Вид деятельности частной школы

Обновлено: 04.07.2024

Чаще всего люди начинают задумываться о том, чтобы открыть частную школу, когда у них самих появляются дети и они стремятся создать для них лучшую образовательную среду. Но одного желания недостаточно. Для начала определитесь, в каком качестве вы видите себя в этом бизнесе: учредителя, директора, идеолога, формирующего концепцию учебного заведения, контролирующего учебный процесс и занимающегося оперативным управлением.

Учредителем частной школы может стать любой человек, обладающий необходимыми средствами и желанием создать бизнес в этой области. Лучше, если он будет погружен в специфику образовательного процесса хотя бы для того, чтобы принимать грамотные кадровые решения.

А вот к профессиональным качествам директора законы рынка диктуют достаточно жесткие требования: как минимум нужен опыт работы в сфере образования.

Также необходимо быть хорошим управленцем, знать основы методологии и психологии, разбираться в бухгалтерии и юридических вопросах и, конечно же, любить детей и иметь много сил и энергии. Потому что это тот бизнес, который будет забирать много времени и почти все ваше внимание.

Мой путь к этому бизнесу был длинный. У меня три высших образования: я юрист, управленец и методист. В 2008 году моя семья переехала жить за город, и следом у нас родились дети-погодки. В этот момент я поняла, что мое дело жизни должно быть где-то под боком. А вскоре мне предложили взять в оперативное управление здание детского сада в коттеджном поселке в двух километрах от моего дома.

Я долго не раздумывала: это был как раз тот бизнес-проект, который я ждала. Много лет я работала в сфере образования, у меня было много опыта и масса идей, которые я хотела воплотить в жизнь.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Сегмент частного школьного образования

В нашей стране традиционно большая доля государственного школьного образования, на частные школы приходится около 2% рынка, согласно исследованию НИУ ВШЭ, проведенному в 2019 году. После кризиса пандемии сложно сказать, как именно изменился сегмент частного школьного образования.

С одной стороны, какие-то частные школы закрылись по экономическим причинам, но открылись и новые. На своем опыте мы видим, что для многих родителей остро встал вопрос о поиске качественного образования для детей после карантина 2020 года, и они готовы за это качество платить.

В России частное образование — это огромный простор для реализации, рынок практически еще только формируется. При этом, конечно же, идет жесткая борьба за клиентов. Задумавшись о том, чтобы открыть свою школу, необходимо понимать, на какие запросы родителей вы отвечаете, почему должны выбрать именно вас.

Для меня при открытии лицея выбор был однозначным: гуманистический подход, широкий набор педагогических инструментов, развернутая система оценивания, учет возрастных и личностных характеристик ученика.

Как найти свою нишу

Когда дело касается такого бизнес-проекта, как школа, искать свою нишу, как при открытии коммерческого предприятия, нельзя. Вы должны понять, что близко и интересно именно вам, и двигаться в этом направлении.

Какие-то школы делают упор на индивидуальный план развития ребенка, другие — на языки или два аттестата, третьи — на формирование личности и альтернативные методики преподавания (например, вальдорфскую или Монтессори). Все это может быть скомбинировано в рамках одной школы.

Главное — найти ту систему, с которой вы внутренне согласны. Если вы считаете, что образование должно быть авторитарным, то не стоит пытаться заниматься демократическим образованием.

Ожидания родителей в 2021 году

Мы опросили родителей наших учеников, чтобы узнать, что они ждут от школы в 2021 году. Выяснилось, что в современном и очень нестабильном мире школа должна быть для родителей и детей оплотом, надежной пристанью. Мы должны создавать ту стабильную атмосферу, которая позволит родителям и детям снизить и без того высокий уровень стресса.

От частных школ ждут прежде всего индивидуального подхода, открытой и уважительной атмосферы. Обучение становится творческим процессом, который не принуждает, а вовлекает детей. Также важно, что в частных школах, как правило, более современная инфраструктура: само здание, спортивные площадки, оборудование кабинетов и т.д.

Школа за городом: плюсы и минусы

Наш лицей находится в Московской области, на Киевском шоссе. И когда мы стали изучать свои маркетинговые возможности, то с удивлением увидели, что к нам возят детей и с Минского шоссе, и из других уголков Подмосковья. Запрос на качественное образование в Подмосковье есть, а предложений не так уж и много.

Конечно, здесь меньше плотность населения. Но тенденция двух последних лет показала, что люди все больше стремятся уехать из города и жить в загородных домах, и вопрос качественного школьного образования в Подмосковье очень актуален.

У нас школа небольшая, вместимость здания — не более 120 детей. Года через два мы планируем расшириться, и тогда мощность составит 200 человек. Но уже сейчас мы видим, что спрос довольно высокий, уже в июне у нас были сформированы классы на сентябрь, свободных мест просто нет.

Особенности законодательства

Статус некоммерческой организации накладывает определенные ограничения, которые необходимо учитывать и неукоснительно соблюдать, а именно доход от деятельности должен быть направлен на развитие школы, его нельзя куда-то вложить или открыть другой бизнес. Учредитель школы может получать прибыль только в виде заработной платы за работу в школе.

Для открытия частной школы необходимы также лицензия и аккредитация. Лицензию выдает Рособрнадзор, и она бессрочная, но подразумевает периодические проверки. Чтобы больше узнать об этом, можно изучить:

Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и такие школы могут проводить аттестации, выдавать аттестаты государственного образца. Школа может работать и без аккредитации, но тогда выдавать аттестаты она не сможет.

Помещение

Требования к самому помещению школы прописаны в законодательстве, и они довольно высокие. Помните, что для получения лицензии вам будет необходимо предъявить заключения Роспотребнадзора и МЧС, и тут важно полностью соответствовать критериям. В моем случае здание, в котором мы открыли школу, уже было построено с учетом требований для детского образовательного учреждения — это значительно облегчило старт.

Найти помещение с хорошими условиями аренды или приобретения довольно непросто. Есть несколько путей. Например, в Москве существует практика, когда государство выставляет на торги аренду помещений строго для образовательных учреждений. При этом обычно это здание без мебели и оборудования, и, скорее всего, оно будет требовать ремонта. Стартовая стоимость таких в этом случае примерно 1000 рублей за кв.м в год. При площади в 1000 кв.м — это 1 млн рублей в год.

Часто застройщики строят большие и красивые школы для новых районов. Аренда таких зданий обойдется от 500 тыс. рублей в месяц за здание площадью 2000 кв.м.

На чем нельзя экономить

Главной составной частью расходов школы является ФОТ (фонд оплаты труда) — это примерно 70-80%. В основном штат сотрудников — это педагоги, которые согласно ТК ФР должны получать 56 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска.

И как раз на них экономить ни в коем случае нельзя, ведь педагогический состав — это лицо школы. Именно они являются визитной карточкой образовательного учреждения, и важно, чтобы они любили свою работу, являлись ее амбассадорами.

Где можно заработать

Главное, на чем зарабатывает частная школа, — это собственный образовательный проект. Есть доход не от основной образовательной деятельности. Например, доход от кружков и секций, от летних лагерей, от групп по уходу и присмотру, от родительских школ.

Список может быть очень длинным. Мне кажется, это очень большое поле для фантазии учредителя и директора по развитию. Что же касается процентного соотношения доходов от дополнительных видов деятельности и от основной образовательной деятельности, то можно говорить и о соотношении 50 на 50.

Статей дохода для частной школы неограниченное количество. Сейчас в моде изучение иностранных языков, поэтому невозможно представить платный детский сад без английского языка с пеленок. Отчасти это маркетинговый ход, но с ним надо считаться, чтобы быть конкурентоспособными.

Главное — помнить, что абсолютно весь доход, полученный школой, необходимо правильно оформить и использовать исключительно для развития этого проекта. Важно, чтобы у вас был профессиональный бухгалтер, который будет учитывать в своей работе все требования законодательства.

Частная детская школа – это учреждение, которое предоставляет образовательные коммерческие услуги. Впервые частные школы в современной России появились в начале 90-х годов прошлого века. Именно тогда в стране проходили массовые реформы, в том числе в системе образования. Окончательно частные учреждения сформировались в 2000-х годах. Сегодня с каждым днём обучающие центры такого типа становятся всё более популярными. Предприниматели активно изучают рынок и выходят на него со своими предложениями. Если и вас посещают такие мысли, то внимательно изучите наш материал, ведь в нём мы ответим на актуальный вопрос: как

Популярность частных школ

Частная школа выступает в качестве альтернативы государственной, и сегодня она часто является более популярной, чем муниципальные учреждения. Это обусловлено рядом факторов. В числе первых – устаревший и стандартизированный подход к обучению. Государственный сектор работает по классическим стандартам и не учитывает особенностей каждого ребёнка, не позволяя развивать индивидуальные таланты ученика. Частные учреждения, в свою очередь, ориентированы на раскрытие способностей детей: учителя тестируют ребят, наблюдают за ними, предлагают занятия на выбор, которые отвечают их пожеланиям. В результате дети развиваются быстрее, а в будущем точно знают, какие виды деятельности и какие профессии им нравятся.

Ещё один минус госучреждений – нехватка мест. Поскольку отказать родителям в приёме ребёнка не могут, классы оказываются переполнены, из-за чего учителя не успевают уделять внимание каждому, а между ребятами то и дело случаются конфликты. Истории о напряжённой обстановке в классе и нежелание малыша идти на занятия – это не выдумки, а чистая правда.

Эти и другие причины делают обучение в частных стенах востребованным. По статистике, каждый пятый родитель задумывается об альтернативном образовании для своего ребёнка. Это значит, что частные школы – прибыльный бизнес, на который уже сформирован спрос. Однако он имеет множество нюансов

, в них потребуется разобраться перед запуском. Так, первоочередной задачей предпринимателя является выбор вида образовательного учреждения.


Разновидности частных детских школ

Что нужно, чтобы открыть частную школу

Что нужно, чтобы открыть частную школу? – первым пунктом в плане стоит необходимость определиться с тем, какой вид учреждения вы хотите создать, и какие услуги предложить. Существует множество классификаций, рассмотрим самые популярные из них.

Стандартные и элитные . В данном случае они делятся по принципу стоимости обучения, а значит, и его качества. Стандартные школы по принципу работы похожи на государственные. Однако они все же предоставляют более качественные и разнообразные услуги, число детей в классе невелико. Данный тип достаточно доступен и эффективен.

Заведения неполного и полного пребывания . Их различают на основе времени нахождения в них ребёнка. Большинство работает по принципу классических заведений, то есть дети находятся там только непосредственно во время уроков.

Второй вариант – полупансион. В этой ситуации ребёнок не просто посещает уроки, но и остаётся после них на продлёнку, чтобы выполнить домашнее задание, поиграть, посетить дополнительные занятия.

Последний вариант – полный пансион, когда дети живут в общежитии на территории школы. Эта практика была введена ещё в царской России и сохраняется до сих пор, однако она уже не популярна, как прежде. Этот вид услуг дорогой и подходит далеко не всем.

Федеральные государственные образовательные стандарты и авторские программы . Каждое заведение самостоятельно выбирает методики и принципы своей работы. В общеобразовательных учреждениях программа соответствует государственной. Такой вид не очень востребован, поскольку несильно отличается от классического формата.

Как правило, используется иной подход в работе. Так, лицеи имеют определённую специализацию. Они предлагают подросткам занятия по определённому профилю уже в старших классах, когда ребёнок подходит к обучению осознанно.

В гимназиях делают акцент на гуманитарных науках, то есть на риторике, истории, иностранном. Существуют форматы с углубленным изучением тех или иных предметов. Выделяют и конфессиональные

По возрастному критерию – это последняя классификация, которую мы рассмотрим. Как и в классической системе выделяют младший, средний и старший уровни. Кроме того, современный спектр услуг часто затрагивает тему раннего развития детей. В таком случае учреждение тесно связано с детским садом.

Класс ОКВЭД 85 входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2022 года ОКВЭД-2 включает в себя:

  • образование общее, профессиональное, обучение профессиональное

Класс ОКВЭД 85 относится к "Разделу P - Образование" классификатора 2022 года ОКВЭД-2.

Класс ОКВЭД 85 содержит следующие коды с подробным описанием вида деятельности и расшифровкой:

Эта группировка включает:

- вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Эта группировка включает:

- деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)

Эта группировка не включает:

- деятельность по уходу за детьми в дневное время, см. Код ОКВЭД 88.91

Образование начальное общее

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)

Эта группировка не включает:

- уход за детьми в дневное время, см. Код ОКВЭД 88.91

Образование основное общее

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)

Образование среднее общее

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности

Эта группировка не включает:

Образование профессиональное среднее

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации

Код ОКВЭД 85.22.1

Образование высшее - бакалавриат

Код ОКВЭД 85.22.2

Образование высшее - специалитет

Код ОКВЭД 85.22.3

Образование высшее - магистратура

Подготовка кадров высшей квалификации

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования

Образование дополнительное детей и взрослых

Код ОКВЭД 85.41.1

Образование в области спорта и отдыха

Эта группировка включает:

- занятия спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах.

Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие

Обучение организуется официально

Эта группировка включает:

- спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.);

- обучение в спортивных лагерях;

- обучение в школах верховой езды;

- услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;

- обучение боевым искусствам;

Эта группировка не включает:

- занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах, университетах;

- образование в области культуры;

- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, см. 85.41.91

Код ОКВЭД 85.41.2

Образование в области культуры

Эта группировка включает:

- предоставление обучения в сфере искусств, драмы и музыки

Организации, предоставляющие такое обучение, могут иметь название школы, студии, классы и т.д. Они предоставляют пособия по обучению, главным образом в качестве хобби, для отдыха и в целях саморазвития и по окончании такого обучения не выдается профессиональный диплом, не присуждается степень бакалавра или иная образовательная степень

Эта группировка включает:

- занятия с учителем по фортепьяно и другим музыкальным инструментам;

- танцевальные занятия и студии;

- театральные кружки, школы (за исключением академических);

- школы изобразительных искусств (за исключением академических);

- школы разного вида искусств (за исключением академических);

- школы по подготовке фотографов (за исключением платных)

Эта группировка не включает:

- занятия иностранными языками;

- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, см. 85.41.91

Код ОКВЭД 85.41.9

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

- образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

Эта группировка также включает:

- дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

Эта группировка также включает:

- лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Эта группировка не включает:

- обучение религии, см. 94.91

- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления в организациях сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием

- деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, см. 79;

Образование профессиональное дополнительное

Код ОКВЭД 85.42.1

Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств

Эта группировка включает:

- деятельность по обучению для получения лицензий (удостоверений) на вождение легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей и мотоциклов

Эта группировка не включает:

- деятельность школ, предназначенных для профессионального обучения водителей

Код ОКВЭД 85.42.2

Деятельность школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий

Код ОКВЭД 85.42.9

Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

Эта группировка включает:

- курсы по подготовке охранников:

Эта группировка также включает:

- обучение работодателей и работников по охране труда;

- подготовку, переподготовку, повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование специалистов в области использования атомной энергии

При регистрации ООО или ИП, а также при внесении изменений в вид деятельности компании вам необходимо выбрать в справочнике требуемые коды ОКВЭД и указать их в заявлении.

В справочнике ОКВЭД все коды указаны с расшифровкой, что позволит вам безошибочно их подобрать.

Обратите внимание, что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.

В заявлениях на регистрацию, при внесении изменений и в других документах необходимо указывать коды, содержащие не менее 4 цифр кода (классы и подклассы не указывать).

В классификаторе кодов видов деятельности (ОКВЭД) есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию. Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности .

Готовый бизнес-план: как открыть частную школу

Цель проекта – открытие негосударственного образовательного учреждения (НОУ), предоставляющего услуги по начальному общему и среднему общему образованию в городе с населением более 1 млн. человек. Согласно российскому законодательству, деятельность НОУ относится к некоммерческим организациям, поэтому целью прибыль извлекается с целью расширения деятельности и преследует миссию развития образования в регионе.

Проект предполагает создание платной частной школы (полупансион), которая представляет собой комплексный формат, включая начальную школу (1-4 класс), среднюю школу (5-9 класс), а также курсы английского языка, курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, секции. К преимуществам проекта относится наличие собственного здания, а, следовательно, отсутствию в статье расходов арендной платы, которая у конкурирующих заведений может составлять до половины всего бюджета. Потенциальные клиенты школы – дети родителей с высоким уровнем достатка, желающие обеспечить своим детям достойное будущее, а также дети по каким-либо причинам неудобные для массовой школы (логопедические проблемы, задержка в развитии и т.д.).

Востребованность проекта объясняется необходимостью повышения качества образовательных услуг в стране. В условиях потери доверия к государственным образовательным учреждениям, предпочтение родителей все больше склоняется к частным школам с индивидуальным подходом к ученику и уклоном на изучение иностранных языков, главным образом, английского.

В число основных образовательных услуг НОУ входят:

1. Начальное общее образование

2. Среднее общее образование

3. Подготовительные курсы к ЕГЭ и ОГЭ

4. Курсы изучения английского языка

5. Занятия по танцам, хореографии, вокалу

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. – оборотные средства. Для реализации проекта потребуется привлечение заемных средств в размере 2 000 000 руб. Кредит выдается на срок 24 месяца. Ставка по кредиту составляет - 22 %. Отсрочка по выплате платежей - 3 месяца. Объем собственных средств составит 12 530 000 руб. или 86% от необходимой суммы.

Ключевые финансовые показатели проекта


*данные на 3 год работы
П осмотреть таблицу в исходном размере

Проект планируется реализовать в течение 9 месяцев. Начало деятельности НОУ запланировано на сентябрь 2016 года.

2. Описание отрасли и компании

Концепция бесплатного государственного образования все больше теряет доверие родителей. Некачественные образовательные услуги, низкая степень погружения в предмет из-за необходимости постоянно тормозить учебный процесс ради подтягивания отстающих учеников, некомпетентность школ в вопросах подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и дальнейшему обучению в престижных учебных заведениях – вот лишь некоторые факторы выбора в пользу частного образования. Зачастую предпочтение негосударственной школе родители также отдают из-за особенностей своего ребенка, например, логопедических проблем, физических недостатков, задержек в развитии. Количество частных школ в России не превышает 1%. В основном они располагаются в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках. Уровень конкуренции на этом рынке минимален.

Занятия проводят квалифицированные преподаватели исключительно с высшим образованием, в том числе преподаватели первой и второй категории. Численность преподавательского состава – 15 человек. Из них штатных сотрудников – 10, работающих по совместительству – 10. Общее число сотрудников учреждения – 26. Школа работает с понедельника по пятницу с 8 до 18.30 с сентября по июнь. В субботу и воскресенье проводятся дополнительные индивидуальные и групповые занятия.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Площадь помещения школы составляет 1500 кв. метров. Здание имеет два этажа надземных этажа, один цокольный этаж. Количество учебных кабинетов - 9. Школа оснащена компьютерным классом, музыкальным классом, спортивным залом, столовой. Функции по обеспечению безопасности детей обеспечивает охранник.

Организационно-правовая форма школы – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Так как НОУ является некоммерческой организацией, полученная прибыль распределяется на расширение деятельности, улучшения качества предоставляемых услуг: закупку нового оборудования, открытие новых классов, привлечение преподавателей из высших учебных заведений для открытия новых дисциплин. Система налогообложения – упрощенная (УСН).

3. Описание услуг

Также в школе осуществляются курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предметам: обществознание, физика, математика, русский язык, химия, английский язык. Так как работа школы нацелена на всестороннее развитие ребенка и раскрытие творческого потенциала, активное внимание уделяется дополнительным занятия (фортепиано, вокал, танцы). В отличие от школьных занятий с учениками проводятся оздоровительные зарядки. В стоимость обучения включается трехразовое питание (завтрак, обед, ужин). Помимо всего вышеупомянутого, в заведении ведется работа с дошкольниками по подготовке к учебному процессу. Полный перечень услуг с расценками представлен в Табл. 1.

Ценовой сегмент школы – средний при высоком качестве, что подтверждает квалификация преподавательского состава.

Таблица 1. Перечень услуг

tab1.jpg

Организационно-правовая форма школы – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Согласно российскому законодательству, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется государственным органом управления образования субъекта РФ. Стоимость государственной пошлины с 2015 года – 7,5 тыс. рублей. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии – 2 месяца. Коды по классификатору ОКВЭД – 80.10.1, 80.10.2, 80.10.3., 80.21.1.

После первого выпуска учащихся, но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии учреждение имеет право обратиться с заявлением в Министерство образования о получении государственной аттестации для последующего получения аккредитации и выдаче ученикам документов государственного образца. До прохождения аккредитации выпускники заведения имеют возможность экстерном сдать экзамены в другом образовательном учреждении, прошедшем аккредитацию. Помимо лицензии на ведение образовательной деятельности, на открытие медицинского кабинета в школе понадобится медицинская лицензия.

4. Продажи и маркетинг

Рынок частного образования в России появился с начала 90-х годов. По данным маркетингового исследования, количество частных школ остается примерно на одном уровне. Так если в 1998 году насчитывалось 520 школ, то к 2010 году их число составило около 550. Это связано с тем, что на смену закрывшимся школам приходят новые. Доля негосударственных образовательных учреждений в России оценивается в пределах 1%. В числе факторов, замедляющих развитие частного образования в России можно назвать высокий уровень издержек школ на арендную плату, слабый уровень поддержки государства социально-ответственному бизнесу, а также отмену налоговых льгот.

На сегодня рассматриваемом городе действует около 35 частных образовательных учреждений. Среди них имеются как детские сады, так и частные школы, так и заведения, совмещающие несколько видов деятельности. Учитывая в целом низкий уровень конкуренции, каждое заведение стремится занять определенную нишу. При выборе спецификации данного проекта определяющим явились два фактора: это родительский спрос, а также тенденции на отечественном рынке труда. Согласно первому фактору, был сделан акцент на углубленное изучение английского языка и целенаправленная подготовка учеников к сдаче ЕГЭ по этому предмету, а также к сдаче зарубежных экзаменов. Согласно второму фактору, было принято решение сделать упор на углубленное изучение физики и математики в связи с ощутимым недостатком в стране квалифицированных специалистов по техническим специальностям.

Таким образом, учебное расписание формируют группы трех типов: группы с физико-математического направления, группы углубленного изучения английского языка, группы дополнительного образования. Именно специализация школы, а также качество предоставляемых услуг является основным способом привлечения клиентов. Перед записью на курсы ребенок и родители проходят процедуру анкетирования для более полного пониманию уровня знаний первого и учета пожеланий последних.

На старте деятельности для привлечения первых клиентов планируется рекламная компания в СМИ (телевидение и печать), и интервью директора частной школы об открытии нового заведения. По данным соцопросов, родители выбирают школу по следующим критериям: репутация школы (57%), квалификация педагогов (55%), близость к дому (43%), отзывы знакомых (35%), материальная база (11%). В связи с тем, что на старте своей деятельности заведению не уместно говорить о своей репутации, акцент на ознакомительных материалах СМИ планируется делать на планы развития и миссию нового заведения, основные болевые точки современного государственного образования, которые будут преодолены в процессе деятельности, методика обучения.

В интернете частная школа будет представлена официальным сайтом, где родители смогут найти исчерпывающую информацию о школе, преподавателях, миссии школы, ее учебных программах, задать интересующие их вопросы через электронную форму. Также на ресурсе школы в открытом доступе будет размещена информация о ценах на образовательные услуги. Стоимость проведения рекламной акции открытия с учетом создания сайта составит 70 тыс. руб.

5. План производства

Географически частная школа расположена в крупном жилом районе города, в прямой доступности общественного транспорта. Расстояние до остановки автобуса составляет 300 метров. Учебные занятия в режиме полупансиона проходят с понедельника по пятницу с 8.30 до 18.30 с сентября по июнь, в субботу и воскресенье проводятся дополнительные занятия и курсы с 9.00 до 21.00. В летнее время происходит расширение набора в группы дополнительного образования (интенсивные курсы).

На ремонт и оснащение здания, а также оборудование придомовой территории понадобится 10,5 млн. рублей. Площадь здания составляет 1500 кв. метров. Площадь учебных классов – 400 кв. метров, количество учебных классов – 10, что укладывается в принятые нормы по количеству кв. метров на 1 ученика (от 2,5-3,5 кв. метров на ученика). Затраты на оснащение школы приведены в Табл. 2. Помимо указанных трат предусмотрена закупка оборудования для дворовой территории и установку противопожарной сигнализации.

Таблица 2. Затраты на оборудование

Затраты на оборудование

Управляющие функции возложены на директора (учредителя проекта) и заместителя по учебно-методической работе. Штатный преподавательский состав представлен 10 преподавателями (см. Табл. 3). Еще 5 преподавателей школы (учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель хореограф, учитель физики и учитель математики), а также логопед и психолог работают по совместительству. Также школа для обеспечения нужд учеников имеет в штате медицинскую сестру, поваров и сотрудников школьной столовой, завхоза, уборщицу, охранника.

Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Штатное расписание и фонд оплаты труда

К затратам текущего периода можно отнести заработную плату преподавателям и другим сотрудникам, закупку продуктов для школьной столовой, обслуживание здания и оплату коммунальных услуг.

6. Организационный план

Планируемый срок запуска проекта составляет 9 месяцев. Старт деятельности намечен на начало учебного года – сентябрь 2016.

Руководство учебным заведением осуществляет директор школы, который вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения распоряжение любому работнику или ученику. Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с Уставом заведения и законами РФ. В его ведении находится стратегическое планирование, развитие школы, постановка целей и задач. Директор утверждает и внедряет образовательные программы, учебные планы, курсы, дисциплины, годовые календарные учебные графики, осуществляет подбор кадров и определяет должностные обязанности сотрудников.

Непосредственно директору школы подчиняется заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В его обязанности входит организация и перспективное планирование деятельности школы, учебно-воспитательного процесса и методической работы, координация работы преподавателей по выполнению учебных планов, разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности школы, составление отчетной документации, просветительская работа с родителями, контроль и анализ учебного процесса и т.д.

Функции по оказанию образовательных услуг осуществляют преподаватели. Требования к преподавательскому составу школы заключаются не только в наличии государственного диплома о высшем образовании и должного уровня квалификации, но и присутствием необходимых для работы качеств, которые не всегда предъявляются в государственных учреждениях: коммуникабельности, умения находить подход к каждому ребенку и родителям, высокий уровень персональной ответственности, инициативность.

7. Финансовый план

К затратам подготовительного периода относятся: ремонт и перепланировка помещения – 4 837 000 руб.; оборудование территории школьного двора – 1 500 000 руб., оснащение школы – 4 063 000 руб., создание официального сайта – 30 000, получение разрешительной документации – 60 000 руб., рекламная компания открытия – 40 000 руб.

Затраты основного периода включают: зарплата сотрудникам школы (включая социальные отчисления), обслуживание школы и оплату коммунальных услуг, закупка продуктов для школьной столовой – из расчета 210 руб. на 1 ученика в день, телефонию и интернет. В Приложении 1 приведены основные финансовые показатели по выручке, денежному потоку и чистой прибыли на пятилетний период. Расчеты сделаны исходя из загрузки в первый учебный год 50%, второй год – 85%, третий и последующий годы – 90%.

8. Оценка эффективности проекта

Открытие частной школы потребует высокого уровня стартовых затрат, что обусловлено большим объемом работы по ремонту и необходимостью закупки большого перечня оборудования, включающего не менее 32 позиций. Срок окупаемости проекта составит 32 месяцев с момента открытия. Дисконтированный срок окупаемости - 38 месяцев. Показатели эффективности проекта, рассчитанные на пятилетний период, приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Показатели эффективности проекта

Показатели эффективности проекта


Посмотреть таблицу в исходном размере

9. Риски и гарантии

В отличие от большинства подобных проектов проект данной частной школы не относится к категории образовательного бизнеса с высокой группой риска. Одно из основных его преимуществ – наличие помещения в собственности и отсутствие арендной платы. Отсутствие данной статьи расходов позволяет уделять большее внимание материальному обеспечению школы, вкладывать средства в совершенствование учебного процесса, привлечение новых кадров, закупку современного оборудования. Однако хозяйственная деятельность школы требует от руководства умения грамотно распределять имеющиеся в распоряжении средства, предвидеть новые возможные траты, гибко реагировать на ситуацию на рынке и изменения в законодательстве.

По мере роста узнаваемости школы, достижения определенных ощутимых результатов возможно повышение средних цен на услуги до 20-30% без ощутимых негативных изменений эластичности спроса. Основные риски отражены в Табл. 5.

Таблица 5. Оценка рисков проекта и мероприятия по предотвращению их наступления или их последствий

Оценка рисков проекта и мероприятия по предотвращению их наступления или их последствий


Посмотреть таблицу в исходном размере

- маленькое количество детей в классе, что даёт возможность уделять внимание каждому ученику;

Прочитав эту статью, вы узнаете все особенности открытия частной школы в России. Также здесь вы найдете актуальный анализ рынка и потребительского спроса на сегодняшний день, прочтете разъяснения по поводу правовых аспектов деятельности и налогообложения, а ещё приведены главные нормативные требования к помещению и учебному процессу.

В статье предоставлены все данные, чтобы узнать, как открыть свою частную школу в России — инструкция.

Частная школа является учреждением, которое оказывает образовательные услуги на платной основе. В России система школьного частного образования полностью организовалась в начале 20 века.

Первые частные школы появились в 1992 году, во время реформ в сфере образования и качественного изменения общественных запросов. Как раз тогда и появляются частные негосударственные школы, являющиеся альтернативой застоявшееся системе.

Характеристики рынка частных школ

Частное образование в России занимает немногим больше одного процента школьников. Большинство частных школ расположены в Москве и области, Санкт-Петербурге. Это означает, что рынок этих услуг ещё не насыщен.

Основные характеристики частных школ не сегодняшний день:

— количество учеников в одной школе составляет 120-150 человек;

— число школьников в одном классе составляет в среднем 15 человек;

— цена за обучение обычно является фиксированной для всех учеников и составляет от 15 до 95 тысяч рублей в месяц;

— сумма вступительного взноса составляет от 20 до 700 тысяч рублей. Это требуется примерно в 70 процентах школ;

— часы работы практически всех частных школ с 8 или 9 часов утра до 18 — 20 часов вечера.

СПРАВКА! Примерно у половины частных школ есть ещё и детские сады, а также возможность подготовки детей к школе.

Преимущества обучения в частной школе:

— маленькое количество детей в классе, что даёт возможность уделять внимание каждому ученику;

— условия пребывания детей в таких школах комфортные;

- методики обучения в частных школах особенные, они направлены на развитие у учащихся лидерства, коммуникабельности, деловой активности;

— инфраструктура частных школ достаточно развита. Они могут иметь в своем здании бассейн, спортивный зал с множеством функций, современные компьютерные классы;

— программа обучения гибкая;

— все учителя имеют высокую квалификацию;

— методики обучения в частных школах особенные, они направлены на развитие у учащихся лидерства, коммуникабельности, деловой активности;

— кроме общеобразовательных предметов, в частных школах бывают ещё и дополнительные занятия по таким дисциплинам, как иностранные языки, юриспруденция, лингвистика, экономика, театральное мастерство, гуманитарные науки, танцы, вокал и так далее;

— в частных школах есть возможность пребывания ребенка в течение целого рабочего дня;

— существуют такие частные школы, которые направлены на престижные ВУЗы; школьники занимаются по программам, которые ориентированы на поступление в конкретные высшие заведения.

Доходы частных школ формируются из ежемесячной оплаты обучения, вступительных взносов, оплата дополнительных услуг и остальные доходы, такие как гранты, спонсорская помощь и так далее. Большинство этих средств уходит на заработную плату персоналу, а также на разработку учебных программ и выплату долгов по текущим расходам.

Особенности потребителей услуг частных школ

Ученики частных школ чаще всего являются детьми родителей, которые имеют высокий или средний достаток. Обычно это бизнесмены, предприниматели, интеллигенция.

Обычно мотивацией таких родителей для обучения их детей в частных школах является понимание того, что обучение в частной школе- это хорошая инвестиция в их будущее. Некоторые родители желают создать для своих детей наиболее удобные и безопасные условия обучения. Есть среди них и такие, которые отправляют своих детей в частные школы только из соображений престижности — как показатель статуса.

Критерии выбора школ для родителей:

  • — репутация школы;
  • — квалификация учителей;
  • — число учеников в одном классе;
  • — близость школы к дому;
  • — наличие аккредитации и лицензии;
  • — материальная база;
  • — отзывы друзей и знакомых.

Также, выбирая школу для своего ребенка, родители изучают такие вопросы, как время работы школы, преподавание дополнительных иностранных языков, особенности питания, досуг детей.

Нормативная база

Работа частных школ ведётся согласно таких нормативных документов, как закон об образовании, постановления правительства касаемо частных школ, приказ об аттестации педагогических работников, СанПин, ТР ТС о требованиях пожарной безопасности и федеральным законом о некоммерческих организациях.

Из информации, предоставленной в законе об образовании, становится понятно, что организация, осуществляющая начальное, основное и среднее образование, не может быть коммерческой. Это означает, что частная школа должна создаваться в форме некоммерческой организации. Также в названии школу обязательно указание типа учреждения. Индивидуальные предприниматели тоже могут осуществлять общеобразовательную деятельность.

Налогообложение в частных школах рекомендуется осуществлять в форме УСН (доходы-расходы).

СПРАВКА! Если вы только планируете открытие частной школы, то обратите внимание на статью 284.1 НК РФ. В ней описывается возможность использования нулевой ставки по налогу на прибыль для образовательных учреждений.

Какие документы нужны для открытия частной школы

Для получения права ведения образовательной деятельности, частная школа должна иметь лицензию. Она должна подтверждать соответствие условий образовательного процесса всем нормативным требованиям, имеющимся на сегодняшний день. Нужно понимать, что получение лицензии обязательно не только для организаций, но и для ИП. Исключением здесь являются предприниматели, которые ведут свою образовательную деятельность самостоятельно, не привлекая других педагогов. В этом случае лицензию оформлять нет необходимости.

На сайте Департамента образования можно ознакомиться со списком документов, которые нужны для получения лицензии на образование.

ВАЖНО! Если в школе имеется медицинский кабинет, в который не привлекается медицинская организация с лицензией, то школа обязана оформить ещё и медицинскую лицензию.

Данная процедура является добровольной для школ. Но как раз наличие аккредитации определяет статус заведения и даёт право выдавать ученикам по окончании аттестат государственного образца. Если аккредитации нет, то выпускники должны будут сдавать выпускные экзамены а другой школе, имеющей такое разрешение. Это не очень удобно и при выборе школы отсутствие аккредитации будет одним из минусов.

Задачей аккредитации школ является подтверждение качества предоставляемой услуги об образовании и ее соответствие образовательным стандартам.

Процедура аккредитации является регулярной процедурой, которая проводится не реже, чем раз в 6 лет. Сам процесс состоит из нескольких этапов и не может продолжаться более 105 дней.

Процедура аттестации педагогического состава является обязательной и входит в список важных. Аттестация подтверждает качество услуг частной школы и проводится раз в пять лет. Каждый педагог обязан быть аттестованным для того, чтобы подтвердить свое право на занимаемую должность или категорию.

Исключение здесь есть для учителей, которые проработали на своем месте менее двух лет, а также беременным и находящимся в декрете женщинам. Они проходят аттестацию позже.

Требования к помещению

Помещение, в котором может находиться частная общеобразовательная школа, в идеале должно быть в собственности и иметь площадь от 1,5 до 2,5 тысяч квадратных метров. Также здание школы должно быть отдельно стоящим, с большой прилегающей территорией, стоянку для автомобилей, хороший подъезд со всех сторон и находиться неподалеку от престижных жилых кварталов. Естественно, здание школы должно соответствовать всем санитарным требованиям и требованиям пожарной службы.

Частные школы должны быть расположены в жилых зонах, подальше от автомобильных дорог, гаражных кооперативов и остальных транспортных объектов. На самой школьной территории не должно быть никаких магистральных городских коммуникаций. Территория, прилегающая к школе, должна быть озеленена не менее, чем на половину, огорожена забором, иметь искусственное освещение. Территория вокруг частной школы должны быть зонирована так, чтобы иметь зоны по применению: физкультурно-спортивную, отдыха и хозяйственную. Спортивная зона должна быть оснащена площадками для занятий. Частные школы должны быть построены таким образом, чтобы обучать детей только в одну смену.

По высоте помещения должны быть не меньше 3,6 метров. Площадь каждого класса должна быть с расчетом от 2,5 до 3,5 метров на одного ученика.

Для начальных классов необходим отдельный блок, который должен иметь выход на школьную территорию. Первоклассникам, которые ходят в группу продлённого дня, понадобятся ещё и спальные комнаты с расчетом 4 квадратных метра на одного ребенка. Причем они должны быть раздельными для девочек и мальчиков.

СПРАВКА! Первый класс можно делать не выше второго этажа, классы со второго по четвертый — не выше третьего.

  • — раздевалка;
  • — медицинский кабинет;
  • — спортивный зал с высотой не менее 6 метров.

Каждый этаж школы должен быть оснащен туалетом для девочек и мальчиков.

Вся школьная мебель должна быть безопасна и эргономична, а так же соответствовать возрасту учеников. Температура в помещениях должна быть от 17 до 25 градусов в зависимости от типа помещения.

В обязательном порядке школа должна быть оборудована средствами пожаротушения. Вся мебель в школе и ее отделка должны быть из негорючих материалов. На территориях, прилегающих к школе, нельзя сжигать листву и мусор. Их нужно вовремя убирать и вывозить. Курить на территории школы строго запрещено. Пути подъезда к школе должна быть свободными.

Санитарные требования к учебному процессу:

- условия пребывания детей в таких школах комфортные;

  • — принимаются в школу дети от 6,5 лет;
  • — в каждом классе может быть не более 25 человек;
  • — занятия не могут начинаться раньше восьми часов утра;
  • — в день допускается проводить максимум 5 уроков для начальной школы, кроме первого класса, и 6 уроков для классов с 5 по 11;
  • — в день можно проводить только одну контрольную работу;
  • — продолжительность урока может составлять 40-45 минут, не более;
  • — ученики первых классов не должны получать домашние задания и им запрещено ставить оценки.

Оснащение и оборудование. Частная школа по статусу должна быть оснащена современным высокотехнологичным оборудованием. Мебель должна быть качественной, дневники и журналы — электронными, доски интерактивными. Также в школе должна быть локальная компьютерная сеть и подключение к интернету.

Заключение

Проводя анализ этого бизнеса в целом, можно сделать вывод, что он востребован и перспективен. Хоть цена на услуги таких школ и довольно высока, но желающие найдутся.

Зная все особенности потребительского спроса, а также необходимые требования и правила, можно создать школу, пользующуюся популярностью у потребителей и приносящую вам хороший доход.

Читайте также: