Что такое фонетика и орфоэпия 5 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи.

Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение звуков и ударений в словах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомните, как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? Этот раздел называется фонетика. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Звуки, которые состоят только из голоса, являются гласными.

Гласные бывают ударные и безударные. Согласные образуют пары по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.

Среди согласных есть непарные глухие – это [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’], непарные мягкие – [ч’], [щ’], [й’], непарные твёрдые – [ж], [ш], [ц].

Всего 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.

Знания о звуках и буквах русского алфавита нам понадобятся для фонетического разбора слова. Рассмотрите его порядок.

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

Рассмотрим план фонетического разбора

П – [п᾽] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

Е – [э] – гласный, ударный

Н – [н᾽] – согласный, сонорный, мягкий, парный

Ь – [-] звука не обозначает

В слове 4 буквы, 3 звука.

Люб-лю́ (на второй слог падает ударение, 2 слога)

Л – [л'] – согласный, сонорный, мягкий, парный

Ю – [у] – гласный, безударный

Б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

Л – [л'] – согласный, сонорный, мягкий

Ю – [у] – гласный, ударный

В слове 5 букв, 5 звуков.

Мор-ко́вь (на второй слог падает ударение, 2 слога)

М – [м] – согласный, сонорный, твёрдый, парный

О – [а] – гласный, безударный

Р – [р] – согласный, сонорный, твёрдый, парный

К – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

О – [о] – гласный, ударный.

В – [ф'] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

Ь – [-] звука не обозначает

В слове 7 букв, 6 звуков.

Вспомним, что способы обозначения звуков речи на письме изучает графика. Разберём стихотворение.

Дуб качает головою,

Сосны ветками шумят,

И осыпан мокрой хвоей

По утрам осенний сад

Какими буквами обозначены звуки [п] и [т]

Ду[п] качае[т] головою: звук [п] – буква б, звук [т] – буква т.

Сосны ве[т]ками шумя[т]: звук [т] – буква т.

И осы[п]ан мокрой хвоей: звук [п] – буква п.

По у[т]рам осенний са[т]: звук [т] – буква т, звук [т] – буква д. Сделаем вывод: [п] обозначается буквами б и д, а звук [т] – буквами т и д.

Правильно произносить слова учит орфоэпия. Она устанавливает нормы произношения звуков, правильную постановку ударения, особенности произношения заимствованных слов. Запомните произношение слов:

Пример тренировочных заданий

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Заполните таблицу, записав в неё слова.

Пудель, джемпер, процент диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий ЗВУКИ РЕЧИ, то есть минимальные языковые единицы, из которых состоят произносимые слова. На письме звуки речи обозначаются графическими знаками – буквами.

Один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например, 1-й звук [с] в слове СКАЗКА обозначен буквой С, а 2-й звук [с] – буквой З; звук [и] в слове МИЛЫЙ обозначен буквой И, в слове РЕКА – буквой Е, а в слове ПЯТНО – буквой Я.

ЗВУКИ мы слышим и произносим, БУКВЫ мы видим и пишем.

Все звуки речи делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, то есть звуки ГОЛОСОВЫЕ, – звуки, образующиеся с помощью голоса, при этом выдыхаемый воздух (слова мы произносим на выдохе), проходит через органы речи свободно, не встречая на своём пути существенных преград.

Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ: [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Они обознаются в словах ДЕСЯТЬЮ буквами: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.


Гласные звуки образуют слоги и бывают ударными и безударными.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ – звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает на своём пути преграды (верхнее нёбо, язык, зубы, губы) и которые образуются при участии ГОЛОСА и ШУМА (звонкие согласные), только ШУМА (глухие согласные).

Всего согласных звуков в русском языке 36, они обозначаются 21 буквой.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ДЕЛЯТСЯ НА ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ.

По звонкости / глухости согласные образуют пары, их 11:
● [б] – [п] и [б′] – [п′];
● [в] – [ф] и [в′] – [ф′];
● [г] – [к], [г′] – [к′];
● [д] – [т], [д′] – [т′];
● [з] – [с], [з′] – [с′];
● [ж] – [ш].

Не образуют пар звонкие согласные [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′]. Они называются СОНОРНЫМИ. Кроме того, не имеют звонких пар глухие согласные [ч′], [щ′], [ц], [х], [х′].


СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ТАКЖЕ ДЕЛЯТСЯ НА ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ.

По твёрдости / мягкости согласные составляют 15 пар:
● [б] – [б′] и [п] – [п′];
● [в] – [в′] и [ф] – [ф′];
● [г] – [г′] и [к] – [к′];
● [д] – [д′] и [т] – [т′];
● [з] – [з′] и [с] – [с′]
● [л] – [л′], [м] – [м′], [н] – [н′] и [р] – [р′];
● [х] – [х′].

Не имеют мягких пар твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], и не имеют твёрдых пар мягкие согласные [щ′], [й′], [ч′].


Согласные звуки [ж], [ш], [ч′], [щ′] называются шипящими.

ОРФОЭПИЯ – это раздел науки о языке, в котором изучаются вопросы произношения звуков и звукосочетаний, а следовательно, слов.


ОРФОЭПИЯ не ограничивается изучением ударения: её интересуют нормы произношения звуков на месте определённых букв, звуков и звукосочетаний на месте буквосочетаний, например,
● гласные звуки в безударном положении произносятся менее длительно, чем в ударном;
● ассимиляция (уподобление) по глухости – на конце слов звонкие согласные оглушаются: луг [к], пруд [т];
● оглушение звонких согласных, то есть ассимиляция по глухости, происходит также в начале или середине слов перед глухими согласными: подкинуть [т], указка [с];
● ассимиляция по звонкости – в начале и в середине, а также на конце слов перед звонкими согласными происходит озвончение глухих согласных: сдача [з], футболист [д], как бы [г], лук был натянут [г] (лук для стрельбы);
● в словах ЧТОБЫ, СКВОРЕЧНИК есть звук [ш], но обозначен он буквой Ч.
.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) , а орфоэпия это наука о нормах произношения. Нормы произношения определяются фонетической системой языка

- А теперь проверим, умеете ли вы слушать и слышать. Я произношу слова, а вы хором повторяете.
По'нял, [шт]обы, коне[шн]о, магази'н, ан[тэ]нна, а[тэ]лье, ин[тэ]рнат, ка[фэ], ку[пэ], мо[дэ]ль, муз`[э]й, [тэ]мп, шосс[э].

- Как вы думаете, чем звуки человеческой речи отличаются от гудков, шуршания, пения птиц?
(Они образуют слова.)

- Вот наш первый вывод:

(Мел – мель [Л ]– [Л`]
Угол – уголь [Л] –[ Л`]
Шест – шесть[ Т] –[ Т`])

--Что стоит посередине ЗЕМЛИ?
(Звук М).

- Вот ребята знают стишки о безударных гласных. Послушайте их внимательно.

1 ученик рассказывает стихотворение:

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
Слайд 6. соснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Слайд 6. сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!

2 ученик рассказывает стихотворение:

селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.

- Подберете слова, содержащие корень –фон.

Слайд 9. (Уясняя значение термина, учащиеся называют слова Телефон, мегафон, магнитофон, таксофон, микрофон, фонотека, фонограмма)

6. Выполнение упражнения 384.

Слайд 10. Орфоэпия.

- Нередко стихотворная рифма помогает произносить слова правильно.

Слайд 11, 12, 13. Прочитайте правильно…

- Какую орфограмму увидели в слове ДОМОЙ?

- Какую орфограмму вы встретили в словах СКАЗКА, ДРУГ?

- Обратите внимание, какие звуки произносятся на месте букв Ё Ю Я в словах ЁЛКА, ЮЛА, ЯД.

8. Так какие две важные орфограммы не уяснить без знания фонетики?

9. Сопоставление орфографической и звуковой записи слов.

Слайд 15. упр. 387.

- Прочитайте текст К.Станиславского выразительно, соблюдая правильное произношение, ударение, отчётливо выговаривая слова. Какова основная мысль текста?

11. Выразительное чтение учащимися стихотворения из упражнения 388.

Научились составлять звуковую запись слов, то есть транскрипцию.

В предыдущем уроке мы узнали, что речь бывает устная и письменная. Устная речь состоит из потока звуков. Когда человек произносит слово, возникают звуковые колебания, которые через воздушную среду добираются до другого человека и воспринимаются его органами слуха. Звук речи возникает тогда, когда человек выдыхает.

Звуковые единицы языка и саму звучащую речь изучает фонетика.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй.

Фонетическая транскрипция

В русском языке не все слова читаются так же, как и пишутся. Сравни:

Чтобы записать произношение слова мы используем транскрипцию.

Транскрипция – запись слов в полном соответствии с их звучанием.

Транскрипция нужна для того, чтобы понять произносительную норму языка.

В транскрипции используются особые символы:

Звуки. Для чего они нужны?

Звуки речи нужны для того, чтобы мы могли отличать одно слово от другого. Сравним: кот – код, жил – шил, луг – лук, жар – шар, уголок – уголёк.

В русском языке насчитывается 33 буквы и 42 звука: 6 гласных и 36 согласных. Это происходит потому, что не каждому звуку соответствует буква. Так, все звуки можно разделить на несколько групп.

Гласные звуки

Гласные состоят из голоса. Десяти гласным буквам (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) соответствует 6 гласных звуков (а, э, и, о, у, ы). Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука при условии:

  1. если они стоят в начале слова (яма –[йама], ёлка –[йолка]);
  2. если они стоят после гласной (каюта –[кайута]);
  3. если они стоят после разделительных Ъ и Ь (ателье –[атэл’йэ]).

Согласные звуки

Согласные звуки могут состоять из шума и голоса и называться звонкими, а могут состоять только из шума и называться глухими. В русском языке существует 12 парных и 8 непарных звуков по глухости звонкости.

Кроме того, согласные звуки могут образовывать пары по твердости-мягкости. Не имеющими пару всегда твердыми являются ж, ш, ц, а всегда мягкими – ч, щ, й.

От особенностей звучания и образования звуков, входящих в них, согласные делятся на:

Иногда в словах встречаются долгие звуки: касса – [каса], сжать – [жать].

Все эти знания крайне важны, поскольку они являются базой для выполнения фонетического разбора.


Русский язык – сложная и многогранная система, результаты изучения которой разделены на несколько разделов. И первым в списке идет фонетика, ведь любой язык начинается со звуков. Внимательное ее изучение поможет ученикам 5 класса сделать свой выговор правильным, а речь – грамотной.

Что изучает фонетика

Это наука об основной стороне человеческой речи – звуковой. Она изучает очень важную составляющую языка, поскольку без звуков, которые представляют собой звуковую оболочку слов, люди вообще не смогли бы общаться в устной форме. Но для того, чтобы речевое общение было качественным, человек должен четко отличать слово среди других, сходных с ним по звучанию. Именно для этого и необходимо понимание и изучение фонетических законов языка.

Чтобы различать слова, формы этих слов, а также словосочетания и предложения, фонетика русского языка располагает богатым арсеналом средств.

Фонетические средства: их разнообразие и функции

Проще всего фонетическая система языка представляется в схемах, где можно увидеть их градацию. Вот такая схема: звук – словесное ударение – фразовое ударение – интонация.

Элементарной частицей языка является звук – это нечленимая единица, которую можно выделить при звуковом членении слова. Она является основным предметом изучения фонетики. Звуки служат для того, чтобы создать слову оболочку, часто они также выполняют функцию различения языковых единиц.

В русском языке есть достаточно много слов, которые различаются только одним звуком – согласным или гласным. Это демонстрирует важность смыслоразличительной функции звуков.

В традиционной классификации все звуки разделяются на две категории согласные и гласные. При этом первых значительно больше, чем вторых – это легко увидеть в таблицах:

Гласные звуки

Согласные звуки

Гласные звуки образуются только с помощью голоса, при образовании согласных к нему дополнительно добавляется шум. Внутри обеих категорий звуков существует своя классификация, которая выделяется в отдельную тему урока.

Словесное и фразовое ударение, интонация

Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.

Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.

Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.

Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.

Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.

Что мы узнали?

Фонетика – очень важный раздел науки о языке, поскольку она изучает те его части, которые непосредственно влияют на речь, то есть звуки, ударение и интонацию. Звуки в русском языке делятся на согласные и гласные, ударение может быть фразовым или словесны, а интонация – повествовательной, вопросительной или восклицательной.Все эти языковые единицы имеют свои особенности и влияют на различение смысла слов и предложений. Таким образом именно знания о фонетических особенностях языка позволяют правильно говорить, а также воспринимать то, что говорит другой человек.

Читайте также: