Что такое фрагмент занятия в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Формирование гендерной культуры – актуальная проблема современности. В предшествующий период отечественной педагогикой был упущен один из важнейших аспектов воспитания личности ребенка – гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал.

Заинтересовавшись этой проблемой, мы изучили литературу “Мальчики и девочки. Два разных мира” Т.П. Хризман, В.Д.Еремеевой.; “Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду” Т. Н. Дороновой. В результате анализа этой литературы мы сделали вывод, что именно в период дошкольного детства необходимо формировать гендерную устойчивость. Помочь детям понять, что гендер не меняется: мальчики станут мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится от ситуации или личных желаний ребенка. Вот уже второй год мы работаем по данной проблеме и эта работу мы считаем очень важной и интересной.

Целью предложенного Вашему вниманию мастер-класса является передача опыта воспитателям, которых интересует проблема гендерного подхода в обучении, воспитании и развитии детей 3–4 лет.

Наша встреча проходит в средней группе № 3 “Солнышко”. Списочный состав группы – 22 ребенка. Из них 12 девочек, 10 мальчиков.

С января 2009 года мы воспитываем, обучаем и развиваем своих девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей по пособию “Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду”, автором которого является Доронова Т.Н.

Мы считаем это важным, так как именно с 3-х лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. А задача взрослых – помочь детям понять это.

Большую помощь в решении этой задачи нам оказывает предметно-методический комплект. В него входят:

  • заячья семья;
  • комплект деревянных овощей, фруктов, грибов, ягод;
  • виды транспорта, милицейский жезл, точная копия настоящего жезла, которым пользуются инспекторы дорожного движения;
  • фотоматериал для познавательно-речевого развития (фото одежды, животных, овощей, фруктов)

С помощью этого комплекта мы решаем огромное количество общеразвивающих задач и осуществляем дифференцированный подход к формированию гендерной устойчивости.

Мне хочется подробнее рассказать о семье зайчат. Все зайчики разные. Среди них нет двух одинаковых. Девочки и мальчики легко различают их по одежде. У некоторых детей даже есть свои зайчики, они запомнили детали их одежды.

А подвижные части тела зайчат (голова, туловище, ноги) позволяет детям организовать с ними любую сюжетную игру (показать их на машине, самолете). Заячья семья нам очень нравится, и наши дети ее очень любят, постоянно заботятся о ней и проявляют неподдельный интерес.

Особенно хочется отметить, что эта семья помогает в работе с застенчивыми детьми, им легче было общаться с зайчиками. В группе много игрушек, а предпочтение они отдают именно им. Просят родителей купить зайчиков домой. Еще очень интересный случай мы наблюдали: Вечер. Дети увлеченно играют, рисуют, мы взрослые готовимся к родительскому собранию. И был такой момент, что с зайчиками никто не играл. Стоило только нам взять в руки заячью семью, как дети поняли, что мы их уносим из группы, они засыпали нас вопросами: “Куда? Зачем? Почему? А они вернутся?

Это ситуация нам позволила сделать вывод, что заячья семья играет очень важную роль в жизни наших воспитанников.

Мы работаем, в этом направлении 2-ой год и нам хотелось бы, поделиться с вами опытом нашей работы.

Цель сегодняшнего мастер – класса: показать на практике, как мы решаем задачи по разным направлениям развития детей с учетом гендерных особенностей. Большую помощь в решение этих задач нам оказывает предметно-методический комплект. В него входят игрушки и отдельные атрибуты для игр и занятий. Отличительной особенностью этого комплекта являются деревянные игрушки, созданные Климовскими народными мастерами. Они радуют, развивают, обучают и воспитывают наших детей, с их помощью можно сформировать у детей привлекательность своего пола

А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и коллегам справа взять на себя роль девочек, а коллегам слева – роль мальчиков. Вам три с половиной года. И у нас с вами занятие по рисованию.

Ход занятия

Воспитатель от имени мамы-зайчихи говорит:

“Здравствуйте девочки и мальчики! Мои зайчики хотят, чтобы у них были свои расчески, как у вас, у каждого своя. Помогите нарисовать их. Причем они будут очень рады, если для зайчат – девочек нарисуют мальчики, а для зайчат – мальчиков нарисуют девочки”.

Воспитатель: Ну что поможем маме – зайчихе? Нарисуем расчески для зайчат?

Давайте сначала рассмотрим расчески (длинные, короткие, узкие, широкие с ручкой и т.п.). Какие из этих расчесок подойдут для мальчиков, а какие – для девочек? Что общего у всех расчесок? (зубья) Верно. Показываю, как можно их изобразить короткими линиями сверху вниз простым графитным карандашом. Затем предлагаю детям выбрать по расческе, какая им больше всего понравилась, но при этом напоминаю, что девочки будут рисовать для зайчиков – мальчиков, а мальчики для зайчиков – девочек. Дети рисуют зубья расчески короткими линиями сверху вниз.

По окончании работы девочек и мальчиков хвалит мама – зайчиха. Благодарит.

Цель: учить детей изображать зубья расчески короткими вертикальными линиями сверху вниз, самостоятельно выбрав готовую форму.

Цель была достигнута, гендерные особенности были учтены в игровой форме.

Во-первых им был предоставлен выбор, во-вторых они приготовили подарок для противоположного пола.

Вашему вниманию фрагмент занятия по развитию речи.

Цель этого фрагмента: закрепить правильное произношение звука “Ф”, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Воспитатель: Девочки и мальчики. Мне нужна ваша помощь. Я получила две посылки, а в них какие-то вещи. Одна посылка для мальчиков, а другая для девочек. А какая из них кому я не знаю. Помогите, пожалуйста, разобраться в этом.

Ребята, как вы думаете, какая посылка для мальчиков? Почему? Какого она цвета? А какая посылка для девочек? Почему? Какого она цвета? Я буду по очереди доставать из посылок вещи, а вы должны их называть. Из посылки мальчиков достаю фуражку, спрашиваю: “ Мальчики, что это?” (Фуражка) (Хоровые и индивидуальные ответы). А как можно назвать ее ласково? и т.д.

Для мальчиков: фуражка – фуражечка, фонарь – фонарик, флаг – флажочек, телефон – телефончик.

Для девочек: фартук – фартучек, салфетки – салфеточки, фен – фенчик, кофта – кофточка.

Вот сколько замечательных вещей мы получили по почте, давайте назовем их еще раз.(Называем). Во всех этих словах живет звук (ф). Давайте все вместе произнесем этот звук. Девочки будут произносить тихо, а мальчики погромче. Сделаем вдох и на выдохе произносим (ф). (хоровые и индивидуальные ответы). Молодцы!

Помогли определить, где, чья посылка.

В этом фрагменте занятия нам удалось достигнуть цели через предметы предназначенные для мальчиков и девочек.

Следующая игровая ситуация: “Кто что носит”.

Цель: расширять представления детей о предметах одежды, которую носят мальчики и девочки; побуждать детей правильно называть предметы одежды, их цвет.

Девочки и мальчики, помогите разложить одежду по шкафам. Этот шкафчик для мальчиков, а этот шкафчик для девочек. Показываю по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо девочке, либо мальчику. Что это? (платье). В чей шкаф мы его кладем? (девочек) и т. д.

Вот какие вы молодцы, помогли мне разложить вещи по шкафчикам.

Цель этой игровой ситуации мы достигли. При помощи фотографии мы показали привлекательность одежды мальчиков и девочек

Следующая игровая ситуация: “Готовим обед”.

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты.

Девочки и мальчики мне нужна ваша помощь.

Здесь и овощи, и фрукты…”
Как же нам их разложить?
Назовите-ка продукты,
Чтоб компот и щи сварить.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это?

Дети: Капуста.

Воспитатель: Куда мы ее положим в щи или компот?

Воспитатель: А это что?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Куда мы его положим?

Дети: В компот.

Воспитатель: А теперь мы будем готовить обед. В большой кастрюле мы будем варить щи, а в маленькой компот. Девочки отберут фрукты для компота, а мальчики овощи для щей.

овощи – лук, морковь, капуста, помидоры;
фрукты – лимон, апельсин, яблоко, груша.

После этого предлагаю поставить кастрюли на плиту, прошу маму-зайчиху сварить обед.

Цель этой игровой ситуации мы достигли через классификацию овощей и фруктов.

Поделитесь своими впечатлениями. Скажите, что из увиденного сегодня вы примените на своих занятиях?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ФРАГМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) С ДОШКОЛЬНИКАМИ

организации и проведения игровой деятельности с приоритетными задачами по математическому (речевому, экологическому развитию (образованию), ознакомлению с окружающим) в …. (средней, старшей и др.) группе СП Детский сад № … ГБОУ СОШ №…)

студентки группы 441-3

Петровой Марии Владимировны

(Воспитатель: Иванова Мария Ивановна)

Вид игры (дидактическая (с предметами, настольно-печатная, словесная), сюжетно-ролевая (сюжетно-дидактическая), интеллектуальная, творческая и др.)

В соответствии с современными требованиями в настоящее время цель формулируется с отглагольного существительного (развитие, закрепление и т.д.), а задачи – с глагола неопределенной формы (развивать, закреплять, упражнять и др.) В настоящее время нередко формулируется и цель деятельности, и задачи (в игре – не более 3-х)

Интеграция образовательных областей (указывается, если возможно; в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом того, что обозначено в цели), например: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование: указывается весь необходимый материал и оборудование для создания условий для проведения игровой деятельности. Например, 2 набора карточек с изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника

Подготовка. Указывается (при необходимости) подготовительная работа педагога к проведению деятельности с детьми. Например, изготовление необходимых пособий, атрибутов к игре и т.п.

Предварительная работа. Это работа с детьми; указывается при необходимости

Рассматривание и анализ геометрических фигур, предметов окружающей обстановки

Цель: активизировать представления о знакомых геометрических фигурах; развивать умение узнавать и называть в окружающем форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ход и методические приемы.

Если это план-конспект, то он пишется в краткой форме, от третьего лица, чаще всего, не указывается предварительная работа. В содержании указывается перечень основных методов и приемов, которые используются в занятии (вопросы, упражнения, задания, игры и др), дается краткое описание хода игры, поэтому практически нет прямой речи.

В конце конспекта выделяется итог игры: дается общая (мл.гр.) или дифференцированная оценка (старш. гр.), педагог делает обобщающий вывод о том, как прошло занятие, какие получены результаты.

В описании хода игровой деятельности для удобства можно выделить структурные части игры (в зависимости от вида): игровую задачу, игровые действия, игровые правила, результат

Рекомендуем источники информации.

1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева - М., 1996.

2. Балавина, И.Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр / И.Г. Балавина // Вопросы психологии - 1993 - № 3 - С. 52 - 69.

3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.

4. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288 с.

5. Волина, В. Праздник числа / В. Волина - М.: Просвещение, 1996

6. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. / В.А. Дрязгунова – М., 1989

8. Ерофеева, Т. Математическое образование и развитие дошкольников / Т.Ерофеева – М., 1997

9. Ерофеева, Т.И. и др. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н., Павлова, В.П. Новикова - М.: Просвещение, 1994.

10. Карабанова, О.А. и др. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. / О.А. Карабанова – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

11. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992. – 240 с.

13. Новикова, В.П. Математика в детском саду / В.П. Новикова - М.: Мозаика – Синтез, 2000.

14. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 (2015). – 368 с.

15. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина - М.: Просвещение, 1995

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155)

17. Чебаева, С.О. Развивающие и обучающие игры / С.О. Чебаева. – М.: АСТ-Астрель, 2010. – 320 с.

18. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова – М.: Академия, 2000 – 272 с.

20. Развивающие материалы: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера.

Дети с педагогом рисуют за столом

Работа педагога детского сада предполагает постоянную вовлечённость в педагогическое творчество, сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.

Занятие в контексте образовательной деятельности в ДОУ

Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы;
  • внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе (утренники, досуговые мероприятия);
  • образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность (например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике).

Педагог показывает малышам в масках-шапочках картинки

Образовательная деятельность предполагает тесное взаимодействие педагога с детьми и их родителями, а также с коллегами по ДОУ

Занятие — это форма реализации НОД, которая, являясь структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, реализует определённую часть учебной программы. То есть занятие — это и форма обучения, и временной отрезок, за который решаются определённые обучающие, развивающие и воспитательные цели. Эти цели вне зависимости (!) от программы, по которой работает детский сад, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), являются общими для всех детских садов и устанавливают общий уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дошкольники. Поэтому занятия в ДОУ называются общеобразовательными (!). Они имеют определённые цели и задачи в зависимости от возраста малышей и образовательной области, которая задействуется:

Важно помнить, что миссия общеобразовательного занятия в разных группах носит преемственный характер.

Дети на музыкальном занятии

Занятие — это форма реализации НОД

Таблица: основные цели и задачи общеобразовательных занятий в детском саду

Виды занятий

Существует несколько подходов к составлению классификации уроков в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Педагог показывает картину детям

Вне зависимости от вида занятия, на уроке решается триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная

Таблица: классификация видов занятий в детском саду

Это интересно. Занятия любого вида могут быть тематическими, на которых одна тема рассматривается в рамках разных образовательных направлений. Так, в преддверии Дня космонавтики по разным образовательным областям проводятся занятия, посвящённые этому празднику, например, по ФЭМП.

Даша Сергеева

Воспитатель помещает на доску 3 картинки с изображением деревьев (березы, ели, дуба) и просит детей посчитать деревья, сравнить их по высоте, толщине.
– Назовите первое дерево. (Береза.)
– Назовите второе дерево. (Ель.)
– Дуб – третье дерево.
– Какое по счету дерево береза?
– Какая по счету ель?
– Какой по счету дуб?

Раскрашивание.
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с силуэтным изображением деревьев. По заданию дети должны раскрасить второе дерево в желтый цвет, третье – в зеленый, первое – в красный.

Дарья Епимахова

Мы составили все вагоны поезда, состав готов и пора отправляться в путешествие.
Задание №1. Посмотрите внимательно, что вы видите. Правильно это флажки. Посчитайте сколько всего флажков? Какой по порядку синий, жёлтый, сиреневый, оранжевый флажок? Какого цвета восьмой, пятый, третий, второй флажок?

Задание №2. Перед вами в ряд игрушки разные стоят. Перечислите, какие игрушки вы видите. Расставьте игрушки так, чтобы первой была матрешка, второй - неваляшка, третьим - мишка. Поставьте куклу между вторым и третьим номерами. Какая по счету кукла? А мишка? Сколько всего игрушек? Кто стоит перед неваляшкой? Которая по счету неваляшка? На место четвертой игрушки поставьте неваляшку.

Виктория Корепина

Материал к занятию: набор
геометрических фигур по количеству детей, материал для счёта (грибочки)
по количеству детей, полоски разной ширины, корзиночки на каждого
ребёнка, карточки с цифрами от 1 до 5.

- Ну что, ребята, принимаем приглашение? Тогда давайте посмотрим на план. Сейчас мы находимся с вами вот здесь (показываю на обозначенное место на плане). Куда мы сейчас пойдём? В какую сторону указывает стрелка? (прямо).

- Для нашего путешествия я предлагаю каждому взять по корзиночке, думаю в пути они нам пригодятся. Итак идём прямо.

- Перед нами болото, на нём кочки с цифрами, нужно перейти это болото, наступая на цифры по порядку.

Вот мы и перебрались через болото. Теперь снова посмотрим на наш план, в какую сторону нам двигаться. Куда стрелка показывает? (влево). Идёмте.

- Перед нами полянка на ней растут грибы. Какие грибы растут на полянке? (маслята и мухоморы). Ребята вот следующее задание:

каждый должен собрать в свою корзинку столько маслят, сколько мухоморов растёт на полянке. (опрос каждого ребёнка – сколько он собрал грибов, почему) Опять посмотрим на наш план, куда стрелка показывает? (прямо). Значит идём прямо.

-Ну вот мы и дошли до домика Лесовичка. Давайте подойдём поближе.

(Лесовичок встречает детей, здоровается, спрашивает, трудно ли было до него добраться, какие встречались препятствия на пути. Дети рассказывают какие они выполняли задания. Лесовичок хвалит детей, рассматривает корзинки с грибами и фигурками, благодарит детей, за то что они выполнили такие трудные задания и навестили его. Он уже давно не встречал таких умных, находчивых, смекалистых детей, и поэтому хочет их угостить шоколадными конфетами.

МАТЕМАТИКА - ДОШКОЛЬНИКАМ

- Какая по счету голубая снежинка?
- Какая по счету желтая снежинка?
- Какая по счету зеленая снежинка?
- Какого цвета третья по счету снежинка?
- Какого цвета пятая по счету снежинка?
- Какого цвета шестая по счету снежинка?
- Какая снежинка находиться между розовой и голубой? Между белой и красной?
- Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку.

Читайте также: