Двигательная деятельность в раннем возрасте в доу

Обновлено: 02.07.2024

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении.

Важными в психопрофилактической работе с детьми раннего возраста является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Поэтому, создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы ставим перед собой цель:

— Сохранение физического и психического здоровья детей.

Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:

— Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.

— Укреплять и сохранять психоэмоциональное здоровье детей.

— Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

Средствами реализации цели являются:

1. Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей, использование вариативных режимов дня.

Это правильный режим дня, который дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья. Группа имеет свой распорядок и режим дня.

- режим дня на холодный период;

- режим дня на теплый период.

2. Правильное питание.

Обращаем особое внимание на гигиенические навыки приема пищи. Такие как; правильно держать ложку, правильно сидеть за столом (ровная спинка, кушать аккуратно, не разговаривать во время приема пищи, ставим стаканчики с салфетками и учим вытирать ротик после еды, надеваем нагруднички тем, кто еще не освоил навыки кушать аккуратно.

3. Формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Организация культурно- гигиенических процедур (например, умывание, мытье рук (пользование мылом), вытирание рук своим полотенцем сопровождаются песенками, потешками. Для формирования здорового образа жизни, дать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире, знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения),

4. Разнообразные виды организации режима двигательной активности детей.

Грамотно организованная двигательная активность детей, способствует укреплению здоровья. Для этого в группе созданы все условия. Есть спортивное оборудование, инвентарь, игрушки, способствующие развитию двигательной активности детей.

- Утренняя гимнастика с разным пособием

- Бодрящая гимнастика (после дневного сна)

У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус проводим в игровой форме. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д. Гимнастику после сна можно проводить с музыкальным сопровождением.

- Физкультминутки.

- Гимнастика для глаз.

- Самостоятельная двигательная активность в физкультурном уголке.

- Подвижные игры.

5. Общеукрепляющие мероприятия.

Режим проветривания (для оздоровления воздушной среды и озонирования воздуха с помощью ионизатора);

- Дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы (плоскостопие), так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Для этого мы упражняем детей в приподнимании, ходьбе на носках, используем атрибутику, такую как ребристая доска, ходьба по змейке и т.д.

- Умывание прохладной водой.

- Физкультурные занятия 3 раза в неделю в группе в соответствии с образовательной программой д/с. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

- Прогулки 2 раза в день.

6. Оптимальный двигательный режим.

Благодаря многократному повторению движений дети приобретают уверенность и самостоятельность. Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

В раннем возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.

Потребность детей в движениях и их смене естественна. Но сами они, в силу недостаточно развитой деятельности (игровой и др.), редко используют или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко играют с мячом, обручами. Поэтому детям следует давать задания, побуждающие детей к разнообразным движениям, но при этом следить, чтобы дети не переутомлялись, могли и хотели наблюдать за окружающим, заниматься с игрушками и строительным материалом.

Для обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой, песком и крупами. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. При организации игр с водой необходимо учитывать следующее: вода должна быть теплой и кипяченой Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. У детей должны быть клеенчатые фартучки, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки.

В своей работе с детьми используем такие игры, как: переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой,) и способами (губкой, воронкой); игры с заводными плавающими игрушками, мельницей; мы используем следующие игры: пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик); прятанье и поиск игрушек в крупе; рисование разных дорожек и т.д.

Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции.

Игры с водой и сыпучими материалами у детей создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

7. Организация пространственной предметно – развивающей среды.

В раннем возрасте должны быть созданы условия для разнообразного бодрствования, для двигательной активности и развития основных движений детей. Для этого в группе должно быть соответствующее оборудование, пособия и игрушки, чтобы дети смогли бы реализовать свои потребности в движении. Необходимы игрушки – каталки, коляски, машины, горки, мягкие модули; оборудованный физкультурный уголок в группе для того, чтобы обеспечить разнообразную деятельность детей.

Оборудование и пособия физкультурного уголка для развития движений должны сравнительно легко перемещаться, убираться.

Содержание физкультурного уголка

Для общеразвивающих упражнений.

1. Пластмассовые цветные кубики (3х3х3; 4х4х4).

5. Ленточки разноцветные (дл. 25-30; 50-60 см).

6. Платочки цветные (20х20).

8. Плоскостные обручи (диам. 15-20 см).

9. Предметы для разбрасывания (листочки, грибочки, кружочки, ягодки).

Для упражнений основных видов

1. Мячи резиновые (Д: 6-8; 20-25см).

2. Мячи надувные Д: 40 см.

4. Клеенчатые дорожки дл. 1,5 – 2м, шир. 20,25, 30 см.

5. Ребристые дорожки.

7. Мешочки с песком. Вес от 50 гр. до 150-200 грамм (с 2,5 лет).

9. Корзина для мячей (метание).

Для подвижных игр

1. Шапочки животных.

Пособия музыкального уголка, сенсорного уголка, театрализованной деятельности способствуют развитию танцевальных движений, мелкой моторики, согласованным действиям детей и вызывают положительные эмоции.

В нашей в группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

8. Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Список использованных источников:

1. Галанов А.С., Игры, которые лечат (для детей от 1г. до 3 лет). – М.: ТЦ Сфера,2006.

2. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие двигательной активности детей раннего возраста.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы взрослые рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Активная мышечная деятельность содействует развитию костно – мышечного и связочного аппаратов, улучшает координацию движений, совершенствует функции центральной нервной системы. Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног. Упражнения для различных групп мышц способствуют формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия у детей.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Шишкина В.А. отмечает, что на втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Таким образом, педагоги и медицинские работники отмечают важность влияния двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность ребенка раннего возраста. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ – движения.

Исходя из важности проблемы развития двигательной активности детей, была поставлена цель : найти пути развития двигательной активности у детей раннего возраста, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по улучшению двигательного статуса малышей.

2. Изучить реальный педагогический процесс развития двигательной активности у детей раннего возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

3. Разработать систему работы по развитию двигательной активности у детей I младшей группы с использованием физкультурного оборудования.

4. Разработать педагогические рекомендации для родителей.

Система работы по развитию двигательной активности у малышей разработана в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4. Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, младшего воспитателя в достижении общей цели.

1. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Условия, необходимые для успешного физического развития детей:

· Наличие спортивного оборудования в группе (горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, качалки и пр.);

· Специально оборудованная площадка на участке детского сада;

· Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;

· Правильная организация группового пространства (возможность детям свободно передвигаться по группе, открыт доступ к спортивным снарядам и игрушкам);

· Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности в течение дня;

· Проведение занятий по физической культуре в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий.

Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Специфические и общепедагогические методы

двигательной активности

Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

· методы строго регламентированного упражнения;

· игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

· соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

· методы наглядного действия;

Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него.

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость.

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.

Как у нашего кота Повороты туловища вправо-

Шубка очень хороша, влево.

Как у котика усы Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы, и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые. Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,- Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ. Подниманием ног.

И петух и курица Наклоны вперед.

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать, Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать. продвижением вперед).

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом.

Игры, формирующие двигательную активность:

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы было так, мы стараемся создать в группе положительный эмоциональный настрой.. Освободив площадь побольше, вносим мячи, скакалки, султанчики (по количеству детей). И предоставляем детям свободу действовать: пусть играют с этими предметами, как хотят. При этом надо кого-то похвалить, кому-то помочь, объединить для игры двух-трех ребятишек и т.д. Если такие ситуации создавать регулярно, если в них нет заорганизованности, дети с удовольствием двигаются. Они сами, без всякого обучения, постепенно овладевают даже теми движениями, которые считаются для них сложными.

Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:

1. Повышать педагогическую культуру родителей.

2. Изучать и обобщать лучшие опыты семейного воспитания.

3. Приобщать родителей к участию в жизни группы, через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы.

Любое направление моей работы не будет успешным без помощи и поддержки родителей, так как дети большую часть времени проводят с ними. Двигательный опыт у детей ещё невелик, поэтому я считаю, и убеждаю в этом родителей, что двигательная активность должна проходить под наблюдением взрослого, при непосредственном его участии.

Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, выполнение различных двигательных заданий, создаёт радостное настроение. Взрослые помогают ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомление.

Создавая условия для развития двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий, мы взрослые, способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведёт к их разностороннему развитию и оздоровлению, формированию основ двигательной культуры.

С помощью родителей был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется, в том числе и нестандартным оборудованием.

Выводы:

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что система работы по развитию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

1. Наиболее успешно усваивают упражнения дети, наблюдая за действиями воспитателей, родителей подражая им.

2. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях.

3. Запоминать новые движения лучше на фоне положительных эмоций и при использовании: музыки или стихов, потешек, ярких и интересных предметов, игрушек.

4. Необходимо многократное повторение (в течение нескольких дней) в неизменной обстановке разучиваемого движения, т. к. малыш быстро забывает даже понравившиеся упражнение.

5. Активизировать ребенка к действию помогает физкультурно-игровая предметная среда.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию потребности родителей в формировании двигательной активности ребенка, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.

Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни.

Оценить 1727 0

В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Движение-это биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Движения способствуют развитию всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

В процессе правильно организованной двигательной деятельности идет формирование личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают навыки общения с взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действия с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности (предметная, игровая и т. д.).

Поэтому, работая с детьми раннего возраста, стараемся организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?

Исследования специалистов показывают, что объём, интенсивность движений зависят от ряда факторов: возраста, пола ребёнка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети раннего возраста быстро устают, для них необходима постоянная смена движения, что необходимо учитывать при организации разных видов детской деятельности.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки,

Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой.

Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.

С целью обеспечения физического и психологического комфорта детей на основе здоровье-сберегающих технологий нами разработана модель двигательной активности с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Одним из основных условий удовлетворения потребности в движении ребенка является

создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,

которая смоделирована с учетом требований ФГОС ДО, интересов детей, индивидуальных потребностей и гендерно-дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого воспитанника, создать благополучный эмоциональный климат в группе. В группе создано здоровьесберегающее пространство -

центр двигательной активности,

где имеется разнообразное оборудование: дорожки для профилактики плоскостопия, мягкие модули, набивные мешочки для бросания, кольцеброс, дуги, кегли, воротца, скакалки, игрушки - качалки, разноцветные флажки, ленточки, султанчики, мячи разного размера для метания вдаль и в цель. Все пособия находятся в открытых емкостях, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, пособия периодически меняются.

Формы двигательной активности

Утренняя гимнастика

является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. Начинать проводить её надо с двух лет. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы.

Ещё одной формой развития двигательной активности является

гимнастика после сна.

Её цель - поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на дыхание. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных

проводится три раза в неделю под музыкальное сопровождение в игровой форме, с введением увлекательных упражнений, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.

При проведении учитывается уровень подготовленности ребёнка, группа здоровья, соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей; по мере овладения детьми двигательных умений, увеличивается физическая нагрузка за счёт усложнения двигательных заданий.

Много радости, увлекательных упражнений доставляет детям

музыкальная деятельность

Большое место в жизни маленького ребёнка занимают

подвижные игры.

Выполняя разнообразные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что способствует оздоровлению организма.

Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность помогает

физкультминутка

. Проводим физкультминутки в форме подвижной игры под текст стихотворения.

Для поддержания детского интереса проводим

логоритмические упражнения.

Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта с взрослым через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением)

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Разучивая комплексы гимнастики, дети учатся не только движениям, но и повторяют за воспитателем слова.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной

деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.

Двигательный опыт у малышей ещё не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением воспитателя при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними видно, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх с детьми активизирует малышей, создаёт у них радостное настроение. Необходимо помочь ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети стали более активными, подвижными, реже болеют. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любыми предметами (мячами, флажками, кеглями, обручами и т. д,), с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития.

Орлова Надежда Анатольевна

г. Верхний Уфалей

2сл. Актуальность темы

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.

Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному изусловий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказываетвоздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья.В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и этапотребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннеговозраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте частонеуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые видыдвижений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.)Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательнойпотребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательныеупражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности.Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение.Рассматриваяважность проблемы развития двигательной активности детейраннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развитияинтереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.

Цель: развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе организации подвижных игр и двигательных упражнений.

изучить теории и методики развития физической активности детей раннего возраста, направленных на своевременное эффективное формирование у них жизненно важных двигательных навыков, в условиях дошкольного образовательного учреждения

развивать умения двигаться самостоятельно и свободно

способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей

(овладение основными движениями)

способствовать расширению у родителей знаний в вопросах двигательной активности детей раннего возраста

Народная мудрость гласит:

Анализ развития профессионально личностного потенциала педагога

Свою работу, я начала с самообразования:

Ознакомилась с нормативными документами

Изучила методическую литературу:

Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981.

Разработала перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

Пополнила при участии родителей предметную среду группы (приобрели флажки, ленточки, мячи, обручи; изготовили медальоны с изображением мордочек животных, приобрели маски с изображением мордочек животных)

Подобрала информационно-наглядный материал для родителей

5 сл. Уголок физического развития

Одним из основных условий, полноценного физического развития ребенка, является создание предметно-развивающей среды в группе. Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для удовлетворения потребности детей в движениях, я создала в нашей группе, уголок физического развития, который способствует:

приобретению двигательного опыта и физических качеств, координации, гибкости

правильному формированию опорно-двигательной системы организма

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

закреплению навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)

овладению подвижными играми

6 сл. Выносное оборудование

7 сл. Предварительная работа с детьми

Проявление интереса и активности в подвижной игре, двигательным упражнениям, зависят от предварительной подготовки воспитателя и детей. Поэтому провожу предварительную работу для того, чтобы дети имели представление о сюжете игры: чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, наблюдение за животными и птицами, наблюдение за явлениями природы, за деятельностью людей.

Занятия по развитию движений

Индивидуальная работа по развитию движений

Самостоятельная игровая деятельность детей с использованием оборудования по развитию двигательной активности

9 сл. Утренняя гимнастика

Ежедневно проводится утренняя гимнастика: онаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребенка в детском саду. Это совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм, в целях укрепления здоровья.


10 сл. Занятия по развитию движений

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в рамках НОД. НОД по физическому развитию способствует формированию навыков сохранения правильной осанки, формирует навыки правильного дыхания в процессе выполнения активной двигательной деятельности. Укрепляет костно-мышечный аппарат посредством использования физических упражнений.


11 сл. Физ. минутки


12 сл. Подвижные игры

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей, является подвижная игра.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, развивают ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.


13 сл. Музыкальные занятия

Работу по формированию двигательных качеств, через игровые упражнения, провожу во взаимодействии с музыкальным руководителем, музыка способствует поднятию настроения у детей и побуждает к двигательной активности.


14 сл. Гимнастика пробуждения


15 сл. Игры-забавы


16 сл. Хороводные игры


17-18 сл. Индивидуальная работа

Ежедневно, с детьми раннего возраста планируется и проводится индивидуальная работа по основным видам движений: ходьба, бег, прыжки, лазание (по ступенькам на горку), перелезании (через бревно); ловле, бросании (мяча).


19-20сл. Самостоятельная игровая деятельность детей

Не менееважное, значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, я целенаправленно контролирую двигательную активность каждого ребёнка.

Своевременно предлагаю интересную для ребенка деятельность, периодически корректирую ее, дозирую время.

Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивается на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.


21-23сл. Работа с родителями

В рамках данной темы была организована работа с родителями, направленная на приобщение взрослых к здоровому образу жизни, привлечение внимания к совместной деятельности с детьми, непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях. Работа реализовалась через следующие формы:

Серия наглядной информации

Создана картотека подвижных игр

В результате проведенной работы, родители:

научились организовывать игры с детьми дома

оборудовали мини - уголки для физического развития в домашних условиях

у детей улучшилась координация движений

повысили интерес к здоровому образу жизни

24 сл.

Итог о проделанной работе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности детей через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие. Систематическое использование различных вариантов игровых упражнений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок, равновесие, глазомер. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима.

На основании всего вышесказанного, свою педагогическую работу считаю эффективной и целесообразной.

Читайте также: