План урока определить достоинства и недостатки правового государства

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Зотова Виктория Владимировна, учитель истории, обществознания.
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках.
2. Способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
3. Формировать отношение к проблеме создания и построения справедливого общества.
Оборудование: на каждой парте Конституция РФ, магнитная доска, проектор, компьютер.

Весь урок сопровождается презентацией.

Учитель: Как вы, ребята, понимаете смысл этой притчи? (мнения учащихся).

Учитель: (подводит итог высказываний ребят). Итак, народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и гражданское общество.
Тема нашего урока, как вы поняли - Правовое государство (слайд № 1)
План урока (слайд № 2)

Учитель: Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность.
- Вспомните, что такое право? (ответы учащихся), затем слайд № 3
- Признаки права?
- Как шло формирование права?
- Вспомните сущность понятия государство (ответы учащихся), затем слайд № 4
- Назовите признаки государства (ответы учащихся), затем слайд № 5

1. Единство территории. Государство распространяет свою власть на на-селение, живущее в пределах определённой территории, а само это население, с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
2. Публичная власть. Государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том, что распространяется она на всё население страны. Для её осуществления создаётся специальный аппарат, включающий и органы принуждения: вооружённые формирования (армия, органы безопасности), тюрьмы, исправительные учреждения.
3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данном обществе, его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо.
Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, в не-допустимости их вмешательства в дела данного государства.
4. Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы-законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.
5. Существование особой политической организации.
6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: выпуск денежных знаков, сбор налогов.

Учитель: До сегодняшнего дня среди учёных идёт спор о том, что же возникло раньше - государство или право? (слайд № 6)

Учащиеся за несколько дней до урока получили задания по этому вопросу и теперь должны высказать своё мнение (представлены ответы ребят).

При работе с признаками государства, такими как: разделение властей; реальность прав и свобод человека и гражданина, к доске выходят ребята, которым предлагают собрать на магнитной доске из выданных карточек, на которых представлена соответствующая информация, схемы:
1. Органы государственной власти в РФ
2. Права человека (по Конституции РФ)
- А сейчас подумаем и попытаемся выяснить, при каких условиях можно сформировать правовое государство? (учащиеся называют сообща, дополняя друг друга; учитель направляет), затем слайд № 11-12

Учитель: Для того, чтобы проверить ваши знания, предлагаю вам сделать тест по теме нашего урока (слайд № 13-19), можно дать несколько минут и каждый выполняет, а затем сообща проверяем, а можно спросить несколько человек.

1. Выберите правильный ответ. Основным признаком правового государ-ства является:
А) многопартийность
Б) разделение властей
В) суверенитет
Г) защита государственных интересов

2. Главным институтом политической системы является (-ются):
А) политические партии
Б) государство
В) профсоюзы
Г) различные общественные организации

3. Верны ли следующие суждения о праве:
1) Право - это совокупность всех правовых норм, то есть правовая система.
2) Право - это система правовых (юридических) норм

А) верно только А
Б) верно только Б
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

4. К принципам правового государства относится (-ятся):
А) разделение властей
Б) верховенство государства в жизни общества
В) приоритет общества и государства над личностью
Г) всё перечисленное

6. Обязательным признаком государства не является:
А) суверенитет государственной власти
Б) деление на классы
В) публичный характер власти
Г) государственный аппарат управления

7. Верны ли следующие суждения о разделении властей:
А) Разделение властей исключает абсолютизацию, концентрации власти в руках одного человека или государственного органа
Б) Разделение властей приводит к многовластию

А) верно только А
Б) верно только Б
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

8. Представьте себе, что вам поручено обсудить законопроект. Укажите, на какие из нижеприведённых положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценивать данный законопроект для общества:
А) согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;
Б) приоритет в нём классовых интересов над национальными;
В) приоритет в нём государственных интересов над личными;
Г) утверждение в законопроекте прав и свобод личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока на тему "Правовое государство". Цель урока вызвать интерес к предмету.

Дата:_____________

Учитель: Рамазанова Д.К.

9 класс обществознание

создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках,

продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами,

вызвать интерес к предмету,

коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная власти, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

II. Повторение изученного ранее.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос.

Каковы основные типы политических режимов?

Чем характеризуется тоталитарный режим?

Чем характеризуется демократический режим?

Чем характеризуется авторитарный режим?

Задание 2. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

1. уважение к правам человека

2. контроль над политической и частной жизнью граждан

3 .выборность высших должностных лиц

4 .принцип разделения властей

5. идеологическая свобода

6. стремление контролировать личность

7. бесконтрольность власти со стороны общества

полный контроль над гражданами

применение репрессий против собственных граждан

сохранение свободы экономической деятельности

создание обстановки страха

преобладание обязанностей над правами

14.обожествление политических лидеров

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

III. Изучение нового материала

Принципы (признаки) правового государства.

Государственная власть в РФ.

(Запись темы и плана в тетрадь)

Что такое право?

Что выше: право или власть? (учащиеся высказывают свое мнение, рассуждают)

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, в котором обеспечены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву.

(Запись определения в тетрадь).

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (182S—1904), Б. А. Кистяковского (1868—1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котляревского (1873—1939) и многих других.

2. Принципы (признаки) правового государства

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 32, назовите основные принципы (признаки) правового государства.

Принципы (признаки) правового государства:

верховенство права (правового закона),

незыблемость прав и свобод человека,

разделение властей. (Запись в тетрадь).

Государственная власть

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Задание. Определи вид государственной власти

Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.

Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.

Её еще называют представительной.

Ответ: Законодательная власть

Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.

Действует на основе принятых представительной властью законов.

Не избирается, а чаще всего назначается.

Ответ: Исполнительная власть

Самостоятельная и независимая ветвь власти.

Защищать право путем осуществления правосудия

Ответ: Судебная власть

1. В государстве Y народ это источник власти. Законодательная и исполни­тельная власть находится в руках верховного правителя, суд независим.

Можно ли назвать государство Y правовым? Докажи.

2. Государство Z — республика. Граждане имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед народом. Существует многопартийность.

Можно ли назвать государство Z правовым? Докажи.

3. Государственная власть в РФ.

Задание 4. Прочитайте материал ученика на стр. 33-35 и составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.




Парламент:
Федеральное собрание,
состоит из двух палат:
Совета Федерации
и Государственной Думы

Суды общей юрисдикции;

(Запись Схемы в тетрадь).

IV. Закрепление. Обобщение.

Работа со словарём.

Право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.

Фронтальный опрос:

Каковы признаки правового государства?

В чём сущность разделения властей?

Чем представлена законодательная власть в России?

Чем представлена исполнительная власть в России?

Чем представлена судебная власть в России?

V. Итог урока.1. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

Выберите правильный ответ.

Для правового государства характерно

1) наличие единого правителя

2) сильный государственный аппарат

3) главенство судебной ветви власти

4) незыблемость прав и свобод человека

2.Какая из перечисленных характеристик относится к правовому государству?

1) отделение школы от церкви

2) отсутствие смертной казни

3) разделение властей

4) наличие частной собственности

3.Какой орган осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации?

1) Высший Арбитражный Суд РФ

2) Правительство РФ

3) Счётная Палата РФ

4) Государственная Дума РФ

4.Какой орган осуществляет законодательную власть в Российской Федерации?

1) Федеральное Собрание

2) Правительство РФ

3) Совет Федерации РФ

4) Государственная Дума РФ

5.Какой орган осуществляет судебную власть в Российской Федерации?

1) Высший Арбитражный Суд РФ

2) Конституционный Суд РФ

3) Счётная Палата РФ

4) Государственная Дума РФ

5) Суды общей юрисдикции

6. Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?

А. Принцип разделения властей ослабляет государство и поэтому не за­крепляется в Конституции РФ.

Б. Принцип разделения властей закреплён в Конституции РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания

Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

Учитывать позиции других участников деятельности

Ясно и точно излагать свою точку зрения

Методы: частично-поисковый

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства

Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

принцип разделения властей.

создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо жет поступить президент правового государства? Аргументируйте свой ответ.

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня наш урок посвящен одной из важнейших проблем философии и политологии – проблеме создания модели идеального государства.

АПД Исходя из сказанного выше, попробуйте обозначить проблему, о которой пойдет речь на уроке.

ТЕМА УРОКА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: Сегодня на уроке мы обсудим, какими признаками должно обладать правовое государство, сформулируем понятие правового государства, порассуждаем о реальности создания государства такого типа, и определим различные позиции в обществе по вопросу существования правового государства в современной России.

ПЛАН УРОКА:

1. Признаки правового государства.
2. Россия – правовое государство!?

1. Признаки правового государства

АПД Работая в группах с раздаточным материалом №1, содержащим цитаты из трудов известных философов различных исторических эпох, группы 1-3 выделят важнейшие идеи высказывания и на этой основе сформулируют конкретный признак правового государства. Группа на листе ватмана подготовит канву для будущей схемы, которую продолжит заполнять после отчетов о работе групп 1-3.
(Проверка результатов работы групп)
Итак, мы выслушали отчеты трех групп, слово 4 группе учеников с собранными и преобразованными в схему данными.

2. Россия – правовое государство!?

  • Да, скорее да 36%;
  • Нет, скорее нет 62%;
  • Затрудняюсь ответить 2%.

Опираясь на данные статистики, я считаю, что второй пункт плана не может быть утверждением однозначно. Поэтому здесь стоит сразу два знака препинания: вопрос и утверждение. Как вы думаете, какой знак сюда подходит больше?

РАБОТА В ГРУППАХ

АПД

Группа 1 – проанализирует главу 1 КРФ и определит, что говорит основной закон нашей страны, какие признаки правового государства в нем зафиксированы. Сопоставьте свои данные с данными схемы, полученной ранее.

Группа 2 – используя статьи периодической печати, подтвердит или опровергнет наличие ряда признаков правового государства в России. Для вас есть возможность творчески подойти к делу: в виде рисунка или схемы отобразите позицию участников обсуждения.

3-я и 4-я группы будут работать над составлением коллажа, используя рисунки и вырезки из СМИ. 3 группа докажет, что в России еще много проблем и до создания правового государства еще далеко. 4 группа, напротив, будет доказывать, что в России уже существует правовое государство. Для проверки каждой группе необходимо подготовить пояснения.

Мы обсудили достоинства и недостатки ваших работ, однако вопрос остается открытым: Россия – правовое государство!? Одной из целей сегодняшнего занятия было обратить внимание на эту проблему, заставить задуматься, поразмышлять. Я думаю, что Россия уверенно идет по пути создания правового государства, но если перефразировать слова И. Канта, то для россиян эта задача остается пока величайшей. Я уверена, что вам, сегодняшним выпускникам, решение этой задачи будет как раз по плечу.

ВЫВОД УРОКА: Итак, сегодня мы рассмотрели признаки правового государства, рассуждали о реальности создании государства такого типа, и, наверное, многие из вас уже сегодня задумались о нелегком процессе создания правового государства в России.

ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

Читайте также: