Что такое спондей кратко

Обновлено: 05.07.2024

СПОНДЕ́Й - (от греч. - возлияние) – в русском силлабо-тоническом стихосложении условно называемое сверхсхемное ударение в двусложной стопе; не является самостоятельной стопой. В отечественной поэзии спондеи встречаются гораздо реже, чем пиррихии. В принципе, не уродуя размера стиха, спондей все же создает заметный ритмический перебой и тем самым выделяет тот или иной стих из ряда соседних. Поэтому стихотворцы иногда пользуются спондеем как средством подчеркивания нужного стиха или даже отдельного слова. В большинстве случаев спондеи приходятся на начало стиха:

Скопление спондеев в подобных случаях отяжеляет ритм стиха, и читатель вынужден распределять интонационно ритм стихотворения. Примечательно, что в середине стиха, когда его ритмическая организация определилась, внеметрическое (сверхсхемное) ударение сильно деформирует размер, утяжеляя при этом стих. Поэтому спондей в середине строки является редкостью для русской поэзии. Употребляется он в данном случае обычно после ярко выраженной внутристиховой паузы:

После сильной паузы прерванное ритмическое движение как бы начинается опять, вследствие чего спондей хотя и вызывает ритмический перебой, все же не ломает стих. Из русских поэтов, пожалуй, только Г.Р. Державин допускал скопление спондеев в середине стиха, что, безусловно, создавало ощущение затрудненного, как бы заторможенного ритма:

Все внеметрические (сверхсхемные) ударения стоят, как правило, на односложных словах в начале стиха или, гораздо реже, после внутристиховой паузы.


СПОНДЕ́Й, -я, м. Лит. В античном метрическом стихосложении — стопа из двух долгих слогов, равная четырехмерной стопе (дактилю). || В русском силлабо-тоническом стихосложении — условное название стопы ямба или хорея, в которой два ударения, например: Шве́д, ру́сский — ко́лет, ру́бит, ре́жет (Пушкин, Полтава).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Спонде́й (др.-греч. σπονδή [культовое] возлияние) в квантитативной классической метрике — стопа, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.

СПОНДЕ'Й [дэ], я, м. [греч. spondeios] (лит.). В метрическом стихосложении — стопа из двух долгих слогов, в тоническом — из двух ударяемых слогов, напр. первая стопа след. стиха: ка́к се́рд|цу вы́|сказать| себя́? (Тютчев).

спонде́й

1. двухсложная стопа, состоящая, в метрическом стихосложении — из двух долгих слогов, в тоническом — из двух ударных

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова камбуз (существительное):

Спондей

Спондей это стихотворная стопа в античном метрическом стихосложении, которая состоит из двух долгих слогов (на четыре моры); в силлабо-тонической системе стихосложения (при ямбах и хореях) соответствует двум ударным слогам, выступая в стихотворной строке дополнительной стопой.

Метрическая схема спондея

Пример использования спондея:

Происхождение

Функции спондея

Цель использования спондея заключается в акцентировании, подчеркивании конкретных слов в стихе, усилении выразительности, эмоционального напряжения, оживленности произведения. Присутствие спондея в стихе замедляет ритм, придаёт поэтическому тексту музыкальность и драматический характер. Спондеическая стопа используется поэтами также для передачи сжатого, компактного смысла выражения.

Использование в поэзии

Современное значение

Слово спондей произошло от греческого spondeios, производного от spondi, что в переводе означает возлияние.

СПОНДЕ ´ Й (греч. σπονδεῖος, от σπονδή — возлияние) — в античной метрике четырехдольная стопа о двух долгих слогах ⌣̅⌣̅ ⌣̅⌣̅. Стихи, составленные этим размером, предназначались в древней Греции для чествования богов и исполнялись при совершении возлияний ароматических веществ на пылающий жертвенник. Будучи изометричным дактилю (⌣̅⌣̅⌣⌣), С. употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху С. называется такой ритмический ход в ямбе (а не в дактиле), когда рядом стоят два или более ударных слога. Например:

В. Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение:

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Полезное

Смотреть что такое "спондей" в других словарях:

СПОНДЕЙ — (греч.). Стихотворная стопа из двух долгих слогов, употреблявшаяся у греков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СПОНДЕЙ в стихосложении стопа, состоящ. из двух долгих слогов ( ) и замен. часто ямб,… … Словарь иностранных слов русского языка

Спондей — греческая стопа из двух долгих слогов. По аналогии с этой стопой спондеем или замедлением (по Белому) называется прибыльное полуударение в двудольнике, то есть случай, когда неударный по метру слог получает ударение в виду присутствия… … Литературная энциклопедия

СПОНДЕЙ — (греч. spondeios) в метрическом стихосложении стопа из 2 долгих слогов, по общей долготе равная дактилю; в силлабо тоническом стихосложении стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением ( Швед, русский колет, рубит, режет , А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

СПОНДЕЙ — [дэ], спондея, муж. (греч. spondeios) (лит.). В метрическом стихосложении стопа из двух долгих слогов, в тоническом из двух ударяемых слогов, напр. первая стопа след. стиха: как серд|цу вы|сказать| себя? (Тютчев). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

СПОНДЕЙ — [дэ ], я, муж. (спец.). В ямбе и хорее: утяжелённая стопа из двух ударных слогов. | прил. спондеический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СПОНДЕЙ — муж., греч. мера стихов: стопа в два долгих слога сподряд. Спондеические стихи, стихосложенье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Спондей — Спондей стопа ямба со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. Пример Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.… … Википедия

спондей — сущ., кол во синонимов: 1 • стопа (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Спондей — СПОНДЕЙ греческая стопа из двух долгих слогов. По аналогии с этой стопой спондеем или замедлением (по Белому) называется прибыльное полуударение в двудольнике, то есть случай, когда неударный по метру слог получает ударение в виду присутствия … Словарь литературных терминов

спондей — спондей. Произносится [спондэй] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

спондей — я; м. [греч. spondeios] Лит. В античном ритмическом стихосложении: стопа из двух долгих слогов, по общей долготе равная дактилю. // В русском силлабо тоническом стихосложении: утяжелённая стопа ямба или хорея из двух ударных слогов (например:… … Энциклопедический словарь

В русской силлаботонике (системе стихосложения) принято выделять пять основных стихотворных метров. Это известные всем со школьной скамьи ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Предлагается, что при применении какого-либо из этих метров в нужном размере ударные и безударные слоги будут чередоваться в определенной последовательности. Например, если речь идёт о хорее, то за каждым ударным слогом будет следовать безударный. Такой строгий порядок формирует чёткий ритм, делает стихотворение стройным и предсказуемым. Но если автору стихотворения необходимо изобразить какую-то бурную деятельность, быструю смену событий или передать напряжение, яркую эмоцию, то такая размеренность не сыграет на руку. В этом случае потребуется большая экспрессия. Добиться её можно с помощью применения такого средства, как спондей.

Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад |со всех| сторон.

Как видим, основным размером здесь является четырёхстопный ямб. Но в начале нечётных строк видим два ударных слога подряд. Они призваны сделать ритм более неровным, передать напряжение, динамику и звуки кипящей битвы.

Вот ещё один пример применения спондея тем же автором:

Спондаические стопы здесь создают резкие паузы, ритм словно спотыкается и застревает на одном месте. От этого образы кажутся более неприятными, отталкивающими, какими и хотел их показать поэт.

Михаил Юрьевич Лермонтов также использует спондеи в своих стихотворениях.

В этом отрывке следующие друг за другом ударные слоги придают речи настойчивость и убедительность. Аналогичное впечатление производят и следующие строки:

Радос|ти пей! |Пой!
В жилах| весна| разлита.
Сердце,| бей бой!
Грудь на|ша – медь| литавр.

Как я| стал знать| взор твой,
С тех пор| мой дух |рвёт страсть;
С тех пор| весь сгиб| сон мой;
Стал знать| с тех пор |я власть.
Хоть сплю|, твой взор| зрю в сне,
И в сне| он дух| мой рвёт;
О, коль,| он мил|, ах, мне!
Но что| мне в том|, мой свет?
Он мил|, но я |лишь рвусь:
Как рвусь |я, ты |то знай.
Всяк час| я мил| быть тщусь;
Ты ж мне| хоть вздох| в мзду дай.

Следующее стихотворение принадлежит перу современной поэтессы. Оно, по признанию автора, является попыткой передать всю гамму эмоций, испытываемых человеком при встрече с диким животным.

Таким образом, мы видим, что спондаические стопы позволяют менять ритм стихотворения, передавать различные эмоции и управлять восприятием и впечатлениями читателя. Несмотря на то, что спондей относительно редко применяется в поэзии, он является ценным инструментом создания выразительного и оригинального произведения.

Читайте также: