Что такое физические способности 2 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.

Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по А.П.Матвееву)

На рис. 1 приведены периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девочки обгоняют мальчиков на 1-2 года.

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.

Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.

К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.

Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.

Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет , а у мальчиков только с 13-14 лет.

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся.

Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.

Характеризуется: килограммы – оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека.

  • упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.
  • упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.

Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).

Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.

Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени.

Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.

Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.

Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.

Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Характеризуется: “Координационные возможности (в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве.” (По А.И.Яроцкому)

  • Гимнастические упражнения.
  • Прыжки в длину и высоту.
  • ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
  • Подвижные игры.
  • Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.
  • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).
  • Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  • Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.

Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполненияразнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.

Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.

  • циклические упражнения: бег, ходьба,чередование ходьбы и бега в различном темпе,ходьба на лыжах в переменном темпе;
  • подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.

Различают выносливость общую и специальную.

Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

  • Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).
  • Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.
  • Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.

Характеризуется максимальной амплитудой движения.

1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.

2. “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.

3. “Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы”. Ковалько В.И., М., ВАКО, 2005.

Физическое развитие – процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка.

Физическое качество – готовность людей осуществлять какую-либо двигательную деятельность.

Травматизм – распространённость получения травм в одинаковых условиях.

Травма – повреждение ткани, органа в результате внешнего воздействия, например, удара или ушиба.

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм.

Основная литература:

  • Физическая культура. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Конечно же, вы замечали, что уже выросли и отличаетесь от дошколят! Это заметно по тому, как вы выглядите, какой у вас рост и размер одежды, которую вы носите. Что вы знаете про физическое развитие человека?

Человек растет и развивается, и вот второклассник уже отличается от дошкольника. Чем? Это легко бросается в глаза – ростом, размером одежды, обуви. Названные параметры и есть показатели физического развития.

Итак, физических качеств пять. Давайте перечислим их: сила, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота.

Теперь познакомимся с этими качествами поближе.

Когда говорят о силе, имеют в виду, какое сопротивление человек может преодолеть.

Быстроту описывают как способность совершить какое-нибудь движение за самый короткий промежуток времени.

Выносливость – это способность продолжать действие, несмотря на усталость.

Гибкость – это подвижность суставов человека, которая позволяет выполнять такие упражнения, как наклоны.

Когда говорят о ловкости, подразумевают насколько человек быстро может освоить новые движения или перестроиться в новых условиях. А вот координация движения – это то, насколько человек управляет своим телом и движениями.

Заниматься спортом показано большинству людей. И желание соревноваться, добиваться лучших результатов – это понятное и естественное желание. Но идти на риск нужно всегда обдуманно. В спорте всегда есть риск получения травмы. На школьных уроках учитель всегда следит за тем, чтобы игры проходили безопасно. И сам урок имеет свою динамику – например, вначале ученики всегда разминаются, а уже потом приступают к более серьезным нагрузкам.

Это простые правила, которые нужно соблюдать самому и подсказывать своим одноклассникам. Тогда все занятия будут только укреплять здоровье и улучшать настроение.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Физические качества

Найдите зашифрованные физические качества.



Выберите правильный вариант.

Какие главные отличия второклассника и дошкольника?

Решение: Отличия заметны по тому, как они выглядят, какой у них рост. Поэтому верный ответ: Рост.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость

Начнем с того, что такое физическое качество.

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.
И так, приступим к пяти физическим качествам:

Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 - 11 лет и 14 - 15

Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

делиться на две группы:

a) статическое равновесие (без перемещения)

b) динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.

А сложная координация: 9 - 10 и 12 - 13 лет.

Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

a) абсолютная сила - это величина максимальных усилий

b) относительная сила - это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Средства развития силы

1. упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)

2. упражнения отягощенные весом собственного тела

3. упражнения на тренажерах (механотерапия)

4. статические упражнения в изометрическом режиме

5. силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)

Методы развития силы

1. метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)

2. флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)

3. метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 - 12 и 15 - 16)

Естественным путем развивается до 25 лет.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

1. эластичности и податливости мышц связок

2. от температуры внешней среды

3. от суточной периодики (утром, вечером)

4. от строения суставов

5. от общего состояния организма

a) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц

b) пассивная гибкость - амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил

разница между активной и пассивной гибкостью называется "запас гибкости"

Средства развития гибкости

1. упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

2. маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 - 6 и 9 - 14 лет

активная гибкость развивается: 10 - 14 лет

пассивная гибкость: 9 - 11 лет

Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

Фазы утомления

a) усталость: это субъективное ощущение утомления.

Эта фаза защищает организм от утомления.

b) компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.

c) некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости

1. метод круговой тренировки

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 - 16 лет), у женского пола в (12 - 13 лет).

Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений).

Похожие книги из библиотеки

Спортивное питание: Что есть до, во время и после тренировки

Спортивное питание: Что есть до, во время и после тренировки

Каким бы спортом вы ни занимались – бодибилдингом, бегом, плаванием или велоспортом, – вы не сможете добиться результатов без грамотно составленной диеты. В это сложно поверить, но успехи и даже спортивные рекорды возможны и без специальных витаминных добавок, протеиновых батончиков и коктейлей. Привычные продукты, оказывается, могут быть основой диеты успешного спортсмена. Главное – разобраться в том, что, когда и в каком количестве надо есть в зависимости от конкретно ваших спортивных целей. Рене Макгрегор, дипломированный диетолог и спортсмен со стажем, предлагает готовые варианты планов питания для нескольких видов спорта и тренировок разной интенсивности. В ее книге вы найдете более 100 рецептов вкусных, полезных и несложных блюд, которые обеспечат ваш организм всеми необходимыми питательными веществами.

Кожные заболевания

Кожные заболевания

Испокон веков человечество боролось со всевозможными кожными заболеваниями, но окончательно победить их так и не сумело. Хотя определенных успехов официальная медицина, безусловно, достигла. Тем не менее многие люди до сих пор зачастую лечатся у народных целителей. Кому же отдать предпочтение – врачам или знахарям? Выбор непрост. Но благодаря этой книге вам его делать и не придется. Русская травница Надежда Стогова и польский врач Анджей Даховский своим творческим союзом олицетворяют новый этап в развитии народной и официальной медицины – их единство. Прочитав эту книгу, вы поймете, что два пути к исцелению кожных заболеваний – народный и официальный – не расходятся в разные стороны, а идут рядом, зачастую сливаясь в одну общую Дорогу к Здоровью. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

Малая психиатрия большого города (пособие для начинающего психиатра)

Малая психиатрия большого города (пособие для начинающего психиатра)

Диета для гурманов. План питания от доктора Ковалькова

Диета для гурманов. План питания от доктора Ковалькова

Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой

Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой

Хлеб вкусный, целебный. Печем, едим, лечимся

Хлеб вкусный, целебный. Печем, едим, лечимся

Физкультура в вопросах и ответах

Перед Вами весьма специфическая книга. Здесь информация, предлагаемая автором, сопровождается комментариями самих родителей, читающих заметки о физической культуре в начальной школе и детском саду. В книге поднимается большое количество вопросов, которые рассматриваются с разных сторон – как с позиции учителя (воспитателя, инструктора), так и с позиции родителей, которые неравнодушно относятся к своим детям. В этом аспекте данное издание окажется очень полезным и для специалистов.

Физические способности Совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешности проявления двигательных качеств в двигательной деятельности.

Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта . Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин . 2012 .

Смотреть что такое "Физические способности" в других словарях:

физические способности — fiziniai gebėjimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių (jėgos, greitumo, ištvermės, vikrumo, lankstumo) ir kompleksinių gebėjimų (šoklumo ir kt.) išsiugdymas ir mokėjimas juos tikslingai naudoti sportinėje… … Sporto terminų žodynas

физические способности — fiziniai gebėjimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Prielaidos tam tikrai fizinei veiklai. atitikmenys: angl. physical abilities vok. körperliche Fähigkeiten rus. физические способности … Sporto terminų žodynas

физические способности — fizinis pajėgumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus įgimtųjų ir įgytųjų savybių ir ypatybių, susijusių su fizinio aktyvumo gebėjimais, visuma; galėjimas kuo veiksmingiau dirbti tam tikrą fizinį darbą (sportininko –… … Sporto terminų žodynas

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — специфичные для двигательной деятельности способности, проявляющиеся в возможности бегать, прыгать, плавать и т.д. Ф. с. связаны с развитием основных физических качеств … Психомоторика: cловарь-справочник

Способности — Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… … Википедия

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и… … Большая советская энциклопедия

СПОСОБНОСТИ — – 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой л. деятельности. Наиболее общая С.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА — качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные… … Психомоторика: cловарь-справочник

Список персонажей Fairy Tail — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Переработать оформление в соотв … Википедия

Читайте также: