Цифровая образовательная среда в школе что это простыми словами

Обновлено: 04.07.2024

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.

ВложениеРазмер
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют 47.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Цифровая образовательная среда

Уже никого не удивит школьник с мобильным устройством в руках, планшетом, щелкающий по кнопкам.

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.

Что же такое Цифровая образовательная среда?

Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения.

Инструменты Цифровой образовательной среды это - электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.

Система ЦОС включает в себя:

  1. Цифровые (информационные) образовательные ресурсы (фотографии, видеофрагменты, аудиофрагменты, интерактивные задания и т.д).
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

6 слайд Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней.

Целью развития цифровой образовательной среды является создание и развитие в школе учебно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества образования. Она помогает улучшить образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.

Важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя – это ЦОР, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦОР

1.Помощь учителю при подготовке к уроку.

2. Помощь при проведении урока.

3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.

4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦОР

  • Эффективность обучения;
  • Индивидуализация обучения;
  • Повышенная мотивация обучения;
  • Самостоятельность при выполнении работ
  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Эффект обратной связи;
  • Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
  • Нарушение зрения;
  • Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
  • Компьютерная радиация;
  • Компьютерная зависимость
  • Поэтому необходимо использовать ЦОР согласно нормам СанПин

Если с цифровыми образовательными ресурсами нам понятно это практически используем часто на уроках. То зачем телефон и планшет входит в технологические средства, если компьютер, это наш помощник ежедневный и на каждом уроке.

Но телефон можно использовать его и на уроках. Для чего. Я хочу вам рассказать о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.

Q R-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.

QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. QR-код удобным образом объединяет виртуальность с реальностью, так как любой владелец смартфона может за секунду просканировать штрих код, вытянув все полезные данные, добавить адрес сайта в закладки, контактные данные в адресную книгу. Сегодня явление QR- кодов набирает обороты. Они появляются везде, где имеет смысл их ставить.

Меня как преподавателя заинтересовала возможность использования данной технологии в образовании для формирования новой цифровой образовательной среды. Действительно ли можно минимизировать объём информации вокруг нас с помощью QR-кодов?

В своей педагогической деятельности, я нашла разнообразное применение QR-кодов :

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды

Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел.

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая&raqu.

Инструментарий современного учителя в цифровой образовательной среде

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося о.

"Организация образовательного процесса в цифровой образовательной среде, опыт работы: Использование интерактивных онлайн-платформ Учи.ру и Яндекс.учебник в начальной школе"


1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион.

Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.

: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з.

В России начался эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды в школах. Он продлится до конца 2022 года.

 Фото: Михаил Пинкус

Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент "мы и без компьютеров учились хорошо" уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.

МИФ 1

"Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное образование - одно и то же"

Это неправда! Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке.

Инструменты Цифровой образовательной среды - это электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет использоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), благодаря ЦОС он сможет смотреть урок по видео.

Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.

МИФ 2

"Развитие ЦОС - первый шаг к полному переходу обучения в онлайн-формат"

Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.

- Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием дистанционных технологий происходит из-за эпидемиологической ситуации в конкретном регионе, - подчеркнул зам­министра просвещения РФ Виктор Басюк. - Решение о переходе принимает регион. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учителей и членов их семей.

МИФ 3

"Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована"

Это неправда! Есть федеральный проект "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование", который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.

- Не существует и не может существовать никаких официальных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган, - подчеркнул Виктор Басюк.

МИФ 4

"Цель ЦОС - сокращение числа школ и учителей"

Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.

100 процентов российских школ должны быть подключены к высокоскоростному интернету: не менее 100 Мбит/с - в городах, и не менее 50 Мбит/с - в сельской местности

МИФ 5

"Цифровизация снижает уровень знаний детей"

Фото: iStock

Это неправда! Научно доказано: современные методы обучения повышают эффективность обучения и уровень знаний школьников. Главное - правильно их применять. Современным "цифровым" детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема "пойдет" гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний.

Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.

Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и "всплывающие" правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).

МИФ 6

"Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант"

Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч) стоит недешево, но без него сегодня хорошее образование невозможно. Создание качественного, соответствующего государственным стандартам, одобренного экспертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота - создание безопасной системы, которую не смогут взломать хакеры.

МИФ 7

"Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна"

- Этот аргумент относится к прошлому, а не к современности, - рассказал Виктор Басюк. - Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспективы для всей страны.

Раньше все пользовались дис­ковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.

МИФ 8

"В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно"

Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.

- Такая платформа еще только создается, она будет называться "Моя школа", - рассказал Виктор Басюк. - Пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.

Ноу-хау из портфеля

Проект "Цифровая образовательная среда" для школы № 116 в челябинском поселке Чурилово - это не просто скоростной интернет.

- Это действительно среда, в которой мы на разных электронных платформах работаем вместе с детьми. Для учителей - это незаменимый помощник. А для детей добавляются элементы игры и азарта, которые современной школе просто необходимы, - считает директор Татьяна Трапезникова.

В кабинете естествознания с экрана светит второе солнце - шестиклассники изучают строение светила и располагают планеты вокруг него. В кабинете информатики есть свой 3D-принтер: физические процессы дети познают с помощью 3D-моделей и переносных лабораторий с датчиками cилы, напряжения и давления. В кабинете технологии установлены мини-станки с числовым программным управлением. А в первом классе идет урок математики, и будущие Лобачевские напряженно подсчитывают яблоки в коробках на интерактивной доске. Перемещать картинки можно с помощью специальной указки.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-4576138/

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

Проект Цифровая образовательная среда

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

  • края: Алтайский и Пермский;
  • области: Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Однако в Постановлении Правительства, которое было принято 7 декабря 2020 года, перечня регионов нет. Возможно, этот список появится позже.

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

Дистанционное обучение в РФ

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.


Цифровая образовательная среда – элемент всех развитых мировых систем образования, включающий высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках. ЦОС создает условия в традиционной классно-урочной системе с применением возможностей электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с возможностью использовать электронные информационные и образовательные ресурсы. Будет отработан перечень необходимых материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа, таких как наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к технике в школе (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).

Расширенные возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в 14 регионах (Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), которые проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу.

Что получат школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде:

Читайте также: