Какое влияние и почему оказывает социальный фактор на процесс правотворческой деятельности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Факторы влияющие на правотворчество: Экономические (материальные условия жизни общества, свобода предпринимательства); Политические (уровень активности политических партий, свобода мнений); Социальные (обеспеченность прав и свобод, забота государства о гражданах); Национальные (характер межнациональных отношений, наличие конфликтов); Внешнеполитические (наличие конфронтации с другими государствами, добрососедские отношения, участие в международных организациях); Идеологические (уровень правосознания, наличие официальной идеологии); Организационно-волевые (специфика деятельности самих органов, издающих нормативно-правовые акты).

Объективное право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство данного периода в данной стране + это правовые обычаи и другие формальные источники права. Объективность этого права состоит в том, что оно не зависит от воли и сознания отдельного индивида. При этом любая норма-правило определяет два варианта поведения. Право в субъективном смысле – это возможность субъектов вести себя известным образом в рамках правовых установлений. Субъективное право определяется как мера возможного поведения субъекта, определяемая нормой объективного права. Субъек-тивное право – это конкретные возможности, права, притязания субъекта, которые возникают на основаниях и в пределах законодательства, то есть в пределах объективного права. Субъективным это право называется потому, что оно связано с конкретным субъектом, оно принадлежит конкретному субъекту и зависит от воли и сознания этого субъекта. Ерин предлагал называть субъективное право – конкретным, а объективное – абстрактным. Существует определенного рода проблема. Что первично: объективное право или субъективное? Правильнее говорить о двух сторонах единого права.

Ответ на этот вопрос будет зависеть от характера правообразования в том или ином государстве в тот или иной период времени. I вариант. Юридическая форма придается уже сложившимся общественным (характерно для англосаксонской правовой системы). II вариант. Государство закрепляет в законодательстве еще не сложившиеся в обществе отношения, например, закон (романо-германская). Объективное право всегда реализуется только посредством субъективных прав. Субстанцией субъективного права является юридически обеспе-ченная возможность. Содержание данной возможности богато, многозначно и разносторонне. Оно включает в себя следующие структурные элементы: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т. с. право на собственные действия; 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие действия; 3) возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Иными словами, субъективное право в зависимости от стадии его реализации может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.


УДК 340.1 М.Ю. ОСИПОВ, кандидат юридических наук Автор анализирует основные существующие классификации факторов, влияющих на формирование права, и делает вывод, что сочетание и особенности этих факторов определяют эффективность правотворчества и правового регулирования. Ключевые слова: правотворчество, правовое регулирование, классификация факторов

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

1. Предварительный этап, включающий в себя:

— осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;

— кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;

— осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего­ся законопроекта.

2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.

3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан.

4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.

5. Этап обсуждения проекта в законодательном орга­не, в ходе которого законопроект приобретает окончатель­ную форму и проходит через процедуру голосования.

6. Этап вступления законодательного акта в силу.

С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.

1. будучи по своей природе соц.явлением, он реализует определенные ин­тересы соц.групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. 2. социологии важно понять, какие именно факторы соц.характера влияют на содержание право­творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле­ние и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за­конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж­дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен­ными и входят в окончательную редакцию закона.

Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со­циологией законодательства –это комплекс теорети­ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель­ства выделяется предзаконодательная, собственно за­конодательная и послезаконодательная социология.

В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен­ного мнения перед принятием того или иного законода­тельного акта, а также с подготовкой населения к пред­стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.

Послезаконодательная социология исследует от­ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин не­эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ­ций. Она решает эти задачи путем периодических ста­тистических исследований и опросов.

Согласно К- Кульчару, социологические исследова­ния в области правотворчества ведутся преимуществен­но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со­циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор­ректировка практики нормотворчества.

25 Социальные и юридические критерии эффективности правового регулирования.

Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эф­фективность закона, согласно определению, приводи­мому В.В. Лапаевой, это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике 1 . Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации по­ставленных законодателем целей.

Эффективность закона определяется взаимодействи­ем трех следующих факторов. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия ре­альной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отра­жающий объективных обстоятельств, реальных соци­альных потребностей, обречен оставаться мертворож­денным, поскольку не сможет оказать никакого влия­ния на правовые отношения.

Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эф­фективна в том обществе, где подавляющее большин­ство населения привыкло уважать закон и руководство­ваться им в своей практической жизни, знает и пра­вильно понимает свои собственные права в их соотно­шении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма — неверия населения в действенность и справедливость права как такового. В кризисные периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремитель­ными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилиз­ма, соответственно, возрастает.

Во многом на эффективности права сказывается тра­диционно присущий данному обществу тип правовой культуры. Так, например, для России в этом плане всегда было характерно признание приоритета совес­ти, нравственности перед позитивным правом, о чем говорят приведенные нами выше данные социологичес­ких опросов. Отсюда вытекает некоторая принципи­альная недооценка права, закона как средства реше­ния возникающих проблем.

В-третьих, социальная эффективность права в очень значительной степени определяется качеством деятель­ности правоохранительных и правоприменительных ор-• ганов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внима­тельного отношения к людям зависит, в частности, об­ратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать, или, наобо­рот, восприятие правоохранительных органов как по­тенциального врага и нарушителя их собственных лич­ных прав. Недостатки и злоупотребления в работе пра­воохранительных органов способствуют росту негатив­ного отношения к ним, недоверия и враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право.

Эффективность действующих в обществе правовых норм можно оценить по существующим критериям. В качестве такого критерия, по мнению А.Б. Венгерова, следует исполь­зовать показатель частоты применения законов, эффек­тивность которых оценивается. Т. Гейгер и Э. Гирш предлагают оценивать эффективность правовой нор­мы через пропорциональное отношение количества фактов правомерного поведения к числу случаев про­тивоправного. Согласно такому подходу получается, что эффективность нормы определяется исключительно ее влиянием на правовое поведение граждан.

Иногда в качестве критерия эффективности той или иной правовой нормы выступает степень действеннос­ти ее практической реализации в деятельности право­применительных органов.

Социология права может оказать большую помощь в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Об этом говорит уже тот факт, что исследование реальной эффективности закона не мо­жет не опираться на сбор информации и ее тщатель­ный научный анализ. Социологические исследования создают необходимую эмпирическую базу, на основе которой можно делать какие-то серьезные теоретичес­кие выводы о степени эффективности той или иной нор­мы или о причинах ее неэффективности.

Оценка эффективности закона по критерию показа­телей конфликтности была бы социологически наибо­лее адекватной, поскольку напрямую выводила бы на состояние социальных отношений и позволяла бы рас­сматривать действие той или иной нормы непосредствен­но в социальном контексте.

26 Общественное мнение и право.

Общественное мнение – это состояние массового сознания, которое проявляется в отношении (скрытом или явном) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей.

В этом плане правотворчество характеризуется как процесс создания норм права, начиная с зарождения концепции и прогнозирования потребности в правовой норме, и кончая ее принятием и введением в действие. В широком понимании правотворчества общественные отношения преобразуются в правовые, фиксируемые в правовой норме.

Социологический подход к изучению правотворчества состоит:

1) в выявлении системы факторов правотворчества;

2) в выработке практических рекомендаций;

3) выявлении воздействия стратификации (расслоения) общества на процесс право-творчества;

4) выявлении групп давления на законодателя;

5) исследовании истинной воли законодателя, скрытой под декларативными положе-ниями;

6) мониторинге состояния правовой системы.

Важнейшим элементом всего процесса правотворчества является государственная деятельность по созданию законов как его основы. Традиционно в социологии права выделяют такие стадии законотворчества, как:

1) предпосылки создания нового акта;

2) подготовка текста законопроекта;

3) обсуждение проекта;

4) внесение проекта на рассмотрение законодательного органа;

5) обсуждение в законодательном органе;

6) вступление акта в силу.

1) планирование нормотворческой деятельности;

2) нормотворческая инициатива;

3) подготовка проекта нормативного правового акта;

4) принятие (издание) нормативного правового акта;

5) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликование нормативного правового акта.

В социологии права выделяется, условно говоря, подотрасль социологии правотвор-чества, которую сторонники нормативизма уравнивают с социологией законодательства. Под социологией законодательства понимается комплекс теоретических и эмпиричес-ких исследований в рамках юридической социологии (социологии права), направленных на социологическое обеспечение законотворчества. В самой социологии законодательства различают:

1) предзаконодательную социологию законодательства, которая используется для изучения общественного мнения по социальным вопросам, требующим законодательного урегулирования;

2) законодательную социологию законодательства, т.е. собственно социологию право-творчества в узком смысле, занимающуюся социологическим обеспечением законо-творчества;

3) послезаконодательную социологию законодательства, которая связана с изучением общественного мнения по отношению к действующим нормативным правовым актам, их эффективности

Социологическое обеспечение законотворчества включает следующие формы и направления:

1) прогнозирование потребности правового регулирования (например, прогнозиро-вание появления новой отрасли законодательства);

2) изучение процессов фактической нормативной саморегуляции общества (как-то поля негативного фактического права, так позитивного, общественно полезного фактического права);

3) разработку концепции правовой нормы и правового нормативного акта;

4) научную экспертизу законопроекта;

5) законодательное экспериментирование;

6) выяснение отношения населения к новому правовому нормативному акту или норме (всенародное обсуждение законопроектов, мониторинги, экспресс-опросы);

7) изучение эффективности введенного правового нормативного акта

Таким образом, очевидна прямая связь социологического обеспечения законотвор-чества с его стадиями.

Следует отметить, что когда ведется разработка концепции правовой нормы и право-вого нормативного акта, то на концептуальном уровне надо найти стыковку социального и правового, вписать правовую норму в социальный контекст, т.е. в конечном счете заложить в закон предпосылки для его социальной легитимации (социального одобрения) и тем самым его самореализации. Для этого надо найти адекватную правовую модель согласования различных социальных интересов. Речь идет о поиске границ правообразу-ющего интереса, в рамках которых свобода одних лиц в реализации своих интересов не ущемляла бы свободу других. Таким образом, Концепция правовой нормы – это по сути дела, и есть правовая модель согласования различных социальных интересов на базе поиска правообразующего интереса.

Нетрудно заметить, что некоторые из вопросов, относящихся к разным стадиям право-творческого процесса, повторяются. Поэтому целесообразно выделить группы обществен-ных отношений, изучаемых социологией законодательства:

1) общественные отношения, общественные явления, нуждающиеся в правовом регу-лировании и соответствующие им социальные интересы (например, причины, а нередко и сам предмет правового регулирования);

2) общественные отношения в механизме правотворческой деятельности, которые стимулируют, тормозят или видоизменяют ее развитие (здесь действуют интересы участ-ников этого процесса, т.е. речь идет о социальном механизме правотворчества);

3) общественное мнение, интересы и установки населения (граждан и должностных лиц, непосредственно в разработке законопроекта не участвующих или участвующих опосредованно), т.е. речь идет об отношении к процессу создания новой правовой нормы со стороны ее будущих адресатов.

Для избежания сознательной или несознательной дезинформации законодателя В.В. Лапаева справедливо требует квалифицированной экспертизы результатов изучения обще-ственного мнения, осуществляемого в рамках социологического обеспечения законо-творчества

Социологическое законодательное исследование может быть осуществлено в таких видах, как информационное изучение, моделирование и опрос общественного мнения

Информационное изучение – это социологическое исследование, данные и результаты которого могут быть использованы законодателем. Законодательную модель можно уточнять логическим путем и математическими выкладками.

При моделировании, создавая законодательную модель, социолог полагает, что она уже является законом, и потому исследуются последствия принятия такого закона. Источник ошибок кроется в том, что, при изучении одной отдельной правовой нормы, она рассматривается без учета того, что всякая единичная норма включена в систему других социальных норм и институтов. То есть ее действие может быть нейтрализовано действием других норм.

^ Опрос общественного мнения в национальном масштабе равнозначен обнаружению той общей воли, которая призвана создавать закон. Конечно, официальный референдум более точно выразит общественное мнение, чем опрос, который представляет собой уменьшенную модель настоящего референдума. Напомним, что результаты опроса не являются обязательными для законодателя. Однако их игнорирование часто бывает плачевным. Так, например, более 40 % респондентов негативно оценили перспективы принятия в России закона об амнистии, который, тем не менее, был принят. Опасения, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности, оправдались.

Практическими социологическими исследованиями по поводу предполагаемых ре-форм законодательства или в качестве проверки эффективности изданных нормативных актов занимаются государственные, общественные и научные учреждения. Основными методологическими принципами изучения являются: системный структурно-функциональный анализ и социологический контент-анализ, при котором изучается со-держание документа и переводится в количественно-качественные показатели, делающие содержание измеримым.

Среди всех стадий социологического исследования важно системное описание механизма действия комплекса социальных факторов на правотворческую деятель-ность. Этот механизм понимается как совокупность процессов, явлений, опосредующих влияние факторов на эту деятельность, и, в конечном счете, на разработку, принятие, изменение или отмену правового акта. В.С. Нерсесянц определяет право как сложную духовную форму выражения совокупности итогов многофакторного социального разви-тия

К наиболее важным социальным факторам правотворчества (по степени значимо-сти) относятся экономический, политический, геополитический, экологический, демогра-фический, идеолого-психологический, национальный, межнациональный факторы. Как видно из иерархии, выше стоят социальные факторы, отражающие явления обществен-ного бытия, по отношению к факторам, где проявляются процессы духовной жизни общества. Если воздействие временного фактора невелико, то законодатель от него абстрагируется, тем самым достигается стабильность общества.

Рассмотрим пример социологического изучения налогового законодательства. Стати-стические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время налоговые право-нарушения вышли за рамки обычного частного противоправного поведения и преврати-лись в атрибутивную характеристику российского и отечественного общества. В резуль-тате изучения социальных факторов, ведущих к правонарушениям в сфере налогообложе-ния, выделяют:

экономическую группу факторов (непомерная высота налогов, слабая заинтересован-ность государства в развитии частного предпринимательства, особенно мелкого бизнеса);

организационную группу факторов (недочеты в организации и работе налоговых органов, их слабое обеспечение ресурсами);

правовую группу факторов (нестабильность и неоднозначность налогового законо-дательства);

мировоззренческую (насаждение достижений идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутреннего конфликта, обусловленного невозмож-ностью правовыми средствами достигнуть требуемого материального благополучия и социального успеха).

1) название подготавливаемого проекта нормативного акта;

2) отрасль законодательства;

3) стадия правотворческой деятельности;

4) документ, где фактор зафиксирован;

5) вид и род фактора;

6) направление воздействия;

7) степень влияния фактора.

1) выявлением и обоснованием социальных факторов (экономических, природно-географических, политико-правовых и других), влияющих на официальную правотворческую деятельность;

2) изучением влияния стратификации общества на правотворческий процесс;

3) разработкой рекомендаций по остро стоящей проблеме с подзаконными актами и т. д.

Дело в том, что подзаконные акты издаются во исполнение закона и не должны создавать новые нормы, не соответствующие закону. Однако указы, приказы, инструкции имеют видимость законов (в широком смысле) и посредством их можно утверждать новые, незакрепленные в законе обязанности граждан и других субъектов права. Подзаконные акты позволяют присваивать право законодателя (государства) наступать на нрава исполнителей, ограничивать их свободу и вершить насилие. Так, например, политические репрессии, унесшие и исковеркавшие жизни миллионов людей, вершились на основе подзаконных актов.

Таким образом, из вышеизложенного следует подтверждение статуса социологии правотворчества как одного из наиболее актуальных и значимых разделов социологии права.
^ Вопросы и задания
1. Дайте определение правотворчеству. Отличается ли оно от нормотворчества в юридическом и социологическом значении слова? Отличается ли оно от законно-дательной деятельности? Раскройте особенности социологического изучения правотворческого процесса.

2. Изобразите графически соотношение нормотворчества, правотворчества, право-установления, законотворчества, подзаконотворчества, официального и теневого нормотворчества. Нарисуйте схему и объясните ее.

3. На какие стадии можно разбить правотворческий процесс с точки зрения социо-логии права и действующего законодательства? Является ли стадией этого процесса возникновение потребности в правовом регулировании тех или других отношений? Является ли стадией правотворческого процесса опубликование закона? Является ли стадией правотворческого процесса стадия реализации правовой нормы?

4. Нарисуйте механизм создания теневых норм? Кем создаются теневые нормы? Кто и почему их соблюдает? При наличии конкурирующих теневой и официаль-ной норм, каким нормам будет отдано предпочтение субъектами правового общения? И почему? Приведите доводы или примеры.

5. Поразмышляйте, какие факторы и в какой степени влияют на правотворческий процесс? Можно ли устранить или корректировать их действие? Кому и как следует учитывать действие подобных факторов? Что такое паспорт фактора?

6. Поразмышляйте, насколько автономна воля законодателя в принятии решения? Или она всегда детерминирована влиянием общества? Какие виды давления Вы предполагаете, испытывает законодатель в процессе правотворчества?

7. Изобразите графически правотворческий процесс и влияние социальных факто-ров на него (т.е. какое давление и на какой стадии правотворческого процесса испытывает на себе законодатель). Объясните схему.

8. Приведите примеры совпадения и расхождения законодательного решения с общественным мнением. Кто был прав в случаях расхождения: законодатель или общество? Учитывало ли принятое решение общественное мнение?

10. На примере какой-нибудь нормы права смоделируйте социальные последствия ее действия, изменения и отмены. Например, законодатель уравнял законных и внебрачных детей. К чему это приведет?

11. Раскройте структуру законодательной социологии. Дайте ее определение.

12. Что такое нормообразующий интерес (правообразующий интерес)?

13. Деловая игра. Разделите группу на четыре части. Одна часть представляет законо-дателя и его интересы, все другие выражают интерес определенной социальной группы (например, одни предлагают разрешить гражданам уйти на пенсию и получать пособие до тридцатилетнего возраста, другие – после 70 лет, а третьи – вообще ее отменить). В результате правотворческой деятельности надо найти правообразующий интерес и отразить его в принятом законопроекте.

15. Как Вы считаете, насколько объективно референдум отражает волю общества? Когда его целесообразно проводить?

16. Проведите экспертный опрос о процессе правотворчества. Например, опросите эксперта-депутата одной из парламентских комиссий.

I7. Придумайте или найдите в нормативно-правовом материале несколько вариантов последовательного изменения нормы права. Проведите контент-анализ докумен-тов, в которых эти варианты нормы нашли свое выражение. Определите, какие факторы повлияли на ее изменение. Составьте паспорт какого-либо из факторов.

19. Нарисуйте схему, изображающую взаимосвязь между правосознанием населения, законотворческой деятельностью, правоприменительной практикой и состоянием законопорядка в стране? Какие социальные и психологические явления и процессы здесь должны быть изображены?

Читайте также: