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.

Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.

Страшный суд

О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.

Страшный суд в христианстве

День Страшного суда описывается в Коране как светопреставление. В этот день дважды вострубит труба. После первого трубного гласа солнце померкнет, звёзды погаснут, горы сдвинутся с мест, моря выйдут из берегов, ад и рай приблизятся к человеку. После второго трубного гласа мёртвые поднимутся из своих могил и рассеянными толпами пойдут к месту суда, где предстанут пред очами Бога. Суд состоит из двух испытаний. Вначале ангелы будут взвешивать деяния людей на весах. Те, у кого весы тяжелы от добрых поступков, отправятся в рай (а прочие - в адское пламя). Затем людям предстоит пройти по мосту, тонкому, как волос, и острому, как лезвие бритвы. Грешники упадут вниз, поскольку отягощены бременем своих грехов. Прочие войдут прямо в райские кущи.


Посещение рая пророком Мухаммадом.

Рай называется в Коране словом "сад" (ал-джанна), а ад, или геенна, - словом "пламя" (ан-нар, ал-джаханнам). Райсад - прежде всего сад наслаждений. Здесь текут ручьи с приятной на вкус водой и растут деревья, отбрасывающие широкую тень. Праведники будут возлежать на дорогих коврах и предаваться благочестивым беседам. Юноши будут обносить их плодами и вином, которое не пьянит, а прекрасные девушки - ждать неподалёку в шатрах. Напротив, грешникам суждены страшные телесные страдания. Им придётся гореть в огне, пить кипяток и есть горькие плоды. Жизнь после Страшного суда рассчитана на вечность, она не прекратится никогда. Не прекратятся ни наслаждение, ни страдание.

Здесь проводится чёткая граница между Богом и тварным миром, между верующими как праведниками и не верующими как грешниками. Жизнь человека подчинена воле Творца. Он создал для каждого посильную ему ношу и ничего не требует сверх меры. Человек должен стремиться к знанию воли Бога. А такое знание возможно обрести только путём чтения и толкования Корана. Однако покорное следование воле Творца не исключает проявлений собственной воли. Правда, порой она вступает в противоречие с Божественной и толкает человека на ложный путь. Если человек движется по ложному пути - Бог не вернёт его на прежний, не будет мешать ему в совершении греха отступничества. И за каждый свой шаг на ложном пути человек расплатится после Страшного суда.

Во многих сурах проводится не до конца сформулированный принцип разделения человеческой природы на два начала - телесно-чувственное и разумное. Причём если первое начало порождает языческие настроения и мысли и связано с потаканием греху, то второе связывает человека с законом, ниспосланным Богом через Адама и последующих пророков.

Читайте также: