В чем заключается значимость драматургии островского для культуры русского народа кратко

Обновлено: 02.07.2024

ЗНАЧЕНИЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО

В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.

Камышловский краеведческий музей

Значение творчества островского в истории русского театра доклад – :

Значение творчества Островского для русского театра

Именно театр, по мнению Островского, уходящий своими корнями в народный балаган, обладает возможностью прямо и сильно воздействовать на души людей. Через два с половиной десятилетия Александр Блок, говоря о поэзии, напишет, что суть ее — в главных, “ходячих” истинах, в способности донести их до сердца читателя, которой обладает театр:

Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!

Своеобразие, новизна Островского проявились и в выборе жизненного материала, в предмете изображения — он освоил новые пласты действительности. Он был первооткрывателем, Колумбом не одного лишь Замоскворечья, — кого только мы не видим, чьи голоса не слышим в произведениях Островского! Иннокентий Анненский писал: “…Это виртуоз звуковых изображений: купцы, странницы, фабричные и учителя латинского языка, татары, цыганки, актеры и половые, бары, причетники и мелкие чинуши-Островский дал огромную галерею типических речей…” Актеры, театральная среда — тоже новый жизненный материал, который освоен Островским, — все, что связано с театром, представлялось ему очень важным.

Нина Смельская которая принимает охотно покровительство богатых поклонников, превращаясь по существу в содержанку, живет гораздо лучше, чувствует себя в театре гораздо увереннее, чем талантливая Негина. Но несмотря на трудную жизнь, невзгоды и обиды, в изображении Островского, многие люди посвятившие свою жизнь сцене, театру, сохраняют в своей душе доброту и благородство. В первую очередь это трагики, которым на сцене приходится жить в мире высоких страстей. Разумеется, благородство и душевная щедрость присущи не только у трагиков. Островский показывает, что подлинный талант, бескорыстная любовь к искусству и театру поднимают, возвышают людей. Таковы Нароков, Негина, Кручинина.

Единство человека и природы (по творчеству Пришвина)

Художественный мир Солженицына

Сейчас смотрят:

Реферат – Значение и место драматургии А.Н. Островского в истории театра

Введение 3
1 .А.Н. Островский – драматург 5
2. Противоречивость сценической судьбы пьес Островского 9
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопостав­лена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключи­тельно велико. Особенно это относится к московс­кому Малому театру, который традиционно называет­ся также Домом Островского. Благодаря многочис­ленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Це­лая плеяда замечательных русских актеров на мате­риале пьес Островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие русского театрального искусства.

В центре драматургии Островского находится проб­лема, которая прошла через всю русскую классичес­кую литературу: конфликт человека с противостоя­щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно­гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита­телями и зрителями пьес великого драматурга раск­рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто­рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре­стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель­цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со­зданных Островским, давали в общей сложности пред­ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.

Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, орудием реалистической типизации.

Великолепный знаток устного народного творчест­ва, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной муд­рости. Песня может заменить у него монолог, посло­вица или поговорка стать названием пьесы.

  • очерк жизни остповского его значение в развитии русского театра
  • краткое содержание театра островского
  • островский статьи о театре

Реферат – Значение и место драматургии А.Н. Островского в истории театра

А. Н. Островский и русский театр

С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром.

Островский всегда считал театр школой воспитания нравов в обществе, понимал высокую ответственность художника. А потому он стремился к изображению правды жизни и искренне хотел, чтобы его искусство было доступно всему народу. И Россия всегда будет восхищаться творчеством этого гениального драматурга. Не случайно Малый театр носит имя А. Н. Островского, человека, который посвятил русской сцене всю свою жизнь.

Реферат – Значение и место драматургии А.Н. Островского в истории театра

2. Противоречивость сценической судьбы пьес Островского

Реферат – Значение и место драматургии А.Н. Островского в истории театра

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока: Раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь обучающихся жизнью и творчеством драматурга.

Задачи урока:

- Познакомить с основными этапами творческого пути А.Н. Островского;

- рассказать обучающимся об особенностях жанра драма;

- способствовать развитию воображения обучающихся, овладению навыками самоанализа, развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать;

- способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;

- воспитывать нравственную читательскую позицию обучающихся.

– мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан,

ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен,

как освежающий родник, из которого напьешься,

из которого умоешься, у которого отдохнешь –

и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндрРафаи́ловичКу́гель (театральный критик )

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Основная цель нашего урока: познакомиться с этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского. В конце урока вы должны ответить на следующий вопрос: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа?

Прежде чем приступить к изучению новой темы, хотелось бы показать вам несколько эпизодов из фильмов, снятых по пьесам Александра Николаевича Островского.

(показ фрагментов).

III . Работа над темой урока.

Изучение биографии драматурга.

1. Вводная часть

- Итак, давайте запишем в тетради тему урока, а также годы жизни Александра Николаевича Островского - 1823-1886.

2. Доклад о биографии писателя

- С этапами биографии А.Н. Островского нас познакомит ученик-биограф.

Учащиеся фиксируют в тетрадях этапы биографии А.Н.Островского.

Ученик: Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье в 1823 году. Его отец, Николай Федорович, - сын священника, поступивший на государственную службу и получивший дворянство. Мать, Любовь Ивановна, урожденная Саввинова,- из бедного духовенства, рано умерла. Ее место заняла мачеха, происходившая из старинного дворянского рода обрусевших шведов, заботившаяся о хорошем воспитании для своих детей и пасынков.

В 1835-1840 годах Островский учится в 1-ой Московской гимназии. С 1840 по 1843 годы - в Московском университете на юридическом факультете, но увлекается театром и литературой и бросает университет.

В 1843 году по настоянию отца поступил канцеляристом в Московский совестный суд. Эта работа дала богатейший материал для будущего творчества драматурга; Островский записывал все сколько-нибудь примечательные случаи из купеческой и мещанской жизни.

В 1845 был переведен на внештатную службу в Московский коммерческий суд, который покинул в 1851, чтобы стать профессиональным литератором.

С 1849 года Островский живет в гражданском браке с Агафьей Ивановной, девицей из мещан. Разгневанный отец Островского, считавший этот союз неравным, отказал молодым в материальной поддержке. От этого брака у Островского будет 4 детей.

После смерти жены в 1869 году он обвенчается с Марией Васильевной Бахметьевой, актрисой Малого театра. Она подарит Островскому еще 5 детей.

В 1862 году Островский путешествует по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; в 1865 — поездка по Волге: Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Саратов; в 1883 году — путешествие в Закавказье.

3. Контрольные вопросы:

-Где учился Островский после гимназии? (МГУ юридический факультет)

- Где умер писатель? (Щелыково)

4. Изучение этапов творчества А.Н. Островского

1. Предварительная беседа

-Ребята, давайте вспомним, что это за род литературы - драма? (Литературное произведение, предназначенное для игры на сцене)

-Что характерно для драмы? Каковы ее особенности? (Предназначена для сцены, диалогическая форма, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого, сжатость действия во времени).

-Каковы жанры драмы? В чем их особенность? (Трагедия – пьеса, в которой сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу, нередко гибели; драма – пьеса, с бытовым сюжетом, с более приближенной к обыденной реальности стилистикой, но с напряженным конфликтом; комедия - драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека).

- Итак, мы видим, что русских пьес хорошего уровня и качества было мало для репертуара театра. Поэтому ставились или никчемные драмы, или переводные. С другой стороны, шла активная демократизация общества, все больше становилось образованных людей из среды купечества и мещанства.

- Вспомните, кто был героями пьес по происхождению? (дворяне).

- Естественно, что новая публика требовали пьес о себе, отвечающих их уровню и запросам. Островский задачей своей жизни считал создание просветительского и демократичного русского театра.

2. Лекция учителя о творческом пути драматурга

Все творчество драматурга мы можем разделить на несколько этапов:

- Кстати, ребята, что такое славянофильство? (литературное и философское течение, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада)

Именно в поздний период творчества происходит развитие его драматургии от авторского театра к режиссерскому:

Черты авторского театра. Здесь еще влияние классицистического театра. В пьесе заложено все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы и оформление сцены. Все действие держится на разговорах героев, на репликах и монологах. Слово же само по себе действие. Пьесы отличаются досказанностью: каждый персонаж полностью высказывается. Творчество зрителя лишь в сопереживании.

Режиссерский: Стремление персонажей к полной откровенности сменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место намекам, иносказаниям… Свобода для режиссерской интерпретации. От зрителя уже требуется соразмышление. За всю свою творческую жизнь Островский написал 47 пьес.

3. Контрольные вопросы

- Кто становится героем пьес Островского? (Купцы, мещане)

- Каковы основные черты поэтики драм Островского? (Идейно-бытовые конфликты, нравственная проблематика, высокий уровень типизации)

- Перечислите черты авторского театра? (Точная трактовка ролей; действие на монологах и обмене репликами; персонаж полностью высказывается; зритель только сопереживает).

- Каковы черты режиссерского театра? (Намеки, иносказания, умолчания;

свобода для режиссерских интерпретаций; зритель соразмышляет)

IV . Подведение итогов.

Но идейно-художественное осознание этих сторон русской жизни имело у Островского глубокий национально-исторический смысл. Через бытовые отношения тех людей, которые были господами и хозяевами жизни, выявлялось их общее социальное состояние.


Биография


Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творчество



Очерк жизни и творчества А.Н. Островского

Тема урока:
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.Социально-культурная новизна драматургии писателя.
Тип урока:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути
  • рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Оборудование:

учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

І. Организационный момент

III. Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала

1.
Вступительное слово учителя
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2. Лекция учителя

1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии

2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

V. Подведение итогов урока

2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?

VI. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • проблематика в литературе театре островского
  • островский начало творческого пути
  • начало творчества островского
  • описание творческого пути островского
  • свои люди — сочтёмся анализ

Личная жизнь


Известно, что писатель был увлечен красавицей актрисой Л. Косицкой, но девушка категорически отвергала чувства драматурга. Также Островский был в гражданских отношениях с девушкой из простой семьи — Агафьей Ивановной. Несмотря на то, что эта женщина не была образована, она всегда могла выслушать писателя и разделить его переживания и чувства. Им суждено было прожить совместно 20 лет. Позднее Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой. Он смогла родить драматургу четырёх сыновей и двух дочерей.

Читайте также: