Какие новые органы государственной власти были созданы в областях и округах история кбр кратко

Обновлено: 05.07.2024

На территории КБР деятельность человека прослеживается с древнейших времен – с первобытно-общинного строя. В Баксанском ущелье обнаружены стоянки первобытных людей позднего палеолита. Наиболее хорошо сохранились могилы и поселения 2-1 тысячелетия до нашей эры около Нальчика – Агубековское поселение, Долинское поселение.

К концу I в. до н.э. в степи, на земли жителей Северо-Западного Кавказа, проникают аланы, которые образовали обширный аланский союз. Они господствовали на Северном Кавказе более 1000 лет и оставили после себя многочисленные исторические памятники. Центром аланского государства была территория КБР и Северной-Осетии. Именно здесь встречаются в большом количестве грандиозные земляные аланские укрепления – городища, каждое из которых занимает площадь 10-15 гектаров, как на возвышенности между Баксанской и Чегемской долинами. Они встречаются возле селений Аргудан, старый Лескен, Верхний Акбаш, Жемтала, Псыгансу и Эльхотово.
В первой четверти XIII века началось опустошительное нашествие на Северный Кавказ монголо-татар. Острие агрессии монголов в центральной части Предкавказья было направлено против алан, которые подверглись разгрому в XIII—XIV веках и прекратили свое самостоятельное существование, укрывшись в горах и смешавшись с горскими племенами образовали осетинскую, балкарскую и карачаевскую народности. Наряду с земледелием и скотоводством, они занимались обработкой шерсти и изготовлением войлочных ковров-киизов, выделкой кож и ткачеством, кузнечным делом.

Два соседних народа — кабардинцы и балкарцы — постоянно поддерживали тесные дружеские связи, вели оживленную торговлю и обмен между собой и своими кавказскими и русскими соседями, совместно боролись против общих врагов.Еще в первой половине XIII века захватчики застали укрепленными почти все ущелья Центрального Кавказа. Именно к этому времени относится возникновение скальных укреплений, сторожевых башен в горских аулах и целых крепостей. К этому времени относятся Башня Амирхана в Черекском ущелье, Башня Ак-Кала и другие. В XIV веке появляются целые укрепленные цитадели, например Усхурская, что связано с новой волной нашествий – походами Тимура.
Передвигаясь с запада на восток, предки кабардинцев, пришедшие из Приазовья и Прикубанья в поисках пастбищ и плодородных земель, сначала заняли Пятигорье, а потом территорию современной КБР. С тех пор равнинная часть нынешней Кабардино-Балкарии стала именоваться Кабардой.

Раздробленная и ослабленная в постоянной борьбе Кабарда с трудом оборонялась от новых врагов. Именно тогда, князь Темрюк Идаров и решил послать в Москву послов, которые озвучили просьбу принять кабардинцев в подданство России и защитить их от внешней опасности. Таким образом был заключен военно-политический союз между Кабардой и Россией.
С этого времени расширяются дружественные связи между народами, начинается экономическое, политическое и культурное сближение. Стремясь упрочить эти связи, Иван Грозный в 1561 году женился на дочери Темрюка — Кученей, названной после крещения Марией.

В 1867 году в Кабарде и Балкарии было отменено крепостное право.Во второй половине XIX века Кабарда представляла собой слаборазвитую аграрную провинцию, с наметившимися перспективами в области горных путешествий. Еще в 1829 году на Эльбрус отправилась первая русская экспедиция. В нее входили геолог и географ Кунфер, физик академик Ленц, ботаник Мейер, архитектор Пятигорска Бернардацци. Экспедицию сопровождал начальник Кавказской линии генерал Эммануэль с отрядом в 1000 казаков. Но вершины достиг только проводник экспедиции кабардинец Киллар Каширгов. Экспедиция оставила на вершине две надписи, свидетельствующие о приоритете русских в покорении Эльбруса. Так же следует отметить другого знаменитого покорителя высочайшей вершины Европы - балкарец Ахия Соттаев неоднократно поднимался на его вершины. Большой вклад в составление карт Кавказа внес знаменитый русский картограф и исследователь Кавказа А.В. Пастухов.

В 1913 году через территорию республики была протянута железная дорога, была проведена ветка и в Нальчик, построено здание железнодорожного вокзала и хозяйственные постройки, сохранившиеся и функционирующие и в наши дни.
После революции 1917 г. на Северном Кавказе начался процесс автономизации. В январе 1921 г. ВЦИК издал Декрет об образовании Горской автономной Советской республики, в состав которой вошли Кабарда, Балкария, Осетия, Ингушетия и Чечня. Горской республике была суждена недолгая жизнь: в июне того же 1921 г. Кабарда вышла из Горской республики, объявив себя автономной областью в составе РСФСР. Руководителем новой Кабарды был избран большевик Бетал Калмыков, административным центром стал г. Нальчик.

1 сентября 1921 года образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922 года - единая Кабардино-Балкарская Автономная область, преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Предвоенные годы были наполнены напряженной работой во всех областях экономики и культуры. Была создана промышленность: в крае, где на рубеже веков грамотность едва достигала двух процентов, была создана сеть общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений.

В период Великой Отечественной войны все жители Кабардино-Балкарии внесли достойный вклад в достижение великой победы. Свыше шестидесяти тысяч посланцев республики храбро сражались с врагами на всех фронтах войны, в партизанских отрядах не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Родина высоко оценила подвиги воинов из Кабардино-Балкарии. Двенадцать тысяч из них удостоены государственных наград, тридцать три человека стали Героями Советского Союза - шестеро - полными кавалерами ордена Славы. За мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в годы войны, город Нальчик награжден орденом Отечественной войны I степени. И все же для жителей республики радость победы была омрачена репрессией балкарского народа, который в 1944 году был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. Эта варварская акция была совершена в то самое время, когда лучшие его сыны проливали кровь свою в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Балкарцы провели в изгнании 13 лет и в 1957 году вернулись на родину.

После войны республика достаточно быстро восстановилась – активно развивалась промышленность, сельское хозяйство, строительство, а также туристическая отрасль (горный туризм и альпинизм). Было возведено немалое количество различных турбаз, баз отдыха и альплагерей, приобретших всесоюзное значение. Огромное внимание уделялось санаторно-курортному лечению. Город Нальчик стал одним из центров отдыха на Кавказе.
5 апреля 1957 года было подписано постановление Совета Министров СССР об открытии в Нальчике одного из первых на Северном Кавказе многопрофильного высшего учебного заведения - Кабардино-Балкарского государственного университета. В 1957 году, в честь 400-летия добровольного присоединения к России, на знамени республики появился второй орден Ленина. В 1971 и 1972 гг. республика была награждена орденами Октябрьской Революции и Дружбы народов. Широко за пределами республики становятся известны лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев и лауреаты Государственной премии РСФСР имени Горького, народный поэт Кабардино-Балкарии Алим Кешоков и Танзиля Зумакулова. В Кабардино-Балкарии проживают представители более ста национальностей.

С 1991 года Кабардино-Балкария стала субъектом Российской Федерации с собственной государственностью, институтом президента, парламентом и правительством. Первым президентом КБР стал Валерий Мухаммедович Коков.
Кабардино-Балкария - край необычайных природных контрастов, обусловленных ее рельефом, здесь можно встретить засушливые степи, цветущие долины, пышные субальпийские луга и покрытые вечным снегом высокие горы с неприступными скалами, сказочными ледниками и шумными водопадами.

Столица республики - город Нальчик - крупный культурный, научный и промышленный центр, город-курорт Всероссийского значения.

Основы государственности Кабардино-Балкарии были заложены еще при вхождении территории в Горскую АССР (постановление ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г.), в рамках которой Кабарда и Балкария значились как два отдельных национальных округа . кабардинский и балкарский.
1 сентября 1921 г. из состава Горской АССР выделился кабардинский округ с образованием Кабардинской Автономной области.
6 января 1922 г. Наркомнац принял решение о выделении из ГАССР также и балкарского округа и образовании Балкарской Автономной области, однако уже 9 января это решение было отменено, в пользу создания единой Кабардино-Балкарской автономной области. 16 января 1922 г. ВЦИК подписал декрет об образовании объединенной Кабардино-Балкарской области.
17 августа 1922 г. состоялось первое объединенное заседание Кабардинского обкома ВКП(б) и Балкарского организационного бюро РКП(б), на котором было утверждено ²Положение об объединении Кабарды и Балкарии⌡. Главным принципом этого объединения был принцип паритетности в исполнительных органах власти (1/3 от кабардинцев, 1/3 от балкарцев и 1/3 от русских). 6 декабря на съезде Советов КБАО процесс создания единой Кабардино-Балкарской Автономной области был завершен.
5 декабря 1936 г. КБАО была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. 24 июня 1937 г. на Чрезвычайном Х областном съезде Советов была принята Конституция КБАССР.
8 апреля 1944 г. в связи с выселением всего балкарского народа из КБАССР республика была Указом Верховного Совета СССР преобразована в Кабардинскую АССР. После реабилитации депортированных указом Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. Кабардинская АССР была вновь преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. После распада СССР 31 января 1992 г. Кабардино-Балкария приняла Декларацию о государственном суверенитете.
Конституция Кабардино-Балкарской Республики принята 1 сентября 1997 г. В новой Конституции нет обозначения субъектообразующих этносов, говорится о народе Кабардино-Балкарии, что в значительной степени гарантирует от разделения республики на ²этнические уделы⌡.

Доктрина и режим власти

В Кабардино-Балкарии этническое представительство в органах власти является очень значимым фактором. С момента образования объединенной Кабардино-Балкарии этот вопрос всегда стоял очень остро. Объединение Кабарды и Балкарии в 1920-е гг. было достигнуто только после выработки принципов паритетности (равного представительства в высших исполнительных органах власти кабардинцев, балкарцев и русских). В более поздние годы советского периода вопрос паритетности также не оставался без внимания, однако роль балкарцев в управлении была второстепенной. Балкарец никогда не был первым лицом в республике . чаще это были кабардинцы, в отдельные периоды . русские. Проблема этнического представительства во власти обострилась в начале 1990-х гг. Что было связано с резкими кадровыми перестановками. Коммунистическая партия теряла свое руководящее значение, возрастала роль Председателя Верховного Совета Кабардино-Балкарии. Этот пост, не имевший особого значения, традиционно занимал представитель балкарского народа. На выборах 1990 г. Председателем Верховного Совета впервые стал кабардинец. Для ²паритетности⌡ первым секретарем обкома партии тогда назначили балкарца. Балкарское национальное движение оценило такие перемещения как дискриминационные по отношению к балкарцам. Высказывали мнение, что в двухсубъектной республике должны быть равные права у представителей всех субъектообразующих этносов (т.е. ²титульных⌡, по терминологии советского времени, народов). В конце 1980 - начале 1990-х гг. власть стала сосредотачиваться в руках представителей кабардинского народа. Из властных структур, информационной и научно-образовательной сферы вытесняли не только балкарцев, но и представителей русского населения.
Наиболее открыто о вопросах представительства в органах власти заявило балкарское национальное движение, которое потребовало паритетного представительства в высших структурах для представителей трех народов: русского, кабардинского и балкарского. Обстановка стала накаляться.
Для сохранения мира в республике руководство предприняло некоторые действия. В настоящее время на уровне высшей исполнительной власти вопрос паритетности решен следующим образом: президент республики . по национальности кабардинец, вице-президент . русский, председатель Кабинета Министров . балкарец. В Правительстве КБР русские имеют 3 министерских портфеля, балкарцы . 4, кабардинцы . 10.
Законодательную Палату Парламента КБР Совет Республики возглавляет кабардинец, его заместитель . русский. Председателем Палаты Представителей Парламента КБР является балкарец.

Статус Кабардино-Балкарской Республики определен действующими Конституциями РФ и КБР. 1 июля 1994 г. между РФ и КБР подписан Договор ²О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики⌡. В последние годы взаимоотношения Кабардино-Балкарии с федеральными структурами власти развиваются достаточно динамично. Кабардино-Балкария ориентируется на центр и является одной из немногих республик, на которую в Москве ²могут рассчитывать⌡. По возможностям своего бюджета Кабардино-Балкария на 70% является дотационной территорией и это определяет политику соглашательства по отношению к Центру.
Кабардино-Балкарская республика подписала договоры о дружбе и сотрудничестве со многими субъектами РФ. На 1997 г. подписаны договоры с Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Дагестан, Республикой Калмыкия, Республикой Ингушетия, Ставропольским и Краснодарским краями, Ростовской, Ярославской и Тульской областями, городом Москвой и др.

Права человека и
коллективные права

Основным источником и гарантом прав человека и коллективных прав в КБР наряду с федеральным законодательством является Конституция КБР.
Ни одна общественная организация, ни одна партия или национальное движение в своих программах не заявляют о каком бы то ни было стремлении нарушать права человека. Вместе с тем, Балкарское национальное движение не единожды заявляло, что в республике нарушаются права человека из-за фактического ограничения национальных свобод для некабардинского населения.

Общественный порядок
и контроль

В республике общественный порядок и контроль обеспечивается структурами МВД, Прокуратуры, республиканского управления Федеральной службы безопасности. В соответствии с федеральным законодательством судопроизводство осуществляется Верховным судом КБР, городскими и районными судами.
Наиболее серьезная на нынешнем этапе проблема . наличие оружия у гражданского населения. Вопросы приобретения, хранения и использования населением оружия регулируются в республике исключительно на основе российского законодательства. Официальных данных о количестве оружия у жителей КБР нет. По частым сводкам об изъятом оружии и по статистике правонарушений с использованием боевых средств, можно говорить о том, что гражданское население республики вооружено в значительной степени. Много оружия попало в республику в результате конфликта в Абхазии. Тогда добровольцы из КБР принимали участие в военных действиях на стороне Абхазии. Естественно, и война в Чечне и, видимо, Осетино-Ингушский конфликт, также явились источником пополнения нелегального арсенала.
Сегодня в республике всем должно быть ясно, что достижение экономической стабилизации и финансового оздоровления невозможно без обеспечения жесткого режима законности, гарантирования личной и имущественной безопасности граждан. Это прямая обязанность государства.
Ослабление самого государства, системы контроля за деятельностью правоохранительных органов, дезорганизованность в системе управления страны, несовершенство правовой системы, анархия перераспределения капитала и самое главное . бурный натиск преступности . породили растерянность и кризис ответственности у работников правоохранительной системы. Борьба с преступностью может быть успешной только при условии объединения усилий всех структур власти, правоохранительных органов, общественности. Наступление на преступность должно сопровождаться одновременным ударом по предательству в самих правоохранительных органах. За 1995-1996 гг. из органов внутренних дел республики уволено около 1,5 тыс. сотрудников.

Компетенция и авторитет
властей и лидеров

В Кабардино-Балкарии в период перестройки и последовавших затем бурных 1990-х гг. власть практически не ушла из рук прежней партийной номенклатуры. Яркий пример . фигура первого президента Кабардино-Балкарии В.Кокова. После августовских событий 1991 г. под давлением оппозиционных сил, организовавших бессрочный митинг, он ушел со своего поста, чтобы позднее вернуться президентом после двух туров выборов. На вторых президентских выборах 1997 г. за него проголосовало более 90% избирателей. На сегодняшний день В.Коков обладает репутацией компетентного управленца, слывет тонким политиком, хорошим организатором, одним словом . он реальный лидер. Пользуясь высоким авторитетом и в федеральных структурах власти, В.Коков занимает должность заместителя Председателя Федерального Собрания РФ.
Вице-президент Г.Губин, по местному закону, в отсутствие президента обладает всей полнотой властных полномочий. Он имеет авторитет у широких слоев населения.
В период бурной деятельности национальных движений как конструктивный политик проявил себя Х.Чеченов. Его высокий потенциал, знания, организаторские способности, авторитет среди интеллигенции послужили причиной того, что В.Коков рекомендовал его на пост Председателя Правительства в 1997 г. При содействии Х.Чеченова (проработавшего многие годы в Кабардино-Балкарском Государственном университете в должности проректора по научной части), ряд министерских должностей были поручены профессорам местного университета.
Из других государственных деятелей наибольшим авторитетом пользуются советник президента по экономической и социальной политике А.Уянаева, заместители Председателя Правительства Ю.Альтудов и Х.Сохроков, председатели палат Парламента З.Нахушев и И.Бечелов. Из числа активных на общественном поприще предпринимателей можно назвать М.Ахохова (двоюродного брата президента) и Б.Эндреева, председателя комбанка ²Нальчик⌡, депутата Совета Представителей Парламента КБР.

Официальная символика
и календарь

Государственная символика Кабардино-Балкарской республики стала разрабатываться после объявления о суверенитете республики в 1992 г. и была утверждена Парламентом КБР в июле 1994 г. В июне 1996 г. в соответствии с Указом Президента России Б.Ельцина ²О государственном регистре.⌡ Герольдия при Президенте РФ провела экспертизу Государственного герба, флага и гимна Кабардино-Балкарии. Гимн и флаг были утверждены, а герб, как оказалось, имел определенные недостатки. Закон КБР, принятый в июле 1994 г. допускал изображение герба республики в трех различных версиях, что по законам геральдики недопустимо. Эксперты также указали на спорность изображения орла при помощи контура. Специалисты Герольдии обратили внимание и на две декоративные каймы, окружавшие большой и малый щиты на гербе. Это, по их мнению, понижает статус герба: каймой традиционно выделялись гербы ²младших членов семей, подчиненных территорий⌡. С учетом этих замечаний герб был доработан и в конце 1996 г. Государственная Герольдия признала его соответствующим международным стандартам.
Государственный герб КБР представляет собой изображение золотого (желтого) орла в червленом (красном) поле щита; глаз орла лазоревый (синий, голубой). На груди орла . малый пересеченный щит, вверху . изображение серебряной (белой) горы о двух вершинах в лазоревом (синем, голубом) поле, внизу . золотой (желтый) трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле. Графическое и цветовое решение герба было придумано художниками Якубом Аккизовым и Германом Паштовым. При выборе художников, учли что они представители кабардинского и балкарского народов. (Я.Аккизов . балкарец, а Г.Паштов . кабардинец).
Государственный флаг Кабардино-Балкарии представляет собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней . сине-голубого, средней . белого, нижней . зеленого цвета. В центре полотнища круг, пересеченный сине-голубым и зеленым полем; на сине.голубом поле . стилизованное изображение горы Эльбрус в белом цвете. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Флаг был выработан коллективно . комиссией по геральдике при парламенте КБР.
Государственным гимном КБР является торжественная песня, созданная с использованием интонаций и колоритов кабардинских, балкарских и русских народных песен. В 1992 г. был объявлен конкурс на создание республиканского гимна. В конкурсе победу одержало произведение композитора Хасана Карданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Тестовый контроль .doc

Соседями первого порядка Кабардино-Балкарской Республики являются:

а. Ставропольский край

б. Карачаево-Черкесская Республика

в. Республика Северная Осетия-Алания

г. Республика Дагестан

д. Краснодарский край

е. Ростовская область

2. Крупнейший город Кабардино-Балкарии

3. Кабардино-Балкарии имеет общую государственную границу с:

4. Кабардино-Балкарская Республика образована:

5. В Кабардино-Балкарскую Республику входит:

б. 10 районов и 3 городских округа

Выбранный для просмотра документ методичское описание презентации Государственное устройство Кабардино -Балкарии (2).doc

География КБР 9 кл -5-

Автор: Жуленко Ольга Александровна

Методическая разработка урока по теме:

Цели и задачи ( слайд 2 ) :

-продолжить формирование понятий о государственном устройстве Кабардино-Балкарской Республики.

- углубить и расширить знания школьников об истории становления Кабардино-Балкарской Республики.

1. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы.

2. Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитать чувство патриотизма.

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта России, административная карта Кабардино-Балкарской Республики.

Тип занятия: получение новых знаний о государственном устройстве Кабардино-Балкарской Республики.

Вид занятия: комбинированный.

Виды деятельности:

Повторение с учащимися известных понятий и знакомство с новыми географическими терминами и понятиями.

Формирование знаний и умений при работе с административной картой Кабардино-Балкарской Республики и России.

Форма контроля : тестовый контроль.

Географическая номенклатура : районы: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский; города: Нальчик, Баксан, Прохладный, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз, Чегем; село Анзорий.

1. Общие сведения:

-Кабардино - Балкарская Республика - субъект Российской Федерации;

2. Из истории государственности.

3. Административно - территориальное деление.

1. Общие сведения:

-Кабардино - Балкарская Республика - субъект Российской Федерации.

Кабардино - Балкарская Республика - субъект Российской Федерации , обладающая всей полнотой государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Глава Республики - президент, избираемый на пять лет. Первый президент Кабардино-Балкарской Республики В.М. Коков был избран в 1992году. Глава Кабардино-Балкарской Республики с 9 октября 2014 года Ю.А. Коков.

Парламент (законодательная власть), избираемый на пять лет, состоит из одной палаты. Ранее парламент состоял из двух палат, в каждой из которых было по 36 депутатов. В настоящее время на профессиональной основе работает 18 депутатов.

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер - министром. Государственные языки - русский, кабардинский и балкарский.

Из истории государственности.

Ещё задолго до включения в состав Российской империи Кабарда имела свою государственность. Так, в 1739 году в результате русско-турецких войн и в соответствии с п.6 Белградского мирного договора между Россией и Турцией Кабарда была включена в состав России. Но в 1774г. по Кючук - Кайнарджийскому договору между Россией и Турцией Кабарда была включена в состав России.

В 19 веке, после Кавказской войны, Кабарда, занимавшая 14,4% общей площади Северного Кавказа (примерно 46,2 тыс. км.²), потеряла не только свою независимость, но и своё название. В политико-административном делении царской России Большая и Малая Кабарда и пять горских обществ значились в Терской области. Кабардино - Балкария называлась Нальчикским округом (1858г.).

20 января 1920 г. ВЦИК принял декрет об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики. Кабарда и Балкария вошла в состав на правах самостоятельных национально -административных округов.

Вскоре Кабарда вышла из состава Горской Республики, и 1 сентября 1921 года была образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922г. - Кабардино -Балкарская автономная область.

В дореволюционной Кабарде не было внутриобластного административно - территориального устройства, а административно-территориальное устройство Кабардино-Балкарии в 1922г., основывалось на общем состоянии производительных сил Кабарды и Балкарии, величине их территории, численности населения, национальном составе, прошлом экономического развития, особенностях географического положения разных частей территории.

В Кабардино - Балкарской автономной области было образовано пять округов: Нальчикский, Урванский, Мало - Кабардинский, Баксанский и Балкарский.

Вместе с тем в Балкарском округе была выделена своеобразная низовая административная единица - общество, которая обладала правом преемственности. В этом нашли своё отражение специфика географии расселения балкарского народа, своеобразии его историко - политического и социально - экономического положения в прошлом. Так по данным переписи 1921 г., в Балкарском округе выделялись 12 обществ:

Баксанское (Урусбиевское), Чегемское, Верхняя Балкария, Нижняя Балкария, Былым, Безенгийское, Хуламское, Яникой, Белореченское, Хабаз, Кашхатау и Кёнделен. Такие общества, как Былым (посёлок Кочкарташ и село Былым) Яникой, Белореченское, Хабаз, Кашхатау и Кёнделен, территориально ограничивались пределами поселений.

В 1936 Кабардино - Балкарская автономная область была преобразована в Кабардино - Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КБАССР). При установлении её административно территориальных районов и границ, помимо национального состава населения, учитывались особенности хозяйственного быта и наличие определенной целостности территории, плотность населения, производственное тяготение, что давало в итоге хозяйственное единство выделенным районам.

Так, вместо прежних округов и обществ в республике были выделены 11 районов: Прималкинский, Терский, Урухский, Курпский, Баксанский, Нальчикский, Урванский, Черекский, Чегемский, Эльбрусский, Нагорный.

Административно - территориальное деление.

Новый этап послевоенного развития определяется не только необходимостью восстановления разрушенного гитлеровской оккупацией хозяйства, но и возможными перспективами размещения производственных сил. В административно - территориальном устройстве Советского государства в годы плановой системы хозяйствования район был определён как низовая административная единица. Это позволило в условиях централизации власти в стране вести жёсткую административно - хозяйственную политику на местах. Следовательно, в республике, как и в стране в целом, район приобретал всё большую значимость. В связи с этим были внесены изменения в административно - территориальное деление республики. Некоторые районы стали более компактными, что определило возможности для оперативного управления экономикой. Так, в 1944г. в республике насчитывалось 15 районов- Прохладненский, Прималкинский, Майский, Терский, Курпский, Урванский, Нальчикский, Кубинский,

Баксанский, Зольский, Нагорный, Эльбрусский, Чегемский, Хуламо - Безенгийский, Черекский.

Развал СССР и образование нового государства -Российской Федерации обусловили современное административно - территориальное устройство республики. 10 марта 1992 г. Верховный Совет КБАССР принял решение о преобразовании её в Кабардино-Балкарскую Республику.

Административно - территориальное устройство - разделение территории государства (области, республики) на части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов власти.

Изменение границ административно-территориальных единиц (районов, районов городов) относится девствующим законодательством к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако согласно Конституции, они должны учитывать мнение населения соответствующей территории.

1 июля 1994г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Как государственное образование Кабардино-Балкария стала иметь свои высшие органы государственной власти и управления, свою Конституцию; территория и статус республики не могут быть изменены без их согласия. Республика имеет право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения по экономическим, культурным и другими вопросам.

В ведении Кабардино-Балкарии находится государственное устройство,

законодательство, административно-территориальное устройство и т.д.

В связи с изменением статуса республики в составе Российской Федерации и переходом на рыночную экономику в её административно-территориальном делении произошли некоторые изменения. Так, 1995г. была восстановлена административно-территориальная единица - Эльбрусский район. Районным центром определён город Тырныауз. Район был создан за счёт территорий Тырныаузского горисполкома и Баксанского района. В 2003г из Урванского района выделился Лескенский район.

В настоящее время Кабардино-Балкария состоит из 10 районов: Баксанского, Зольского, Лескенского, Майского, Прохладненского, Терского, Урванского, Чегемского, Черекского, Эльбрусского и имеет три городских округа: Нальчик, Баксан, Прохладный. Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз, Чегем - города районного подчинения. Административным центром Лескенского района является село Анзорий.

Система гос органов субъектов РФ всегда явл. прообразом модели органом гос. власти РФ, т.е. как в РФ построена система гос. органов, также и в субъектах с небольшими возможными различиями.

Согласно К.КБР 1. Государственную власть в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют Глава Кабардино-Балкарской Республики, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики, суды.

2. Система органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики устанавливается настоящей Конституцией в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

3. Полномочия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики устанавливаются и могут быть изменены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящей Конституцией и республиканскими законами.

В Кабардино-Балкарской Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

1. Конституция Кабардино-Балкарской Республики имеет прямое действие и обладает верховенством на ее территории по вопросам, которые отнесены к ведению Кабардино-Балкарской Республики Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Кабардино-Балкарской Республики непосредственно и обязательны для исполнения.

3. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики Кабардино-Балкарская Республика в соответствии с федеральными законами принимает законы и иные нормативные правовые акты.

4. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Кабардино-Балкарской Республики, изданным по предметам ведения Кабардино-Балкарской Республики, действует нормативный правовой акт Кабардино-Балкарской Республики.

5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Кабардино-Балкарской Республики и законы Кабардино-Балкарской Республики.

Кабардино-Балкарская Республика согласовывает с Российской Федерацией свои международные и внешнеэкономические связи, участвует в выполнении международных договоров Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Кабардино-Балкарской Республики.

Система органов и организаций гос. управления в сфере соц. развития и здравоохранения

Конституция РФ (ст. 7,41) устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья основывается на следующих принципах: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; приоритет профилактических мер; ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Охрана здоровья (здравоохранение) - медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии.

Виды систем здравоохранения: 1) государственная (Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранением (ОУЗ) субъектов Федерации, лечебно-профилактические, фармацевтические, аптечные и другие учреждения, находящиеся в государственной собственности);

2) муниципальная (муниципальные ОУЗ, аналогичные учреждения, находящиеся в муниципальной собственности);

3) частная (учреждения, имущество которых находится в частной собственности; лица, занимающиеся частной медицинской деятельностью).

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (программа обязательного медицинского страхования); дополнительные услуги оказывают на основании программ добровольного страхования и иных источников. Основным, бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы (СЭС).

Система органов, осуществляющих управление здравоохранением:

1) Президент и Правительство РФ (осуществляют общее руководство): Правительство РФ утверждает, финансирует программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность учреждений и организаций в области охраны здоровья;

2) Министерство здравоохранения РФ (Минздрав): в его компетенцию входят разработка государственной политики, нормативов и стандартов; организация оказания медицинской помощи населению; осуществление госсанэпидемнадзора, лицензирования; выдача разрешений; развитие сети санаторно-курортных учреждений и др. ;

3) ОУЗ субъектов Федерации, помимо тех же полномочий, что и у Минздрава, осуществляют меры по развитию сети учреждений на соответствующей территории, по спасению жизни людей и защиты их здоровья в чрезвычайных ситуациях; выдают разрешения на применение новых методов диагностики, лицензии; 4) другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения (Минобороны, МВД, ФСБ и др. ). К учреждениям здравоохранения относятся стационарные и амбулаторные учреждения следующих типов: - лечебно-профилактические; - аптечные; - санитарно-профилактические; - судебно-медицинские.

В соответствии с системой здравоохранения они подразделяются на три категории:

- государственные (федеральные и субъектов Федерации): призваны оказывать бесплатную медицинскую помощь, но на основе договоров могут оказывать платные медицинские услуги. Находятся в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением (ОУЗ), которые назначают, освобождают от должности их руководителей;

- муниципальные (подконтрольны ОУЗ в вопросах качества обслуживания, соблюдения общих для всех учреждений правовых актов); -

частные (подконтрольны ОУЗ)..

Медицинское вмешательство производится с согласия гражданина (исключение составляют освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами). Особые обстоятельства: - если больной не может выразить свою волю, вопрос решает консилиум, лечащий врач; - за лиц, не достигших 15 лет, и недееспособных согласие дают их законные представители.

Обязанности граждан: - проходить медицинское обследование при заражении определенными болезнями, при призыве в армию, поступлении на некоторые виды работ; - проходить вакцинацию; - проходить рентгеновское обследование при заболевании туберкулезом. Специальным законом предусмотрены государственные гарантии по профилактике, предоставлению всех видов медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

Читайте также: