Что такое функциональная грамотность в школе 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?

Абитуриентам разрешили подать заявления в вузы онлайн

Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

За последние шесть лет интенсивность использования интернета существенно возросла как у детей, так и у их родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, и каждый пятый – 9 часов.

В Рособрнадзоре рассказали о пересдаче ЕГЭ в 2020 году

Сегодня все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. Если упростить, то это процесс и результат оцифровки всего – и персональных данных, и индивидуальных потребностей, и деятельности, и отношений, и биографии, и др.

Проблемы современного образования кроются в функциональной грамотности самих учителей, считает заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский.

Необходимо менять структуру школьного образования и, главное, его содержание, согласна старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль.

Рособрнадзор рассказал о порядке проведения ЕГЭ

В процессе своей работы учителям приходится искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать. Главное, показать, что знания и навыки, которые школьники приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни, уверена учитель математики Филипповской школы Екатерина Богданович.

Выданные до 11 июня школьные аттестаты предложили считать действительными

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, цель школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISА.

PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Одной из проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера:

1) Традиционный контроль проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:

2) В момент опроса создается нервно-напряженная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске.

3) Внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки.

4) Традиционные формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечившие усвоение учебного материала.

5) На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденностью учителя в безупречности своей обучающей деятельности. Если учащиеся не овладевают знаниями на должном уровне, рассуждает такой учитель, то это только вина самих учащихся, следствие отсутствия у них интереса и прилежания к учебному труду.

6) Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся.

7) Контроль и оценка, не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.

8) Не берутся во внимание мотивы учения школьников.

9) Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного процесса в школе.

Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования. Система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Таким инструментом станет новый подход в обучении – формирующее оценивание.

Формирующее оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся и пониманию дальнейших действий для улучшения результатов.

Характеристики формирующего оценивания:

  • Задания соответствуют по содержанию пройденному материалу ;
  • Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий;
  • Задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика;
  • Задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу;
  • Четкие критерии оценивания.

Технология формирующего оценивания:

  1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.
  2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.
  3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
  4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
  5. Оценить деятельность учащихся по критериям.
  6. Осуществить обратную связь учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
  7. Сравнить результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений.
  8. Определить место учащегося на пути достижения поставленной цели.
  9. Откорректировать образовательный маршрут учащихся.

Рассмотрим особенности формирующего оценивания на уроках русского языка.

Формирующее оценивание направляется учителем. Получая от детей обратную связь, учитель получает какую-то определённую информацию, и именно он

должен интерпретировать эту информацию и понимать, что дальше с ней делать,

как её дальше использовать, чтобы улучшить результат ученика.

Учителю необходимо создать условия для формирующего оценивания:

  • 1) знание и понимание учащимися целей обучения;
  • 2) знание и понимание учащимися критериев оценивания;
  • 3) активное участие учащихся в процессе собственного познания;
  • 4) эффективная обратная связь с учениками;
  • 5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

При разработке необходимо, чтобы обучающийся задавал себе вопросы:

Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы?

Творческие задания активизируют знания, умения и навыки, ценностные отношения, приобретенные учениками в ходе обучения, и могут быть востребованы и реализованы в специфических условиях, адаптированных к возрасту интеллектуальным способностям ученика.

Одним из важных приемов формирующего оценивания является рефлексия.

  • Неправильная постановка целей и задач урока.
  • Трудные критерии оценивания.
  • Временные затраты.
  • Подмена взаимооценки взаимопроверкой.
  • Результаты самооценки.
  • Оценивается результат, а не процесс.
  • Формальная рефлексия и обратная связь.

При проведении рефлексии можно использовать следующие приемы.

  • Сочинения. Эссе. Заметки.
  • Высказывания.
  • Матрицы. Алгоритмы. Карты.
  • Таблицы оценивания.
  • Сигналы.
  • Ученик в роли учителя.
  • Перевод информации.

Подводя итоги моего выступления, еще раз хочу подчеркнуть, что суммативное оценивание - оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатирует факт обученности учащихся.

Формирующее оценивание – оценивание для обучения .Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей их достижения

Что такое функциональная грамотность?

Ольга Гвинджилия, учитель высшей категории, автор учебно-методических пособий:

Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна, и на ней есть свои сложности и препятствия.

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.

  • Быть внимательным к слову
  • Уметь вступать в диалог с текстом
  • Обладать активным воображением
  • Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли

Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним.


Правда или ложь: практика критического мышления

Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей.

Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными.

Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.


Как убедить ребёнка прочитать книги из списка летнего чтения

В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока. Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример.

В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём вы должны пойти, только ставим вопрос: правда или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?

На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.

Те же самые инструменты работы с текстом и информацией можно использовать на уроках по другим предметам. Для этого важно, чтобы между учителями существовала коммуникация и было ясно, где и какие навыки формируется. Там, где речь идёт о работе с текстом, начало будет положено на русском языке или литературе, но остальные учителя могут подхватывать данные приёмы и использовать их на своих занятиях.


Почему практический опыт так важен?

Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути, это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют непрерывно.

Екатерина Богданович, руководитель кафедры математики и учитель математики Филипповской школы:

На математике мышление хорошо развивается при решении задач с параметрами, а геометрия — просто кладезь для развития креативности, поскольку там нет ни одной задачи, которая решалась бы алгоритмически.

Особенно можно поговорить о задачах на построение, которых, к сожалению, мало. Их проходят в конце 7-го класса, и на них отводится не очень много времени. Обычно мне хочется решить как можно больше таких задач, поскольку — и это интересное наблюдение, — если ребёнок решит 30–50 задач на построение, у него в голове произойдёт качественный переворот в понимании конструкции и конструирования вообще. Я часто не обращаю внимания на то, как такие задачи оформлены. Вместо этого фокусируюсь на самом решении.

Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают реальные жизненные задачи

Поэтому часто работать нужно не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта. Я, например, предлагаю и детям, и родителям найти в доме электрический счётчик, выяснить его тарифность, снять показания руками и записать на бумагу. Если всё получилось, то нужно посчитать показания и найти на сайте госуслуг подходящее поле для ввода данных. И это не такая простая задача, как кажется.


Функциональная грамотность в начальной школе

Как помочь детям активно участвовать в том, чему они учатся, помочь чувствовать свои силы и самостоятельно оценивать результаты работы вне типовых алгоритмов?

Умение быстро читать — одна из основ функциональной грамотности. Дети с низкой техникой чтения не могут быстро прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, начинают отставать в учебе. С другой стороны, дети часто быстро читают, но не понимают текст, вопрос или инструкцию. Мне как учителю важно видеть, что, во-первых, все учащиеся прочитали текст на уроке или дома, а во-вторых, поняли его содержание.

Но как мотивировать ребёнка на прочтение учебного материала, а не просто ограничиться личным опытом или опытом родителей, просмотром роликов в интернете? Второй вопрос: как организовать систему контроля всего класса на уроке с целью глубинного освоения материала?

Группы примерно равноценные. В каждой есть ученик — генератор идей. Он распределяет поручения, кто чем будет заниматься при работе над проектом. Другие дети, конечно же, тоже предлагают свои идеи и варианты. Они сами вызываются для работы над той частью проекта, которая им наиболее близка и понятна. Роль учителя — наблюдать и направлять в нужное русло, оказывать дозированную помощь.


В помощь детям был предложен толковый словарь, словарь синонимов и антонимов. Экземпляр всего один, поэтому группы пропускали задания в ожидании словаря, а затем возвращались к ним вновь. При подборе фразеологизмов дети использовали смартфоны. Так же было и в случае загадок, примеров использования слова из художественных текстов. Плюс детям было предложено нарисовать и проиллюстрировать заданное слово.

Такая же работа применяется на других уроках. Так, на изо мы занимаемся изготовлением пальчиковых кукол и макетов декораций к спектаклю. В одиночестве делать декорации сложно, а в группе работа идет хорошо. Дети изготавливали бумажные цепи для украшения класса — инструкцию для создания этих украшений мы предварительно написали на уроке русского языка.


Крупный, маленький и интегрированный: форматы заданий для формирования функциональной грамотности

Функциональная грамотность — межпредметный навык. Рассмотрим ещё несколько кейсов: как можно отрабатывать разные типы грамотности, при этом продолжая работать на вовлечение учеников.

Екатерина Горбатова, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы:

Важно показать ученикам: знания, которые они получают сейчас, не фикция. Лучше всего эта идея реализуется в крупных образовательных форматах: тренингах, циклах занятий, образовательных погружениях и ролевых играх.

Все эти форматы хороши своей метапредметностью, поскольку они формируют целостное и системное мышление. Но в то же время они явно выходят за рамки классно-урочной системы. И тут важно показать еще и другой пример — как маленькие задания такого типа можно было бы включать в рядовые занятия по предмету.

Образовательная ролевая игра

В ролевой игре, как и в жизни, нет чёткого разделения между дисциплинами. Ты не просто решаешь примеры, но, например, проводишь финансовые операции. У нас была пятиклассница, которая перед революцией сколотила целое состояние на водокачке, потому что хорошо считала и обладала дипломатическими способностями.

На игре ты должен не просто написать сочинение без ошибок, но писать такие тексты, которые будут, с одной стороны, яркими и цепляющими, а с другой — аргументированными и грамотными в общем смысле слова, иначе тебя разобьют оппоненты.

Некоторые процессы во время таких игр моделируют решение тематических, практико-ориентированных задач. Например, получение ресурсов или патентирование некоего изобретения. Банально важно даже быстро бегать. Таким образом, это одна из лучших образовательных форм, которая и похожа на жизнь, и связана с жизнью учеников.

Задание с этикетками

Работа с фактами

5 методов для учителя, которые помогут сделать уроки понятнее и эффективнее

Ещё до проверки достоверности, работы со стилем и творческой переработки мы отсеивали весь мусор, убирали стилистические противоречия, малоинформативные факты и те предложения, в которых информации недостаточно. Таким образом, нам удалось полностью сохранить тему урока, но занимались мы тем, что привычно ребятам. Так мы смогли поработать и с функциональной, и (в данном случае) с читательской грамотностью.

Промежуточное звено — ситуационные задачи

Если среди коллег у вас есть единомышленники, то можно попробовать организовать с ними ситуационные задачи. Это командные игры, на которых ребятам задаются проблемные ситуации в виде текстовых задач. Ученики должны давать открытые ответы или ответы-инсценировки.

Этот формат не является проверочным. Сам процесс обучения, работы с функциональной грамотностью происходит, если ребята обсуждают ответы в группах, представляют результаты перед жюри и слушают комментарии преподавателя.

А после занятия они выходят максимально заинтересованными и уже начинают рассказывать друзьям, родителям интересные факты, которые узнали на уроке и могут применить в жизни. Это и есть та самая функциональная грамотность. Только не в теории, а на практике.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Заседание педагогического совета

"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Вопрос 1 из анкеты для участников педагогического совета.

Три определения (работа с аудиторией)

1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Виды функциональной грамотности.

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

2. ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитойсоциальноответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи.

В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

Международные исследования проводятся систематически.

Исследования PIRLS , TIMSS , PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой). Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Высокие результаты демонстрируют учащиеся начальной школы (4 класс). результат В 2015–2016 годув математике TIMSS это 7 место, в естествознании TIMSS 4 место и лидеры в PIRLS .

По результатам исследования PISA - 2018 мы позиции сохранили, даже в некоторых случаях улучшили.

Читайте также: