Организация проектной деятельности учащихся по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе (этапы, примеры, критерии оценивания проектов).

Оценить 7731 0

Янович Ирина Сергеевна

Учитель начальных классов

«Проектная деятельность

Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

Организуя проектную деятельность важно ставить цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности . Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

Развитие инициативности и активности обучающихся

Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей

Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);

Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Организация проектной деятельности

Проекты, в которых участвуют ученики, отличаются друг от друга:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

• необходимостью привлечения взрослых.

Начать обучение учеников проектной деятельности можно с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.

Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:

• мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;

• главы местного самоуправления;

• галки, сидящей на дереве и т.д.

Представьте, что вы на какое-то .время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

организатор — отвечает за работу группы в целом;

докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

• контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

Прочитать в книге

Найти в Интернете

Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

Что вы предприняли для выполнения задания.

Представьте результат своей работы.

Оцените работу своей группы.

При работе над любым проектом необходимо обращать внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.

Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.

Распределить полезные продукты на основные группы.

Определить режим правильного питания..

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровьесберегающие технологии.

Возраст учащихся: 3 класс.

Количество учащихся: 26 человек.

Время работы: 2 урока.

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

усваивать информацию со слов.

высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.

Режим работы: урочное время.

Погружение в проект.

2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.

3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.

4 постановка цели.

Организация работы над проектом.

1 Разбиение класса на группы.

2 Распределение ролей в группе.

Определение руководителя группы.

3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.

Работа над проектом.

1 Выполнение этапов работы.

- Демонстрация продуктов проекта.

3 Ответы на вопросы.

Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.

Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.

Почему избрана эта тема.

Какую цель преследовали.

Какие ставились задачи. .

Какие результаты получены.

Какие выводы сделаны по итогам .

Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).

Критерии оценивания проекта для родителей и учителя

Соответствие теме задания

Работа не соответствует теме. Тема не раскрыта

Работа частично соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

Работа соответствует теме. Тема раскрыта полностью

Оформление (цвет, фон, рисунки, фотографии)

Плохое оформление, много рисунков или не соответствует теме

Несущественные недочеты в оформлении

Представление информации (содержание, шрифты, объем информации)

Плохое представление: неудачное содержание информации, ее расположение, шрифты, объем не благоприятствуют восприятию

Недочеты в представлении информации

Хорошее представление, краткое, четкое достоверное содержание

Критерии оценивания исследовательского проекта для учащихся

Соответствие темы задания

Наличие цели, выводов

Четкий ход исследования

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Оформление (наличие рисунков, аккуратность, яркость)

На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.

Роль родителей в проектной деятельности

Роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью на родительские собрания, я разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учащимися и учителем, повышает самооценку, повышает качество знаний..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе (этапы, примеры, критерии оценивания проектов).

Проектная деятельность

на уроках окружающего мира в начальной школе

Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

Организуя проектную деятельность важно ставить цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

Развитие инициативности и активности обучающихся

Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей

Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

В ходе проектной и исследовательской деятельностиформируются следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);

Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Организация проектной деятельности

Проекты, в которых участвуют ученики, отличаются друг от друга:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

• необходимостью привлечения взрослых.

Начать обучение учеников проектной деятельности можно с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.

Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:

• мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;

• главы местного самоуправления;

• галки, сидящей на дереве и т.д.

Представьте, что вы на какое-то .время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

организатор — отвечает за работу группы в целом;

докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

• контролер— проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

Прочитать в книге

Найти в Интернете

Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

Что вы предприняли для выполнения задания.

Представьте результат своей работы.

Оцените работу своей группы.

При работе над любым проектом необходимо обращать внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.

Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.

Распределить полезные продукты на основные группы.

Определить режим правильного питания..

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровьесберегающие технологии.

Возраст учащихся: 3 класс.

Количество учащихся: 26 человек.

Время работы: 2 урока.

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

усваивать информацию со слов.

высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.

Режим работы: урочное время.

Погружение в проект.

2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.

3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.

4 постановка цели.

Организация работы над проектом.

1 Разбиение класса на группы.

2 Распределение ролей в группе.

Определение руководителя группы.

3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.

Работа над проектом.

1 Выполнение этапов работы.

- Демонстрация продуктов проекта.

3 Ответы на вопросы.

Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.

Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.

Почему избрана эта тема.

Какую цель преследовали.

Какие ставились задачи..

Какие результаты получены.

Какие выводы сделаны по итогам .

Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).

Критерии оценивания проекта для родителей и учителя

Соответствие теме задания

Работа не соответствует теме. Тема не раскрыта

Работа частично соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

Работа соответствует теме. Тема раскрыта полностью

Оформление (цвет, фон, рисунки, фотографии)

Плохое оформление, много рисунков или не соответствует теме

Несущественныенедочеты в оформлении

Представление информации (содержание, шрифты, объем информации)

Плохое представление: неудачное содержание информации, ее расположение, шрифты, объем неблагоприятствуют восприятию

Недочеты в представленииинформации

Хорошее представление, краткое, четкое достоверное содержание

Критерии оценивания исследовательского проекта для учащихся

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Оформление (наличие рисунков, аккуратность, яркость)

На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.

Роль родителей в проектной деятельности

Роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью на родительские собрания, я разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учащимися и учителем, повышает самооценку, повышает качество знаний..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Прошу поднять левуюруку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем.

Спасибо.
Попрошу поднять правуюруку тех, кто пришёл получить новые знания.

Спасибо.
Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи!

На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

2. Пернатые друзья.

3. . Значение органов чувств

2.Аквариум и его обитатели

3. Генеалогическое дерево моей семьи.

4.Как нам жить в дружбе с природой

1.Органы тела человека

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

2.Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

3.Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Действительно первоклассникам создавать исследо­вательские проекты, определять цель исследования, ставить задачи, выдвигать гипотезы и т.д., является практически невозможным по сути, так как у них еще не сформирована учебная деятельность и осуществить данные действия самостоятельно они не могут.

Поэтому в 1 классе лучше проводить групповые мини- проекты,
во 2 классе групповые мини- проекты, краткосрочные проекты,
в 3-4 классах групповые мини- проекты, краткосрочные проекты, индивидуальные проекты.

Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности.

Слайд 5-10 фото проектов детей

Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся, могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющем проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, учащиеся видят практическую значимость явления, а только затем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.

Главная цель урока-проекта – помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

Главная задача учителя при планировании такого урока – это найти такой соответствующий теме учебный вопрос – задание, на который дети смогут ответить в течение 40 (45) минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:

1. Организационный момент – объявление темы проекта, постановка цели – 3-5 мин.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач – 5-7 мин.

3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме – 10-12 мин.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению – 10 мин.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности – 5-7 мин.

7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) – 3 мин.

8. Домашнее задание – 1 мин.

Надо отметить также, что при выполнении таких краткосрочных проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.

Алгоритм разработки проектных уроков

Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).

Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?

Из проблемы формируется цель (планируемый результат).

Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).

Организовать работу в группах. Определить регламент работы

- Как организовали работу в группах?

-Что из запланированного получилось хорошо?

- Какие возникли проблемы? Какие были решены

8. Оценка учащихся.

Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:

четкое соблюдение времени;

форма работы в группе;

достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;

грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.

Какие требования я предъявляла к таким урокам?

Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.

Во-вторых, обучающиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.

Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.

От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подвигает к выдвижению гипотезы и их решению.

На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.

Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные.

После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

- Почему елочка плачет? (потому, что её срубили и принесли домой)

- Кто стал виновник обиды елочки? (человек)

- А где растёт ёлочка? (в природе)

- А сможет ли человек жить без природы? (Нет)

3. Тема урока.
-А как вы думаете, почему мы сегодня решили заговорить о природе? А природа захочет дружить с человечеством, который ее так обижает?

- К чему может привести ссора с природой?

- Значит нужно жить с природой в дружбе.

- Какая же будет тема урока?

- Как вы считаете, наша природа в опасности?

Тема урока: как нам жить в дружбе с природой.

Проблема.
А теперь откройте учебник и прочитайте диалог героев Лены и Миши.

Лена удивляется, почему люди не сохраняют природу, хотя понимают, что без неё не смогут жить.

- Что ответил ей Миша?

- А как бы вы ответили Лене?

- Как не дать исчезнуть всему живому на земле?

Что нужно сделать людям, чтобы выжить?
Учитель:

- Сегодня мы вместе будем искать ответ на этот вопрос.

Постановка целей и задач

Цель: Что необходимо сделать, чтобы жить в дружбе с природой.

Что может быть результатом нашей работы? ( создание плаката, составление правил нахождения в природе)

Для ответа, какие задачи необходимо решить?

Изучить, как влияет человек на природу?

Составить правила жизни в природе.

Ребёнку понятна проблема ёлочки, но непонятно, почему так происходит. Он задаёт вопросы, на которые не может самостоятельно найти ответ. А ведь в наших силах сделать так, чтоб экологические катастрофы затрагивали наших детей как можно меньше.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что человек как потребитель берет из природы? (воду, пищу, кислород).

Да, это было всегда, но постепенно человек стал жадным потребителем - он стал брать полезные ископаемые, чрезмерно осваивать новые земли, без меры уничтожать живой и растительный мир. Почему такое отношение называют потребительским? (ничего не даем взамен). А для самого человека такое отношение к природе, чем грозит? ( экологической катастрофой)

В ходе урока дети через информацию в учебнике, в рабочей тетради. Задания учителя, жизненный опыт выясняют влияния человека на природу и изготавливают продукт.

7.Творческая работа.
Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа за 10 - 15 минут должна изготовить плакат – призыв, что можем сделать, чтобы не дать исчезнуть всему живому на земле, которые происходят с нашей планетой, и продемонстрировать это, используя то, что лежит перед вами. Составить правила жизни в природе, чтобы жить в дружбе с природой.

8.Презентация проектов.

9.Итог урока.

- Всё живое на земле имеет право на жизнь: и человек, и синица и божья коровка.

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

На современном этапе развития образования пристальное внимание обращено на один из методов познания окружающего мира - метод проектов. Правильно организованная проектная деятельность учеников будет способствовать развитию многих личностных качеств, в первую очередь исследовательских. Стремление к исследованию присуще ребёнку с малых лет. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных проявлений детской психики. Ребёнок способен испытывать удовольствие не только от результатов поисковой деятельности, но и от самого творческого процесса. Чем выше уровень развития потребности в исследовательской деятельности, тем интенсивнее развивается организм, а главное – происходит развитие интеллекта и творческих способностей. Одновременно любая исследовательская деятельность способствует и формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления ребёнка, выступает не содержание обучения, а методы его усвоения. Развитие познавательных интересов учащихся, вовлечение их в исследовательскую деятельность, в процесс познания нового, в открытие для себя знаний и, наконец, создание своего проекта – вот путь к формированию интеллектуально развитой, творческой личности. Важнейшей функцией интеллекта и мышления является усвоение и переработка информации. Усвоенная часть этой информации становится знанием. Проектная деятельность в качестве одной из форм учебной деятельности выполняет информационную, развивающую и воспитательную функцию процесса обучения. Природа во всём её многообразии является одним из главных объектов исследования, богатейшим источником информации, но и наиболее трудным объектом изучения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в пока ещё не познанное самим ребёнком.

При выполнении проектных работ развивается любознательность, самостоятельность, способность видеть проблемы, вырабатывается свой взгляд на решение проблемы, способность погружаться в исследование, способность к оценке

своего труда и одноклассников.

Проектную деятельность выполняем не только индивидуально, в группах, но и в коллективе учащихся.

– внимание к собственному опыту ребёнка, к его способностям и возможностям, к его траектории развития;

– обучение в действии, побуждение к целенаправленному наблюдению, экспериментированию;

– чередование индивидуальной и коллективной работы, действий в сотрудничестве с учителем, родителями, одноклассниками и самостоятельно;

– выполненные работы должны рассматриваться и обсуждаться коллективно, с определённой этикой – получать скорее одобрение, чем критику.

Этапы проектной деятельности.

Определение темы исследования . Тема может быть предложена в учебнике и взята без изменения для дальнейшей работы. Тема может быть предложена учителем, согласно его интересам. Тема может быть выбрана самим учеником и обсуждена с учителем.

Определение задач исследования. Этот этап осуществляется совместно с учителем и группой участников проекта. При обсуждении выдвигаются предположения конечных результатов исследований, предлагаются способы решения поставленных задач, оцениваются возможности их реализации, определяется круг участников проекта, их задачи.

Выбор источников информации . На этом этапе решается, какие источники информации будут использоваться, как будет проверяться их достоверность. Участники проекта по интересам выбирают способы добычи информации.

Уточнение темы проекта и планирование работы над ним. Иногда в ходе сбора информации у участников проекта возникает новое направление исследования или выбирается другой способ решения поставленных задач. К примеру, информация противоречивая, необходима её проверка с помощью наблюдения в местных условиях, нужен эксперимент, нужны длительные наблюдения за объектом изучения, нужны дополнительные фотодокументы. Каждый из участников определяет своё участие в проекте, то есть конечный продукт, представляемый в общую копилку.

Осуществление проектной деятельности. После выполнения своих задач участники обсуждают, в какой форме будут представлять результаты своего труда, какую роль будет играть при этом каждый из участников.

Презентация проекта. Формы презентации могут быть разными. Для индивидуальных проектов:

– рисунки, аппликация, модель, макет;

– подборка научных материалов, исторических фактов, фотодокументы;

Для групповых проектов презентации могут быть в форме драматизации, ролевой игры, КВН, научной конференции, выставки работ, викторины, конкурса.

Часто индивидуально выполненные работы объединяем в общую презентацию. Например, сбор и представление информации о времени года с позиций разных профессий: метеоролога, астронома, эколога, художника, поэта или в 4 классе общее представление о природной зоне, презентуемое от имени географа, биолога, геолога, эколога, этнографа.

Как всякий процесс, формирование умений осуществлять проектную деятельность имеет своё развитие от 1 к 4 классу. Самую простую проектную деятельность выполняют ученики 1 класса. Они выполняют в соответствии со своими интересами и возможностями отдельные, независимые от других мини-проекты. В 1 классе на помощь детям приходят родители. Это касается в основном сбора информации через наблюдение окружающего мира совместно с ними. Слово проект в 1 классе не употребляется, лучше заменить его на слово исследование. В строгом понимании все этапы проекта дети не выполняют.

Во 2 классе появляются задания творческого характера, с помощью которых начинает формироваться проектная деятельность учащихся. Конечным продуктом становятся:

– придуманная учеником загадка, условное обозначение, символ;

– рисунок, аппликация, модель.

В дополнение к способам выполнения проектной деятельности во 2 классе появляется экспериментирование. Исследования заключаются в выдвижении предположений и их проверке с помощью опыта, проводимого индивидуально или в паре.

Свои мини-исследования ученики объединяют в общее представление об изучаемом объекте.

В 4 классе увеличивается доля самостоятельной работы над проектом.

Из всего вышесказанного сделаем вывод, что формирование умений осуществлять проектную деятельность тесно связано с учебным процессом, а не становится какой-то надстройкой к нему.

Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живёт поколений? Полные имена родителей, бабушек, дедушек. Происхождение твоей фамилии. Узнай, что означает твоё имя.

Осуществляя деятельность, дети приобрели опыт интервьюирования, учились задавать целенаправленные вопросы и подбирать материалы семейных фотографий. Индивидуальные проекты получились разнообразные: родословная семьи или древо жизни Лихобабина В.выполнила в виде яблони с плодами-фото, семья Полины Милосердовой с помощью спецпрограммы Интернет разыскивала родственников по всему земному шару.

Используйте в практической деятельности метод проектов, который приносит радость познания.

Читайте также: