Деятельность учителя предметника в школе

Обновлено: 02.07.2024

Состояние развития современной педагогики обусловливает необходимость обращения к теории управления для разрешения имеющихся проблем.

Одна из важнейших функций менеджмента - сделать продуктивными вверенные ему человеческие ресурсы. Существуют различные подходы в использовании персонала при достижении целей. Сравнительный анализ функций управления позволил выявить особенности их состава применительно к образовательным системам[8;10]. Ими стали: системный подход, процессный подход, информационная основа, коммуникационное взаимодействие, координация, мотивация. Для них характерны следующие функции управления образовательными системами: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотивационно-целевая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.

Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу систему в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция - организационная основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.

Качество функционирования и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции . Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.

Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося.

Регулятивно-коррекционная функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности.

Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом?

Прежде всего необходимо выделить уровни образовательного процесса и далее выявить особенности управления на каждом из них.

В педагогике выделяются четыре уровня изучения образовательного процесса.

Первый уровень – теоретический, представление образовательного процесса как системы. Первый уровень образовательного процесса определяет понимание сущности всех последующих уровней.

Здесь роль преподавателя в управлении велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и другие компоненты связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей возможностями для развития и, следовательно, для повышения качества образования.

Роль учащегося практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда преподаватель уже осуществляет образовательный процесс. У учащегося постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной учебной деятельности. Важно, чтобы учащийся овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправление учением.

Таким образом, овладение преподавателем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, движущих силах является первым и важнейшим условием успешного управления образовательного процесса на практике.

Реализация основных названных условий будет способствовать эффективной совместной деятельности преподавателя и учащегося в образовательном процессе.

Второй уровень образовательного процесса – это уровень образовательной программы школы, проекта учебного плана школы, плана организации воспитывающей деятельности, программ по изучаемым предметам.

Образовательная программа школы – это нормативно –управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации педагогического процесса. Программа должна показывать, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации образовательного процесса. Поэтому образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной, отражающей потребности и возможности участников педагогического процесса конкретного образовательного учреждения.

В образовательной программе должны быть отражены: цели и приоритетные направления образования в конкретной школе; конкретные задачи на определенном этапе деятельности педагогического коллектива; набор обязательных учебных программ, соответствующих федеральному и региональному стандартам; набор программ воспитательной деятельности, а также программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами.

Структуру образовательной программы определяют следующие компоненты: 1) анализ результативности работы педагогического коллектива; 2) приоритетные направления образовательного процесса, его цели и задачи; 3) обоснование учебного плана школы; 4) перечень учебных предметов и программ, их обеспечивающих в вариативном (школьном) компоненте учебного плана; 5) набор программ дополнительного образования; 6) учебно-методическое обеспечение вариативной части учебного плана; 7)описание особенностей организации образовательного процесса( воспитания и обучения); 8) управление реализацией программ через педагогический мониторинг.

Как правило, образовательная программа разрабатывается на 2-3 года и определяет деятельность педагогического коллектива на этот период. Такая программа позволяет образовательному учреждению последовательно осуществлять работу по моделированию содержания образовательного процесса не только в условиях процесса обучения, но и в условиях внеурочной деятельности.

На втором уровне ведущую роль играют руководители школы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образовательного учреждения. Но без анализа образовательных потребностей населения и, прежде всего, самих учащихся они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей.

Третий уровень - это создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планов на год, на учебную тему, отдельное занятие. На третьем уровне основная управленческая деятельность осуществляется преподавателем.

Четвертый уровень - это уровень реального процесса, на котором реализуются все предшествующие уровни. Особенность взаимодействия всех отмеченных уровней состоит в том, что каждый предшествующий обеспечивает успешность протекания последующего, его направленность и качество.

На четвертом уровне задача преподавателя состоит в стимулировании деятельности учащихся посредством использования системы методов, средств и форм организации образовательного процесса. Иными словами, на этом уровне быть гибкой, обеспечивающей самоуправление учащихся в образовательном процессе.

В целом для управления образовательным процессом следует использовать полный управленческий цикл: получить информацию о его результатах, проанализировать ее, выявить проблемы и сформулировать цели дальнейшего развития образовательного процесса, спланировать их достижение, организовать себя и учащихся (а в школе в целом – весь школьный коллектив) на выполнение плана, проконтролировать результаты, на основе анализа которых провести регулирование как самого процесса, так и управления им.

Роль руководителя школы

1.Теоретический - представление об ОП как системе, его движущих силах.

Знает сам, оказывает помощь препо-давателям по развитию знаний об ОП.

Овладевает теоретическими знаниями и новым взглядом на ОП.

Постепенно накапливает знаниями о процессе собственного учения.

2.Уровень проекта образовательной программы, учебного плана и т.д.

Руководит коллек-тивной работой по разработке образова-тельной программы, учебного плана школы, выбором учебных программ, учебников.

Участвует в разработке части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана, выбирает программы, учебники, методические пособия.

Делает выбор дополнительного образования, профиля и т.д., заявляет о своих образовательных потребностях.

3. Создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планирования на год, тему, занятие.

Организует деятель–ность преподавателей по планированию ОП, стимулирует на долгосрочное плани-рование, составляет технологические кар-ты и т.д.

Составляет (или корректирует) планы ОП на год, тему, занятие.

Участвует в планировании ОП, высказывает свои пожелания.

4. Уровень реального процесса.

Изучает ход ОП, его результаты; дает анализ, принимает решения, планирует развитие ОП на уровне школы, организует деятельность участ-ников ОП, осуществ-ляет контроль и регу-лирование.

Реализует ОП на занятии, рефлексирует свою деятельность и деятельность учащихся, строит программу развития педагогической деятельности.

Активно участвует на всех этапах занятия, рефлексирует свою деятельность, строит программу развития своих склонностей и интересов.

Для определения сущности управления учением школьника следует выявить исходную единицу анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все аспекты управления. Такой единицей называют управленческую ситуацию. В терминах педагогики она может быть названа учебно-педагогической ситуацией. Учебно-педагогическая ситуация объединяет совокупность условий и обстоятельств, в которую активным образом включены педагог и учащийся как субъекты педагогической учебной деятельности [10.-с.23]. Данная совокупность условий и обстоятельств составляет реальную обстановку (учебно-педагогическую ситуацию), в которой принимаются решения о способах воздействия на учащегося, с тем чтобы содействовать его переходу из исходного состояния в качественное новое. Принятие решения сопряжено с целью управленческой деятельности и направлено на преодоление какого-либо противоречия, разрешение проблемы. Поэтому сердцевиной учебно-педагогической ситуации, по сути, является определенная проблема, которая в случае ее осознания и соотнесения с целями обучения и воспитания создает педагогическую задачу. Решение педагогической задачи требует прежде всего выбора способа взаимодействия с учащимся. Основной результат ее решения должен состоять в том, чтобы выбрать такие способы действий, при которых создавалась бы проблемная ситуация для учащегося. Осознание учащимся созданной преподавателем проблемной ситуации принимает форму учебной задачи. Специфика ее состоит в том, что предусмотренные педагогом способы решения данной задачи могли бы вести к изменению и психическому развитию самого учащегося[10].

Изложенное необходимо дополнить. Создаваемая преподавателем учебно-педагогическая ситуация должна разрешаться преимущественно в условиях диалогового взаимодействия преподавателя и учащегося. Основой создания требуемых условий является взаимопонимание преподавателя и учащегося, их ориентация на сотрудничество, общение на паритетных началах и т.д. Главными средствами создания указанных условий являются целенаправленная мотивация участников учебного процесса и педагогическая рефлексия.

Структура управленческой деятельности преподавателя включает, как и любая управленческая деятельность, следующие функции: мотивационно-целевую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную.

Одним из главных условий перевода учащегося из позиции объекта деятельности преподавателя в позицию субъекта своего учения является изменение позиции преподавателя по отношению к учащемуся, переход от программного управления учением к ситуативному, от командного к рефлексивному. Понимание необходимости владения всеми видами управления учением школьника с ориентацией на овладение и преимущественное осуществление рефлексивного управления должно находиться в основе профессиональной позиции преподавателя.

Список использованной литературы

Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.- М., 1986.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И.Шамовой.- М., 1991.

Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. – М.; Белгород, 1995.

Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта.- М., 1989.

Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А.Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.,1985.

Менеджмент в управлении школой/ Науч.ред. Т.И.Шамова.- М., 1992.

Третьяков П.И. Практика управления современной школой: (Опыт педагогического менеджмента).- М., 1995.

Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.- Л., 1988.


Полный текст материала Статья "Функции и содержание управленческой деятельности учителя–предметника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Шумакова М.В.

Окружной семинар

«Реализация системно-деятельностного подхода

в образовательной и воспитательной деятельности.

Роль учителя-предметника в рамках внедрения ФГОС в основной школе

В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Основной целью методической работы является создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

-изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

-предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.

Современный социальный заказ системы образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать готовность к самоопределению, способность к рефлексии своего труда, а также умение находить решение, выход из различных ситуаций. Отсюда изменяются требования к труду учителя: от умения транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского и проектного подходов.

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Современный урок – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и даёт рекомендации, заставляя учащихся мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности. Ученик становится активным участником образовательного процесса.

Роль учителя в условиях введения ФГОС второго поколения заключается в том, чтобы:

- научить получать знания, то есть учить учиться;

- научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда;

- научить жить, это учение – для бытия;

- научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – это основные приоритеты современного образования во всём мире
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех! Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Современный урок по ФГОС – это

Профессиональная и методическая подготовка учителя

Целеполагание и мотивация учения

Современные средства обучения

Выбор оптимальных средств обучения

Создание условий для саморазвития

Анализ каждого учебного занятия


Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;

во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.;


Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка
к уроку

Учитель
пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим
ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При
подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и
методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами

Формулирование
заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки:
решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите
(сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,
измените, придумайте и т. д.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Взаимодействие
с родителями обучающихся

Происходит
в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с
родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается
учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный
материал, проводят презентации).

Не только предметные результаты, но и личностные,
метапредметные

Нет
портфолио обучающегося

Основная
оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование
адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно
самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.


Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД. Чтобы сформировать УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области, учителю необходимо знать шесть основных правил технологии продуктивного чтения.


Правило 1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).


Правило 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
• фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);

• концептуальную (основная идея, главная мысль текста).


Правило 3. Определите роль данного текста на уроке:

• на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);

• какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).


Правило 4. Сформулируйте задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/ автору) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.


Правило 5. Выделите в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:

• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;

• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?


Необходимо регулярно использовать самооценку на всех уроках. Научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.


Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Работая по новым стандартам второй год, хочется поделиться некоторыми наработками, идеями, методами и приемами обучения, которые применяют на своих уроках педагоги школы.

Темы для проектной деятельности по математике сформулированы в самом учебнике

Инструменты для измерения углов. Углы в вашем доме.

Единицы измерения углов: градус, минута, секунда.

Приёмы устных вычислений.

Геометрические тела в окружающем мире.

Энергетический коллапс. Считаем без калькулятора (с помощью старинных вычислительных инструментов.

Симметрия в природе, технике, архитектуре и искусстве.

Измерительные инструменты: история и современность.

Совершенные и дружественные числа.

Другой формой, ориентированной на самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, развитие творческих способностей учащихся являются лабораторные работы. Лабораторным занятиям может быть посвящён весь урок или его часть. Лабораторные работы как один из видов самостоятельных практических работ активизирует учебный процесс, облегчает восприятие, обеспечивает доступность фактов, которые пригодятся в дальнейшем.

Через задания, которые ученик выполняет на лабораторной работе, учитель руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников, при необходимости проводит индивидуальные консультации. Проведение урока в форме лабораторной работы способствует созданию ситуаций успеха для учащихся.

Одной из основных форм взаимодействия на уроках является парная и групповая работа. При коллективном способе обучения совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность каждому почувствовать себя в чём-то сильным, способным, умеющим, необходимым другим. При этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга. Ребёнок проявляет свои лучшие способности и вынужден в этой совместной работе становиться терпимее, настойчивее.

Нами замечено, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности ученика. В группе происходит формирование толерантности, то есть все считаются с мнением соседа. Работая в малых группах учащиеся размышляют, анализируют и делают выводы.

В своей работе учителя стараются добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми.

Суть исследовательской деятельности состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. При этом учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.

На уроках исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения лабораторных работ, самостоятельных работ с дополнительной литературой и информацией из сети Интернет, написание и защиты рефератов, проектов, проведения ролевых игр, имеющих проблемный характер и исследовательскую направленность.

Большое значение в активизации учащихся, их активном вовлечении в процесс обучения имеет игровая деятельность. Игра позволяет учащимся с низкими учебными способностями чувствовать себя более комфортно и уверенно, помогает разнообразить урок, заинтересовать ребенка, создать элемент соревнования. А также позволяет проконтролировать усвоение материала. Именно в процессе игровой деятельности создаются благоприятные условия ученикам для проявления способностей, развития беглости, точности, гибкости, оригинальности мышления и применение своих знаний, что является основой для развития учебно-познавательной деятельности. Такая деятельность на уроке приводит к активному мышлению, заинтересованности в положительном результате, а значит и проявлению интереса к процессу обучения.

Рассмотрим примеры игр и игровых заданий:

- умение видеть проблему (поиск предметов по заданному признаку, найди объяснение событий по рисунку);

- умение давать определения (Кроссворды, загадки, ребусы, шарады);

- умение извлекать информацию (анализ графиков, диаграмм, таблиц, схем, рисунков).

При выполнении таких заданий у учащихся формируется умение видеть проблему и решить ее, умение работать с текстом.

Необходимо помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование и современнейшие технологии не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

- документы→открытый урок + карта самооценки учителя.

- практическая направленность уроков делового письма.

- рабочая программа деловое и творческое письмо X-XI классов.

- рабочая программа по чтению X-XI классов.

- рабочая программа история культуры X-XI классов.

Качественная оценка по чтению

Понимает смысл с помощью учителя

Отчёт по здоровьесбережению учащихся (классное руководство).

Оздоровлено в санаториях и ДОЛ

Манту (список врача)

Манту (список врача)

Манту (список врача)

От гриппа – 10 (2 противопоказано)

Манту (список врача)

От гриппа – 10 (2 противопоказано)

Манту (список врача)

От гриппа – 10 (2 противопоказано)

Манту (список врача)

От гриппа – 10 (2 противопоказано)

Манту (список врача)

Программа по здоровьесберегающим технологиям.

Любая технология в школе должна быть здоровьесберегающей. Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников – это совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов от неблагоприятного воздействия среды и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Изучение медицинских карт учащихся и рекомендаций врача.

Соблюдение режима учебной нагрузки.

Соблюдение гигиенических норм:

- проветривание и влажная уборка класса;

- проведение физкультминутки (разминка, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);

- следить за осанкой учащихся;

- следить за питанием детей в столовой.

Выбор санитаров класса.

Осмотр учащихся врачом.

Соответствие классной комнаты САНПИНу.

Соблюдение на каждом уроке гигиенических норм, смены видов деятельности, использование ТС не более 15 минут, физкультминутки, положительной мотивации и эмоциональной разрядки.

Помощь врачу в проведении диспансеризации и вакцинации учащихся.

Проведение бесед и классных часов в соответствии с Планом воспитательной работы класса.

Способствовать оздоровлению детей в санаториях и оздоровительных лагерях.

Развитие физической активности учащихся:

- игры на свежем воздухе;

-занятие в секциях

На каждом уроке

Проведение родительских собраний по вопросам здорового образа жизни детей и родителей.

По плану воспитательной работы.

Проведение инструктажей по безопасности, профилактике несчастных случаев и оказанию первой помощи.

Не реже раза в неделю.

Анализ заболеваемости детей, выводы и профилактика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Информационные технологии в деятельности учителя - предметника
ИКТ в деятельности учителя-предметника

Данный материал посвящен развитию учительской компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. В статье описываются основные компоненты информационной граммотности учителя. Идея .

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика)

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника для категории.


Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.

Выступление на семинаре "Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.

Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме

Учитель-предметник должен владеть методикой преподавания конкретного предмета и очень хорошо знать P < margin-bottom: 0.21cm; >условия воспитания и обучения, способствующие не только усвоению уча.

Критерии оценки профессиональной деятельности учителей-предметников для установления соотвествия квалификационной категории 2015-2016

Критерии для аттестации учителей.

Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы, образовательной деятельности учителя-предметника.

1.2. Учитель должен обладать следующими компетентностями:

1.2.1.Профессиональная компетентность — качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

1.2.2. Информационная компетентность — качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе лицея; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

1.2.3. Коммуникативная компетентность — качество действий работника (учителя), обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1.2.4. Правовая компетентность — качество действий работник (учителя), обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

  1. Должностные обязанности учителя – предметника

2.1. Учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, и требований ФГОС основного общего образования, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС основного общего образования, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

2.2.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.3.Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Составляет рабочую программу и тематическое планирование по своему учебному предмету, а также рабочий план на каждый урок или занятие в соответствие с требования ФГОС ООО.

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ по предметам.

2.6. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по своему учебному предмету, соблюдение установленного в ОУ порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.7. Соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей учащихся в соответствие с требования регулярности проверки классных и домашних работ учащихся.

2.8. Своевременно, в соответствии с графиком, проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые практические и лабораторные работы по своему предмету.

2.9. Проверяет контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы по своему предмету.

2.10. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий. Проставляет в классный журнал оценки за все устные и письменные контрольные, самостоятельные, практические или лабораторные работы за то число месяца, когда они проводились.

2.11. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

2.12. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

2.13. Организует внеклассные мероприятия по своему предмету в период предметных недель. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности по своему предмету.

2.14. Работает в тесном контакте с другими учите­лями-предметниками, классными руководителями.

2.15. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.16. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.18. Участвует в деятельности педагогического совета, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.19.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.20.Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель-предметник несет ответственность:

4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

Читайте также: