Что такое гипердинамия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современные дети часто страдают от гипердинамического синдрома. Подобное поведенческое расстройство может быть вызвано самыми разными причинами. В этой статье вы узнаете, что представляет собой гипердинамический синдром, и как с ним бороться.

Гипердинамическим синдромом называют повышенную двигательную активность, которая ничем не мотивирована и не имеет смысловой наполненности. Часто сопутствующим моментом данного синдрома является отсутствие внимания или неумение сосредотачиваться на конкретном объекте. В медицине гипердинамический синдром имеет аббревиатуру СДВГ. Подобное нарушение может проявляться по-разному в зависимости от типа:

  • смешанного;
  • с преобладанием гиперактивности;
  • с ярко выраженной нехваткой внимания.

Выявить наличие гипердинамического синдрома лучше всего как можно быстрее, чтобы вовремя начать коррекцию. Если не контролировать состояние ребенка, это может привести к последствиям во взрослом возрасте.

Причины гипердинамического синдрома

Нельзя однозначно сказать какие именно причины способствуют развитию гипердинамического синдрома. Многие специалисты уверены в том, что данному нарушению способствуют повреждения головного мозга в пренатальный период.

Случаются ситуации, когда с возрастом нарушения в работе нервной системы нормализуются. Однако если этого не происходит, то в возрасте 5-6 лет ребенку могут поставить диагноз минимальная мозговая дисфункция. Данное расстройство может привести к трудностям в обучении, а также контроле над своим поведением.

Минимальная мозговая дисфункция может проявляться в виде гипердинамического синдрома. В данном случае часть клеток, отвечающих за торможение, в мозге ребенка повреждается, а их функцию выполняют здоровые клетки. Это способствует большей нагрузке на здоровые клетки, а даже незначительный стресс может спровоцировать ухудшение работы всей системы. В связи с этим не рекомендуется повышать голос на гиперактивных детей, так как неумение концентрировать внимание и контролировать поведение зависит от работы нервной системы.

Симптомы гипердинамического синдрома

Для лучшего понятия гипердинамического синдрома следует прорисовать в голове картинку ребенка с данным синдромом. У таких детей синдром может проявляться абсолютно по-разному, при этом некоторые симптомы могут быть более выражены или вовсе отсутствовать. Полноценным набором всех симптомов обладает каждый 5 ребенок. Для детей с гипердинамическим синдромом присуще следующее поведение:

  1. Такой ребенок постоянно суетится и делает много движений. На первый взгляд может показаться, что такие дети вовсе не устают, но это не так. Младенцы с гипердинамией постоянно пытаются выпутаться из пеленок и проявляют большую активность.
  2. В связи с чрезмерной активностью у таких детей наблюдаются постоянные проблемы со сном.
  3. Неумение концентрировать внимание. Когда ребенку необходимо на чем-то сосредоточиться, у него не получается это сделать.
  4. Дети с гипердинамическим синдромом являются очень импульсивными. На уроках они часто выкрикивают ответы, не поднимая руки, они постоянно отвлекаются на предметы, которые им интересны, могут проявлять агрессию.
  5. Они не могут сами себя контролировать и достаточно часто игнорируют запреты взрослых.
  6. Такие дети не способны спокойно стоять или сидеть. Даже в положении лежа им необходимо постоянно качать руками или ногами, стучать пальцами и прочее.
  7. При разговоре с человеком гиперактивные дети не слишком хотят погружаться в его мир и концентрироваться на рассказе. Однако они не способны слишком долго обижаться на окружающих, даже если изначально они проявляли агрессию.
  8. Главной особенностью детей с гипердинамическим синдромом является умение налаживать контакт с окружающими. Они легко могут найти общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Лечение детей с синдромом должно проходить исключительно под присмотром специалиста после тщательного осмотра. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем больше вероятности, что не разовьются вторичные расстройства.

При обследовании ребенок и родители беседуют с психологом, логопедом, неврологом и дефектологом. Далее назначается определенное лечение:

  • используется нейропсихологическая методика;
  • терапия, направленная на коррекцию семейных отношений;
  • терапия с помощью медикаментов;
  • поведенческая психотерапия.

При работе с гиперактивными детьми психолог пытается научить ребенка релаксировать, повысить уровень самоконтроля и развить внимание. При помощи современных психологических методик психотерапевт помогает ребенку максимально расслабиться и снять напряжение. Очень важно успеть совершить все вышеперечисленные действия до поступления ребенка в школу, так как он должен научиться дисциплине и восприятию учебного процесса.

Родители гиперактивных детей должны понимать, что их чадо просто не умеет справляться с эмоциями, поэтому так себя ведет. Не стоит ругать малыша за то, что он слишком активен, ведь все дети любят бегать, прыгать и шуметь. Чтобы избежать перевозбуждения, рекомендуется придерживаться определенного графика. Помните, что, если ваши силы на исходе, не стоит выжимать из себя последние соки, а лучше попросить помощи у родственников или близких друзей.

Причины гипердинамического синдрома

Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.

Основные симптомы гипердинамического синдрома:

    – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
  • дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
  • импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.

Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.

Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:

  • выработать чёткий режим дня;
  • стараться меньше ругать;
  • разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
  • чаще хвалить;
  • учить правильно распределять силы;
  • беречь от переутомления:
  • меньше требовать;
  • давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
  • приучать к пассивным играм;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье.

Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

tomatis - частые вопросы

Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.

Работа с родителями

Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.

Работа с гиперактивными детьми

Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.

Занятия по методу Томатис уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.

Вам будут полезны следующие статьи:

Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Рассмотрим более подробно, как проявляется гипердинамический синдром у детей, к каким проблемам приводит и как с ним справляться.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В настоящее время родители и педагоги все чаще сталкиваются с такими понятиями как гипердинамический синдром — поведенческое расстройство развития. Он проявляется у детей от рождения до 15 лет, а наиболее выражен бывает в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рассмотрим более подробно, как проявляется гипердинамический синдром у детей, к каким проблемам приводит и как с ним справляться.

ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Гипердинамический синдром — это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности.

Часто этому диагнозу сопутствует дефицит внимания — отсутствие способности или ее недостаточность, чтобы сосредотачиваться на необходимом объекте. В этом случае гипердинамический синдром скрывается под аббревиатурой СДВГ.

В зависимости от симптомов нарушение делится на 3 типа:

  • смешанный;
  • с преобладанием гиперактивности;
  • с ярко выраженным дефицитом внимания.

ПРИЧИНЫ ГИПЕРДИНАМИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Сложно назвать точные причины гипердинамического синдрома. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нарушение появляется вследствие повреждений головного мозга различной степени пренатального и перинатального периода.

Иногда нарушения в работе нервной системы компенсируются без всякого вмешательства по мере взросления ребенка. Но если этого не происходит, то в возрасте пяти-шести лет ему ставят диагноз ММД.

ММД — это минимальная мозговая дисфункция, которая приводит к различным трудностям и проблемам в обучении, контроле своего поведения и активности. Интеллект при этом сохраняется в норме.

Гипердинамический синдром является одним из проявлений ММД. Когда ребенок получил повреждение клеток мозга, которые отвечают за процесс торможения, их функцию взяли на себя здоровые нервные клетки. Но для того, чтобы восстановить всю работу, им приходится всегда работать с большой нагрузкой. Любой стресс и напряжение ребенка приводит к ухудшению работы всей системы. Именно поэтому нельзя кричать на гиперактивных детей и требовать от них вещи, которые они выполнить не в состоянии.

Все эти процессы в нервной системе и приводят к тому, что дети испытывает трудности с концентрацией, произвольным вниманием и контролем своего поведения.

СИМПТОМЫ ГИПЕРДИНАМИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Чтобы понимать, что это такое — гипердинамический синдром у детей, нужно представить портрет ребенка с этим диагнозом. Существует много проявлений и особенностей поведения детей с СДВГ. Что-то может быть выражено более сильно или слабо, а что-то может вообще отсутствовать. Лишь каждый пятый такой ребенок имеет полный набор симптомов.

Для ребенка с гипердинамическим синдромом характерно следующее:

  • чрезмерная двигательная активность. Создается впечатление, что он совершает очень много лишних движений, он постоянно суетится, находится в большом возбуждении. Кажется, что он совершенно не устает, хотя за этим может скрываться уже перенапряжение. Для младенцев с СДВГ характерно постоянное выпутывание из пеленок, их невозможно даже на секунду оставить одних на пеленальном столе или на диване;
  • нарушения сна. Они возникают из-за перевозбуждения от постоянной бурной деятельности;
  • дефицит внимания. Ребенок испытывает сложности, когда необходимо сосредоточиться на каком-либо объекте. Например, младенец выкинет игрушку, еще не успев исследовать все ее свойства и возможности. Если занятие для малыша сильно интересное, то он способен полностью в него погрузиться и увлечься. Но вот долгие уроки, решения задач, чтение больших текстов становятся настоящим мучением;
  • импульсивность. Особенности ребенка не дают ему возможности хорошо обдумать свои слова и действия, соотнести их с правилами и запретами. Он часто выкрикивает ответы на уроке, не дожидается разрешения куда-то пойти, отвлекается на заинтересовавшие вещи. На характер этот симптом тоже оказывает свое влияние: малыш страдает частыми перепадами настроения, становится вспыльчивым и может даже проявлять агрессию;
  • проблемы с самоконтролем. Гиперактивные дети имеют хорошую память и понимают слова взрослых, но вразумлять их после очередного нарушения поведения не имеет смысла, они все равно не смогут удержаться. Часто именно таких детей родители теряют в торговых центрах: они отвлекаются на что-то привлекательное и совершенно забывают о том, что нельзя далеко отходить от мамы или папы;
  • отсутствие статического положения. Ребенок постоянно что-то делает: даже на месте в положении стоя или сидя он размахивает руками или ногами, качает головой, стучит пальцами по столу и т.д. Даже ходят такие дети не спокойным шагом, а очень быстро или вприпрыжку;
  • поверхностность чувств. У детей с гипердинамическим синдромом не возникает желания глубоко погружаться во внутренний мир собеседника, ведь для этого нужно сконцентрироваться на его словах и эмоциях. Поэтому при необходимости ему нужно прямо говорить, что вы испытываете. Плюсом такого свойства личности является то, что гиперактивные дети не умеют долго злиться и таить обиду на окружающих. Даже после вспышки гнева через небольшой промежуток времени они готовы общаться как ни в чем не бывало;
  • общительность. Дети с гипердинамическим синдромом легко налаживают социальные контакты, они всегда найдут о чем поговорить как со сверстниками, так и со взрослыми. Но вместе с тем поддерживать постоянные и глубокие дружеские отношения у них не получается. Иногда гиперактивные дети предпочитают играть с детьми более младшего возраста.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

Каждому ребенку, который имеет диагноз ММД, и в частности гипердинамический синдром, необходима консультация ряда специалистов. Чем раньше он пройдет обследование, тем больше шансов скорректировать ситуацию и не допустить развитие вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и т.д.).

С ребенком и его родителями беседуют психолог, логопед, дефектолог и нейропсихолог, при выявлении гипердинамического синдрома любой степени составляют план по его коррекции. При необходимости направляют к неврологу, чтобы получить медикаментозное лечение.

Все методики лечения гипердинамического синдрома у детей, которые активно применяются в настоящее время, можно разделить на несколько групп:

  • нейропсихологические методики (занимают длительное время, потому что помогают строить новые связи головного мозга, чтобы нервная система работала более эффективно);
  • поведенческая психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • медикаментозная терапия;
  • транскраниальная магнитная стимуляция мозга.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родителям тяжело самостоятельно справляться с ребенком, имеющим гипердинамический синдром: они теряются, не знают с чего начать, отчаиваются, когда не все удается. Психолог может оказать поддержку и подсказать, как воспитывать малыша, как с ним общаться, избегая ссор и стрессов.

Психолог и родители работают по следующим направлениям:

  1. Сохранение ресурсов матери. Именно мамы обычно больше сил и внимания отдают гиперактивному ребенку. Поэтому важно оказать им поддержку и научить уделять время для себя, чтобы отдохнуть и восстановиться от физических и эмоциональных нагрузок.
  2. Работа по преодолению сомнений и тревог, а также убеждение в том, что тесная работа со специалистами необходима малышу и оказывает положительное влияние.
  3. Исследование фонового напряжения в семье между всеми ее членами. Часто именно ребенок с нарушением становится тем звеном, на которое обрушиваются все претензии, чтобы снять напряжение.
  4. Диагностика коммуникативных связей между всеми членами семьи: как каждый из них доносит информацию и слышит другого.
  5. Личная терапия матери. Помимо того, что мама должна находиться в ресурсе, чтобы иметь силы на общение с малышом, необходимо, чтобы она находилась в гармонии сама с собой. Любые проблемы и непонимания своего состояния напрямую сказываются на всех домочадцах.

РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Вся коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на реализацию следующих задач:

  • развитие свойств внимания;
  • повышение уровня произвольного контроля за своими действиями;
  • развитие двигательной сферы (координация движений и мелкой моторики);
  • развитие умения релаксировать.

Психолог поможет ребенку снять напряжение, расслабляться с помощью специальных методик релаксации и арт-терапии, создаст атмосферу понимания и сопереживания для малыша, которой ему не хватает дома и в школе.

В связке с логопедом и дефектологом детский психолог работает над снижением импульсивности и формированием привычки усвоения, переработки и применения полученных знаний.

Особенно важно проводить такую работу перед поступлением в школу, чтобы будущий школьник успешно мог справляться со школьной программой и не приобрел дополнительные нарушения в процессе учебной деятельности.

ДЕТИ С ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ: МОИ СОВЕТЫ

гиперактивные дети

В настоящее время в школах у детей все чаще встречается как гипердинамический, так и гиподинамический синдром. Не все родители вовремя проходят необходимые обследования, а некоторые и вовсе не признают проблему. Но в любом случае им нужно знать, как взаимодействовать друг с другом.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям строить отношения со своим ребенком и помогать ему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышенная двигательная активность, или гипердинамия, часто встречается у детей от 2 до 12 лет. Такие ребята очень подвижны по сравнению с ровесниками, ни на минуту не успокаиваются. Даже когда сидят, непрерывно вертят головой, что-то крутят в руках, топают ногами. Это состояние сопровождается дефицитом внимания, что оказывает негативное влияние на развитие.

Признаки и проявления

У детей с гипердинамическим синдромом отмечаются:

  • сверхотвлекаемость;
  • нарушение функций памяти;
  • расстройство внимания;
  • особенности мышления, речи.

Чересчур активный ребенок 3-4 лет не выдерживает и нескольких минут сосредоточенной работы, а школьникам тяжело даются 40-минутные уроки. Такие дети не учатся регулировать свое состояние, поэтому без контроля взрослых двигаются до полного изнеможения. Повышенная утомляемость, быстрое истощение психических процессов — непременные спутники чрезмерной активности.

Излишняя двигательная активность у детей

Причины

К причинам гипердинамии относят легкие органические нарушения нервной системы. Они бывают врожденными или приобретенными в перинатальном периоде. Кроме того, повышенная активность может быть обусловлена:

  • физической усталостью ребенка из-за неправильного режима сна и отдыха;
  • психическими перегрузками;
  • аффектами;
  • аутистическими расстройствами.

В раннем детстве такое состояние нормально. Оно связано с незрелостью нервной системы и, соответственно, слабыми процессами торможения. По мере взросления активность должна становиться умеренной и более продуктивной.

Когда необходимо обращаться к врачу

Если вы предполагаете, что ваш ребенок гиперактивен и это плохо отражается на его самочувствии, проконсультируйтесь с неврологом. Нужно установить причину излишней подвижности, чтобы исключить серьезные нарушения нервной системы. Такие особенности, как дефицит внимания, импульсивность, поведенческие стереотипы могут перейти в старший возраст. Поэтому при гипердинамии любого происхождения рекомендуется коррекционная работа. Она должна быть направлена на оптимизацию процесса развития, подготовку ребенка к обучению.

Как мы можем помочь

Если Ваш ребенок неусидчив, наблюдаются трудности в учебе, Вы регулярно получаете жалобы от учителей на его поведение и невнимательность, не откладывайте решение этой проблемы в долгий ящик. Помогите своему малышу. В нашем Центре Вы можете проконсультироваться у невролога и психолога, пройти комплексную диагностику.

Читайте также: