Как бороться с терроризмом кратко

Обновлено: 08.07.2024

Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

а) необходимость пресечения террористического акта;

б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановление судьи о допустимости проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах по борьбе с терроризмом.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление материалов в органы прокуратуры для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.

Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.

Терроризм и экстремизм представляет угрозу национальной безопасности любого государства, его национальным интересам. В связи с этим устранение террористической угрозы и распространение экстремизма рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Расследование преступлений террористической и экстремистской направленности, является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации, который наряду с иными органами власти, также призван бороться с экстремизмом и терроризмом и с их проявлениями.

Экстремизмом (от латинского extremus – крайний) принято считать приверженность к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм создает угрозу, прежде всего основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность. Экстремизм как правило, в своей основе, имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве половой, социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой и отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Из-за указанной идеологии экстремизма, очень затруднительно бороться с его проявлениями в многонациональных и многоконфессиональных странах, каковыми являются Российская Федерация и Республика Казахстан, что порождает в них наибольшую актуальность упреждения и пресечения его проявлений. Экстремистские действия всегда связаны с непринятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. То есть это такие действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые и косвенные призывы к насилию.

Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде совершения общественно-опасных деяний, запрещенных законом. Действия всегда носят публичный характер, затрагивают общественно – значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Однако, убеждения человека, пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности, не содержат признаков экстремистской деятельности. То есть, как только лицо выразит свои крайние убеждения на публике, в общественном месте, либо разместит их на страницах телекоммуникационной сети Интернет, эти действия могут быть признаны преступными.

Наибольшую угрозу, связанную с экстремизмом и терроризмом, представляет то, что к указанной деятельности привлекается все больше молодых представителей общества, в том числе и несовершеннолетние. По имеющимся данным правоохранительных органов, в среднем 80 процентов участников группировок экстремистской направленности, составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. В националистические группировки, а также в террористические, вовлекаются подростки всё более раннего возраста, ведь именно они, неправильно поняв идеи справедливости, религиозных течений, либо иных базовых истин, быстро приобщаются к экстремистским убеждениям, а также могут перейти к радикальным действиям. Используя наличие социальных проблем, экстремисты и террористы пытаются придать экстремизму и терроризму форму социального протеста, с целью привлечь в свои ряды новых сторонников.Выражения социального протеста по поводу тяжелых материальных условий, социальной несправедливости, наряду с проявлениями преступности, в сознании молодых людей находят религиозное оправдание.

Наибольшую актуальность приобрели на современном этапе вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения экстремизма в России. Идеология экстремизма и терроризма подвергает, разрушает наши традиционные нравственные ценности, общественный уклад, историю. Не секрет, что государства Востока и Запада имеют свои геополитические и геостратегические интересы в Кавказско-Каспийском регионе, и поэтому они пытаются дестабилизировать обстановку играя на национальных чувствах народа. Несомненно, борьба за доступ к нефтяным и газовым ресурсам угрожает безопасности не только России, но и многих государств Евразии.

Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет система организации идеологической работы. Необходимо проводить идеологическую работу и продолжать вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения. Необходимо озаботиться поиском тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма.

Сегодня противодействие проявлениям терроризма и экстремизма осуществляется по следующим основным направлениям: профилактика, борьба (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений террористического и экстремистского характера); минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов, а также последствий экстремистских преступлений.

В завершении хотелось бы добавить, мы все разные, и по национальности и по религиозным убеждениям, у каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели, все имеют что-то неповторимое. Поэтому просто необходимо относиться друг к другу терпимее и с уважением. Прелесть современного мира именно в многообразии и разногранности, что необходимо осознавать и принимать.

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

  • профилактика терроризма;
  • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование ТА и иных преступлений террористического характера);
  • минимизация и (или) последствий террористических актов.
  • создание двух вертикалей (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило разделить вопросы профилактики и борьбы с терроризмом;
  • наделение необходимой компетенцией Председателя Национального антитеррористического комитета;
  • создание оперативных штабов на постоянной основе;
  • четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации и руководителями федеральных органов исполнительной власти;
  • создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ.

Общегосударственная система противодействия терроризму (ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

  • организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
  • совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
  • усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей – преимущественно через использование насилия.

Главным субъектом борьбы с терроризмом должно быть само государство, законодательная, исполнительная и судебная власти. В основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны.Стержнем предотвращения терроризма должна стать национальная идея – идея национального единства.

Меры борьбы делятся на внутренние и международные. На внутригосударственном уровне можно выделить несколько направлений деятельности по противодействию терроризму:

· Улучшение контртеррористического сотрудничества и возможностей.

· Расширение профессиональной подготовки антитеррористических кадров.

· Усиление контроля за производством, оборотом и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ.

· Улучшение технического обеспечения, оснащенности правоохранительных органов.

· Пресечение финансирования террористической деятельности.

Усиление международного сотрудничества РФ по противодействию терроризму должно проходить по следующим направлениям:

· Обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших теракты, согласно соответствующим положениям национального права.

· Принимать активное участие в разработке и принятии модельных законов, регламентирующих различные аспекты борьбы с терроризмом.

· Оказание взаимной юридической помощи.

Методы борьбы:

4) Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся: искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и продовольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности.

6) Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Пример: военное давление на Афганистан, Ливию и Ирак вынудило их прекратить поддержку террористических структур.

Читайте также: