Школьный музей как средство формирования исследовательских компетенций школьников

Обновлено: 02.07.2024

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, поисковой, исследовательской.

Школьный музей – помогает развивать познавательную активность учащихся через участие их в исследовательской работе. Он является средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской работы, местом организации и проведения различных форм поисковой деятельности учащихся. В нашем образовательном учреждении функционирует музей начального образования. Поэтому темы детских исследовательских работ связаны с историей начальной школы: “История школьного портфеля”, “Детская периодическая печать”, “Октябрята”, “Мой первый учебник-букварь”, “История школьной формы” и др.

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, мы учитываем их возрастные особенности. Зная, что в данном возрасте еще преобладает игровая деятельность, мы стараемся включить ребенка в поиск информации через такие виды формы как игра-путешествие, поисковая викторина, конкурс. С этой целью в план работы музея включены такие мероприятия как: игра-путешествие “По страницам букваря”, конкурс поисковых работ “Из истории школьных каникул”, викторина “Пионеры-герои В.О.В.”, брейн-ринг “История школьных принадлежностей”.

Подбирая темы исследовательских работ, мы исходим от интересов конкретного ребенка, учитываем индивидуальные различия и прирождённые задатки учащихся. В ходе работы над исследовательской работой проводим индивидуальную работу с каждым учащимся, консультацию с педагогами и родителями.

Роль педагога в процессе очень важна. Учитывая интересы детей, педагогу необходимо держаться ближе к той сфере, в которой он сам лучше всего разбирается, которой увлечен сам. Он должен не только помочь, но и увлечь. Макаренко А.С. говорил: “Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам”.

В организации исследовательской деятельности младшего школьника активное участие должны принимать родители. Дети, чувствуя поддержку родителей, раскрывают свои творческие способности. Привлечение родителей к исследовательской работе младшего школьника необходимо. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение основной части работы, иначе теряется сама идея исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность сама по себе проходит несколько этапов, которые увлекают, расширяют кругозор, формируют навык работы с литературой, источниками.

1 этап. Заинтересовать учащегося самим процессом исследования. Дать возможность понять, что именно его вклад в работу будет самым важным и высоко оцененным, если приложить определенное старание.

2 этап. Определение темы исследовательской работы.

3 этап. Подбор необходимых источников. Этот этап очень важен, так как именно с него и начинается, собственно, сама исследовательская деятельность. На этом этапе важно определить такие источники, которые бы не заставляли ребенка создавать масштабный научный труд (он все равно будет ему не по силам).

4 этап. Написание исследовательской работы. На данном осваивается техника ведения интервью (подготовка, составление вопросов, место и время проведения, запись, умение себя вести во время интервью), правила выбора собеседников (соответственно выбранной теме), работа с воспоминаниями, правила работы в архивах, правила работы с разными экспонатами музея.

5 этап. Оформление исследования.

6 этап. Презентация своего исследования в классном коллективе, на школьной поисковой конференции.

Учитывая все особенности организации исследовательской деятельности, младших школьников руководитель школьного музея разрабатывает темы исследований и координирует работу на всех этапах исследования.

Совет музея утверждает план работы исследовательской группы на учебный год, темы исследований, руководителей поисковых заданий. Кроме этого разрабатывает и утверждает план мероприятий, связанных с исследовательской деятельностью. Это

  • консультации для обучающихся, руководителей и родителей;
  • формы представления работ (конференция, экспозиция, конкурс и т.д.);
  • возможность использования каждого материала.

Такая планомерная работа дает свой результат. Сегодня можно сказать, что музей в школе действительно стал центром исследовательской активности учащихся. Так в школьной поисковой конференции ежегодно принимают участие около 25 учеников. Среди них есть призеры городской конференции “Я – Кемеровчанин”. А в традиционных конкурсах сочинений, викторинах, фестивалях, брейн – рингах старается принять участие каждый классный коллектив. На школьном фестивале “Судьба моей семьи в истории города, страны” представили свои поисковые работы 17 семей. Школьный музей в городском “Судьба моей семьи в истории города, страны” конкурсе занял первое место.

Материал, найденный во время поисково-исследовательской работы, широко применяется педагогами школы на уроках и в проведении классных мероприятиях. На основе исследовательских работ наших обучающихся оформляются экспозиции в школьном музее. Так, например, после проведения конкурса поисковых работ “Школьные каникулы”, создана экспозиция “Из истории школьных каникул”. На основе исследовательских работ II школьной поисковой конференции оформлена экспозиция “Неугасима память поколений. Образование в годы войны”.

Ребята, которые хотя бы раз соприкоснулись с музейным делом, стремятся узнать как можно больше о своей школе, районе, городе, крае. Знания всегда придают уверенность, а вместе с ними в детских сердцах появляется и признательность предшествующим поколениям за труд, вложенный в процветание родного края.

Школьный музей играет большую роль во влечение учащихся младших классов в исследовательскую деятельность. Он является продуктом совместной деятельности ученика, родителя и педагога.

Школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.

ВложениеРазмер
sadykova_elmira_halimovna.docx 20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Садыкова Эльмира Халимовна,

руководитель филиала МАОУ Каскаринской СОШ

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников

Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве.
В Янтыковской школе Тюменского района Музей был создан в 2003 году и руководила им учительница родного языка и литературы Рахимова Райса Абдуллалимовна, сейчас она на заслуженном отдыхе.

Основными задачами работы музея являются:

-развитие патриотизма, воспитание у учащихся уважительного, бережного отношение к обычаям и традициям своего народа, её прошлому и настоящему;

-углубление знаний учащихся в области истории своей малой родины;

-активация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

В стенах нашего музея проходят встречи с интересными людьми, проводятся игры, посиделки, ведутся исследовательские работы, акции…

Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях тех далёких времён.

Когда бойцы Красной армии били врага на фронте, наши ветераны тыла приближали победу на трудовом фронте, работали на заводах, фабриках, рубили лес, ловили рыбу.

Мы гордимся подвигами наших односельчан и должны брать с них пример. Через двери школьного музея в отважное прошлое своих дедов и прадедов будет входить юное поколение с тем, чтобы бережно хранить память о подвигах предков, достойно созидать будущее Отчизны.

Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.


В последнее время во многих школах активно развивается проектная деятельность учащихся, результаты которой часто становятся музейными экспонатами. Проектная деятельность школьников может носить краеведческий характер. Всем этим занимается музейная педагогика.

В современной литературе [2, 3, 4, 5, 6, 7] музейная педагогика определяется как область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий.

В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.

К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.

школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные собрания и другие формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной;

школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

Творческий потенциал сельских детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с ее классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

В ходе исследования нами было установлено, что развитие информационной компетентности учащихся в условиях школьной музейной деятельности имеет положительную динамику, если школьный музей функционирует в режиме центра творческого научно-исследовательского поиска; в основу организации школьных музейных исследований лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения; объекты музейных исследований учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре.

Анализ результатов по самооценке информационной компетентности старшеклассников на базовом уровне показал следующее. Практически все учащиеся имеют опыт работы с различными источниками информации: с учебной литературой – 100%, с научной литературой – 85%, со справочной литературой – 93%. Подавляющее большинство имеет начальные навыки работы на ПК: владеют текстовыми редакторами (96%), графическими редакторами (85%), освоили редактор презентаций (93%). Готовность и способность искать информацию в Интернете отметили 93% учащихся (а имеют такой опыт 84%), электронной почтой могут пользоваться 67% учащихся. 64% от числа опрошенных отметили, что владеют мультимедийными технологиями. Надежность данных результатов подтверждается доказанной готовностью выпускников к использованию информационных технологий во время презентаций рефератов, творческих литературных работ и других проектов, в период музейной деятельности.

Старшеклассники умеют выбирать источники информации в соответствии с поставленной задачей (93%), умеют отобрать информацию с учетом конкретной ситуации (82%), сопоставить информацию из различных источников (73%), составить план, структурировать содержание (88%). 76% учащихся считают, что могут составить список использованных источников по библиографическим правилам, однако 12% считают, что, скорее всего, не могут этого сделать, а 12% затруднялись ответить.

На основании полученных данных можно считать, что информационная компетентность старшеклассников сформирована на продвинутом уровне выше базового. Таким образом, школьный музей существенно влияет на развитие информационной компетентности учащихся. При этом интересно и то, что, если музей в школе есть, но он не является центром исследовательской деятельности, личностно-развивающего общения, то музей никак не влияет на рост информационной компетентности школьников.

Тараненко, Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. - 2006. - Выпуск № 6-7. С. 3-5.

Тверская, Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992. — С. 68.

Тельчаров, А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005. — 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, музей, учащийся, музейная педагогика, учебный процесс, информационная компетентность, информационная компетентность старшеклассников, информационная компетентность учащихся, Россия, учебно-воспитательный процесс.

Школьный музей как способ включения обучающихся в исследовательскую деятельность

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Школьный музей как способ включения обучающихся в исследовательскую деятельность

Пройдя все перечисленные этапы и получив в итоге качественную исследовательскую работу, можно с уверенность сказать, что учить учащихся школы писать серьезные исследования не просто можно, а необходимо. Многие ученые-педагоги считают, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте-люди, обладающие проектным типом мышления

  1. Введение………………………………………………………………………..3-5
  1. Из истории сельского хозяйства Новониколаевского района
  2. Развитие сельского хозяйства в нашем поселении
  3. Сельское хозяйство в годы войны
  4. Современное село (середина ХХ - начало ХХI века)
  5. Сельские династии и их вклад в развитие нашего района.
  1. Основная часть…………………………………………………………………6-7
  2. Заключение……………………………………………………………………..8
  3. Литература……………………………………………………………………. 9
  4. Приложения…………………………………………………………………….10
  1. Из истории сельского хозяйства Новониколаевского района

2.Развитие сельского хозяйства в нашем поселении

  1. Сельское хозяйство в годы войны
  1. Современное село, (середина ХХ - начало ХХIвека)

II.Основная часть

III. Заключение

Читайте также: