Что такое гекзаметр в литературе определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Античное стихосложение или метрика сильно отличается от привычной русскому читателю силлабо-тоники. Несмотря на то, что русские стиховеды XVIII века, заложившие основы силлабо-тонической системы, пользовались древнегреческими терминами и принципами стихосложения, некоторые размеры могут оставаться трудными для понимания.

Предполагают, что гекзаметр зародился в Древней Греции до VIII веке до нашей эры, вероятнее всего в Микенскую эпоху. Таким образом, это один из древнейших размеров квантитативной системы стихосложения. Некоторые исследователи склоняются к гипотезе, что гекзаметр был заимствован древними греками из хеттской и хурритской поэзии, хотя единого мнения о существовании долгот в хеттском языке нет.

Первые произведения, созданные на основе гекзаметра, были устными. Они передавались странствующими сказителями и певцами – аэдами. Это были нерифмованные стихи, хорошо запоминающиеся благодаря ритму. Древние исследователи приписывали изобретение этого размера божествам и героям, покровительствовавшим искусству, Аполлону, Орфею и др. Существует легенда, согласно которой гекзаметр придумала Фемоноя, дочь Аполлона, ставшая первой дельфийской пифией. Таким образом, стихи, написанные гекзаметром, имели сакральное значение, произносились во время ритуалов, исполнялись как религиозные гимны и декламировались нараспев под аккомпанемент древних музыкальных инструментов.

Из эпической поэзии гекзаметр перешёл в средние жанры – послания, сатирические произведения, буколики (жанр песен и стихов, повествующих о пастушеской жизни).

В римскую литературу этот размер попал благодаря Квинту Эннию, который продемонстрировал, как элементы греческой метрики могут применяться в латинском языке. Гекзаметр прижился в римской поэзии настолько, что вытеснил типичный для неё сатурнийский стих (народный стих, названный по имени бога Сатурна, позднее применялся в религиозных обрядах и эпитафиях).

Упадок античной цивилизации предопределил угасание и квантитативной поэзии. Классический гекзаметр мог существовать только в условиях языков, в которых значимым параметром является долгота гласных звуков. В иных формах поэзии гекзаметры могут быть только имитированными и искусственно организованными.

Основные особенности и структура гекзаметра

Стих – это особым образом организованный отрезок поэтической речи, состоящий из определённого ряда слов. Каждый стих расположен на отдельной строке.

Стопа – структурная единица стиха, часть слова, состоящая из сильных и слабых слогов, построенных в определённом порядке.

Мора – промежуток времени, требующийся для произнесения слога. Одна мора равна тесису. Для произнесения арсиса требуется две моры.

Цезура – ритмическая пауза в стихе, применяется для облегчения декламации и придания большей эмоциональности и выразительности.

Гекзаметр, применявшийся в героическом эпосе, – это стих, состоящий из шести стоп. Заполнение стоп могло иметь два варианта: арсис всегда долгий слог, а тесис мог быть либо одним долгим, либо двумя короткими. Таким образом соблюдается принцип равного количества слогов. Последний слог всегда имеет женское окончание, т. е. слабый.

Если изобразить гекзаметр в общем виде, то схема будет выглядеть следующим образом:
– ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| –

Чаще всего в гекзаметре применялись дактили (четырёхморная стопа с первым сильным слогом, арсисом, и двумя слабыми, тесисами), которые могли быть заменены спондеями (четырёхморная стопа, состоящая из двух сильных арсисов). Таким образом, существовало 32 варианта гекзаметров.

Часто встречаются стихи, в которых дактили из первых четырёх стоп заменены спондеями. Если же спондей стоял вместо дактиля в пятой стопе, то такой стих назывался спондеическим гекзаметром. Это явление считается достаточно редким, поскольку большинство поэтов придерживалось употребления дактиля в этой стопе.

Поскольку строка гекзаметра является достаточно продолжительной и сложной для чтения, у чтецов и поэтов возникала потребность в паузе. Такие паузы в виде диерез и цезур встречаются в определённых местах стиха. Они создают эффект ритмический симметрии и разделяют стих на два относительно равных полустишия. Следует помнить, что цезура могла рассекать только стих, отделяя друг от друга целые слова, а не разделять слоги одного слова.

Диереза, напротив, могла разделять слово на отдельные части. Такая пауза применялась в буколической поэзии, повествующей о жизни пастухов.

На ранних этапах, когда гекзаметрические стихи произносились в ритуальных целях, пауз обычно не делали и произносили их нараспев монотонно. В более поздние периоды, когда у стихов стали появляться авторы, изменился и стиль и структура размера. В нём сохранилась постоянная долгота, но стал меняться состав слогов, появились паузы, показывающие начало и конец трёхморных фрагментов.

Как уже было сказано выше, гекзаметр использовали в своём творчестве такие поэты, как Гомер, Квинт Энний. Применяли его Гораций, Вергилий, Феокрит и другие. При переводе на русский язык, конечно, гекзаметр воспроизводится с трудом, поскольку в нём не существует понятия долготы звука. Однако некоторые поэты, например В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др. предпринимали попытки имитации гекзаметра при переводе античных произведений или создании собственных. Вот один из примеров:

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от лат. hexametros — шестистопный) — шестистопный дактиль с женским окончанием; в каждой стопе, кроме пятой, два кратких слога могут заменяться одним долгим, образуя спондей (- -).

Рб: структура стихотворного произведения

Син: г е к с а м е т р

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял.

Перс: Гомер. "Илиада" и "Одиссея"

* "Знаменитым древнегреческим гекзаметром (шестостопие) написаны поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Гекзаметром иногда пользовались и поэты нового времени" (Г.Н. Поспелов). *

Энциклопедический словарь

(от греч. hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра - хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.

Словарь Ожегова

ГЕКЗАМЕТР, а, м. Стихотворный размер: в античном стихосложении шестистопный дактиль, в русском шестистопный дактиль с хореическим окончанием.

| прил. гекзаметрический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии, для которого характерны цезура на третьей стопе и усечение - в последней.
    2. :
      1. Шестистопный размер, сочетающий тонический дактиль с хореем (в силлабо- тоническом, в том числе русском, стихосложении).
      2. Стихотворное произведение или части его, написанные таким размером.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — размер в стихосложении, при котором каждый стих состоит из шести стоп, именно: пяти дактилей и одного спондея или трохея . Каждый из первых четырех дактилей может быть заменен спондеем, но в пятой стопе такая замена происходит очень редко, и такие стихи называются spondaici. При чтении каждого Г. следует соблюдать цезуру. Приводим пример Г., в котором только первый дактиль заменен спондеем, и, где цезура приходится в середине третьей стопы:

      Некоторые полагают, что древнейшее употребление Г. следует искать в финикийских надписях (начертанных на треножнике Аполлона в Фивах и др.). Г. написаны "Илиада" и "Одиссея" и некоторые другие поэтические произведения древней Греции. Отсюда его заимствовали римляне ("Метаморфозы" Овидия, "Энеида" Вергилия и др.). Почти во всех новейших европейских литературах делались попытки ввести Г. в свое стихосложение. Первые немецкие Г. относятся к XIV-XV вв.; в середине XVIII в. к Г. прибегали Уц, Клопшток ("Мессиада"), Клейст, не всегда, однако, удачно; Г. сделан также Фоссом перевод "Илиады"; встречаются стихи этого размера и у Гете, Шиллера. Во французской литературе Г. впервые фигурирует у Байфа (XVI в.), в итальянской-у Аннибала Kapo (также XVI в.), в английской — у Стенигорста и Сидни. У нас первый вводит Г. в литературу Тредьяковский в своей "Телемахиде", но этот опыт был настолько неудачен, стихи Тредьяковского — настолько неуклюжи и неблагозвучны, что долгое время никто из русских поэтов не решался писать этим размером, пока, наконец, Гнедич своим прекрасным (для того времени) переводом не восстановил репутацию Г. После Гнедича Г. все чаще и чаще встречается и у других современных ему писателей: Жуковского ("Ундина", перевод "Одиссеи" и др.), барона Дельвига, даже Пушкина и др. В настоящее время оригинальных стихотворений никто не пишет Г., но для переводов с древних языков он по-прежнему незаменим.


      ГЕКЗА́МЕТР, -а, м. Лит. Шестистопный дактилический стихотворный размер с постоянной цезурой, сложившийся в античной поэзии.

      Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

      ГЕКЗА'МЕТР, а, м. [греч. hexametron] (лит.). Род шестистопного стиха у греков и римлян, состоявший из пяти дактилей (или спондеев) и последней стопы — спондея, а также имитация этого стиха в новых литературах. Гекзаметра священные напевы. Пшкн. Жуковский написал гекзаметром несколько сказок.

      гекза́метр

      1. филол. стихотворный размер античной эпической поэзии, шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями) ◆ Эка ты гекзаметром заговорил!

      2. стихотворное произведение или его часть, написанные таким размером

      Делаем Карту слов лучше вместе

      Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

      Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

      Насколько понятно значение слова головёнка (существительное):

      Синонимы к слову «гекзаметр»

      Предложения со словом «гекзаметр»

      • Гекзаметр сменился обычными прозаическими словами, а предсказания стали происходить не в определённо назначенные дни, а ежедневно.

      Сочетаемость слова «гекзаметр»

      Дополнительно

      Предложения со словом «гекзаметр»

      Гекзаметр сменился обычными прозаическими словами, а предсказания стали происходить не в определённо назначенные дни, а ежедневно.

      По миру их бродило множество, но каноническими считались 14, которые были написаны на греческом языке гекзаметром.

      Размер этот, специально сконструированный в русской литературе для переводов античной поэзии, вызвал полемику в литературных кругах – спорили о самом праве на существование русского гекзаметра.

      Гомер всем известен, и в рекомендациях не нуждается. Стих Гомера – гекзаметр, живет уже почти три тысячи лет. В свое время пришел он и в русскую поэзию и существует в ней как особая метрическая форма. Было это неизбежно – ведь требовался перевод на русский язык того же Гомера. Но как переводить с древнегреческого на русский, если в античной Греции была иная система стихосложения, невоспроизводимая русским языком?

      В древнегреческом были долгие и краткие гласные, долгая примерно вдвое дольше по звучанию, чем краткая. Гекзаметр строился из повторявшихся сочетаний этих долгих и кратких гласных – стоп. В строке могло быть шесть стоп, а видов стопы – всего два. Стопа первого вида состояла из долгого слога, и следующих за ним двух коротких (дактиль). Стопа второго вида состояла из двух долгих слогов (спондей). Получалось, что дактиль и спондей равны по суммарной продолжительности звучания. Еще два правила – последняя стопа гекзаметрической строки должна была быть усеченным дактилем (без одного краткого слога), а предпоследняя стопа не могла быть спондеической.

      Вариативность русского гекзаметра весьма велика. Благодаря возможности заменять дактили хореями на разных позициях, поэт может разнообразно менять ритм стихотворения на разных уровнях. Возможно как плавное и торжественное, так и напряженно жесткое, так и танцующе-скоморошье движение стиха. Ниже покажу это во многих примерах, но сейчас еще один метрический пример. Одна из вариаций неполного гекзаметра – пентаметр:
      Д Д У // Д Д У (У – одиночный ударный слог, усеченный хорей)
      В пентаметре цезура обязательна. Он не использовался самостоятельно, но всегда в паре с обычным гекзаметром по такой схеме – первая строка гекзаметр, вторая – пентаметр:

      Это сочетание гекзаметра и пентаметра называется элегический дистих. Благодаря огромным ритмическим возможностям как простого гекзаметра, так и элегического дистиха, уже в древности они использовались для множества жанров. Гекзаметр, конечно, в первую очередь – для героического эпоса. Элегический дистих – для длинных элегий и кратких эпиграмм самого разнообразного содержания. Но не только. Уже в глубокой древности гекзаметр стали использовать для сатир и пародий.

      В России гекзаметр и пентаметр используются с XVIII века. Вот один из ранних, хрестоматийных примеров:

      А вот пример сатирического гекзаметра:

      Еще одна особенность гекзаметра – он пишется без рифмы. Античность рифмы не знала, В европейской поэзии рифма начинает возникать в раннем средневековье, а окончательно утверждается в эпоху крестовых походов. Но гекзаметр и не нуждается в рифме - очень велика длина стиха, да и ассоциации с древностью сильны. Вот как об этом писал Вячеслав Иванов:

      Оригинальнейший способ использования гекзаметра предложил в свое время Брюсов. Он обнаружил, что две строки элегического дистиха в сумме составляют 31 слог (если гекзаметр полный). Это точно столько же, сколько в изысканной японской твердой форме – танка. Брюсов стал даже писать элегическим дистихом русские имитации танка. Вот одна из них:

      Это танка. А вот элегический дистих:

      Такая гибкость гекзаметра была замечена и другими. Вот почти верлибр, хотя на самом деле нормальный гекзаметр:

      Читайте также: